В. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна





Скачать 227.76 Kb.
НазваниеВ. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна
Дата публикации26.04.2015
Размер227.76 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Спорт > Программа курса


ФБОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Шифр дисциплины: С1.В.ДВ.21

Психологические основы управления

экипажем судна
Рабочая программа

по направлению подготовки 180400

«Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования»

специальность: 180405

«Эксплуатация судовых энергетических установок»

Новосибирск 2013

Рабочая программа составлена доцентом каф. Судовождения Маркиным А.П.. на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 180400 «Эксплуатация водного транспорта и транспортного оборудования» специальность: 180405 «Эксплуатация судовых энергетических установок» и в соответствии с требованиями Правил III/1,V/2, АVI/1 МК ПДМНВ 78 с поправками и Разделов A-III/1, таблица A-III/1, Раздела A-V/2, таблица A-V/2 , Раздела A-VI/1, таблица A-VI/1-4 Кодекса ПДМНВ.

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Судовождения НГАВТ от 19.09.2013.
Зав. кафедрой СВ Сичкарёв В.И.

Рабочая программа одобрена советом СМФ от 23.12. 2013 г протокол №6
Председатель совета СМФ Лёзин Д.Л.



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины заключается в овладении психологическими знаниями и методиками, необходимыми для эффективного выполнения управленческих функций на морском транспорте.

Основные задачи:

  • Дать представление о психологических основах эффективной управленческой деятельности на морском транспорте, ознакомить студентов с содержанием учебной дисциплины и ее местом в системе профессиональной подготовки специалиста морского транспорта;

  • Дать студентам психологические знания и практические рекомендации, необходимые для формирования высокой психологической культуры, для выработки необходимых психологических качеств специалиста морского транспорта.

  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Психологические основы управления экипажем судна»

относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу С.1, вариативная часть. Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯДИСЦИПЛИНЫ

Программа курса «Психологические основы управления экипажем судна» охватывает широкий круг вопросов психологической теории и практики и подготовлена с учетом современных требований к уровню психологической подготовки специалистов на морском транспорте.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

3.1 Общекультурные компетенции (ОК) Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования:

ОК-3

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК-4

способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность

ОК-5

умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

ОК-8

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

3.2 Профессиональные компетенции (ПК):

ПК-1

готов участвовать в разработке проектов судов и средств океанотехники, энергетических установок и функционального оборудования, судовых систем и устройств, систем объектов морской инфраструктуры с учетом технико-эксплуатационных, эргономических, технологических, экономических, экологических требований

ПК-3

способен применять методы обеспечения технологичности и ремонтопригодности морской техники, уровня унификации и стандартизации

ПК-17

готов участвовать в научных исследованиях основных объектов, явлений и процессов, связанных с конкретной областью специальной подготовки

ПК-18

готов участвовать в разработке технологических процессов эксплуатационного, технического обслуживания, реновации и ремонта судов и средств океанотехники, энергетических установок, корпусных конструкций, энергетического и функционального оборудования, общесудовых устройств и систем, систем объектов морской инфраструктуры с использованием типовых методик расчетов

ПК-21

Способность осуществлять обучение и аттестацию обслуживающего персонала и специалистов

3.3 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с кодексом ПДМНВ.

Компетентность

Знание, понимание и профессионализм

Критерии

для оценки

компетентности

Таблица А-Ш/1

Спецификация минимальных требований к компетентности вахтенных механиков судов с традиционно обслуживаемым или периодически безвахтенно обслуживаемым машинным отделением

Функция: Судовые механические установки на уровне эксплуатации

Несение вахты в машинном отделении

Знание принципов управления ресурсами машинного отделения, включая:

  1. эффективное общение

  2. настойчивость и лидерство

  3. получение и поддержание знания ситуации

  4. учёт опыта команды.

Ресурсы распределяются и назначаются, по необходимости, в правильном приоритете для выполнения необходимых задач.

Общение происходит ясно и недвусмысленно.

Сомнительные решения и/или действия приводят к соответствующим вызовам и ответным действиям.

Выявляются признаки эффективного лидерского поведения.

Функция: Эксплуатация судна и забота о людях на уровне эксплуатации

Применение навыков лидерства и работы в команде

Знание и способность применять эффективное управление ресурсами:

  1. распределение ресурсов, назначение и приориотизация

  2. эффективное общение на судне и на берегу

  3. решения отражают учёт опыта членов команды

  4. настойчивость и лидерство, включая мотивацию

  5. получение и поддержание знания ситуации

  6. оценка ситуации и риска

Действия планируются, а ресурсы распределяются, по мере необходимости, с правильным приоритетом для выполнения необходимых задач

Общение происходит четко и недвусмысленно

Демонстрируется эффективное лидерство в поведении

Раздел A-V/2,

Таблица A-V/2:

Спецификация минимальных требований компетентности в отношении управления в чрезвычайных ситуациях и поведения человека в них

Управление ответными действиями на чрезвычайную ситуацию

Умение справиться со стрессом

Умение определять развитие симптомов излишнего стресса у отдельного лица и других членов судовой аварийной партии.

Понимание того, что стресс, вызываемый чрезвычайными ситуациями, может оказывать отрицательное воздействие на выполнение отдельными людьми своих обязанностей, на их умение действовать по инструкции и на выполнение процедур.

Действия членов экипажа способствуют поддержанию порядка и обеспечению контроля.

Раздел A-VI/1

Таблица A-VI/1-4:

Спецификация минимальных требований к компетентности в вопросах личной безопасности и общественных обязанностей

Принятие мер предосторожности для предотвращения загрязнения морской окружающей среды

Последствия эксплуатационного или случайного загрязнения морской окружающей среды..Основы знаний сложности и разнообразия морской окружающей среды.

Организационные процедуры, направленные на охрану морской окружающей среды, постоянно со­блюдаются

Способствование эффективному общению на судне

Понимание принципов между отдельными лицами и группой взаимодействующих лиц на судне и препятствий к такому общению.

Способность устанавливать и поддерживать эффективное общение.

Общение постоянно четкое и эффективное

Содействие установлению хороших взаимоотношений между людьми на судне

Важность поддержания хороших человеческих и рабочих отношений на судне. Основные принципы и практика работы в группе взаимодействующих лиц, включая разрешение конфликтов. Общественные обязанности, условия найма, индивидуальные обязанности и права; опасность злоупотребления лекарственными препаратами и алкоголем.

Предписанные требования к работе и поведению соблюдаются постоянно

Понимание и принятие мер, необходимых для контроля усталости

Важность получения необходимого отдыха. Воздействие сна, расписание работ/отдыха и суточного ритма на усталость. Воздействие физических стрессов на моряков. Воздействие стрессов окружающей среды на судне и вне его на моряков. Воздействие смены режима работ и отдыха на усталость моряков

Практика управления усталостью соблюдается и соответствующие действия используются постоянно*

В результате изучения дисциплины студент должен повысить свою психологическую культуру и должен:

Знать:

  • индивидуально-психологические особенности личности, психологические основы управленческой деятельности в судовом экипаже, психологические способы эффективного разрешения конфликтных ситуаций на борту судна, специфику осуществления управленческих функций в условиях аварийной ситуации, способы снятия психологической усталости;

  • принципы эффективного общения, настойчивости и лидерства;

  • опасность злоупотребления лекарственными препаратами и алкоголем;

  • последствия эксплуатационного или случайного загрязнения морской окружающей среды.

Уметь:

  • предвидеть и оценить психологические последствия собственных действий и поступков; самостоятельно учиться и адекватно оценивать как свои возможности, так и возможности окружающих;

  • грамотно выстраивать отношения в коллективе исполнителей с разнородным национальным, религиозным и социально-культурным составом; осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования в экипаже;

  • эффективно действовать в сложных и критических условиях, разрешать конфликтные ситуации, справляться со стрессом;

  • находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей;

  • применять эффективное управление ресурсами, поддерживать хорошие человеческие и рабочие отношения на судне.

Владеть:

  • навыками практического использования полученных знаний в процессе осуществления управленческих функций;

  • специальными психологическими методиками психодиагностики;

  • психологическими методами разрешения конфликтных ситуаций, управления неорганизованными массами людей;

  • психологическими приемами и методами саморегуляции своего психического состояния, нормами здорового образа жизни.

  1. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет: 2 зачётных единицы.

Вид учебной работы

Очное обучение


Всего

часов

Семестр

3

Общая трудоемкость дисциплин

72

72

Аудиторные занятия

38

38

Лекции

19

19

Практические занятия

19

19

Самостоятельная работа

34

34

Написание реферата

10

10

Изучение литературы

24

24

Вид итогового контроля




зачёт

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Разделы, темы дисциплины и виды занятий

      Разделы и темы дисциплины

      Лекции

      ПЗ

      СР

      Тема 1 Введение

      1

      1




      Тема 2. Психическая структура личности и психологические закономерности управленческой деятельности на борту судна

      2

      2

      3

      Тема 3. Психологическое обеспечение управленческой деятельности на морском транспорте

      3

      2

      3

      Тема 4.Особенности морского экипажа как социальной группы. Усталость в условиях рейса и методы ее преодоления

      3

      3

      3

      Тема 5. Психологические особенности управленческой деятельности на морском транспорте в экстремальной ситуации. Психология стресса и управление стрессом.

      3

      2

      3

      Тема 6. Психологические феномены группового поведения в экстремальной ситуации. Стихийное поведение неорганизованных групп (психология толпы).

      3

      3

      4

      Тема 7 Индивидуально-психологические свойства личности и их учет в управленческой деятельности на морском транспорте.

      2

      3

      4

      Тема 8. Конфликты и пути их разрешения.

      2

      3

      4

      Написание реферата







      10

      Итого

      19

      19

      34

    2. Содержание разделов и тем дисциплины

Тема 1. Введение [1-9]

Психология управления как наука. Назначение и содержание курса. Основные исторические этапы становления психологии управления как самостоятельной науки.

Содержание, цели и задачи психологии управления. Объект и предмет психологии управления. Основные категории и понятия. Методологические подходы к управлению (системный подход, ситуационный (конкретный) подход, процессный подход). Тесная взаимосвязь психологии управления с другими отраслями психологии а также с другими науками.

Тема 2. Психическая структура личности и психологические закономерности управленческой деятельности на борту судна [1-9]

Психическая структура личности. Учет психической структуры личности в практике управленческой деятельности в условиях рейса.

Факторы детерминации человеческого поведения. Макро- и микросреда личности и формирование социальных стереотипов. Социальная роль и ролевое поведение.

Психологические закономерности управленческой деятельности и их реализация в условиях работы в составе экипажа судна.

Мотивация личности. Мотивация трудовой деятельности. Положительная и отрицательная трудовая мотивация. Основные критерии мотивирующей организации труда в условиях плавания

Тема 3. Психологическое обеспечение управленческой деятельности на морском транспорте [1-9]

Важность психологических аспектов проблемы "человеческого фактора" на борту судна. Проблема "человеческого фактора" на морском транспорте в международных и отечественных морских документах (международные конвенции, решения органов Международной морской организации (ИМО)

Понятие надежности профессиональной деятельности (НПД). Психологические критерии профессиональной надежности. Психологические механизмы профессиональной надежности моряков (самоконтроль, информационная и психомоторная избыточность, компенсация и др.). Психологическое обеспечение процесса формирования профессиональной надежности работников морского транспорта.

Тема 4. Особенности морского экипажа как социальной группы. Усталость в условиях рейса и методы ее преодоления. [1-9]

Классификация групп: реальные, лабораторные, естественные большие и малые, условные. Групповая динамика. Структура: формальная, неформальная и ролевая. Сплочённость.

Особенности социально-психологических характеристик морских экипажей: особый характер условий труда; нахождение морских специалистов в условиях относительной социальной изоляции; ограничение пребывания морских специалистов в рейсе определёнными сроками; особенности управления коллективом; неразделённость бытовой и производственной сфер жизнедеятельности.

Специфические характеристики морских экипажей: стадии развития экипажа как социальной группы; «информационные» процессы в морских экипажах; особенности адаптации к «совмещённому» труду и отдыху; особенности адаптации к повышенной плотности коммуникации; особенности неформальных структур в морских экипажах.

Особенности психической деятельности человека в замкнутых технических системах. Психогенные факторы, психологический дискомфорт и психологические перегрузки, воздействующие на моряков на борту судна и их последствия.

Депривация (эмоциональная, сенсорная, социальная, двигательная, информационная, сексуальная и др.), групповая изоляция, публичность существования, нарушение биологических ритмов, десинхроноз и т.д.

Психологическая усталость. Факторы (причины) усталости и ее последствия. Основные направления борьбы по предотвращению и уменьшению усталости плавсостава в условиях рейса. Нормы здорового образа жизни.

Тема 5. Психологические особенности управленческой деятельности на морском транспорте в экстремальной ситуации [1-9]

"Человеческий элемент" и психологические аспекты безопасности на морском транспорте. Психологические подходы к решению проблемы безопасности мореплавания. Экстремальная (аварийная) ситуация и ее характеристики. Стрессогенные факторы аварийной ситуации и их последствия. Специфические закономерности развития аварийной ситуации. Психологическая характеристика основных этапов экстремальной си­туации и практические рекомендации по их прохождению.

Руководитель в условиях экстремальной ситуации. Психологические механизмы воздействия на членов экипажа и пассажиров. Стресс, как адаптационная, защитно-приспособительная реакция организма на опасность. Физиология стресса и его стадии. Виды стресса и его симптомы. Профилактика стресса. Способы управления стрессом на судне и методика выхода из него.

Тема 6. Психологические феномены группового поведения в экстремальной ситуации. Стихийное поведение неорганизованных групп (психология толпы) [1-9]

Толпа, как социально-психологический феномен. Социально-психологические феномены стихийного поведения неорганизованных групп. Основные виды толпы и их психологические характеристики. Психологические механизмы поведения толпы и особенности психологического взаимодействия людей в экстремальной ситуации. Паника и ее психологические характеристики. Факторы, способствующие возникновению массовой паники и превращению организованной группы в паническую толпу. Профилактика массовой паники и меры по ее ликвидации.

Тема 7. Индивидуально-психологические свойства личности и их учет в управленческой деятельности на морском транспорте. [1-9]

Темперамент. Темперамент, как динамическая характеристика большинства свойств личности. Взаимосвязь темперамента с характером человека. Основные типы темперамента и их характеристика. Психодиагностика темперамента. Практические рекомендации по учету психологических особенностей различных типов темперамента в практике управленческой деятельности на морском транспорте.

Характер. Природные и социальные предпосылки, предопределяющие формирование характера. Классификации типов характеров. Акцентуация характера. Психодиагностика характера. Учет психологических особенностей различных типов характера в практике управленческой деятельности на морском транспорте.

Психологические типы личности. Классификации психологических типов личности. Характеристика основных психологических типов личности (экстраверты и интроверты; сенсорики и интуитивисты, мыслительный и чувствующий тип, решающие и воспринимающие). Психодиагностика психологического типа личности. Учет особенностей различных психологических типов личности в практике управленческой деятельности на морском транспорте.

Тема 8. Конфликты и пути их разрешения. [1-9]

Конфликт: определение, сущность, функции, виды конфликтов. Структура конфликта и его динамика. Искажение восприятия конфликтной ситуации. Динамика конфликта и её закономерности. Причины конфликтов и их профилактика. Управление конфликтом: основные принципы управления конфликтом, основные этапы управления конфликтом. Основные стратегии поведения в конфликте. Тактики поведения в конфликте. Управление конфликтом и его коррекция. Самоконтроль в конфликтной ситуации. Разрешение внутриличностных конфликтов.

5.3 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

№ в УП

Наименование обеспечиваемых дисциплин

№№ разделов дисциплины (из табл. 5.1), необходимых для изучения обеспечиваемой дисциплины

Отсутствуют

  1. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

    № раздела темы и дисциплины

    Наименование лабораторных работ

    Не предусмотрены

  2. ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ

    № раздела

    (темы) дисциплины

    Наименование

    практических занятий

    Тема 1. Введение

    1. Предмет, субъект, объект науки психологии управления. Этапы развития

    Тема 2. Психическая структура личности и психологические закономерности управленческой деятельности на борту судна [1-8]

    2. Тесты «Ваш стиль делового общения»; «Ваши помехи в установлении эмоциональных контактов с партнёрами».

    Тема 3. Психологическое обеспечение управленческой деятельности на морском транспорте [1-8]

    3. Выявление явной и скрытой мотивации в беседе с подчинёнными. Дискуссия по теме «Способы повышения мотивации трудовой деятельности на судне». Тест: Ваш уровень коммуникативно-организаторских способностей».

    Тема 4.Особенности морского экипажа как социальной группы. Усталость в условиях рейса и методы ее преодоления

    [1-8]

    4. Требования руководящих документов по организации и несению специальных вахт и работ на судне.

    Тест: «Ваш уровень общительности»;

    Тест: «Сильный ли у Вас характер?»

    Тема 5. Психологические особенности управленческой деятельности на морском транспорте в экстремальной ситуации. Психология стресса и управление стрессом.

    [1-8]

    5. Способы регуляции психических состояний: дыхательные упражнения, упражнения на изменение тонуса различных групп мышц, упражнения релаксации, упражнения визуализации, воздействие на биологически активные точки организма.

    Тест «Оценка эмоционального состояния» ( Уровень реактивной и личной тревожности).

    Тест: Степень подверженности Вас стрессу».

    Тема 6. Психологические феномены группового поведения в экстремальной ситуации. Стихийное поведение неорганизованных групп (психология толпы). [1-8]

    Тесты: «Ваша стратегия конфликтного взаимодействия»; «Уровень Вашей агрессивности».

    Тест: «Хорошо ли Вы владеете невербальными средствами общения?»

    Тема 7. Индивидуально-психоло-гические свойства личности и их учет в управленческой деятельности на морском транспорте. [1-8]

    . Работа с психологическими тестами: а) Ваш темперамент;

    б) Общепсихологическая типология личности.

    Тест: Характерологический. (Определение основных направлений характера по К. Леонгарду)

    Тема 8. Конфликты и пути их разрешения. [1-8]

    Психология управления конфликтными ситуациями. Исследование механизмов психологической защиты «Я». Стиль поведения в конфликтной ситуации. Уровень конфликтности.

    Тесты: «Конфликтная ли Вы личность?»; тест «Степень Вашей конфликтности».

  3. КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

    № раздела

    (темы) дисциплины

    Работы, выполняемые по курсовому

    проектированию

    Не предусмотрен

  4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Самостоятельная работа заключается в изучении литературных источников и написании реферата.

    1. Рефераты

      № раздела (темы) дисциплины

      Наименование РГР, реферата

      Психологические основы управления экипажем судна

      Реферат. Реферативная работа по индивидуальному заданию

    2. Темы рефератов

  1. Личность и коллектив. Проблемы психологической совместимости.

  2. Морально-психологический климат в коллективе и факторы его формирования.

  3. Психологический тип руководителя и его влияние на стиль руководства.

  4. Межличностные отношения в коллективе и их особенности.

  5. Формальное и неформальное лидерство в коллективе.

  6. Неформальные и референтные группы, их влияние на структуру межличностных отношений в коллективе.

  7. Стили руководства и психологические факторы их формирования.

  8. Адаптация личности в условиях трудового коллектива (экипажа судна).

  9. Поведение личности в экстремальной ситуации и возможности коррекции.

  10. Стресс и стрессоустойчивость личности.

  11. Психологические методы управления коллективом в экстремальной ситуации.

  12. Индивидуально-психологические характеристики личности (темперамент) и их учёт в управленческой деятельности.

  13. Индивидуально-психологические характеристики личности (характер) и их учёт в управленческой деятельности.

  14. Индивидуально-психологические характеристики личности и их учёт в управленческой деятельности (психологический тип личности).

  15. Человеческий фактор как основная составляющая безопасности мореплавания.

  16. Психологические основы трудовой мотивации.

  17. Психологические проблемы совместной деятельности и методы их разрешения.

  18. Конфликт и управленческая деятельность.

  19. Формы и виды средств общения в коллективе.

  20. Невербальные средства общения.

  21. Конфликт, его содержание и сущность.

  22. Виды конфликтов и их характеристики.

  23. Экстремальные ситуации и поведение неорганизованных групп. Психология толпы.

  24. Динамика протекания конфликта.

  25. Стратегии поведения участников конфликтной ситуации.

  26. Методы управления и профилактика конфликтов.

  27. Исследование и диагностика конфликтов.

  28. Коррекция и управление конфликтом.

  29. Трудовая мотивация личности.

  30. Психическая структура личности и её учёт в управленческой деятельности.

  31. Психологические закономерности управленческой деятельности.

  32. Социометрические и референтнометрические оценки психологического климата в коллективе.

  33. Понятие психологического барьера и пути его преодоления в процессе управленческой деятельности.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Обязательная литература

  1. Даниленко А.А. Психологические основы управления на морском транспорте /А.А.Даниленко.- СПб.: Издательство Санкт-Петербургского института истории РАН «Нестор-История», 2004.-395 с. (40экз)

  2. Осухова Наталия Георгиевна. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. пособие / Осухова Наталия Георгиевна; Н. Г. Осухова. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 288 с. - (Высшее профессиональное образование) (Психология). - ISBN 978-5-7695-4854-3. (12 экз.)

    1. Рекомендуемая литература

Основная

  1. Международная Конвенция о подготовке и дипломировании моря ков и несении вахты 1978 г. (ПДМНВ-78) с поправками (консолидированный текст), - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010 г. - 806 с.

  2. Столяренко Людмила Дмитриевна. Основы психологии: учеб. пособие / Столяренко Людмила Дмитриевна; Л. Д. Столяренко . - 15-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 672 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-222-08731-Х.(26 экз.)

  3. Малкина-Пых Ирина Германовна. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога / Малкина-Пых Ирина Германовна; И. Г. Малкина-Пых. - М.: ЭКСМО, 2005. - 960 с. - ISBN 5-699-07805-3. ( 12 экз.)

  4. Марьин Михаил Иванович. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности / Марьин Михаил Иванович, Касперович Юлия Григорьевна; М. И. Марьин, Ю. Г. Касперович. - М.: Академия, 2007. - 208 с. - (Высшее профессиональное образование) (Психология). - ISBN 978-5-7695-3416-4. (12 экз.).

Дополнительная

  1. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учеб. пособие / Г. В. Бороздина. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 224 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-86225-751-9: 24,90. (17 экз.)

  2. Столяренко Людмила Дмитриевна. Психология и педагогика для технических вузов: учеб. пособие / Столяренко Людмила Дмитриевна, Гулиев Муса Ахметович, Ганиева Раза Хаматханова; Л. Д. Столяренко, М. А. Гулиев, Р. Х. Ганиева. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 510 с.: ил. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-11347-9. (20 экз.)

  3. Столяренко Людмила Дмитриевна. Психология и педагогика: краткий курс лекций для студентов вузов / Столяренко Людмила Дмитриевна, Столяренко Владимир Евгеньевич; Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 142 с. - (Хочу всё сдать!). - ISBN 978-5-9916-1247-0. (10 экз.)

    1. Информационные средства обеспечения дисциплины

  1. Чередниченко И. П., Тельных Н. В Психология управления [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nlplife.ru/knigi/psyho/psihologija-upravlenija-2826

  2. Станислав Михайлович Емельянов Практикум по конфликтологии.[электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nlplife.ru/knigi/psyho/praktikum-po-konfliktologii

  3. Столяренко Людмила Дмитриевна. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: краткий курс лекций для студентов вузов / Столяренко Людмила Дмитриевна, Столяренко Владимир Евгеньевич; Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 134 с.: ил. - (Хочу всё сдать!). - Открывается с использованием Adobe reader версии 9.0 и новее. - ISBN 978-5-9916-1247-0.

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

Аудитория управление судном. Проектор, экран.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В библиотеке академии имеются методические указания по всем видам учебных занятий и самостоятельной работы.

  1. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Для очного обучения предусмотрен зачёт при условии выполнения учебного графика, практических работ, написания реферата и беседы по нему. Кроме того, осуществляется текущий контроль знаний студентов в процессе занятий.

Критерии для оценки компетентности указаны в таблице 3.3 настоящей программы.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна iconСпособ определения веса судна и аппликаты его центра тяжести
Далее вызывают накренение судна на угол путем равномерной откачки воздуха из емкостей, расположенных по одну сторону от диаметральной...
В. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна iconСинтез астатических законов управления с неполной обратной связью для морских подвижных объектов
Важным требованием к системе управления является наличие астатизма по регулируемой координате. В работе представлен алгоритм построения...
В. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Объяснить плавание судов. Дать понятие осадки судна, ватерлинии, водоизмещения судна, его грузоподъемности
В. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна iconРабочая программа учебной дисциплины теоретические основы автоматизированного управления
Для изучения дисциплины «Теоретические основы автоматизированного управления» студентам необходимо обладать знаниями, умениями и...
В. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Требования, предъявляемые к проектам. Методологические аспекты управления проектной деятельностью. Технологии и методы управления...
В. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна iconНоу спо владивостокский морской техникум
Суб система управления безопасной эксплуатации судна и предотвращения загрязнения окружающей среды структурированная и документированная...
В. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна iconРабочая программа учебной дисциплины основы теории управления
Дисциплина «Основы теории управления» относится к циклу профессиональных дисциплин, базовая часть. Для изучения дисциплины «Основы...
В. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна iconУчебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы управления персоналом»
...
В. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна iconУчебное пособие 10 Введение 13 Часть Основы общей теории управления....
Основы процессного управления. Компоненты процессов. Идентификация и классификация процессов 31
В. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна iconУчебно-методический комплекс к спецкурсу «Психологические основы...
...
В. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна iconМетодические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине...
Персонал предприятия как объект управления. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием. Принципы управления...
В. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зинченко. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина...
В. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна iconЛ. К. Раицкая дидактические и психологические основы применения технологий...
Дидактические и психологические основы применения технологий веб в высшем профессиональном образовании
В. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна iconКонтрольная работа основы управления ассортиментом товаров Н. Тагил...
Для выполнения контрольной работы Вам надлежит изучить дисциплину «Основы управления ассортиментом товаров» согласно учебнику, предлагаемому...
В. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна iconПрограмма учебной дисциплины основы менеджмента для бакалавров по...
«Основы менеджмента» для бакалавров по направлению подготовки «Юриспруденция» 030900 [Текст] / «Государственный университет управления»,...
В. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна iconI. Проблемы этики деловых отношений
Психологические и этические основы культуры делового общения. Нравственная социализация личности 4


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск