Скачать 245.04 Kb.
|
Пояснительная записка «Детское сердце чутко к призыву творить красоту… Важно только, чтобы за призывами следовал труд». Б.Н.Сухомлинский Данная программа ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использовании различных технологий и материалов. Ранняя профориентация происходит в дополнительном образовании, оно многообразно, разнонаправлено, вариативно. Современным детям особенно важно найти возможность реализовать себя и свои интересы в жизни, иметь возможность стать полноценным гражданином страны. Основной вид деятельности детей – учебный и для его освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, воображения, памяти, готовит детей к самостоятельной жизни. Программа предусматривает развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей: знакомство детей с народными декоративно- прикладными искусствами. Выполняя поделки и сувениры из текстильного материала, из пенопласта, гофрированной бумаги, у детей развивается художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции.Приобретенные знания, умения и навыки дети смогут использовать в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая неповторимую ему неповторимую индивидуальность, научатся выполнять украшения для дома, елочные игрушки, цветы, различные сувениры, панно. Кроме того, изделия, изготовленные своими руками- прекрасный подарок родным и друзьям на праздники. Актуальность программы обусловлена следующими факторами: Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить данная программа. В процессе обучения по данной программе, ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир творчества, различных художественных материалов, открыть для себя неповторимость работы в различных техниках. Постичь структуру, свойства различных материалов, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин. Дети получают знания по экономике, учатся рассчитывать себестоимость своего труда, учатся быть экономными и бережливыми.Большое внимание уделяется воспитанию трудолюбия,желания доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется воспитанию целеустремленности, желанию получать все больше новых знаний и умений. Дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. На занятиях они знакомятся с историей куклы, лоскутного шитья,народными художественными традициями. Основные отличия образовательной данной образовательной программы от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ: - комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного и художественного искусства (изготовление кукол в чулочной технике, инкрустация по пенопласту, изготовление букетов из конфет), а так же использование других смежных техник, необходимых при изготовлении изделий; - опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике, трудовому обучению, ботаники, природоведению, ИЗО; - использование технологий дифференцированного обучения; Цель: Развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использование различных технологий и материалов. Задачи: - выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребенка; - формирование духовного мира ребёнка, его личностных ценностей; - воспитание эстетического вкуса и бережного отношения к природе; - формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к общечеловеческим ценностям; - формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с тканью, нитками, бумагой, а так же разнообразными художественными материалами; - развивать внимание, мышление, воображение, мелкую моторику рук, развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; - создание условий, способствующих успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями. Средством достижения цели и задач прикладного и художественно-эстетического образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления школьников, поэтому в программе отводится особое место теории. В программе планируются часы на индивидуальную работу. Для индивидуальной работы выбираются одаренные дети, а так же дети, имеющие творческие склонности и интересы. Такие дидактические принципы, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, результативность, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения – находят свое полное подтверждение в работе по данной программе. Программа «Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного творчества» предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и поисково-творческих возможностей, не только накопление опыта в художественно прикладной деятельности и понятийного аппарата, но и применение приобретенных знаний и навыков в жизни. Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 14 лет. Срок реализации 3 года. Формы и режим занятий: Младшая группа детей(6-10 лет)по 2 часа в день, 2 раза в неделю, с перерывом 10 мин для отдыха и выполнения гимнастики для глаз через каждые 30-40 мин работы с материалом(144 часа в год), 6-7 – летние дети занимаются 1 час, остальное время наблюдают за работой других детей. Старшая группа детей (10- 14 лет) – по 2,5 часа в день 2 раза в неделю, с перерывом 10 мин на отдых через каждые 45 мин.(180 часов в год). Всего 324 часа. Со второго года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (всего 216 часов).Возможно формирование разновозрастных групп с учетом временных возможностей и способностей обучающихся. Структура программы. Вся программа состоит из 3-х разделов: инкрустация по пенопласту; букеты из конфет и изготовление кукол в чулочной технике. Каждый раздел начинается со знакомства с материалом, правилами работы, организацией рабочего места, освоения отдельных простейших трудовых процессов (разметка контура по шаблону, по линейке, работа с ножницами и т.д.). Далее вводятся элементы самостоятельной деятельности как во время практических работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятиях создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно, творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи; усложнение при работе со схемами, технологическими картами. Для воспитания и развития навыков творческой работы программой предусмотрены следующие основные методы: - объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации); - репродуктивные (работа по образцам); - частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); - творческие (творческие задания, эскизы, проекты); - исследовательские (исследование свойств бумаги, ткани, пенопласта, а так же других материалов для работы в объёме). Обучение начинается с изготовления простейших аппликаций и плоских игрушек, затем изготовление объемных игрушек, изготовления цветов, сувениров, изготовления несложных украшений, выполнения панно, 2-й год обучения предусматривают выполнение более сложных и трудоемких изделий из ткани, пенопласта, бумаги, самостоятельное выполнение поделок. Техника постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей в области рукоделия, формируются умения выполнять изделия различными способами и методами. Занятия проводятся в форме игры, в начале каждого занятия- теоретическая часть, затем – практическая работа. В конце каждого годаоформляется выставка готовых работ. В зависимости от способностей и достижений детей планируется индивидуальная работа. Ожидаемые результаты и способы проверки: В конце каждого года обучения проводятся тестовые занятия на выявление теоретических знаний по шитью, инкрустации, по цветам из гофрированной бумаги, а также занятия , предполагающие самостоятельное выполнение работы. В конце обучения каждый ребенок выполняет творческую итоговую работу. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы; Занятие проводится согласно теме в форме игры. Игра, беседа, викторина – могут быть частью занятия, остальное время занимает теоретическая и практическая части. Планируются развлекательные мероприятия: календарные праздники, экскурсии, конкурсы, Дни именинника. Планируется ведение индивидуальной работы соответственной способностям и достижениям обучающегося. Занятия проводятся в хорошо освещенном помещении за удобными столами. Во время проведения практической работы целесообразно использование музыкального фона(спокойная классическая музыка, музыка с шумами природы: шум ветра, листвы деревьев,льющейся воды, пением птиц). Для проведения занятий для каждого года обучения собрана необходимая обучающая литература. Собраны образцы изделий различного направления: игрушки, куклы, панно, корзинки из газет, цветы из бумаги и др. Разработана инструкция по технике безопасности работы. Для реализации данной программы обучающийся должен иметь: Ткань разного вида, пенопласт, иглы, нитки, ножницы, канцелярский нож,гофрированная бумага, цветные и простые карандаши, линейка, тетрадь, клей ПВА. Основные требования к знаниям и умениям членов творческого объединения к концу 1 учебного года: - Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем, красками и кистями; - Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. Организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы; - Название и назначение различных материалов (различные виды ткани и их свойства, а так же различные художественные материалы и их использование). - Экономно размечать материал с помощью шаблонов. Уметь правильно подготовить материалы к работе. Уметь экономично использовать любые материалы. Бережно относиться к инструментам; - Название и назначение ручных инструментов (ножницы, линейка, кисточка для клея и красок, и т.д.); - Резать бумагу и ткань ножницами и выполнять надрезы. Пользоваться иглами для шитья; - Самостоятельно изготавливать простейшие виды изделий (по образцу, рисунку, эскизу, замыслу). Контролировать правильность выполнения работы; Основные требования к знаниям и умениям членов творческого объединения к концу 2 учебного года: - Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, а так же проволокой и иглой; - Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены. Организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы; - Название и назначение ручных инструментов (ножницы, линейка, крючок и т.д.); - Резать ножницами и выполнять надрезы. Пользоваться иглами для шитья; - Знать простейшие условные обозначения, используемые в схемах и таблицах. - Знать законы композиции. Уметь составить композицию (на плоскости и в объёме). Примечание. Творческое объединение «Берегиня» помимо выполнения программы будет принимать участие в общественно-полезной работе, в оформлении Дома детского творчества, принимать участие в выставках, проводимых на территории городского поселения город Нея, а так же в изготовлении сувениров для ветеранов ВОВ. В связи с недостаточным материальным обеспечением со стороны педагога возможнывзаимозаменыразделов и тем программы в соответствии с наличием материалов на тот или иной отрезок времени, а так же изменение количества часов на каждый вид деятельности. При появлении новых технологий и наличии соответствующего материала,возможно, их включение в работу вне плана. УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
|
Л. Н. Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего... Л. Н. Толстой сказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать». Современные... | В. А. Сухомлинский Сердце отдаю детям По организации и проведению промежуточного государственного контроля в организациях | ||
Пояснительная записка Шахматы Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно... | Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе... Б. М. Неменского. Программа Б. М. Неменского позволяет учителю менять блоки годов обучения — важно, сохранить единство каждого блока,... | ||
Реферат Сальниковой Ирины Ученицы 10 класса гоу сош №1125 сао г.... В какой-то период оно становилось наиболее необходимым, как, например, во время войны, иногда непопулярным. Но потребность творить... | Пояснительная записка Игра и игрушка не только забава и развлечение,... Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это способ творческого самовыражения ребёнка. Ручной труд является фактором в воспитании... | ||
Реферат: «Бородинское поле славы». Суворковой Елизаветы ученицы 7"А"... В какой-то период оно становилось наиболее необходимым, как, например, во время войны, иногда непопулярным. Но потребность творить... | Рабочая программа по технологии (обслуживающий труд) для 6 класса... «Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... | ||
Миф Первый «Общение с компьютером портит детское здоровье» Отчасти это правда, и нам необходимо вооружиться специальными знаниями в этом вопросе, чтобы компьютерные игры отныне приносили к... | Smart-art технологии как стимул к саморазвитию сложного ребенка Важно, чтобы педагог свободно владел возможностями Smart-доски, но чтобы они не казались ребенку слишком сложными, что важно при... | ||
Человеческий труд способен приумножить красоту природы пропорционально разумности его приложения ... | Сметанкин А. А. Открытый урок здоровья. Спб.: Питер, 2005. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям Алябьева Е. А. Психогимнастика в начальной школе. Методические рекомендации. М.: Творческий Центр «Сфера», 2003 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать целое море света», написал мудрый педагог В. А. Сухомлинский. Таким «морем... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «золотое сердце» и что это значит «отдать своё сердце детям», «сердце не на месте» (что часто бывает с учителями), «сердце радуется»... | ||
Пояснительная записка Сегодня важно найти понимание природы знания,... Информационная среда не только позволяет уйти от массовости, усредненности, но в достаточной мере обеспечивает индивидуализацию образования.... | Пояснительная записка: в связи с тем, что компьютер превратился в... Большая часть информации в Интернет представлена в виде web-сайтов, очень важно, чтобы ребенок имел представление, как это все сделано... |