Урок по обществознанию для 9 класса. Цель: формировать убеждение о важности семьи в жизни человека. Задачи





НазваниеУрок по обществознанию для 9 класса. Цель: формировать убеждение о важности семьи в жизни человека. Задачи
Дата публикации27.06.2013
Размер141 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
«Семья и родственные отношения»

урок по обществознанию для 9 класса.

Цель:

формировать убеждение о важности семьи в жизни человека.

Задачи:

- способствовать формированию представлений о важной роли семьи для общества, воспитанию важных семейных качеств в личности,

- способствовать формированию представлений о важности каждого члена семьи,

- привить желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших и стариках,

- способствовать укреплению привязанности к членам своей семьи, гордиться их достижениями,

- способствовать развитию творческих способностей у учащихся,

- развивать умение работать с текстом, анализировать и делать выводы.
Предшествующая работа.

Учащимся предлагаются варианты объявлений. Вопрос: по какому из объявлений они выбирали бы партнера? Суть объявления абсолютно одинакова, изменены лишь имена. (приложение 1)
Ход занятия.

1. Вводная часть.

Учитель: Здравствуйте, ребята. На прошлом занятии мы говорили с вами о любви и влюбленности. Мне хотелось бы подвести итоги по выбранным объявлениям. И девушки, и юноши в большинстве выбрали объявление под №6. что же это означает? Девушки и юноши по-разному подходят к вопросу о выборе партнера. Девушки мало внимания уделяют внешним данным, им более интересен внутренний мир будущего партнера и серьезные отношения. Юноши чаще обращают внимание на внешние данные будущей партнерши, при этом красочно описывают свою внешность и увлечения. Влюбленность и любовь сводят людей воедино, создается семья. Сегодня мы поговорим о семье.

2. Основная часть.

Учитель: Задумывались ли вы когда-нибудь, почему люди живут семьями?

Кто в семье голова? (ответы учащихся)

Семья – первичная социальная ячейка общества, где субъекты объединены формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, принятых в данной языковой, социокультурной общности, ее традиций, обрядов, обычаев. Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения общественных норм и культурных ценностей, приобретения опыта человеческого взаимопонимания, профессионального самоопределения. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Поэтому обществу не может быть безразлично, что происходит в семье.

Молодая семья играет исключительную роль в становлении гражданских отношений, накоплении и передаче культурно - бытовых традиций, духовных ценностей, опыта рационального ведения домохозяйства. И хотя в последние годы все больше внимания уделяется молодой семье, число стоящих перед ней проблем не уменьшается. В обществе все чаще задаются вопросами, отчего все чаще семья ограничивается единственным ребенком, что происходит в молодой семье, почему так часты разводы. Семья является предметом изучения многих общественных наук: демографии, социальной психологии, истории, экономики, юриспруденции, педагогики, социологии. Родственные отношения в семье изучает генеалогия или родословие. (Учащиеся записывают в тетрадь) Обобщающее представление о семье дает социологическая наука, рассматривающая ее одновременно как социальный институт и как малую социальную группу. Давайте запишем понятия семья и родственные отношения.

Семья как малая группа - это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта. Взаимопомощью и взаимной ответственностью.

Семья как социальный институт - это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

Родственные отношения (родство́— связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого (прямое родство), или разных лиц от общего предка, а также на брачных семейных отношениях. Существуют два основных вида родства: кровное (биологическое), определяемое естественной генетической близостью, и социальное, представляющее собой санкционированную обществом систему родственных отношений, в частности, родство через брак. Люди, связанные родственными отношениями, называются родственниками.

Учащиеся записывают определения в тетрадь.

Кого мы можем назвать (ответы учащихся)

  • Родственниками по прямой и непрямой линиям?

  • Родственниками в одном поколении?

  • Родственниками в соседних поколениях?

  • Родственниками через поколение?

  • Родственниками через несколько поколений?

Отгадайте, о ком идет речь, правильно указав родственника. (Приложение2)

Ваше домашнее задание: 1. Попробуйте составить родословное дерево вашей семьи, поспрашивайте у родителей о ваших родственниках, впишите их даты рождения и годы жизни. Вы узнаете много нового о членах своей семьи.

С институтом семьи теснее связан другой социальный институт – институт брака. Расскажите о том, что такое брак, какие виды брачно-семейных отношений выделяются.

