МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МАЙКОПСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экологический Кафедра естествознания
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_______________ О.В.Иванова «____»__________20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ЕН.Ф.03. Концепции современного естествознания по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (туризм, гостиничное хозяйство) Факультет инженерно - экономический Форма обучения очная, заочная
МАЙКОП
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана МГТУ по специальности (направлению) 080502 Экономика и управление на предприятии (туризм, гостиничное хозяйство) Составитель рабочей программы
ст. преподаватель _____________ С.Х. Богус
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры естествознания
Заведующий кафедрой
«___»________20__г. _____________ Н.Р. Бжецева
Одобрено научно-методической комиссией факультета
«___»_________20_г.
Председатель
научно-методического
совета специальности ________________ Декан факультета «___»_________20_г ________________ М.К.Беданоков
СОГЛАСОВАНО: Начальник УМУ ______________ Н.В. Бушманова
«___»_________20__г
Зав. выпускающей кафедрой ______________
по специальности
«___»_________20__г.
Выписка из ГОС ВПО (больше 130 часов)
Естественно - научная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико – геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек; физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек. Биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре (200ч.).
Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Целью курса «Концепции современного естествознания» является ознакомление студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям, с дополнительным для них неотъемлемым компонентом единой культуры - естествознанием и формирование целостного взгляда на окружающий мир.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- получить знания по истории естествознания от истоков до современного состояния, понять культурно-историческое значение возникновения научного мировоззрения;
- раскрыть наиболее универсальные методы и законы естествознания;
- обобщить основные концептуальные системы естественных наук на современном этапе их развития.
В результате освоения дисциплины студенты должны:
иметь представление о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы; о смене типов научной рациональности, о революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах развития естествознания; о принципах универсального эволюционизма и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к неживой природе, человеку и обществу.
знать фундаментальные законы природы, принципы научного моделирования природных явлений.
понимать специфику гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры, ее связи с особенностями мышления, природы отчуждения и необходимости их воссоединения на основе целостного взгляда на окружающий мир; задачи и возможности рационального естественнонаучного метода, его дополнительной природы по отношению к художественному методу освоения действительности; принципы преемственности и непрерывности в изучении природы.
овладеть навыками работы с естественнонаучной литературой, ее конспектирования, реферирования, анализа, умения доложить обработанную информацию.
1.2. Краткая характеристика дисциплины, её место в учебном процессе
Дисциплина "Концепции современного естествознания" представляет собой не просто совокупность избранных глав традиционных курсов физики, химии, биологии и психологии, а является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подхода к современному естествознанию.
Данный курс относится к циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин, призванных содействовать получению широкого базового высшего образования, способствующего дальнейшему развитию личности. Программа дисциплины составлена в соответствии ГОС ВПО и согласуется с примерной программой КСЕ Учебно – методического объединения. 1.3. Связь с предшествующими дисциплинами
Для успешного освоения курса КСЕ необходимы знания, сформированные у обучающихся в средней общеобразовательной школе по дисциплинам естественнонаучного цикла, а также знания, полученные в ходе изучения философии, истории, психологии 1.4. Связь с последующими дисциплинами. Дисциплина "Концепции современного естествознания" может быть базой для изучения таких дисциплин как психология, социология, политология и др. 2. Распределение часов по семестрам
Номер семестра
| Учебные занятия
| Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
| Количество часов в неделю ОФО
| Общий объем
| Аудиторные
|
| Лекции
| Практические
| Лабораторные
| Всего
| Лекции
| Практи
ческие (семин.)
| Лабораторные
| СРС
|
|
|
|
| ОФО
| ЗФО
| ОФО
| ЗФО
| ОФО
| ЗФО
| О
Ф
О
| З
Ф
О
|
|
|
|
| 1
| 130
| 72
|
| 36
|
| 36
|
| -
| 58
|
| Экза-мен
| 2
| 2
| -
| 2
| 70
| 34
|
| 17
|
| 17
|
|
| 36
|
| Экза
мен
| 1
| 1
|
| 1
| 130
|
| 12
|
| 6
|
| 6
|
|
| 118
| Зачет
|
|
|
| 2
| 70
|
| 8
|
| 4
|
| 4
|
|
| 62
| Экза
мен
|
|
|
| 2.1. Разделы дисциплины и виды занятий
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Лекции
| Семинары
| КСР
|
|
| ОФО
| ЗФО
| ОФО
| ЗФО
| ОФО
| ЗФО
|
| 1 семестр
| 1.
| Введение. Естественно – научная и гуманитарная культуры.
| 4
| 0,5
| 4
| 1
| 6
| 16
| 2.
| Раздел 1. История естествознания.
| 4
| 1
| 4
| 1
| 10
| 18
| 3.
| Раздел 2. Логика и методология научного познания.
| 4
| 1
| 4
| 1
| 10
| 18
| 4.
| Раздел 3. Системная организация природы.
| 6
| 1
| 8
| 1
| 10
| 18
| 5.
| Пространство и время
| 4
| 0,5
| 4
| 1
| 6
| 18
| 6.
| Раздел 5. Химические системы.
| 6
| 1
| 4
|
| 6
| 18
| 7.
| Раздел 6. Биологические системы.
| 8
| 1
| 8
| 1
| 10
| 18
|
| Всего
| 36
| 6
| 36
| 6
| 58
| 118
|
| 2 семестр
| 8.
| Раздел 7. Человек. Единство биологической и социальной сущностей.
| 6
| 2
| 6
| 1
| 9
| 15
| 9.
| Раздел 8. Экология.
| 4
| 1
| 4
| 0,5
| 9
| 15
| 10.
| Раздел 9. Концепция саморазвития и самоорганизации материи.
| 4
| 2
| 4
| 0,5
| 9
| 16
| 11.
| Заключение. Наука и будущее человечества.
| 3
| 1
| 3
| 2
| 9
| 16
|
| Всего
| 17
| 4
| 17
| 4
| 36
| 62
|
| Итого
| 53
| 10
| 53
| 10
| 132
| 182
| |