Скачать 186.99 Kb.
|
Пояснительная записка Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это способ творческого самовыражения ребёнка. Ручной труд является фактором в воспитании учащихся. Занятия в кружке - не профессиональное обучение, поэтому необходимо уделять всем детям одинаковое внимание. Выполнение программы рассчитано на 2 года. В кружке занимаются дети от 6 до 15 лет. В группу первого года обучения, как правило, входят дети 6-8 лет с разным уровнем интеллектуального, психологического, физического развития, с разным уровнем способностей к творческой деятельности. В этой группе форма работы – игровая. Подход к обучению того или иного ребёнка разный: одни дети способны быстро схватывать объяснения задания, другим приходится показывать по несколько раз. В процессе занятия – игры развивается моторика руки, аккуратность, наблюдательность, образное творческое мышление, подводится к понятию объёма. Учащиеся занимаются 2 раза в неделю по 2 часа. В группе 2-го года обучения занимаются дети с неодинаковым уровнем развития и разного возраста, т.к. выборы учеником группы часто определяются возможностями его режима дня. Это представляет определённые трудности для педагога, но имеет и свои хорошие стороны - старшие помогают, опекают младших. В этих группах нет единого задания, а дети небольшими группами, иногда по одному, заняты творческой работой. Главной задачей педагога является организация их творческой деятельности и индивидуальный подход к каждому. Дети занимаются 2 раза в неделю по 3 часа. Цель программы: Разбудить у детей интерес к умению самостоятельно изготовить игрушку, интерес к искусству художников – игрушечников. Дать трудовые и художественные навыки, связанные с созданием игрушки, основы теоретических знаний в данном виде творчества. Задачи программ: Работая над игрушкой развивать навыки, для творческой работы (замысел, поиски образа), так и для исполнительской (выполнение игрушек по готовым образцам), ощутить радость созидания, дать выступить ребёнку в роли творца. В процессе работы над различными видами игрушек научить учащихся произвольным процессам, получить элементарные трудовые навыки в кройке, шитье. Ознакомить учащихся с историей народной игрушки, художественными промыслами, с народными традициями отдельных областей, а также с образами современной произвольной игрушки и творчеством художников, работающих в этой отрасли. В процессе работы формировать социально- активную личность, способную реализовать себя в современном обществе, вести непрерывный процесс воспитания для достижения положительного результата в моральных, нравственных отношениях, принципов, идеалов человеческого общества. Организация образовательного процесса. Деятельность, используемые методы. Обучение в кружке «Мягкая игрушка» на первом году осуществляется в форме беседы – диалога, беседы – рассказа, вовлечение ребёнка в различные виды деятельности. Ведущий вид деятельности – это сюжетная игра, в которой ребёнок осваивает понятие о добре и зле, о прекрасном, о любви к родной природе, о братьях наших меньших, о земле и людях на ней живущих. Один из методов обучения – это особая атмосфера кабинета, украшенная детскими работами, сказочные моменты урока, отказ от натуралистического решения образа, нарушения привычных пропорций, условная трактовка формы игрушки, сделать её забавной, живой. Ещё один из методов в учебном процессе – это опора на личный, эмоциональный, бытовой опыт детей (например, работа «Щенок», «Котёнок Гав» - персонажи, которые каждый ребёнок видел, трогал своими руками). На начальном этапе обучения используется метод подражания – перевоплощение чужих мыслей, замыслов, чувств. Например, такие задания: сделай глаза, чтобы они были радостные, лукавые; рот капризный; измени поворот головы и т.д. Метод индивидуальной свободы или коллективного выполнения работ. Применяется метод поощрительной деятельности педагога по отношению к учащимся, т.к. похвала и награда – это сильный мотив в учебном и воспитательном процессе. Большое значение в реализации программы имеют экскурсии в музеи на выставки декоративно – прикладного творчества. На втором году ведущей формой обучения учащихся становится учебная, хотя элементы игры продолжают присутствовать. Методы. Объяснения теоретического материала и практических задач сопровождается демонстрацией наглядных материалов. Это всё даёт представление о процессе работы над игрушкой, её внешнем виде, форме, декоративном оформлении. Но наглядности бывает порой недостаточно, поэтому используется метод конструктивного разбора игрушки, объясняя её пропорции, нахождения декоративного решения. Практическая деятельность выражается работой при создании графических работ по зарисовке моделей и полного завершения изготовления игрушки. При объяснении нового материал используются методы фронтальной работы: демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала и различных технических приёмов работы. Очень важно уме6ло создать на уроке поисковую ситуацию, чтобы на основе коллективных рассуждений прийти к важному «открытию» в выражении образа игрушки. В отделе обучения учащихся большое значение имеет знакомство с рабочими профессиями, процессами создания новых образов, технологическими приёмами креплений конечностей игрушек, фурнитуры (глаза, нос, рот), применением различных материалов, способами оформления мастерской художников – игрушечников. Учебно – тематический план 1-го года обучения.
Содержание учебной программы 1-го года обучения. В программу входит знакомство учащихся с историей игрушки – самоделки, с образцами игрушек в выставочных стендах, с литературой по изготовлению мягкой игрушки. Даются простейшие приёмы и способы изготовления игрушки, развивается моторика руки, аккуратность, наблюдательность, произвольная память, эмоциональное отношение к игрушке. Учащиеся 1-го года обучения должны: - знать, как работать с иглой разной величины, нитками, ножницами, клеем; разбираться в условных обозначениях, лекальных выкройках, простейшей терминологии; - уметь работать с разнообразными материалами (мех, фетр, сукно, ситец, шёлк и т.д.), с лекалами – выкройками; уметь решить цветовую гамму, изготовить простейшую игрушку.
Учебно – тематический план 2-го года обучения.
Содержание программы 2-го года обучения. Второй год обучения предполагает выработку произвольного внимания, памяти, трудолюбия, понимания объёмных форм предметов, координация состояния (мозг, глаза, руки), пространственное мышление, выявление ранней творческой одарённости учащихся. Учащиеся 2-го года обучения должны: - знать сложную терминологию, навыки работы с разными тканями, очертания и формы объёмной игрушки; - уметь правильно перенести чертёж выкройки игрушки на ткань, уменьшить, увеличить лекало, правильно изготовить и поставить каркас, справится с шарнирными и верёвочными креплениями, создавать или перерабатывать готовые образцы игрушек.
Результаты эффективности программы. Исходят из следующих мотивов: а) желание детей творить самостоятельно; б) стремление самим придумывать решать образ и воплотить его в материале; в) профессиональная ориентация учащихся (например, стремление к рабочим профессиям швейного производства); г) участие в выставках, конкурсах; д) участие родителей в жизни и деятельности учащихся. Результаты эффективности программы исходят из следующих моментов: а) желание детей творить самостоятельно; б) стремлению самим придумывать, решать образ и воплощать его в материале; в) профессиональная ориентация учащихся (например, стремление к рабочим профессиям швейного производства); г) участие в выставках, конкурсах; д) участие родителей в жизни и деятельности учащихся. Этапы педагогического контроля по усвоению учебной программы
Этапы педагогического контроля по общему развитию учащихся. 1 год а) Развитие произвольного внимания, наблюдательности, фантазии. б) Воспитание навыков общения в коллективе. в) Развитие моторики руки – система «мозг-глаз-рука». 2 год а) Развитие воображения, мышления. б) Умение выразить чувства. в) Развитие произвольного внимания, памяти. г) Умение заниматься творческой деятельностью в коллективе и с коллективом. Способы отслеживания результатов работы.
Учебно – материальное обеспечение. Для занятий кружка необходимо просторное и светлое помещение. Основные виды наглядных пособий: красочные таблицы графического изображения игрушек и чертежи к ним, образцы игрушек, иллюстрированный и фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу о видах народной игрушки, её истории, кассеты с лучшими работами, разработками моделей игрушки, различные композиции по темам сказок и литературных произведений. Материалы, инструменты, приспособления:
Материалы: Для изготовления игрушек, кроме искусственного меха разной расцветки и различной длины ворса, нужны и другие материалы: кусочки ситца и сатина, плотный белый синтепон для накладок на мордочки и рыхлый для набивки игрушек. Мелкие обрезки искусственного набивного материала. Мягкая проволока различной толщины нужна для каркасов. Пуговицы, бусины, разноцветные кусочки кожи и клеёнки от надувных игрушек, понадобятся для изготовления глаз, носиков, язычков. Клей «момент» или ПВА нужны для соединения и приклеивания мелких отдельных деталей. Организационно – методическое обеспечение программы. Разработка следующих тем занятий, например:
Список используемой литературы:
|
Программа кружка базируется на личностно- ориентированной модели... Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ... | Программа кружка базируется на личностно- ориентированной модели... Игрушка в жизни ребёнка является спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это и способ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. “Игрушки-небалушки” так... | Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как... | ||
Пояснительная записка «Детское сердце чутко к призыву творить красоту…... Данная программа ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно-прикладной и художественной... | Образовательная программа «Лаборатория изящных искусств» Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, средством развития сферы чувств,... | ||
Цель: Способствовать раскрытию и проявлению творческого потенциала ребенка через живопись «Рисование по мокрой бумаге как один из приемов непосредственного творческого самовыражения для старших дошкольников» | Сложно представить себе ребенка, который не интересуется компьютером.... Насилие, пустая трата времени это лишь некоторые ассоциации, которые возникают у взрослого при словосочетании «компьютерная игра».... | ||
Пояснительная записка Музыкальное образование (воспитание, обучение... Общение подрост-ков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тарот это не развлечение и не забава. Это глубокая и мудрая философская система и даже долгие годы занятий не открывают всех его... | ||
Игра в жизни дошкольника. Игра зеркало души «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка... | Пояснительная записка Шахматы Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Это обязательно труд, ручной, физический труд. Это развитие зрительного восприятия, гибкости пальцев, но еще и развитие образного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «развлечение-забава «здесь водятся волшебники» для детей старшего дошкольного возраста» 468 | Внеклассное мероприятие во 2 классе «Семья и семейные ценности» Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления активности |