Доклад ученика (приложение 3).

Учитель: Семья всегда выполняет целый ряд социальных функций. Каждый член семьи выполняет определенную роль. Вспомните повседневные обязанности всех членов семьи. (Ответы учащихся)

Подумайте, как различные члены семьи помогают друг другу. (Ответы учащихся).

Учитель: Пользуясь текстом учебника, выделите основные функции семьи.

(учащиеся выделяют функции)

Учитель: Давайте запишем их в тетрадь.

  1. Репродуктивная функция – от лат. productio – производить – обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. К сожалению, в настоящее время население России сокращается примерно на 750 тыс. человек. Для поддержания воспроизводства населения необходимо, чтобы 50% семей имело троих детей. Сегодня в большинстве городских семей всего один ребенок.

  2. Воспитательная функция. Общественная ценность семьи состоит прежде всего в духовном воспроизводстве жизни, т.е. в воспитании детей. Воспитание детей – большой ежедневный труд, и физический, и умственный. Благодаря семье ребенок получает первые трудовые и нравственные навыки. Характер их отношений, степень взаимного согласия, любви, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров – все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения. Важнейшее средство воспитания ребенка – личный пример родителей. Воспитательное влияние семьи на растущего в ней ребенка в целом определяется семейными нормами, ценностями, интересами.

  3. Хозяйственная функция – ведение домашнего хозяйства.

  4. Экономическая функция – материальное обеспечение семьи.

  5. Эмоциональная функция – обеспечение взаимной психологической поддержки и защищенности каждого члена семьи.

  6. Социально-статусная функция – наследование принадлежности индивида к тому же классу, расе, этносу, религиозной группе, к которым принадлежит семья.

  7. Функция первичного социального контроля – определение норм поведения членов семьи в различных сферах.

  8. Функция духовного общения и досуга – проведение семейных праздников, походов, вечеров отдыха, организация семейного чтения и др.

Учитель: В разные периоды жизни семьи приоритетное место занимает то одна, то другая функция. Так, для молодой семьи в числе приоритетных – репродуктивная функция, для пожилой – функция духовного общения. Учитель: Сейчас я предлагаю вам разделиться по группам по вашему желанию (от 3 человек). Каждой группе предлагается показать действие в семье, те, кто не в группе актеров, должны определить, кто изображает маму, папу, брата, сестру и т.д. (Учитель раздает карточки с надписями: «утро в семье», «праздник в семье», «вечер в семье» и т.п. Зрители угадывают, кто кого изображал, дают оценку правдивости игры актеров и правильности распределения обязанностей.)

Учитель: Самый болезненный вопрос – кто, что и когда должен делать в семье. При этом у каждого члена семьи собственное представление о своих обязанностях. Важно помнить, что обязанности детей в семье изменяются по мере их взросления.

Ваше домашнее задание: 2. Охарактеризуйте кратко обязанности каждого члена вашей семьи.

Учитель: Семейная политика всех цивилизованных государств своей приоритетной задачей считает укрепление института семьи. Однако в современных системах воспитания и образования большинства стран практически отсутствует специальная подготовка к браку и выполнению супружеских обязанностей. Молодые люди вступают в брак, находясь во власти сентиментальных, романтических представлений, не зная правил и закономерностей супружеской жизни. Многие из них потом довольно быстро расходятся.
Большинство молодых людей вступают в брак после нескольких месяцев знакомства. И схема таких браков проста. Вроде бы любили. Поэтому и поженились. Вскоре разлюбили. Поэтому и развелись.
Вообще, отношение к разводу, а значит и браку, часто достигает “легкости необыкновенной”.

К большому сожалению, острой общественной проблемой являются разводы. Давайте послушаем сообщение. Доклад ученика. ( приложение4)
Хотелось бы немного сказать о браках и разводах в Вельском районе (приложение 5)

3. Заключительная часть.

Учитель: Подводя итог нашего урока, хотелось бы отметить, что семья очень важна для человека. В семье люди относятся друг к другу с пониманием, терпением, заботой, сообща переживают горе или радость, имеют общие цели и достижения, в семье человек чувствует себя в безопасности. Опыт счастливых, дружных семей наглядно свидетельствует: иногда лишь ласковое слово, пустячный подарок, элементарное проявление участия в делах и заботах близких вам людей способны значительно ослабить противоестественность отношений, установить семейную гармонию. Любите и цените вашу семью.
Использованная литература:

  1. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. – М, 1996.

  2. Волков А. Г. Семья – объект демографии. – М, 1986.

  3. Любить по-русски// «Вельские вести», 3 июля 2011.

  4. Положение молодежи в Вельском районе в 2007 году: информационно-аналитические материалы по Вельскому району/ Отдел семьи, детей и молодежи МО «Вельский муниципальный район.

  5. Родионов В. А., Струпницкая М. А., Кардашина О. В. Я и другие/ тренинги социальных навыков. – Ярославль, 2003.

  6. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. – М, 1997.



Приложение 1.

Объявления для девушек и юношей.

Девушки - юношам

Юноши - девушкам

  1. Ищу вторую половинку! Я общительная, с чувством юмора, интересная собеседница, увлекаюсь спортом.

  2. Я: голубоглазая блондинка, 90/60/90 (Весы). Ты: брюнет, рост не ниже 180, возраст 18-21. жду встречи!

  3. две подружки 15 и 16 лет познакомятся с прикольными молодыми людьми для общения.

  4. познакомлюсь с симпатичным и спортивным брюнетом ростом выше 170 см.

  5. веем привет! Меня зовут Ксюша! Мне 16 лет. Люблю музыку, пиццу и ужастики. Обо мне мечтают многие, а я мечтаю найти друга!

  6. познакомлюсь с интересным, общительным, увлекающимся спортом молодым человеком для серьезных отношений.

  7. познакомлюсь с молодым человеком для серьезных отношений. О себе: 15 лет, рост 167.

  8. привет всем! Меня зовут Алиса. Мне 16 лет. Обожаю танцевать. Если ты парень с хорошим чувством юмора, нам обязательно надо с тобой познакомиться.

  1. я: жгучий брюнет, рост 185 см (Весы). Ты: блондинка, рост 165 – 170, возраст 15-17. жду встречи!

  2. всем привет! Меня зовут Кирилл! Мне 17 лет. Люблю музыку, пиццу и ужастики. Обо мне мечтают многие, а я мечтаю найти подругу!

  3. всем привет! Меня зовут Костя! Мне 17 лет. Душа любой компании. Если ты девушка с хорошим чувством юмора, нам обязательно надо с тобой познакомиться!

  4. познакомлюсь с девушкой для серьезных отношений. О себе: 19 лет, рост 178, вес 80 кг.

  5. познакомлюсь с симпатичной и стройной блондинкой, ростом до 170 см.

  6. ищу вторую половинку! Я общительный. С чувством юмора, интересный собеседник, увлекаюсь спортом.

  7. два друга 17 и 18 лет познакомятся с прикольными девчонками для общения.

  8. познакомлюсь с интересной, общительной, увлекающейся спортом девушкой для серьезных отношений.



Приложение 2.

БАБУШКА

Мать отца или матери.

БРАТ

Сын в отношении к другим детям одних родителей.

ВДОВА

Женщина, у которой умер муж.

ВДОВЕЦ

Мужчина, у  которого умерла жена.

ВНУК

Сын сына или дочери.

ВНУЧКА

Дочь сына или дочери.

ВНУЧАТЫЙ ПЛЕМЯННИК

Сын племянника или племянницы.

ВНУЧАТАЯ ПЛЕМЯННИЦА

Дочь племянника или племянницы.

ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ

Сын дяди или тети.

ДВОЮРОДНАЯ СЕСТРА

Дочь дяди или тети.

ДЕВЕРЬ

Брат мужа.

ДЕД, ДЕДУШКА

Отец отца или матери.

ДЯДЯ

Брат отца или матери.

ЖЕНА, СУПРУГА

Замужняя женщина.

ЗОЛОВКА

Сестра мужа.

ЗЯТЬ

Муж дочери или сестры.

КУМ, КУМА

Крестный отец и крестная мать по отношению друг к другу.

МАЧЕХА

Неродная мать, жена отца.

МУЖ, СУПРУГ

Мужчина по отношению к женщине, с которой он состоит в браке.

НЕВЕСТКА

Жена брата или жена сына, жена одного брата по отношению к другому.

ОТЧИМ

Неродной отец, муж дочери.

ПАДЧЕРИЦА

Неродная дочь одного из супругов.

ПАСЫНОК

Неродной сын  одного из племянников.

ПЛЕМЯННИК

Сын брата или сестры.

ПЛЕМЯННИЦА

Дочь брата или сестры.

ПОБРАТИМЫ

Братья, в основном двоюродные, друзья, которым довелось выручать друг друга в тяжелые времена.

ПРИМАК

Приемный зять, живущий в семье жены.

СВАТ,  СВАТЬЯ

Родители одного из супругов по отношению к родителям другого.

СВЕКОР

Отец мужа.

СВЕКРОВЬ

Мать мужа.

СВОЯК

Муж свояченицы.

СВОЯЧЕНИЦА

Сестра жены.

СНОХА

Жена сына по отношению к его отцу.

ТЕСТЬ

Отец жены.

ТЕТЯ

Сестра отца  или матери.

ТЕЩА

Мать жены.

ШУРИН

Брат жены.


Приложение 3.

Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений существуют 2 основных типа семейной структуры:
* нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.
* расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.

Брачно-семейные отношения.
1. Одиночество. Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке.

2. Незарегистрированное сожительство. Эта форма Брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием «гражданский брак». Когда-то под термином "гражданский брак" подразумевали семейные отношения, не освященные таинством венчания. Сегодня определение распространилось на семейные союзы, не признанные не только церковью, но и государством. В таких семьях мужа и жену связывают исключительно любовь и устный договор. Так ли уж важны в данном случае юридические формальности?

3. Сознательно бездетный брак. Здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей.

  1. Повторные браки.

  2. Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни.

  3. Внебрачный секс и интимная дружба.

  4. Свингерство – обмен брачными партнерами.

  5. Гомосексуальные пары. В основе отношений лежит однополая любовь.

  6. Групповой брак, жилые сообщества, коллективная семья.

  7. Нетрадиционные (особые) семьи. Неполная семья. Когда ребенка воспитывает один родитель.

Моногамия - брак между 1 мужчиной и 1 женщиной. Однако имеются сведения о нескольких других формах. Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами.
Брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии.
Еще одной формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
В большинстве обществ отдается предпочтение полигинии(брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами). Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где они считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жен.

Приложение 4.

Развод - это сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно.
Между тем сегодня существует немало супружеских пар, прибегающих к разводу при первом же столкновении с обычными житейскими трудностями. Однако есть и такие пары, где одна из сторон делает все для того, чтобы спасти брак, а другая сторона при этом лишь укрепляется во мнение о собственной исключительности. Есть, наконец, пары, которым противопоказана совместная жизнь.
Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей. Во-первых, вследствие разводов уменьшается продуктивный период в жизни женщины. Во-вторых, в случае неудачного первого брака может намного отодвинуться время первого деторождения (что нежелательно и с медицинской точки зрения). В-третьих, неблагоприятные отношения в семье, предшествующие разводу, могут оказать отрицательное влияние на репродуктивные установки женщины, хотя в остальных случаях это влияние может быть нейтрализовано желанием женщины создать и укрепить новую семью.
Развод оценивается, как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается - воспитание детей.
Особое беспокойство вызывают молодые семьи. Много говориться об инфантильности молодежи, ослабления чувства ответственности, о зависимости от родителей, что ослабляет семью. Для молодых семей актуальна проблема досуга. Жизнь молодой семьи с появлением первого ребенка усложняется неимоверно. Еще нет опыта обращения с детьми, родители пугаются всякого пустяка, волнуются по самым незначительным поводам, порой впадают в настоящую панику.
Ожидание ребенка - настоящее испытание для любви, а его рождение - испытание на прочность семейных уз. Немало браков распадается в первый же год после появления ребенка, распадается по инициативе мужчин, не выдерживающих испытание отцовством. Точнее мужчин, эгоизм которых оказался сильнее всех других чувств.


Приложение 5.

Количество браков и разводов от года к году изменяется, но незначительно. В 2001 году в Вельском отделе ЗАГС зарегистрировали заключение брака 384 пары, а документы о разводе получили 253 пары. В 2010 году – 438 браков, а разводов – 238

 Самыми популярными у нас на протяжении многих лет остаются июль и август. Хорошая погода, каникулы и отпуска дают людям возможность добавить разнообразия традиционным свадебным торжествам, собрать на свадьбу родных и друзей, отправиться в свадебное путешествие. 

Большинство пар стараются придерживаться традиций и устраивают регистрации брака с выкупом невесты, торжественной церемонией бракосочетания в ЗАГСе, посещением памятных и просто красивых мест Вельска и его окрестностей, свадебным банкетом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по обществознанию для 9 класса. Цель: формировать убеждение о важности семьи в жизни человека. Задачи iconУрок по обществознанию (5 класс)
Цели : Формировать у детей знания о понятии «семья» и «семейные отношения», видах семей, значении семьи в жизни каждого человека;...
Урок по обществознанию для 9 класса. Цель: формировать убеждение о важности семьи в жизни человека. Задачи iconКонспект урока по обществознанию в 10 классе «Правовые основы брака и семьи»
Цель: способствовать формированию у учащихся представления о личностной и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования...
Урок по обществознанию для 9 класса. Цель: формировать убеждение о важности семьи в жизни человека. Задачи iconАктуальные вопросы для обсуждения с детьми: Что для тебя означает понятие семья?
Цель: Формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям,...
Урок по обществознанию для 9 класса. Цель: формировать убеждение о важности семьи в жизни человека. Задачи iconКалендарно-тематическое планирование по обществознанию. 11 класс
Цель: способствовать формированию у учащихся представления о личностной и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования...
Урок по обществознанию для 9 класса. Цель: формировать убеждение о важности семьи в жизни человека. Задачи iconДомашнее задание для 11 б класса на время карантина
Цель: способствовать формированию у учащихся представления о личностной и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования...
Урок по обществознанию для 9 класса. Цель: формировать убеждение о важности семьи в жизни человека. Задачи iconБрак и семья. Правовые основы брака и семьи
Цель: способствовать формированию у учащихся представления о личностной и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования...
Урок по обществознанию для 9 класса. Цель: формировать убеждение о важности семьи в жизни человека. Задачи iconУрок обществознания в 9-м классе по теме "Семейное право"
Цель урока: Сформировать представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека
Урок по обществознанию для 9 класса. Цель: формировать убеждение о важности семьи в жизни человека. Задачи iconЦель: формировать осознанное понимание значимости семьи в жизни ребёнка. Задачи
...
Урок по обществознанию для 9 класса. Цель: формировать убеждение о важности семьи в жизни человека. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока. Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека, о причинах возникновения пожаров и их возможных...
Урок по обществознанию для 9 класса. Цель: формировать убеждение о важности семьи в жизни человека. Задачи iconЦарство грибов Открытый урок Цели и задачи
Формировать представления о роли грибов в жизни растений, животных леса и человека
Урок по обществознанию для 9 класса. Цель: формировать убеждение о важности семьи в жизни человека. Задачи iconЗдоровая пища для всей семьи
Цель: познакомить учащихся с понятием «витамины», содержание их в продуктах питания и ролью для жизни человека
Урок по обществознанию для 9 класса. Цель: формировать убеждение о важности семьи в жизни человека. Задачи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать убеждение в необходимости физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья
Урок по обществознанию для 9 класса. Цель: формировать убеждение о важности семьи в жизни человека. Задачи iconЦель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни. Задачи
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050720. 65 – Физическая культура
Урок по обществознанию для 9 класса. Цель: формировать убеждение о важности семьи в жизни человека. Задачи iconПамятка для эксперта, карточки-руководства к действию. Педагогическая технология
Цель: способствовать формированию у учащихся представления о личностной и социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования...
Урок по обществознанию для 9 класса. Цель: формировать убеждение о важности семьи в жизни человека. Задачи iconКурс «социальная практика» (6-7кл.) Урок по темам: «Человек среди...
Формировать понимание неразрывности гарантий прав человека и соблюдения правил поведения в обществе
Урок по обществознанию для 9 класса. Цель: формировать убеждение о важности семьи в жизни человека. Задачи iconРеферат по курсу “основы идеологии белорусского государства” тема: «введите название темы»
Актуальность работы – несколько предложений о значимости и важности выбранной вами темы в современной соответствующей дисциплине,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск