Скачать 89.97 Kb.
|
Крымская война 1853-1856 годов. Цели: Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, карта «Крымская война 1853 – 1856 гг.» Формы работы на уроке:
План урока:
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Колесникова Ольга Викторовна. Сегодня урок истории проведу у вас я. СЛАЙД 1. Тема нашего урока: «Крымская война 1853 – 1856 гг.» СЛАЙД 2. Мы познакомимся с причинами, ходом, итогами Крымской войны; выясним влияние войны на состояние российской экономики и российского общества; обратимся к лучшим качествам русского человека: патриотизму и милосердию. У каждого из Вас на столе лежит бланк ответа. В течение урока мы будем его заполнять. В верхнем правом углу напишите свое имя и фамилию.
Слово учителя. В XIX веке капиталистические страны Западной Европы ищут новые колонии, рынки сбыта и сферы влияния. Это приводит к крайнему обострению противоречий между главными капиталистическими державами. Их интересы столкнулись в решении так называемого «восточного вопроса», когда действия разворачиваются на Балканах и Ближнем Востоке (показываю на карте) СЛАЙД 3. ? – 1) Вспомните, в результате какой войны к России отошло Черноморское побережье? (русско – турецкая война 1828 – 1829 гг.) 2) Какие территории Балканского полуострова получили автономию и независимость? (Сербия, Молдавия, Валахия, Греция) Слово учителя. К середине XIX века происходит обострение «восточного вопроса». Это было связано с ослаблением Османской империи. Соперничество великих держав на Ближнем Востоке и Балканах выливается в Крымскую войну. Почему это произошло? Это и предстоит нам выяснить! В течение урока мы будем составлять кластер. Его шаблон у вас в бланках ответов. Главный вопрос, который мы сегодня разбираем – это сама Крымская война. Значит, она занимает центральное место в кластере, то есть будет солнцем в нашей системе. Вот таким образом. - Скажите, что мы должны знать, изучая любую войну? (ее причины, повод, ход действий, итоги, участников военных действий – героев). - Молодцы, совершенно верно! Эти компоненты будут «планетами» нашей системы. Вот так. Возьмите свои бланки и заполните кластер в бланках так, как это сделано на экране. Теперь мы должны определить «спутники» каждой планеты, другими словами заполнить кластер до конца. СЛАЙД 4. Что стало главной причиной войны и каков повод? Выясним это, прочитав документ, который лежит у каждого из вас на столе. Отвечая на вопросы, которые прилагаются к документу, вы можете прямо в тексте подчеркивать предложения, делать пометки на полях, чтобы вам было удобно. Время на задание 4 минуты. Текст (документ). Крымская война (1853–1856), война России с коалицией в лице Османской империи, Великобритании, Франции, Сардинии за господство на Ближнем Востоке. В середине XIX века Османская империя оказалась в состоянии полного упадка. Султан уже не мог контролировать огромную территорию империи. Ослабление Османской империи обострило соперничество европейских держав на Ближнем Востоке и Балканах, которое приводит к войне. Война была вызвана захватническими планами России по отношению к стремительно слабевшей Османской империи. Император Николай I (1825–1855) пытался воспользоваться национально-освободительным движением балканских народов, чтобы установить контроль над Балканским полуостровом и стратегически важными проливами Босфор и Дарданеллы. Страны Балканского полуострова и Закавказья поддержали Россию, что было несомненным преимуществом Российской империи. Однако эти планы угрожали интересам ведущих европейских держав – Великобритании и Франции. Великобритания стремилась к вытеснению России с черноморского побережья Кавказа и из Закавказья. Император Франции Наполеон III, хотя и не разделял планов англичан по ослаблению России, считая их чрезмерными, поддержал войну с Россией как реванш за 1812 год и как средство укрепления своей личной власти. Поводом для войны стал конфликт России и Франции, связанный со спором православной и католической церквей за право опеки над святыми местами в Иерусалиме и Вифлееме. Султан передал ключи от одной из святынь католическому духовенству. Россия потребовала вернуть их православным священникам. После отказа Россия ввела свои войска в зависимые от Османской империи территории. Вопросы к документу.
(Россия хотела укрепить позиции на Балканах, установить контроль над проливами Босфор и Дарданеллы, обезопасить южные границы).
(ее поддержали народы Балканского полуострова и Закавказья).
(эти страны преследовали другие цели)
(расширить сферу своего влияния на Восточном Средиземноморье).
(надеясь на помощь западноевропейских держав, хотела укрепить свое положение на Балканах + территорию Закавказья и Черноморское побережье).
(спор православной и католической церквей за право опеки над святыми местами в Иерусалиме и Вифлееме). СЛАЙД 5. Слово учителя. – Молодцы! Мы выяснили причину и повод к войне, внесем эти данные в бланк ответа. СЛАЙД 6. Задание (устное). - Внимательно посмотрите на таблицу. Что вы можете сказать, опираясь на данные, о том, как были подготовлены к войне Россия и ее противники союзники – Англия и Франция? (союзники были намного лучше подготовлены к войне: и в качественном, и количественном отношении) Готовность России к войне
Слово учителя. Правильно! По сравнению с Великобританией и Францией Российская империя уступала в экономическом и военно-техническом отношениях. ? – Как вы думаете, с чем это связано? (со старой крепостнической системой в России) __________________________________________________________________________________________ Физминутка. – Молодцы! Давайте немного отдохнем)) По классу развешаны карточки с названием участников Крымской войны. Найдите Россию, Османскую империю, Великобританию, Францию. - Давайте узнаем, как развивались события в 1853-1856 годах на ближнем Востоке. Во время просмотра видео ролика, заполните часть кластера, которая отвечает за ход событий. СЛАЙД 7 (фильм. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a878731-0a01-01b2-0046-f76445ce8dde/%5BIS89IR_2-08%5D_%5BML_01%5D.swf ). Во время фильма учитель вывешивает на доску карточки с этапами войны, акцентируя внимание обучающихся. Слово учителя -Скажите, с каким государством Россия столкнулась на первом этапе Крымской войны? (Турция) - На втором? (против России выступила коалиция государств – Турция, Франция, Англия, Сардиния) -Назовите основные сражения Крымской войны (Синопское сражение, Севастопольская оборона, битва за Карс, битвы на Дунае) СЛАДЙ 8. Задание. -Можно ли было что-то сделать для победы России в Крымской войне? Ваш ответ должен начинаться со слов: «Если бы……» -Молодцы! Мы узнали ход военных событий. Теперь необходимо внести эти данные в кластер. Слово учителя. У любой войны есть свои герои, которые делали все возможное, чтобы спасти свою страну от врага. Мужество солдат и офицеров, которые 349 дней держали оборону Севастополя, потрясло не только современников. Их подвиг на века вошел в историю нашей Родины, и мы должны гордиться достойными сынами своего Отечества. СЛАЙД 9 (Л.Н.Толстой + запись его голоса) - Из письма Л.Н. Толстого – участника обороны Севастополя. 20 ноября 1854 г. «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята», говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» и войска отвечали: «Умрем, ваше превосходительство, ура!» И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 тысячи исполнили это обещание». Теперь мы познакомимся с их именами, заполняя одновременно еще одну часть кластера в бланках. СЛАЙД 10,11,12,13,14 (герои севастопольской обороны)
Слово учителя. 1 ноября 1855 года русские войска взяли Крепость Карс и Ардаган в Закавказье. Была открыта дорога на Эрзерум и далее на Стамбул. Эта победа ослабила горечь поражения в Крыму и смягчила условия мирного договора, подписанного в марте 1856 года в Париже. СЛАЙД 15. - Каковы же были условия договора и какое последствие они имели для Российской империи? Внимание на экран. СЛАЙД 16 (условия договора) -Теперь мы можем закончить наш кластер, дописав последний элемент – условия договора. Кто завершит работу, сядьте ровненько и посмотрите на меня. -Молодцы! Теперь откройте учебник на странице 99. Внизу найдите главный итог войны. Зачитайте.
Слово учителя. – Молодцы! Мы хорошо поработали! А теперь вспомните все, что вы узнали сегодня на уроке и, пользуясь своим кластером, составьте небольшой рассказ по форме клише (в устной форме, на задание 1 минута). СЛАЙД 17. Форма клише. «Крымская война началась в ________ и закончилась _____. Ее участниками были _________________________________. Активным военным действиям предшествовал так называемый «___________________________». Главной причиной войны стало _______________________. Самыми яркими событиями военного периода стали ____________________________________________________. Примером героизма и мужества русских солдат и офицеров стала оборона ____________. Она продолжалась _____ дней. Россия помнит своих героев! Среди них были: ____________________________________________________. Война закончилась подписанием ______________________, согласно которому Россия ________________. Я считаю, что Крымская война – это страница истории России, которая ___________________________________________________ . -Молодцы! Последнее предложение каждый из вас должен написать в своих бланках ответа на обратной стороне.
СЛАЙД 18. Сдать бланки. Д/з §14. Подготовить презентацию о герое севастопольской обороны. Спасибо за внимание. |
Тема: «Крымская война 1853-1856 гг.» Южное направление внешней политики России («Восточный вопрос») в середине XIX в | Крымская война (1853-1856 гг.) Цель урока: сформировать представления у обучающихся о причинах Крымской войны, целях задачах России в войне, об основных этапах... | ||
1. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX века Окончание Крымской войны (1853-1856 гг.) привело к коренному изменению ситуации в Европе. Поражение крепостной России подорвало ее... | Крымская война 1853- 1856г г Подвести учащихся к выводу о причинах поражения в войне и о значениях этих событий | ||
Урок по теме : «Крымская война 1853-1856г г.» Изучить причины, ход и последствия Крымской войны, показать, что война оказала влияние на развитие международных отношений, обнажила... | Методическая разработка урока в 10 классе по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война» Занятие рассчитано на один урок и предполагает усвоение учащимися программного материала по данной теме. К уроку прилагается презентация... | ||
Урок по теме «Крымская война» Цель урока: закрепить знания и представления об основных событиях Крымской войны | Истории в 8 классе с использованием информационных технологий по... Урок истории в 8 классе с использованием информационных технологий по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война» | ||
Урок в 8 классе Внешняя политика Николая Крымская война Цель урока:... Цель урока: показать, что «консервирование» внутренних проблем и экспансионистская внешняя политика могут привести к национальной... | Урок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и война» Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний наш урок – урок развития речи. Тема урока «Подготовка к сочинению-рассуждению «Дети и... | ||
Конспект урока по русской литературе в 8 классе. Тема урока : «Была... Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не... | Причины Крымской войны «Крымская война является одним из переломных моментов в истории международных отношений и в особенности в истории внутренней и внешней... | ||
Рабочая программа дисциплины 050400 дпп. 05 История россии (1856... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания | Тема урока: Великая Отечественная война глазами современников и потомков.... Арм (автоматизированное рабочее место) учителя – класс («один ко многим») – фронтальная работа | ||
Тарле Евгений Викторович Крымская война Россией и Россией народной, известное игнорирование связи между фронтом и тылом являются недостатком этого в целом выдающегося исторического... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Крымской войны. Подвести учащихся к пониманию значения материально-технического потенциала в войне. Показать, что Крымская война... |