Скачать 122.44 Kb.
|
Программа элективного курса «Основы самообороны» М.А. Хайремдинов, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель физического воспитания Московского казачьего кадетского корпуса им. М.А. Шолохова Пояснительная записка Элективный курс «Основы самообороны», реализуемый в рамках профильной подготовки, предназначен для учащихся, выбравших для обучения в 10–11-х классах оборонно-спортивный профиль, для тех школьников, которые хотят поступать в высшие военные училища и выбирают службу в Вооруженных силах или в подразделениях МЧС по контрак-ту. Именно им необходимо овладеть основами самообороны. Получив начальные навыки самообороны уже в школе, учащиеся придут на службу в органы внутренних дел, МЧС или в подразделения и части Вооруженных сил России более подготовленными, им не потребуется много времени и сил для изучения соответствующих разделов курса физической подготовки. Кроме этого, в ходе занятий формируется морально-психологическая готовность к самообороне, что не менее важно для будущего защитника Родины. Элективный курс «Основы самообороны» предполагает изучение основных способов и индивидуальных средств самообороны и самозащиты, а также основных видов огнестрельного, травматического и газового оружия. В содержание курса также входит раздел, в котором изучаются правила оказания первой помощи пострадавшим при применении холодного, огнестрельного, травматического и газового оружия. Курс, рассчитанный на 34 часа, могут изучать как юноши, так и девушки. Он разбит на девять тем, включающих 12 часов теоретических занятий (в ходе которых наряду с лекциями предполагается проведение экскурсий в воинскую часть и встреч с инструкторами по рукопашному бою, медработниками ЦРБ, сотрудниками правоохранительных органов и МЧС) и 22 часа практических занятий. Основная цель курса — военно-профессиональная ориентация учащихся старших классов. Курс ориентирован на то, чтобы вызвать у них интерес к военному делу, к службе в Вооруженных силах, подразделениях МВД и МЧС. Это очень важно именно в 10-м классе, когда учащиеся начинают активно задумываться о выборе будущей профессии. В ходе курса решаются обучающая, воспитательная и развивающая задачи. 1. Обучающая задача — обучить школьников основам самообороны и самозащиты, элементам рукопашного боя, азам морально-психологической и медицинской подготовки, необходимой как в экстремальных ситуациях повседневной жизни, так и в зонах военных конфликтов, при совершении и угрозе террористического акта. 2. Воспитательная задача — воспитать у учащихся любовь и уважение к профессиям, связанным с защитой человека в чрезвычайных и экстремальных ситуациях как мирного, так и военного времени, к профессии защитника Российской Федерации. Сформировать у школьников желание изучать военное дело, основы самообороны и приобрести в дальнейшем профессию, связанную со службой в подразделениях и частях Вооруженных сил, МВД или других силовых структурах. 3. Развивающая задача — развивать у учащихся силу, ловкость, выносливость, стрессоустойчивость и такие качества характера, как дисциплинированность, вежливость, уважение к старшим, самоотверженность, смелость. Для реализации данной программы необходимо наличие учебно-материальной базы: спортивного зала, спортивной площадки с элементами полосы препятствий, стрелкового тира для пневматического оружия и оборудованного кабинета начальной военной подготовки. В процессе реализации курса предусмотрено применение информационно-коммуникационных технологий, игровых технологий (уроки-викторины и уроки-соревнования), личностно ориентированного подхода к учащимся. Требования к подготовке учащихся После изучения курса учащиеся должны • знать: — основные силовые структуры Российской Федерации и их предназначение; — основные виды современного огнестрельного, травматического и газового оружия, средств самообороны и бронезащиты; — основные сведения о строении и функциях организма человека, гигиену спортсмена, правила оказания первой медицинской помощи при травмах и ранениях; — основы общефизической подготовки; — психологические основы самообороны и стрессоустойчивости; — основные элементы рукопашного боя, основные подручные средства самообороны; — основные болевые точки на теле человека, основные болевые приемы; — пределы необходимой самообороны; — основные навыки самостраховки; — правила поведения при обнаружении взрывного устройства и угрозе взрыва; — правила поведения при захвате в заложники; • уметь: — применять современное холодное, огнестрельное, травматическое и газовое оружие для самообороны; — применять современные средства самозащиты и бронезащиты; — выполнять основные общефизические упражнения на ловкость, быстроту и выносливость; — выполнять правила личной гигиены спортсмена; — оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах и ранениях; — преодолевать стрессовые ситуации, возникающие в экстремальных ситуациях; — выполнять основные элементы рукопашного боя (удары рукой и ногой, защитные действия, броски, освобождения от захватов противника); — выполнять болевые приемы, обезоруживать противника при ударе ножом и угрозе пистолетом; — использовать подручные средства (палка, пояс и др.) для самообороны и самозащиты; — выполнять приемы самостраховки; — правильно действовать при обнаружении взрывного устройства и угрозе взрыва; — правильно вести себя при захвате в заложники. Тематическое планирование курса
Основное содержание программы 1. Вводное занятие (1 час) Знакомство с содержанием программы элективного курса, расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности с регистрацией в журнале инструктажей. 2. Силовые структуры Российской Федерации и их предназначение (1 час) Предназначение, история создания и краткий обзор структуры Вооруженных сил, МВД, МЧС Российской Федерации. 3. Современное оружие и средства самозащиты (6 часов) Основные виды автоматического оружия и пистолетов. Их общее устройство, краткие технические характеристики. Ручные гранаты. Их общее устройство, краткие технические характеристики. Газовые баллончики. Их назначение, виды, краткая техническая характеристика. Основные средства самообороны. Их назначение, устройство и технические характеристики. Демонстрация современного вооружения и средств самообороны в подшефной воинской части. Практическая разборка и сборка макетов автомата АК и пистолета ПМ. Практическая подготовка макетов ручных гранат к применению и их разряжение. Метание гранаты на точность. 4. Общая физическая подготовка (5 часов) Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения для развития координации и точности движений. Упражнения для развития вестибулярного аппарата. Упражнения для развития ловкости. Комплексное упражнение на ловкость. Развитие быстроты. Бег на короткие дистанции (60 и 100 м). Челночный бег 10 х 10 м. Развитие выносливости. Бег на длинные дистанции (1000, 2000, 3000 м). 5. Прикладная физическая подготовка. Элементы рукопашного боя (8 часов) Овладение навыками самостраховки. Кувырки, падения. Удары рукой и ногой. Прямой удар. Удар снизу. Удар сбоку. Удары ногой сбоку и назад. Защитные действия руками и ногами. Подставка предплечья. Болевые приемы. Загиб руки за спину. Сваливание для связывания. Рычаг руки наружу и внутрь. Броски. Задняя подножка. Бросок через спину. Освобождение от захватов противника. Освобождение от захвата рук. Освобождение от захвата за шею спереди. Освобождение от захвата туловища и рук сзади. Освобождение от захвата туловища спереди. Обезоруживание противника при ударе ножом. Обезоруживание противника при угрозе пистолетом. 6. Правила поведения при нападениях (6 часов) Подручные средства самообороны и их применение. Болевые точки на теле человека и правила нанесения ударов по ним. Использование палки для защиты от атак вооруженного и невооруженного противника. Использование пояса для защитных действий. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. Необходимая оборона и ее пределы. Встреча с сотрудником правоохранительных органов. Правила поведения при захвате заложников, обнаружении взрывных устройств и угрозе взрыва. Встреча с сотрудником МЧС. 7. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Гигиена спортсмена (2 часа) Кровообращение. Сердце и сосуды. Центральная нервная система, органы чувств. Встреча с медицинским работником. Влияние занятий физическими упражнениями на обмен веществ. Закаливание организма. Правила спортивной гигиены. 8. Психологические основы самозащиты. Способы преодоления стресса (1 час) Способы преодоления стресса и борьбы с паникой. Стрессоустойчивость. Проведение тестирования на стрессоустойчивость. 9. Меры по оказанию первой помощи при вероятных травмах во время самозащиты (4 часа) Первая помощь при шоке. Первая помощь при удушениях, остановке дыхания и сердцебиения. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Первая помощь при черепно-мозговой травме. Сотрясение головного мозга. Первая помощь при ушибах, вывихах, растяжениях и переломах. Остановка кровотечений. Литература 1. Аверин А.И. Начальная военная подготовка. Учебник для средних школ. — М.: Просвещение, 1985. 2. Бенякова М.В., Крайнева И.Н. Энциклопедия для мальчиков. — СПб.: ТОО «РЕСПЕКС», 1994. 3. Буров Д. Автоматические пистолеты. — М.: Этерна, 2007. 4. Волокитин А.А., Грачев Н.Н., Жильцов В.А. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Военно-профессиональная ориентация учащихся 10–11-х классов. — М.: Дрофа, 2007. 5. Латчук В.Н., Миронов С.К. Терроризм и безопасность человека. 5–11-е классы. Учебно-методическое пособие. — М.: Дрофа, 2007. 6. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. — М.: Просвещение, 2000. 7. Смирнов А.Т. Основы военной службы. Учебное пособие. — М.: Дрофа, 2004. 8. Фролов М.П., Литвинов Е.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. — М.: АСТ, 2002. 9. 100 уроков борьбы самбо. Сборник. — М.: Физкультура и спорт, 1971. © Практика административной работы в школе №2, 2011 |
Программа элективного курса основы лесоводства 2012 г. Программа... ... | Программа курса «Основы самообороны» М. А. Хайремдинов, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель физического воспитания Московского казачьего кадетского корпуса... | ||
Программа элективного курса «основы избирательного права» 35 учебных... Введение элективного курса «Основы избирательного права» важный шаг для формирования грамотного гражданина своего государства | Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | ||
Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» Рабочая программа составлена на основе элективного курса «Основы генетики человека» / авт. Г. П. Подгорнова. М.: Дрофа, 2006 | Программа элективного курса «основы цитологии» Он предназначен для учащихся 10-11 классов, желающих выбрать биологию для дальнейшего обучения, а также для учащихся, проявляющих... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Программа элективного курса «Основы микробиологии» Представленная к рецензированию программа курса, рассчитанного на 10 часов, изложена на 13 страницах и содержит | ||
Программа элективного курса «Мир неизвестного смелых зовет » Программа элективного курса «Мир неизвестного смелых зовет» ( основы научно-исследовательской деятельности) | Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | ||
Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Программа элективного курса для учащихся 10 (11) классов «основы цифровой фотографии» Программа курса «Основы цифровой фотографии» ориентирована на учащихся 10 или 11 классов при занятиях 1 раз в неделю по 1 часу, всего... | ||
Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Графический дизайн. Adobe Photoshop» Требования к минимально необходимому уровню знаний учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса 6 | ||
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... |