Совершенствование стремления к зож у младших школьников





Скачать 60.48 Kb.
НазваниеСовершенствование стремления к зож у младших школьников
Дата публикации08.08.2013
Размер60.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Туризм > Документы
Совершенствование стремления к ЗОЖ у младших школьников

Лесникова С.С.

учитель начальных классов

Выдающийся физиолог И.П.Павлов в 1935 году произнес замечательные слова: «Человек – высший продукт земной природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным, умным. Необходимо научить его, как правильно, то есть полезно и приятно, работать, отдыхать, питаться, как правильно думать, чувствовать и желать».

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения , особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решать ее помогает валеология - наука о здоровье. Валеология утверждает, что здоровье каждого человека прежде всего зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни (ЗОЖ).

Известно, что здоровые привычки формируются с раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение школы и семьи в этом процессе трудно переоценить. Родителям и педагогам необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству.

Чтобы успешно справиться с этой задачей необходимо придерживаться следующих принципов, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

1. Системный подход.

Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально- волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребенка.

2. Деятельностный подход.

Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

3. Принцип "Не навреди!".

Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

4. Принцип гуманизма.

В валеологическом воспитаниии признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

5. Принцип альтруизма.

Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: "Научился сам - научи друга".

6. Принцип меры.

Для здоровья хорошо то, что в меру.

Приоритетным направлением формирования ЗОЖ должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у школьников способность рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий должна исходит из того, что удовольствие от двигательной активности должно перерасти в привычку, а от нее в потребность.

Важная задача, которую мы должны решить, формируя навык к ЗОЖ, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др.

Но не менее важно, чтобы ученик овладел навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.), учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, формировать умения выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.

Валеологическое воспитание должно формировать у ребенка основы безопасной жизнедеятельности. Он учится не совершать поступков, опасных для жизни и здоровья.

К основным формам и методам формирования ЗОЖ у младших школьников, которые я использую в своей работе, можно отнести:

  1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня

-Зарядка до учебных занятий;

-Физкультминутки;

-Игры на больших переменах;

-Динамические паузы;

-Занятия в бассейне.

  1. Валеологическая организация образовательного процесса.

-Уроки здоровья;( классные часы, факультативные занятия)

-Практические занятия; (как правильно мыть руки, чистить зубы, оказывать первую помощь)

-Беседы; ( приглашение медицинских работников)

-Литературное чтение;( М.Твен «Приключения Тома Сойера».

Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам, в частности к

курению.)

-Игры;

-Проектная деятельность;( индивидуальные и групповые мини проекты на тему сохранения здоровья)

  1. Профилактика употребления ПАВ.

-Факультативный курс «Полезные привычки»

Привычки—это форма нашего поведения. Недаром А. С. Пушкин говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она».
Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, вредные, — наоборот, тормозят ее становление. Привычки чрезвычайно устойчивы.
Еще Гегель подчеркивал, что привычки делают человека их рабом. Поэтому в школьном возрасте важно выработать у себя полезные привычки и решительно бороться с вредными, грозящими перейти в пороки.
Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению знаний, к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным формам проведения свободного времени, как чтение, прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных параметрах времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее, способствуют самосовершенствованию.
Однако в школьные годы возникает немало и вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются курение, злоупотребление спиртными напитками, токсикомания. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.
Все действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика.

4. Работа с родителями.

-Беседы;

-Лектории;

-Спортивно-развлекательные мероприятия;

Безусловно, все эти формы и методы , в той или иной степени, оказывают положительный эффект. Однако, только система последовательных действий поможет формировать здоровый образ жизни в младшем школьном возрасте.

Эффективность решения оздоровительных задач валеологического воспитания можно определить по динамике физического состояния ученика, по уменьшению заболеваемости, по формированию его умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми, по проявлениям сострадания, стремления помочь окружающим, по снижению уровня тревожности и агрессивности.

Литература:

  • Анасталова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для 1-2 классов/ Л.П.Анасталова, П.В.ижевский, Н.В.Иванова. - 2-е изд.-М.: Посвящение, 2005

  • Безруких М.И., Сонькин В.Д., Фарбер Д.О. Возрастная физиология. М., 2002, 414 с.

  • Гречаная Т.Б., Л. Иванова, Л.С. Колесова учебное пособие для начальной школы "Полезные привычки"

  • Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.

  • Хейфец М.А. "Валеология"

  • Чепурных Е.Е. "Обучение жизненоважным навыкам" С.-Петербург 2002 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Совершенствование стремления к зож у младших школьников iconХарактеристика учебного
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой форми­рования познавательных способностей младших школьников,...
Совершенствование стремления к зож у младших школьников iconАвторская программа «Формирование культуры зож у младших школьников»....
Здоровье человека – тема достаточно актуальная, а сегодня она становится первостепенной. Проблема воспитания здорового поколения...
Совершенствование стремления к зож у младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей младших школьников,...
Совершенствование стремления к зож у младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Совершенствование учебно – воспитательного процесса и повышения качества знаний младших школьников школы 7 и 8 вида”
Совершенствование стремления к зож у младших школьников iconГ. Шадринск Канунников Р. И
Аннотация: в статье предпринята попытка раскрыть значение эмоций в учебной деятельности младших школьников. Данный материал также...
Совершенствование стремления к зож у младших школьников iconРеферат на тему: «Формирование социальной компетентности у младших школьников»
Целью настоящего реферата является изучение особенностей формирования социальной компетентности у младших школьников
Совершенствование стремления к зож у младших школьников iconМетодические рекомендации по формированию икт компетентности младших...
В начальной школе в рамках основной образовательной программы формируется икт грамотность младших школьников
Совершенствование стремления к зож у младших школьников iconВопросы к экзамену Дисциплина: Методика обучения и воспитания младших...
Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младшего школьника. Неравномерность развития. Учет индивидуальных особенностей...
Совершенствование стремления к зож у младших школьников iconО проведении II городской научно-практической конференции младших школьников
Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие...
Совершенствование стремления к зож у младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по эстетическому воспитанию младших школьников с инновационным компонентом разработана на основе авторской дополнительной...
Совершенствование стремления к зож у младших школьников iconКурсовая работа по теме: «Нравственное воспитание младших школьников...
России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии,...
Совершенствование стремления к зож у младших школьников iconУроки развивающей математики для младших школьников
«Теория и методика проведения курса «Уроки развивающей математики» для младших школьников» в рамках программы подготовки «Актуальные...
Совершенствование стремления к зож у младших школьников iconРазвитие речи младших школьников
Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского...
Совершенствование стремления к зож у младших школьников iconФормирование мотивации младших школьников к изучению иностранного...
Методологические предпосылки исследования мотивации обучения младших школьников в условиях сотрудничества
Совершенствование стремления к зож у младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа (далее – Программа) по трудовому воспитанию младших школьников с инновационным компонентом разработана на основе авторской...
Совершенствование стремления к зож у младших школьников iconПрограмма внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного...
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск