Падение самодержавия





Скачать 77.19 Kb.
НазваниеПадение самодержавия
Дата публикации08.08.2014
Размер77.19 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Тема урока. Падение самодержавия.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: помочь учащимся познакомиться с теми процессами, которые развернулись в России в феврале1917 года; выяснить причины революции, её движущие силы и участников. Продолжить работу по развитию умения сопоставлять различные источники и делать выводы, оценивать свою работу и работу товарищей, находить альтернативные варианты решения поставленных проблем.

Оборудование: учебник Островский , Уткин; раздаточный материал( письма с фронта; Манифест об отречении Николая П от престола 2 марта 1917 года; Телеграмма М.В.Родзянко Николаю П; Телеграмма генерала Хабалова С.С. генералу Алексееву М.В.; воспоминания Шульгина В.В.)

Основные понятия: манифест, отречение от престола, Временное правительство, двоевластие.

Этапы урока.

1. Организационный этап.

2. Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала. Учитель. У.Черчиль, указывая на победу Брусилова как на пролог нового русского наступления в 1917 году «боле мощного и непобедимого, чем когда бы то ни было», далее говорит о том, что « на пороге победы Россия рухнула на землю заживо пожираемая червями».

- Что имел в виду британский яолитик?

- Какие процессы, развернувшиеся в России, вызвали коренные изменения в обстановке на Восточном фронте?

Эти и другие вопросы станут предметом нашего разговора на уроке. В процессе работы нам предстоит узнать:

- Каковы были причины революции, движущие силы и участники? Вам предстоит также развить уже имеющиеся у вас навыки и научиться

- сопоставлять различные источники и делать выводы;

- находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;

- работать с атласом, альтернативным учебником и пакетом документальных материалов;

- оценивать свою работу и работу товарищей, составлять листовки и готовить выступление на митинге.

В ходе урока мы будем проводить параллель между прошлым и

будущим.

Если к концу урока вы сможете ответить на проблемный вопрос, то

можно будет считать, что материал темы вами усвоен.
Проблемный вопрос. «Отчего романовская монархия пала так легко, без признаков серьёзного сопротивления?»

Учитель. XX век начался для России эпохой революций. В 1905-1907 г.г. произошла первая русская революция.

Вопрос. Вспомните задачи этой революции.( Свержение самодержавия, создание конституционного государства и установление демократической республики, решение аграрного вопроса, введение национального равенства, радикальное улучшение положения рабочих). Учитель. Но революция закончилась поражением, а значит(уч-ся продолжают) «.. эти задачи не были решены и требовали своего разрешения». Но если эти задачи не были решены революционным путём, возможно, что в стране были проведены реформы.

Вопрос. Могли ли в России начаться реформы, учитывая специфику политического устройства и личность монарха? (Нет, не могли, т.к. царь стоял на позициях незыблемости монархического строя). Учитель. Но рано или поздно чаша терпения оказывается переполненной. Подобная ситуация сложилась в России в феврале 1917 года, ...когда всеобщее недовольство царской властью привело к революционному взрыву в столице России - Петрограде. Он стихийно начался «снизу», и явился полной неожиданностью как для правящих верхов, так и для оппозиционных партий.

Ближайшим поводом для возмущения петроградцев явилось резкое ухудшение снабжения столицы продовольствием. Война казалась нескончаемой. В деревнях одни женщины. 13 млн. крестьян находятся в окопах. В письмах солдат с фронта звучит недовольство и гнев. Перед вами два письма с фронта.

Задание. Прочитайте письма и сравните их. Что изменилось в настроении солдат. Вспомните солдат в первой русской революции и сравните их с солдатами 1-мировой войны февраля 1917 года. На чьей стороне будет армия?

Задание-импровизация. Если бы каждый из вас был бы солдатом русской армии в 1917 году, хотели бы вы продолжения войны с Германией? (Ответ обоснуйте).

Учитель. Из - за продолжавшейся войны в городах всё больше сокращался подвоз топлива, продуктов и товаров первой необходимости. Хлеба страна имела достаточно, но из-за разрухи на транспорте он не мог быть своевременно доставлен в город. Возникли длинные очереди у булочных, что вызвало нарастающее недовольство населения. В связи с этим 15 февраля по всему Петрограду прошли уличные демонстрации с лозунгами.

Вопрос. Предположите, какие лозунги могли быть в руках у демонстрантов. Обоснуйте соё предположение.

Учитель. В этой обстановке любой раздражающий петроградские низы поступок властей или владельцев промышленных предприятий мог послужить детонатором социального взрыва. 18 февраля рабочие Путиловского завода объявили забастовку потребовав надбавки к зарплате.

В ответ дирекция уволила забастовщиков. Пострадавших тут же поддержали рабочие других предприятий. Напряжение в стране нарастало. Всё говорило о том, что страна на пороге революции. А какова же реакция царя? 22 февраля он едет в Ставку, что бы там возобновить свою военно-стратегическую деятельность и только там, в Ставке, узнаёт о тревожных вестях из столицы. Значит революция грянула внезапно и её никто , даже Николай П ,не ожидал и даже не предчувствовал?

Задание. Для ответа на этот вопрос вам необходимо познакомиться с донесениями, которые вы найдёте в документе №1. (уч-ся читают и дают ответ ).

Учитель. Итак, что же в основе событий? Случайности. Невезение. Совпадение. Капризы погоды. Царь, ничего не предчувствующий, ничего не подозревающий, застигнутый будто бы врасплох. Нет. Он всё знал. Своевременно осведомлён и предупреждён. 23 февраля в Петрограде было решено начать всеобщую забастовку в поддержку путиловцев.

Задание. Переместимся в то неспокойное время и представим себя участниками митинга в поддержку путиловцев, который проходит на Выборгской стороне ( на карте Петрограда показывает Выборгскую сторону). (Класс делится на четыре группы. Две группы составляют текс выступления на митинге. Для остальных групп работа в алхимической лаборатории истории). 23 февраля считается началом революции. Подберите все необходимые реактивы для химической реакции, которая привела бы к революции. В качестве реактивов будут выступать причины революции.( Уч-ся предлагают свои варианты).

Вопрос. А что может усилить химическую реакцию? ( Катализатор).Что явилось катализатором в революции?(Первая мировая война).

А сейчас я всех приглашаю на импровизированный митинг. (Уч-ся зачитывают выступления и анализируют их). Учитель. Митинги и демонстрации 23 февраля не вызвали особого беспокойства у правительства, их рассматривали как «обычные беспорядки». Однако с каждым часом обстановка для властей становилась всё более угрожающей. 25 февраля - забастовка приняла всеобщий характер ( в ней участвовало 80% рабочих). По проспектам города беспрерывно устраивались шествия с преобладанием политических лозунгов. Командующий Петроградским военным округом генерал Хабалов получил от царя приказ: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки». 26 февраля многолюдные демонстрации вновь устремились в центр города. Хабалов приказал открыть по ним огонь : 50 человек были убиты, сотни ранены. Но переломить ситуацию не удалось, и тогда появляется ещё один документ (№2). Читаем.

Вопрос. А какими бы были ваши действия, окажись вы на месте НиколаяП? (Уч-ся отвечают). Учитель. Но ответ царя был другим.(Уч-ся зачитывают).

В первой русской революции армия оставалась преданным союзником царизма. Учитывая это обтоятельство партия большевиков изменила свою тактику в отношении армии в ходе Февральской революции. Задачей большевиков стало привлечение на сторону пролетариата массы солдат и матросов. Для этого большевистские агитаторы бесстрашно проникали в казармы горнизона, на корабли флота и призывали солдат и матросов к единению с рабочими. В своей агитационной деятельности большевики использовали листовки.

Задание. Вы становитесь на время членами большевистской партии и получаете задание написать текст листовки с призывом к солдатам переходить на сторону революции. 28 февраля Хабалов, полностью потерявший контроль над положением в Петрограде, приказал последним защитникам старого строя сложить оружие.

Вопрос. Почему солдаты Петроградского горнизона в феврале 1917 года поддержали участников демонстрации? Учитель. Результатом петроградских событий конца февраля стало создание двух центров власти: Временного комитета Государственной Думы и Петроградского Совета. Несмотря на разные подходы к решению политических проблем, им удалось договориться о создании Временного правительства.

2 марта 1917 года Гучков и Шульгин отправились в Псков к царю. Николай П подписал акт об отречении от престола. Так рухнуло самодержавие: вместо него образовалось двоевластие. (Учащиеся анализируют манифест).

- Каким видится царю необходимый в дальнейшем порядок управления страной?

- Что свидетельствует о готовности царя установить конституционную монархию?

- Как Николай П воспринял обстоятельства своего отречения?

- Какие причины казались царю главными, определившие судьбу монархии?

- Согласны ли вы с оценкой ситуации, приведшей к отречению?

- Почему Николай П отрёкся от престола не только за себя, но и за сына Алексея? Законно ли это решение?

- Почему Николай П так спокойно подписал манифест об отречении? Почему он не оказал сопротивления, не предпринял шагов к сохранению своей власти?

(Учащиеся дают ответ на проблемный вопрос).

Учитель. Существует несколько точек зрения о характере февральских

выступлений:

- Февральские события в Петрограде - стихийные выступления масс, спровоцированные неудачами России на фронтах Первой мировой войны.

- Новая революция была подготовлена деятелями либеральных и социалистических партий.

- Корни февральского взрыва кроются в неспособности правящей элиты своевременно разрешить самые жгучие вопросы российской действительеости: аграрный, рабочий, национальный и др. Каково ваше мнение по этому вопросу?

Рефлексия.

Подведение итогов.

Домашнее задание: параграф № 9.

Приложение №1

Телеграмма М.В.Родзянко Николаю II

26 февраля 1917 г.

Положение серьёзное. В столице - анархия. Правительство парализовано. Транспорт продовольствия и топлива пришёл в полное расстройство. Растёт общественное недовольство. На улицах происходит беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя. Всяческое промедление смерти подобно. Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца. (В ответ на эту телеграмму царь сказал: «Опять этот толстяк Родзянко мне написал разный вздор, на который я ему не буду даже отвечать).

Граве Б.Б. К истории классовой борьбы в России в годы империалистической войны.-М.:Л.,1926.-СЛ94.
Телеграмма генерала С.С. Хабалова генералу М.В.Алексееву

27 февраля 1917 г.

Прошу доложить Его Императорскому величеству, что исполнить повеление о восстановлении порядка в столице не мог точка

Большинство частей одна за другими изменили своему долгу отказываясь сражаться против мятежников точка

Другие части побратались с мятежниками и обратили своё оружие против верных Его Величеству войск точка Оставшиеся верными долгу весь день боролись против мятежников понеся большие потери точка К вечеру мятежники овладели большею частью столицы точка верными присяге остаются небольшие части полков, стянутые у Зимнего Дворца.

По материалам Музея революции

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Падение самодержавия iconУрок истории "Реформы в России. Отмена крепостного права. Александр...
Познакомить детей с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II
Падение самодержавия iconФевральская буржуазно-демократическая революция в России1917г. Свержение самодержавия
Выяснить причины падения монархии, объективные и субъективные факторы, повлиявшие на февральские события в 1917 году, последствия...
Падение самодержавия iconБлок Свободное падение тел. Баллистическое движение. Содержание темы
Свободное падение тел – движение тел под действием силы тяжести в отсутствии сопротивления воздуха
Падение самодержавия iconРоссийская империя при Николае I. План
Идеология самодержавия. Борьба с инакомыслием. Революционно-демократическая мысль 30-40-х гг.: Герцен, Белинский, «западники» и «славянофилы»,...
Падение самодержавия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отечеству лучших представителей дворянства, впервые в истории с оружием в руках поднявшихся против самодержавия
Падение самодержавия icon«Диктатура сердца» Лорис-Меликова
Цель: выяснить причины и последствия кризиса внутренней политики самодержавия в 70-80 гг; рассмотреть проект Лорис-Меликова
Падение самодержавия iconПлан. Первые Романовы. Утверждение самодержавия и крепостного права....
Боярская дума, приказы, Соборное уложение, крепостничество, самодержавие, старообрядчество, церковная реформа, мануфактура, барокко,...
Падение самодержавия iconБадаев С. Э. С. Чеченское мухаджирство второй половины XIX века как...
Добаев И. П. Исламский радикализм в контексте проблемы военно-политической безопасности на Северном Кавказе
Падение самодержавия iconНовостИ
«рбк-дайджест» («Коммерсантъ-Daily»). Рекордное падение акций мтс, стало следствием непонятной инвесторам политика подсчета абонентов...
Падение самодержавия iconУильям Ширер. Взлет и падение третьего рейха (том 2)
Охватывает собой весь период существования человеческого общества от первобытной эпохи до современности
Падение самодержавия iconАктуальность данной программы
Свободное падение тел – движение тел под действием силы тяжести в отсутствии сопротивления воздуха
Падение самодержавия iconПубличный отчёт о работе Детского сада №56
Свободное падение тел – движение тел под действием силы тяжести в отсутствии сопротивления воздуха
Падение самодержавия iconПлан-конспект урока смутное время
Свободное падение тел – движение тел под действием силы тяжести в отсутствии сопротивления воздуха
Падение самодержавия iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Показать, что свободное падение есть частный случай равноускоренного движения
Падение самодержавия iconМетодические рекомендации по работе с детьми по развитию навыков чтения
...
Падение самодержавия iconПадение легких тел разной формы в воздухе
Равнодействующая силы тяжести и силы сопротивления воздуха равна их разности и в начале падения направлена вниз


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск