Методика подготовки к уроку





Скачать 292.15 Kb.
НазваниеМетодика подготовки к уроку
страница1/3
Дата публикации26.06.2014
Размер292.15 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
  1   2   3
Плохой педагог - даёт знания

Хороший педагог - преподносит истину

Гениальный педагог - учит истину находить
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К УРОКУ
Типы уроков

1.     Урок изучение и первичное закрепление новых знаний. Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум.

Цель - воспитание учащихся и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовка учащихся к усвоению.

4. Изучение нового материала.

5. Первичная проверка усвоения знаний.

6. Первичное закрепление знаний.

7. Контроль и самопроверка знаний.

8. Подведение итогов урока.

9. Информация о домашнем задании.

2. Урок закрепления знаний. Вид учебных занятий: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Цель - вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Логика процесса закрепления знаний:

1. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

2. Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?

3. Пробное применение знаний.

4. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.

5. Упражнения с переносом знаний в новые условия.

3. Урок комплексного применения ЗУН учащихся. Вид учебных занятий: практикум, лабораторная работа, семинар.

Цель - усвоение знаний самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Логика процесса комплексного применения ЗУН:

1. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.

2. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

3. Усвоение образца комплексного применение ЗУН.

4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.

5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Вид учебных занятий: семинар, конференция.

Цель - усвоение знаний в их системе.

1. Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы) вопросов, литературы. Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами. фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.

5. Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся. Вид учебных занятий: зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний.

Цель - определение уровня знаний, сформированности УН, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний умений, навыков.

В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.

1. Уровень осознанного воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит понял, запомнил, воспроизвел.

2. Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.

3. Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.

Цели урока: 1. Воспитательные

2. Образовательные

3. Развивающие
Структурные элементы учебного занятия


Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

Организация начала занятий

Подготовка учащихся к работе на занятиях

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов

Подготовка к основному этапу занятий

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладения способами действий

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознан-ности усвоения нового учебного мате-риала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих проблем

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах обучения

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, проверка соответствующих записей

Реализация необходимых достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития

Технологическая карта урока


Этап

ТДЗ этапа

Методы

Формы

Виды дея-ти

1. Организационный момент

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Устное сообщение учителя

общеклассные

работа в тетради

2. Проверка выполнения д/з

Выявить уровень знаний по д/з. Определение типичных недостатков.

 Мотивация, побуждение к поиску,

 сочетание общеклассных

дидактическая игра “Вычислительная машина"

3. Подготовка к активной у.п.д.

Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала. Формировать познавательные мотивы.

Создание проблемной ситуации

и индивидуальных

дидактическая игра “Клоуны”

4. Установка познавательной задачи

Организация учащихся по принятию познавательной задачи.

Устное сообщение учителя

общеклассные

 

5. Усвоение новых знаний

Сформировать конкретные представления о периметре пр-ка и способах его вычисления; побуждать стремление детей самих искать решение задачи.

Эвристический (частично-поисковый)

сочетание общеклассных и индивидуальных

решение задач

6. Первичная проверка понимания

Установить осознанность восприятия. Первичное обобщение. Учить выбирать рациональные способы решения.

Анализ и логическое доказательное мышление

сочетание общеклассных и индивидуальных

 

7. Закрепление знаний

Организовать деятельность по применению новых знаний. Обучать работе в мини-коллективе.

Самостоятельная работа

парная

практическая работа

8. Самопроверка знаний

Выявить уровень первичного усвоения нового материала.

Самостоятельная работа

индивидуальные

решение задачи по карточкам, с.р. на повтор

9. Итог

Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся.

Устное сообщение учителя, учащегося

 

 

10. Домашнее задание

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию

 

консультация





Анализ урока, оценка его эффективности.
Преподавание - двусторонний процесс. Обратная связь достаточно активная, и иногда существенно влияет на результативность урока как в одну, так и в другую стороны. А потому для понимания и осознания происходящего на проведенном уроке, понимания причин (а что сделал я не так?), существует такой вид деятельности как анализ урока (точнее, во-первых, самоанализ, а затем - помощь коллег, присутствовавших на уроке).

Существует очень много схем для такого рода работы. Здесь предлагаются некоторые из них. И, хотя с некоторыми из них можно не соглашаться, тем не менее это реально действующие схемы. Взяты они из пратикующих учебных заведение умышленно. Они же могут быть использованы и для качественной подготовки к уроку.

Для анализа проведенного урока и при подготовке к нему следует за основу брать пять основных компонент методической системы. 
Самоанализ урока
  Самоанализ урока учителем позволяет решить целый ряд важных задач: учитель лучше осознает систему своей работы, быстрее осваивает на практике методику выбора и обоснования оптимального варианта обучения, самоанализ делает учителя более психологически защищенным, уверенным в себе, самоанализ резко улучшает качество планирования последующих уроков, стимулирует развитие творческого мышления и деятельности учителя, экономит время и бумагу - при планировании. Что дает самоанализ для руководителя, посещающего уроки: знания и замыслы об уровне мышления учителя (без этого невозможно дать целостный анализ урока), возможность сопоставить замысел и реальный ход урока, а значит - дать конкретные советы учителю, экономию времени руководителя (его выступление не повторяет самоанализ, а сосредотачивается на оценке, выявлении плюсов и минусов и их причин), через внедрение в практику самоанализа уроков становится реальным внедрением в учебно-воспитательный процесс любых новшеств - достижений педагогической передовой практики.

Прежде чем требовать от учителей самоанализа уроков, целесообразно ознакомить коллектив с методикой такого самоанализа. 

Схема 1.

 Самоанализ урока учителем предусматривает ответы на следующие вопросы:

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками?

2. Какие особенности класса были учтены при планировании урока?

3. Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи?

4. Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?

5. Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)?

6. Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные были созданы на уроке? Насколько они благоприятствовали успешной работе?

7. Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели?

8. Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будут ли перегрузки учащихся?

9. Какие выводы на будущее можно сделать из результатов урока?

 

Схема 2

1. Общая структура урока (основная дидактическая цель урока: его место в системе уроков по теме: основные моменты урока, дозировка времени: соблюдение основных требований к оформлению каждого урока, эффективность использования времени на уроке).

2. Реализация основной дидактической цели урока. (Выполнение требований программы, соотношение материала, объясненного на уроке и данного на самостоятельную работу, организация восприятия, внимания, познавательного интереса, организация первичного закрепления материала, проверка качества ЗУН, использование раздела и программ, требования к знаниям: опрос учащихся - принцип вызова, дифференцированные задания, использование примерных норм оценок учащихся, данных в программах).

3. Развивающая сторона урока (вовлечение учащихся в совершение основных мыслительных операций, преодоление посильных трудностей, развитие познавательной самостоятельности и последовательности, научности связи теории с практикой, прочности знаний).

4. Соблюдение основных принципов дидактики (принцип наглядности, сознательности и активности в работе учителя и учащихся, доступности и посильности, систематичности и последовательности, научности связи теории с практикой, прочности знаний).

5. Методы обучения (методы ведения нового материала, закрепление и выработка умений и навыков, контроля: соответствие методов общей направленности обучения дидактической цели, специфике учебного предмета: зависимость выбора методов обучения от материальной оснащенности школ).

6. Воспитывающая сторона урока (использование воспитательных возможностей содержания учебного материала, формирование мировоззрения, связь с жизнью, воспитание добросовестного отношения к труду, учению, использование воспитательной возможности оценки, воспитательное воздействие личности учителя).

7. Учитель на уроке (подготовка к уроку, роль конспекта, виды деятельности на уроке, контакт с классом, индивидуальный подход к учащимся, значение предмета, увлеченность им, внешний вид учителя).

8. Работа учащихся на уроке (подготовка учеников к уроку, активность на разных этапах урока, виды деятельности, культура речи, дисциплинное отношение к предмету, учителю: динамике работоспособности, моменты наивысшей активности, падение работоспособности, их причин, уровень сформированности умения учиться).

9. Гигиенические условия урока (помещение, его оснащенность, мебель, соблюдение принципов рассадки, расписание вы этот день, длительность и характер проведения перемен, влияние гигиенических условий на динамику работоспособности на уроке).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика подготовки к уроку iconПроцесс подготовки к уроку
Готовясь к уроку, следует, прежде всего, определить его место в системе других учебных занятий
Методика подготовки к уроку iconНаправление подготовки и уровень образования
Последующие: теория и методика физической культуры, теория и методика обучения базовым видам спорта, повышение профессионального...
Методика подготовки к уроку iconЗачетные требования к уровню подготовки студентов III курса физб-о-д
Анатомия, физиология, биомеханика, педагогика, психология, теория и методика физической культуры, теория и методика физического воспитания,...
Методика подготовки к уроку iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700. 68 Филология (программа...
Методика подготовки к уроку iconПрограмма «Лингвострановедение первого иностранного языка» предназначена...
«Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания...
Методика подготовки к уроку iconМетодика подготовки и оформления рефератов, курсовых и выпускных...
Методика подготовки и оформления рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ. Учебно-методическое пособие / В. А. Конышев....
Методика подготовки к уроку iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Направление подготовки...
«Теория и методика профессионального образования» по направлению подготовки 44. 06. 01 – Образование и педагогические науки составлена...
Методика подготовки к уроку iconУрока Орг момент. Проверка готовности к уроку. Эмоциональная подготовка к уроку
Развивать познавательные и творческие способности учащихся. Умение работать в группах и индивидуально
Методика подготовки к уроку iconРабочая программа для студентов бакалавриата 035700. 62 Лингвистика...
Лингвистика профиль подготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», форма обучения очная
Методика подготовки к уроку iconРабочая программа дисциплины методика научно-исследоват ельской работы...
Бз ооп впо. Логические и содержательно-методические взаимосвязи дисциплины проявляются по отношению к таким дисциплинам профессионального...
Методика подготовки к уроку iconТемы рефератов методика овладения техникой бега на короткие и длинные...
...
Методика подготовки к уроку iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Материалы к уроку: 1) презентация по уроку, 2) фильмы по теме урока, 3) описание сайтов по категориям (на бумаге или в файлах)
Методика подготовки к уроку iconУроки обж. Типы уроков. Требования к уроку
Б18 Байбородова, Л. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности : метод пособие / Л. В. Байбородова, Ю. В. Индюков....
Методика подготовки к уроку iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных нормативов Методика...
...
Методика подготовки к уроку icon"Cуд над Интернет" подготовка к уроку
При подготовке к уроку класс был разделен на две группы – обвинители и защитники. Готовились они независимо друг от друга и не знали,...
Методика подготовки к уроку iconПамятка для ученика при подготовке к интегрированному уроку
Приложение №2 – Читательский дневник (с учетом подготовки к интегрированным занятиям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск