Скачать 110.03 Kb.
|
Тема урока « Реформация и крестьянская война» Учитель истории и обществознании МОУ СОШ №10 п. Чегдомын Кидревич Алена Викторовна Цель: Ознакомить учащихся с процессами происходящими в христианской церкви в XVI в. в Европе. Задачи: Обучающая: дать представление о учении Томаса Мюнцера и его роль в Реформации в Европе; рассмотреть основные положения его учения; познакомится с Крестьянской войной и её последствиях. Развивающая: Развить аналитическое мышление, умение рассуждать, сравнивать и систематизировать свои знания. Работать с учебником. Правильно делать выводы. Воспитывающая: Воспитать толерантное отношение к представителям различных конфессий: на примере жизни Мартина Лютера и Томаса Мюнцера воспитать готовность отстаивать свои взгляды. Оборудование: компьютер, экран, учебник, дидактический материал, проектор, рабочий лист, презентация. Основные понятия: реформация протестантизм Ход урока.
Добрый день, ребята! Наша задача продолжить изучение темы Реформация и контрреформация в Европе:
После объяснения нового материала мы с вами ответим на вопросы викторины.
1.Работа с интерактивной доской. Задание: Отметьте верные высказывания словом «ДА», неправильные – словом «Нет».
2 1 8 3 7 4 9 5 6 Таким образом, мы повторили с вами, что такое Реформация. Выделили, что главным реформатором был Мартин Лютер. И теперь мы должны посмотреть отношение различных слоёв населения к реформе и последователей Мартина Лютера.
Учитель: Последователи Лютера развернули бурную деятельность. Церкви начали очищать от «папинского хлама»- икон, скульптур, витражей. Католическую мессу заменили проповедью. В реформационную борьбу включились все слои германского общества – рыцарство, бюргерство, крестьянство. Интересы этих людей были подчас противоположными. Дворянство - увидеть Германию сильным государством, свободным от власти Рима. Крестьяне и городска беднота – переустроить мир и сделать его справедливым. 3.1 Вождём народной Реформации стал священник Томас Мюнцер (1493-1525гг)- сообщение ученика. Ученик: Биография Томаса Мюнцера. Учитель: Взгляды Томаса Мюнцера. Томас Мюнцер – высокообразованный человек, закончивший два университета,- почему он избрал такой путь? Будучи священником, Мюнцер общался с простыми людьми. В первые годы Реформации он поддерживал Лютера, но затем его пути разошлись. Реформация, проведенная в интересах князей, не отвечала его взглядам. Мюнцер заявлял, что «власть должна быть отдана простому народу», ибо такова воля Божья. В своих проповедях он уверял прихожан, что Бог говорит с истинно верующими. Мюнцер призывал народ «свершить свой суд» - свергнуть господ. В Результате «сильные будут унижены, а слабые возвышены» возник «царство Божие» на земле – справедливое общество. « Всё должно быть общим достоянием… каждому должно быть выделено по его нужде»,- считал он. Счастливой Германия станет тогда, когда исчезнут замки и монастыри и «враги богатых и бедных», не буде частной собственности. Под влияние таких речей города и деревни заволновались. Население закрывало церкви, изгоняло католических священников. Реформация Мартин Лютер Томас Мюнцер Реформа в интересах князей Реформа в интересах простого народа 3.2 Причины крестьянской войны. Задание: на стр. 97 в первом абзаце выделите причины крестьянской войны. Крестьянская война 1524 год. Причины крестьянской войны: 1.Захват дворянством общинных угодий. 2. Увеличение поборов с крестьян. 3. Работать на барщине. 4. Ограничение личной свободы крестьян. Что такое барщина. Барщина - даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работавшего собственным инвентарем в хозяйстве феодала за полученный в пользование участок земли. Учитель: В ответ на это крестьяне стали собирать вооружённые отряды, жечь замки наиболее ненавистных феодалов, разгонять монастыри. К восставшим присоединялись горожане и небогатые рыцари. С их помощью крестьяне составили свои программы. 3.3 Работа с документом «12 статей». Прочитайте документ и ответьте на следующие вопросы. В каких положениях программы «12 статей» особенно чувствуется влияние идей Реформации? В чём крестьяне видели главные нарушение их прав? С чем готовы согласится? Чем аргументировали требование личной свободы? Документы 12 статейВо - первых, наше смиренное прошение и желание, наша общая воля и мнение - иметь впредь право и силу всею общиною выбирать себе священника и смещать его, когда он неподобно ведет себя...Во-вторых ... мы согласны давать справедливую зерновую десятину, но лишь так, как полагается. ... Впредь мы желаем, чтобы эту десятину собирали наши церковные старосты, которых поставит община, и из собранного давали бы достаточное содержание священнику, избранному всею общиною, ему и его близким, по приговору общины. А что останется лишку - отдать бедным, какие окажутся в деревне по обстоятельствам дела и по приговору общины.В- третьих, до сих пор было в обычае считать нас «собственными» людьми, что жалости подобно, принимая во внимание, что Христос пролитием своей драгоценной крови освободил <…> нас всех <…> . Поэтому соответствует писанию, чтобы мы были и хотим быть свободными<…>.В-пятых, отягощены мы также с использованием леса. Ибо наши господа присвоили исключительно себе все леса... Вот наше мнение: леса <…> должны снова перейти в руки всей общины.В - шестых, мы терпим большое отягощение от барщин, которые растут и умножаются со дня на день. Мы желаем, чтобы нам в этом оказали подобающее внимание и не отягощали нас так сильно...В - седьмых <…> сверх (соглашения господина с крестьянином) господин не должен ни к чему принуждать, ни к каким дворовым или иным службам...В-восьмых, мы - все те, у кого есть земля,- <…> губят свое собственное достояние. Пусть господа велят осмотреть эти самые земли людям почтенным и установят аренду по справедливости, так, чтобы крестьянин не делал своей работы даром, ибо каждый работник достоин своей платы.В- девятых, мы чрезмерно отягощены большими штрафами <…> .Наше мнение таково: наказывать нас по старым писаным законам сообразно обстоятельствам дела, а не по произволу.В- десятых, <…>, что некоторые присвоили себе принадлежащие общинные луга, а также пашни. Эти земли мы хотим снова вернуть в наше общее пользование.В- одиннадцатых, обычай, называемый посмертным побором, мы хотим отменить совершенно.В-двенадцатых, вот наше решение и окончательное мнение: <…>
Требования различных слоёв от учения Реформации.
Учитель: Откройте стр. 98 из пункта «Война и имперская реформа» Выделите требования дворян бюргерства (горожане). 3.5.Учитель: Разногласия в стане восставших не позволили провести программу политических реформ в жизнь. Пламя Крестьянской войны охватило германские, австрийские и чешские земли. Хорошо вооруженные армии князей расправлялись с разрозненными крестьянскими отрядами. Долгое время оплотом крестьян оставалась Тюрингия, где повстанцев воодушевлял Мюнцер. И всё они были разбиты, а Мюнцер казнён после жестоких попыток. За победами князей следовали массовые расправы. К ним и призывал и Лютер, напуганный размахом крестьянского движения. Он утверждал крестьяне отдавались дьяволу и их надо колоть, бить и душить, как бешенных собак. Итогом крестьянской войны: 1.Ухудшение положения крестьян. 2. Увеличение поборов. 3. Возвращение личной зависимости. 4. Застой в Сельском хозяйстве. 5. Спад экономики. Как вы думаете почему крестьяне потерпели поражение? Причины поражения: В крестьянском восстании не было единствам - в каждой области крестьяне действовали отдельно. Последствия. Учитель: Поражение крестьян в войне привело к сохранению в стране феодальных порядков, ещё триста лет в ряде земель сохранялась личная зависимость крестьян. Осталась и политическая раздробленность. Под запись: 1.Сохранение феодальных порядков. 2. Сохранение личной зависимости крестьян. 3. политическая раздробленность Германии ( Германия во власти князей). 3.6 Учитель: несмотря на пробуждённое Реформацией общественное движение захлебнулось, реформа церкви продолжалась. Преобразования были умеренными, так как их проводили «сверху» князья. Поддержавшие Лютера. В результате духовенство с его иерархией не было упразднено. Зато светские правители возглавили церковь в своих землях, присвоив прежние права папы, и немедленно начали секуляризацию церковных земель. В интересах римской церкви Карл попытался остановить этот процесс. Князья, сторонники Лютера, заявили ему свой протест, и с тех пор стали именовать протестантами. Сообщение ученик. Под запись: Протестантизм- течение в христианстве не признающий авторите римского папы; в основе его доктрины лежит тезис об оправдании (спасении) верой. Учитель: Основные положения лютеранства в 1530 году были обобщены в документе «Аугсбургским вероисповеданием». Он был вручён в городе Аугсбурге. Лютеранская церковь признавала два таинства – крещение и причащение; служба упростилась, главное место отводилось проповеди священника. В лютеранской церкви сохранился клир, она стала «дешёвой»: отказалась от внешнего убранства, пышных облачений, икон, дорогой утвари. Император Карл V вместе с католическими князьями начал войну против лютеран. Германия раскололась на два враждебных лагеря. Война закончилась подписанием в городе Аугсбурге религиозного мира. Под запись: 1555 год – Аугсбургский религиозный мир. Учитель: Император признал право князей решать каким будет церковь в их государствах. Это закрепило раздробленность государства и похоронило надежды на объединение Германии. Карл V для которого это было политическим поражением в борьбе с «еретиками» , отрекся от императорской короны. Протестантскими стали княжества, расположенные на севере Германии - Пруссия, Бранденбург, Саксония, Гессен, Брауншвейг, Пфальц, Вюртемберг. Закрепление: Решите кроссворд. Если успешно справитесь с заданием, то по вертикали в выделенных клетках сможете прочитать слово, обозначающее сторонника Реформации. 1. Главная часть лютеранского богослужения. 2. Германский император, начавший войну против лютеран. 3. Одно из протестантских княжеств в Германии. 4. Область Германии, дольше всего остававшаяся оплотом восставших во время Крестьянской войны. 5. Принцип, согласно которому князья имели право решать, какой будет Церковь в их государствах, гласил: «Чья власть, того и ...». 6. Город, в котором в 1555 году был подписан религиозны!' мир. 7. Часть населения Германии, надеявшаяся, что реформы церкви помогут переустроить мир. 8. Повинность которая в начале XVI века стала особенно тягостной для германских крестьян. 9. Один из самых решительных последователей Лютера. 10. Десятая часть дохода, взимавшаяся с населения Германии в пользу католической церкви. Домашние задание: №11 Написать сочинение на тему «Будущее Германии глазами Лютера и Мартина». |
Урок на тему: «Реформация и крестьянская война в Германии» Цели урока: определить причины реформации; охарактеризовать особенности лютеранского учения; рассмотреть динамику распространения... | Тематическое планирование № Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика... Крестьянская реформа: проблема земли и воли. Крестьянская реформа в крае: условия и итоги преобразований | ||
Литература. 19 Смоленском; более 20 городских восстаний, прокатившихся в середине века по всей стране, начиная от Москвы (1648 г.); восстания в... | Великая Отечественная война Советского Союза небывалая в истории... Да, Война – страшное слово. Война…Как много говорит это слово. Война – это страдание матерей, сотни погибших, сотни сирот и семей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: компьютер, видеопроектор, интерактивная карта «Отечественная война 1812 года», отрывок из фильма С. Бондарчука «Война... | Конспект урока по русской литературе в 8 классе. Тема урока : «Была... Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Отечественная война 1812 г в восприятии историков и Л. Толстого в романе «Война и мир» | Литература: Конституция Российской Федерации Дело революции война и гражданская война, тогда как дело конституции – победа мира | ||
Тест по теме «Реформация в Европе» Как называлась работа Мартина Лютера, в основе которой лежали возражения против торговли индульгенциями | Тесты по новой истории по теме Реформация и Контрреформация в Европе Методы: словесные, работа с текстовым источником, метод постановки проблемы, контроль (письменные) | ||
Урок по теме: «Послевоенный мир. Холодная война» Выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития... | Урок по истории мира в 10 классе. Тема: Война за независимость в Северной Америке Доказать, что война за независимость является буржуазной революцией, расчищающей пути для капиталистического развития | ||
Урок-презентация на тему "Крестьянская реформа 1861 г." для 8-го класса Путем анализа основных положений реформы выявить ее прогрессивные и крепостнические черты | Домашнее задание на 12 января 2013 года Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не... | ||
Домашнее задание для классов, находящихся на карантине с 05. 02. 13 по 11. 02. 13 Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Великая Отечественная Война, Вторая Мировая война, битва за Москву, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, фашизм |