Разработчики: МГУПС (МИИТ), ПГУПС
Программу составили: к.т.н. профессор П. К. Рыбин – ФГБОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения»,
к.т.н. профессор Б.Ф. Шаульский – ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения». Эксперты:
ОАО «Российские железные дороги»,
Первый заместитель начальника Центра по технологической координации ОАО "РЖД"
д.т.н., профессор, академик РАТ В.А.Шаров
____________________________________________________________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа дисциплины составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 190401 «Эксплуатация железных дорог».
Транспорт, являясь одной из важнейших отраслей материального производства, осуществляющей перевозки пассажиров и грузов, представляет собойсовокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения.
Цель этой дисциплины состоит восвоении студентамизнаний о всех видах транспорта, которые необходимы для подготовки специалиста в области эксплуатации железных дорог, являющихся составной частью транспортной сети страны.
В системе подготовки инженера по управлению перевозочным процессом дисциплина “Общий курс транспорта” является базовой в формировании знаний в области управления транспортом.
Задачи дисциплины:
В процессе изучения дисциплины студент должен получить представление:
- об особенностях и месте транспорта в современном обществе, его роли в экономике, структуре транспортной сети России и основных направлениях ее развития;
- о системе и принципах управления транспортом в рыночной экономике, основных показателях работы транспорта в области грузовых и пассажирских перевозок;
- об особенностях отдельных элементов транспортного процесса, роли и сущности технологии в формировании и функционировании транспортных процессов и систем;
- о видах транспорта, их технической оснащенности, технических и экономико-эксплуатационных характеристиках, условиях эффективного применения различных видов транспорта;
- о принципах сравнения и выбора вида транспорта потребителями транспортных услуг;
- об основных положениях по вопросам надежности транспортных средств, защите окружающей среды, безопасности движения и пассажиров;
- о порядке разработки вопросов развития транспорта регионов, городов, предприятий, систем организации движения;
- о принципах прогнозирования развития региональных транспортных систем.
Студент, изучивший дисциплину, должен уметь дать оценку видам транспорта и определять рациональные условия их применения, а также обладать навыками определения технико-экономических показателей транспортных систем и использовать полученные знания при изучении комплекса дисциплин, формирующих специальность. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО. Учебная дисциплина «Общий курс транспорта» относится к циклу профессиональных дисциплин С3.Б.2 (базовая часть).
Содержание дисциплины является логическим продолжением содержания дисциплин: «Общий курс железных дорог», «Математическое моделирование систем и процессов», «Информационные технологии», и служит основой для освоения большинства дисциплин профессионального цикла специальности: «Взаимодействие видов транспорта», «Основы логистики», «Основы транспортного бизнеса», «Сервис на транспорте», «Транспортная безопасность», «Транспортно-грузовые системы», «Управление грузовой и коммерческой работой», «Экономика транспорта». 3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурных ОК-1 – владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-5 – способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести за них ответственность;
ОК-6 – умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
ОК-7 – способность к личностному развитию и повышению профессионального мастерства;
ОК-8 – осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; профессиональных ПК-3 – способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
ПК-19 – способность осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры, выявлять резервы, устанавливать причины неисправностей и недостатков в работе, принимать меры по их устранению и повышению эффективности использования;
ПК-20 – готовность к формированию целей развития транспортных комплексов городов и регионов, участию в планировании и организации их работы;
ПК-21 – способность обеспечивать решение проблем, связанных с формированием транспортно-грузовых комплексов;
ПК-30 – способность к проведению технико-экономического анализа, комплексному обоснованию принимаемых решений, поиску путей оптимизации транспортных процессов, а также к оценке результатов;
ПК-33 – готовность к проектированию объектов транспортной инфраструктуры;
ПК-38 – способность к выполнению анализа состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, организации и технологии перевозок, определению потребности в развитии транспортной сети, подвижном составе;
ПСК-1.3 – готовность к разработке технологии работы транспортных коридоров;
ПСК-3.4 – готовность к выполнению расчетов по рациональному распределению материальных (транспортных) потоков между различными видами транспорта. 4. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы
| Зачетных
единиц
| Всего часов
| Семестр
| Общая трудоёмкость дисциплины
|
| 144
| III
| Аудиторные занятия:
|
| 57
|
| - лекции
|
| 36
|
| - практические занятия
|
| 18
|
| - контроль самостоятельной работы
|
| 3
|
| Самостоятельная работа:
изучение отдельных тем разделов учебной дисциплины, работа с учебной, технической и справочной литературой, информационно-справочными системами)
|
| 33
|
| Экзамен
|
| 54
|
| Вид итогового контроля
|
| Экзамен
|
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1 Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Раздел учебной дисциплины
| Краткое содержание раздела
| 1
| 2
| 3
| 1
| Возникновение и развитие транспорта. Его роль в системе мирового хозяйствования.
| Причины возникновения и этапы становления основных видов транспорта. Транспортная сеть и транспортный рынок. Современное состояние мировой транспортной системы, роль и место транспорта России в ней. Особенности современного транспорта с социально-экономической точки зрения. Общая классификация транспорта.
| 2
| Система управления транспортом России
| Структура и функции органов государственного управления транспортом. Нормативные документы в области организации и управления транспортом.
| 3
| Транспортное пространство
| Характеристика использования транспортного пространства. Транспортные средства. Планирование транспортных потоков и перевозок. Управление движением транспортных потоков. Перевозочный процесс. Смешанные перевозки. Закономерности в развитии технических средств и эксплуатации разных видов транспорта.
| 4
| Оценка работы транспорта
| Показатели работы транспорта (перевозочной и погрузочно-разгрузочной работы, материально-технической базы, эксплуатационной работы, экономической эффективности и финансовые, интенсивности использования транспорта и др.). Показатель транспортной обеспеченности и доступности. Качество обслуживания. Качество пассажирских и грузовых перевозок. Индикаторы стабильности работы транспорта.
|
1
| 2
| 3
| 5
| Транспортный комплекс России
| Структура транспортной сети России. Основные направления развития транспортной системы России. Формы взаимодействия и конкуренции различных видов транспорта.
| 6
| Обеспечение безопасности на транспорте
| Общие факторы риска при перевозках. Методы обеспечения безопасности перевозок грузов и пассажиров по видам транспорта.
| 7
| Автомобильный транспорт
| Роль и значение автотранспорта в России. Технико-эксплуатационные характеристики автомобильного транспорта. Классификация и характеристика подвижного состава. Технология, организация и управление работой автотранспортного предприятия. Совершенствование организации автомобильных перевозок и перспективы их развития.
| 8
| Автодорожная сеть
| Протяженность и классификация автодорог России по техническому и административному принципу. Устройство автомобильных дорог (основные элементы плана, поперечного и продольного профилей автодороги; типы дорожного покрытия). Пропускная способность автодороги. Перспективы развития дорожной сети в РФ.
| 9
| Внутренний водный транспорт
| Система управления внутренним водным транспортом РФ. Технико-эксплуатационные особенности речного транспорта. Общая характеристика состояния речного транспорта России. Показатели использования речного транспорта. Характеристика и протяженность сети водных путей сообщения РФ. Классификация водных путей. Классификация и характеристика судов речного флота РФ. Основные параметры судов. Судовые сигналы.
| 10
| Обустройство водных путей и прибрежных пунктов
| Навигационное оборудование водных путей. Технические устройства и сооружения внутренних водных путей. Прибрежные пункты. Классификация речных портов. Техническое оснащение их. Основные принципы организации движения на речном транспорте. Перспективы развития речного флота РФ.
| 11
| Морской транспорт
| Роль и значение морского транспорта в мировой транспортной системе. Технико-эксплуатационные характеристики морского транспорта. Классификация морских перевозок и морского транспорта. Технология, организация и управление морскими перевозками.
| 12
| Морские порты
| Назначение и классификация морских портов. Показатели работы порта. Техническое оснащение морского порта. Структура управления портом. Основные принципы обработки судов в порту. Перспективы развития морского транспорта РФ.
|
1
| 2
| 3
| 13
| Воздушный транспорт
| Значение воздушного транспорта. Технико-эксплуатационные особенности воздушного транспорта. Принципы движения воздушных судов. Классификация воздушных судов. Основные характеристики самолетов и вертолетов гражданской авиации. Компоновочные схемы самолетов и вертолетов. Функциональные подсистемы современных воздушных судов. Перспективы развития гражданского воздушного флота РФ.
| 14
| Организация движения воздушных судов
| Система управления движением воздушных судов. Наземные службы. Классификация и устройство аэропортов и аэродромов. Организация обслуживания пассажиров и грузов в аэропорту. Перспективы развития аэропортов в РФ.
| 15
| Трубопроводный транспорт
| Назначение трубопроводного транспорта. Устройство и классификация трубопроводов. Технико-эксплуатационные особенности трубопроводного транспорта. Основные элементы трубопровода. Технология транспортировки грузов по трубопроводу. Перспективы и проблемы развития трубопроводного транспорта.
| 16
| Городской транспорт
| Классификация населенных пунктов. Городская транспортная система: назначение, состав, задачи. Классификация городского транспорта. Основные характеристики городских перевозок пассажиров. Выбор вида городского транспорта для выполнения пассажирских перевозок. Сфера рационального использования разных видов транспорта в городе.
| 17
| Основные транспортные схемы городов
| Комплексная транспортная схема города. Состав и требования к городской транспортной сети. Исходная информация и порядок проектирования транспортной сети города. Качественные показатели городской транспортной сети. Проблемы экологии городского транспорта.
| 18
| Транспорт промышленных предприятий
| Виды промышленного транспорта: традиционные и специальные. Классификация специальных видов. Сравнение и выбор оптимального вида промышленного транспорта. Перспективы развития промышленного транспорта.
|
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий.
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Виды учебной работы и трудоёмкость
(в часах)
| Всего
| Аудиторные занятия
| СРС
| Лекции
| Практические занятия
| КСР
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1
| Возникновение и развитие транспорта.
|
2
|
2
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 2
| Органы управления транспортом.
|
4
|
2
|
|
|
2
| 3
| Транспортное пространство
| 4
| 2
|
|
| 2
| 4
| Оценка работы транспорта
| 4
| 2
|
|
| 2
| 5
| Транспортный комплекс России
| 4
| 2
|
|
| 2
| 6
| Обеспечение безопасности на транспорте
| 5
| 2
|
| 1
| 2
| 7
| Автомобильный транспорт
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 8
| Автодорожная сеть
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 9
| Внутренний водный транспорт
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 10
| Обустройство водных путей и прибрежных пунктов
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 11
| Морской транспорт
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 12
| Морские порты
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 13
| Воздушный транспорт
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 14
| Организация движения воздушных судов
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 15
| Трубопроводный транспорт
| 7
| 2
| 2
| 1
| 2
| 16
| Городской транспорт
| 3
| 2
|
|
| 2
| 17
| Основные транспортные схемы городов
| 3
| 2
|
|
| 2
| 18
| Транспорт промышленных предприятий
| 4
| 2
|
| 1
| 1
| Итого
| 90
| 36
| 18
| 3
| 33
|
| 54
|
|
|
| экзамен
|
| 144
|
|
|
|
|
5.3. Образовательные технологии С целью формирования и развития профессиональных навыков при изучении дисциплины «Общий курс транспорта» используются интерактивные формы проведения лекционных и практических занятий в форме презентаций, защит рефератов и тестовых опросов. 6. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ (не предусмотрен учебным планом) 7. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
№
п/п
| Наименование практического занятия
| Содержание рассматриваемых вопросов
| Всего часов
| 1.
| Автомобильный транспорт.
| Крупнейшие автомобилестроительные компании России и мира.
Новые модели грузовых и пассажирских автомобилей.
Технические решения, снижающие негативное воздействие автотранспорта на окружающую среду.
|
2
| 2.
| Автодорожная сеть
| Современные средства обеспечения безопасности движения на автодорогах.
Современные методы строительства автодорог.
|
2
| 3
| Внутренний водный транспорт.
| Перспективы развития речного флота: новые типы судов.
Современные средства обеспечения безопасности плавания речных судов.
|
2
| 4
| Обустройство судоходных путей и прибрежных пунктов.
| Крупнейшие судоходные магистрали России и мира.
Организация работы и устройство крупнейших речных портов России и мира.
Современные гидротехнические устройства на судоходных реках и каналах.
|
2
| 5
| Морской транспорт.
| Крупнейшие судостроительные и судовладельческие компании России и мира.
Новые типы морских судов.
Современные средства обеспечения плавания морских судов.
Обеспечение экологической защиты от воздействия морского транспорта на окружающую среду.
|
2
| 6
| Морские порты
| Крупнейшие морские порты России и мира: характеристика портового хозяйства, организации обслуживания судов и погрузочно-разгрузочных работ.
|
2
| 7
| Воздушный транспорт
| Крупнейшие авиакомпании России и мира.
Крупнейшие авиастроительные компании России и мира.
Новые типы воздушных судов.
|
2
| 8
| Организация движения воздушных судов
| Крупнейшие аэропорты России и мира.
Современные средства организации движения воздушных судов и обеспечения безопасности полетов.
|
2
| 9
| Трубопроводный транспорт
| Крупнейшие трубопроводы России и мира.
Новые конструкционные материалы, используемые при изготовлении труб.
Современные методы строительства трубопроводов.
Обеспечение защиты окружающей среды от воздействия трубопроводного транспорта.
|
2
|
Практические занятия проводятся по мере освоения лекционного курса по тематике дисциплины в виде презентаций и докладов студентов по подготовленным ими рефератам, что позволяет углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях, и расширить представление студента о современных видах транспорта. 8. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)
(не предусмотрены учебным планом)
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература:
№
п/п
| Наименование
| Автор(ы)
| Год и место издания
| Используется
при изучении разделов
| 1
| Единая транспортная система
| В.Г. Галабурда и др.
| М.: Транспорт, 1999. – 302 с.
| 1 - 18
| 2
| Единая транспортная система
| Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков
| М.: Академия, 2004. – 240 с.
| 1 - 18
|
б) дополнительная литература:
№
п/п
| Наименование
| Автор(ы)
| Год и место издания
| Используется
при изучении разделов
| 1.
| Большая энциклопедия транспорта. Т.2 Авиационный транспорт
| А.Г. Братухин и др.
| М.: Машиностроение, 1995. – 400 с.
| 13, 14
| 2.
| Большая энциклопедия транспорта. Т.5 Морской транспорт
| В.Л. Галка и др.
| СПб.: Элмор, 2000. – 380 с.
| 5, 6
| 3.
| Большая энциклопедия транспорта. Т.6 Речной транспорт
| А.С. Бутов, А.М. Зайцев и др.
| СПб.: Элмор, 1998. – 312 с.
| 3, 4
| 4.
| Большая энциклопедия транспорта. Т.8 Транспортное строительство
| М.Н. Першин. А.И. Солодкий и др.
| СПб.: Элмор, 2000. – 356 с.
| 8
| 5.
| Грузовые автомобильные перевозки.
| А.В. Вельможин, В.А. Гудков и др.
| М.: Горячая линия – Телеком, 2007. – 560 с.
| 7
| 6.
| Современная логистика
| Д. Джонсон и др.
| М.: Вильямс, 2005. – 624 с.
| 2, 3, 5
| 7.
| Транспортная логистика
| Миротин Л.Б.
| М.: Экзамен, 2002. – 512 с.
| 1, 2, 3, 5
|
в) программное обеспечение: нет. г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Wikipedia.org, Mintrans.ru, Google, Yandex, Rambler, Mail.ru 10. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 10.1. Требования к аудиториям (помещениям, кабинетам) для проведения занятий:
Мультимедийная аудиовизуальная установка.
10.2. Требования к программному обеспечению:
Программное обеспечение должно обеспечивать демонстрацию слайдов, презентаций и видеофильмах с внешних носителей. 11. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 11.1. Виды и формы текущего контроля успеваемости.
Используются следующие виды и формы текущего контроля:
1) Устный вопрос в форме собеседования (УО-3).
2) Письменные работы в виде тестов (ПР-2).
3) Рефераты (Р-1).
Текущий контроль производится на лекциях в форме (УО-3), на практических занятиях в форме (ПР-2 и Р-1) с помощью балльно-рейтинговой системы оценки знаний: на лекциях (по завершения цикла из 6 лекций) и на каждом практическом занятии, кроме первого занятия. Текущий контроль занимает часть учебного занятия (до 30 минут). 11.2. Виды и формы промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация осуществляется в конце семестра и завершает изучение дисциплины. Форма аттестации – экзамен, проводимый в виде устного опроса (УО-1).
Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов 190401 - “Эксплуатация железных дорог”. |