Урок чтения. "А. П. Гайдар. "





Скачать 134.81 Kb.
НазваниеУрок чтения. "А. П. Гайдар. "
Дата публикации09.08.2014
Размер134.81 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Урок чтения. "А.П. Гайдар. "Тимур и его команда"

Аркадий Гайдар, сын революции, веселый задушевный друг миллионов ребят, шагает сегодня с нами рядом в строю бойцов за мир, за дружбу, за счастье народов!

Л.Кассиль.
Цели:

  1. Познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара;

  2. способствовать более прочному усвоению содержания повести "Тимур и его команда" через разгадывание кроссворда-логогрифа;

  3. совершенствовать умения вести диалог, участвовать в обсуждении;

  4. учить добру, коллективизму,

  5. воспитывать в детях желание отзываться на чужую беду, спешить на помощь человеку;

  6. воспитывать интерес к возрождению тимуровского движения;

  7. воспитание любви к прошлому нашей страны

  8. расширять кругозор учащихся,

  9. формировать устойчивый интерес к чтению.


Оборудование:

Портрет А.П.Гайдара, выставка книг, детские рисунки, мультимедийный пректор, викторина.

Ход урока

I. Оргмомент.

Объявление темы и цели урока. Слайд 2.

II. Вступительная беседа о писателе.

Слайд 3.

Родился Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) в 1904 году в городе Львове.

Слайд 4.

Отец его - школьный учитель, Петр Исидорович Голиков, был родом из крестьян. Мать - Наталья Аркадьевна Салькова, была дворянкой не слишком знатного рода, (приходилась шестиюродной правнучатой племянницей Лермонтову) , работала сначала учительницей, позже фельдшером.

Слайд 5.

В семье после рождения Аркадия появилось еще трое детей - его младшие сестры.

Слайд 6. Слайд 7.

Когда Аркадию исполнилось восемь лет, Голиковы переехали в город Арзамас. Здесь прошли детство и юность писателя. Этот период его жизни в художественной форме описан в автобиографической повести "Школа".

Слайд 8. Слайд 9.

Детство Аркадия, с его обычными мальчишескими делами - реальным училищем, играми, первыми стихами, "морскими сраженьями" на пруду - совпало с Первой мировой войной и революцией.

Слайд 10.

Четырнадцати лет Гайдар вступил в ряды Красной Армии. Он воевал на многих фронтах, а в промежутках между боями учился на Киевских командных курсах, потом в высшей стрелковой школе и в семнадцать лет командовал полком. Об этом времени, об Октябрьской революции и гражданской войне, о школе жизни, которую проходили дети и юноши его поколения, рассказал Гайдар в повести «Школа», в рассказе «Р. В. С.».

В 1919 году А.Гайдар после окончания курсов получил звание "красного командира", в 15 лет командовал ротой, а в 17 лет - полком. А.Гайдар сражался на многих фронтах гражданской войны, неоднократно был ранен, болел тифом. В 1924 году по состоянию здоровья вынужден был оставить армию. Стал писателем и журналистом.

Слайд 11.

Впервые 7 ноября 1925 года в пермской газете «Звезда». появляется псевдоним «Гайдар». Им Аркадий Петрович подписал рассказ о гражданской войне «Угловой дом».

Слайд 12-18.

Почти все произведения А.Гайдара предназначены для детей, от первой повести "Р.В.С." 1926) до последних произведений: "Тимур и его команда" (1940) и "Горячий камень" (1941).

Слайд 19.

Правда, сначала была не книга о Тимуре, а сценарий к кинофильму. Его (сценарий) в номерах с продолжением печатала “Пионерская правда”. И каждый выпуск газеты обсуждался на диспуте — с участием писателей, профессиональных журналистов и, конечно же, юных читателей.

Слайд 20.

Слайд 21.

С самого начала Великой Отечественной войны А.Гайдар стал настойчиво добиваться возвращения в армию. В 1941 он пошел добровольцем на фронт, корреспондентом "Комсомольской правды".

Слайд 22.

Серьезный, посуровевший, он словно сразу стал старше, в нем не было не растерянности, ни того повышенного воинственного оживления, которое часто можно было видеть тогда у людей, он даже казался еще более спокойным, чем раньше, - словно теперь он уже точно знал своё предназначение, заботило его только: как скорее попасть на фронт, - он не мыслил себя вне рядов армии. Слайд 23.

Слайд 24.

Он остался на Украине, временно захваченной фашистами, сражался в партизанском отряде. В ночь на 26 октября 1941 года группа партизан возвращалась с задания. При переходе через железнодорожные пути наткнулись на немцев. А.Гайдар первый заметил их. «Ребята, немцы!» - успел крикнуть он товарищам и погиб героической смертью в неравном бою с фашистами, спасая товарищей.

Слайд 25.

Аркадий Гайдар погиб в 37 лет. Погиб той смертью, которую, если бы мог выбирать, выбрал бы сам. В бою с врагами был скошен автоматной очередью, защищая то во что верил, без громких слов и торжественных речей, просто отдавая себя всего тому ради чего он жил и во что верил - счастью своего народа.

Слайд 26.

Слайд 27.

Слайд 28.

Посмертно он награжден орденом Отечественной войны I степени. Гайдар начал свою жизнь солдатом и погиб как солдат.

После войны прах писателя был перенесен в г. Канев и захоронен на берегу Днепра.

Слайд 29.

На могиле Гайдара установлен памятник.

Слайд 30.

Вечно живым памятником писателю стали его книги. Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) (1904-1941) один из самых любимых и самых читаемых ребятами писатель, признанный классик детской литературы.
-А теперь решим викторину. И проверим свои знания.
Викторина.

  1. В каком году родился писатель? (1904 году)

  2. В каком городе он родился? (Львов)

  3. Самая известная повесть Гайдара для детей. («Чук и Гек»)

  4. Как звали отца Гайдара? (Петр)

  5. Имя матери писателя. (Наталья)

  6. Настоящая фамилия А.П.Гайдара. (Голиков)

  7. В какой город переезжает с родителями в 1912 году? (Арзамас)

  8. Во сколько лет А. П. Гайдар пошел на фронт? (В 14 лет.)

  9. В каком возрасте А. П. Гайдар командовал полком? (В 17 лет.)

  10. 7. Главный герой повести «Тимур и его команда». (Тимур)


Вы все к уроку прочитали повесть А.П.Гайдара, которая называется "Тимур и его команда".

III. Вопросы и задания по тексту.

- В каком году написана повесть «Тимур и его команда»? (В 1940.)

- Назовите фамилию Тимура – главного героя повести «Тимур и его команда». (Гараев.)

-Зачем Женя искала почту?( Ей нужно было отправить телеграмму папе).

- Назовите фамилию Жени и Ольги.(Александровы.)

- Назовите воинское звание и воинскую должность отца Ольги и Жени. (Полковник, командир бронедивизиона.)

- С кем жил Тимур на даче? (Тимур жил на даче с дядей Георгием).

- Назовите кличку собаки Тимура. (Рита.)

- На каком музыкальном инструменте играла Женина сестра Ольга? (На аккордеоне.)

- С кем Тимур собирался починить оборванные Женей провода? (С Колей Колокольчиковым.)

- На какие дома ставили звезды ребята из команды Тимура? (Если на воротах нарисована звезда, значит, из этого дома человек ушел в Красную Армию, и дом находится под охраной и защитой команды Тимура. А если лучи звезды обведены широкой черной каймой, значит красноармеец из этого дома погиб).

- Что обнаружила Женя на чердаке? (Женя обнаружила, что чердак обитаем. На стене висели мотки веревок. Фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками. Тут же стоял перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел самодельный телефон).

- Назовите имя девочки, хозяйки козы (Нюрка)

- Имя мальчика, который рассказал о пропавшей козе (Сима Симаков)

- Назовите имя пожилого джентльмена, который является дедушкой Коли Колокольчикова? (Ф. Колокольчиков)

- Что отправила команда Тимура шайке Квакина? (Ультиматум.)

- Какой игрушкой развеселила Женя маленькую девочку? (Зайцем.)

- Как зовут помощника Квакина Фигуру? (Петр Пятаков.)

- Как проводила время шайка Михаила Квакина? (Шайка Квакина совершала по ночам налеты на сады мирных жителей, а днем гуляла и играла в карты "на тычка", "на щелчка", "на оживи покойника").

- Где шайка Квакина закрыла ребят, пришедших за ответом на ультиматум?(В часовне.)

- Где ребята из команды Тимура закрыли пойманных ребят из шайки Квакина? (В будке на краю базарной площади.)

- На чем и с кем Женя приезжает в Москву встретиться с отцом? (На мотоцикле с Тимуром.)

- Во сколько должен был уезжать отец Жени и Ольги? (В три часа.)

- Кто организовал ребят на проводы Георгия? (Женя.)

- Почему Оля невзлюбила Тимура? С чьей легкой руки это произошло? (Оля невзлюбила Тимура, так как видела его, когда он разговаривал с Квакиным, а молочница сказала, что эти мальчишки грабят сады)

- Дядя сказал, что дела у Тимура темные, а чем же на самом деле занимался Тимур?

Слайд 31.О добрых делах дети рассказывают по рисункам, где дети носят воду и наполняют бочку, мальчишки складывают дрова в поленницу, возвращение домой пропавшей козы Маньки.

8

5

1

7

6

4

2

3

IV. Разгадывание кроссворда-логогрифа. Слайд 32.

Начнем работу над повестью с заполнения кроссворда-логогрифа.

1. Фамилия Тимура? (Гараев.)

2. Знак, вышитый на темно-синей безрукавке Тимура? (Звезда.)

3. Командный пункт Тимура? (Чердак.)

4. Учреждение, которое искала Женя, когда сошла с поезда? (Почта.)

5. Фамилия атамана шайки по очистке чужих садов. (Квакин.)

6. Воинское звание Жениного папы? (Полковник.)

7. Договорите слово:

- Гром и стук раздался по площади. Шарахнулись и остановились идущие с поезда прохожие. Стук и вой повторился. Загорелись огни в окнах соседних дач. Кто - то включил свет над ларьком, и столпившиеся люди увидели над палаткой такой…(Плакат.)

8. Какое слово пропущено?

"Спрашивать позволения было не у кого, дядя ночевал в Москве. Тимур зажёг фонарь, взял топор, крикнул собаку Риту и вышел в сад. Он перевёл взгляд с топора на замок. Да! Он знал - так делать было нельзя, но другого : не было. (Выхода.)

V. Словарная работа Слайд 33.

- Какое слово получилось?( Характер).

- Объясните значение слова характер.

Выслушиваются ответы детей.

Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. О характере часто говорят: сильный, волевой, твердый, смирный.
- Где в повести встречается слово характер? (В начале повести Женя, глядя на своё отражение в зеркале думала: "Хорошо! Пусть Ольга старше и пока её нужно слушаться. Но зато у неё, у Жени, такие же, как у отца, нос, рот, брови. И, вероятно, такой же, как у него, будет характер.

- Оля, - вставая, сказал отец, - я не знаю, я не верю, чтобы Женька могла попасть в плохую компанию, чтобы её испортили, чтобы ею командовали. Нет! Не такой у неё характер.(чтение всего диалога, где ещё идёт речь о характере Жени.)

(Если дети обратят внимание на разговор о козе с характером, можно сказать, что и козы бывают с характером.)
- На страницах повести встречается слово благородство. Как вы понимаете значение этого слова?

Благородство - высокая нравственность, самоотверженность, честность.

- Почему доктор Колокольчиков считал, что его внуку не хватает благородства? (Он съел 4 порции мороженного и не поделился с младшей сестрой).

- Какие слова часто говорил доктор Колокольчиков? (Труд облагораживает человека).
- Как Гайдар А.П. называет Гейку и Колю, которые принесли ультиматум Мишке Квакину и его компании? (Парламентеры).

-Как поступила компания Мишки Квакина с парламентерами? (Парламентеров заперли в часовне).

- Объясните значение слова парламентер? (Парламентер - официальное лицо посланное от одной из воюющих сторон для переговоров с неприятелем).
- Знаете ли вы значение слова ультиматум?

Выслушиваются ответы детей.

Ультиматум - это решительное требование с угрозой применения мер воздействия в случае отказа.

- А как объяснил значение этого слова Квакину бритоголовый Алёшка? ("Ультиматум - это такое международное слово. Бить будут").

- Найдите в повести и выразительно прочитайте содержание ультиматума? Слайд 34.
Атаману шайки по очистке чужих садов Михаилу Квакину и его гнусно прославленному помощнику Петру Пятакову, иначе именуемому просто Фигурой, а также ко всем членам этой позорной компании ультиматум.

Ввиду того, что вы по ночам совершаете налеты на сады мирных жителей, не щадя и тех, на которых стоит звезда с траурной каймою вам трусливым негодяям, мы приказываем: не позже чем завтра утром Михаилу Квакину и гнусно подобной личности Фигуре явится на место, которое им гонцами будет показано, имея на руках список всех членов вашей позорной шайки.

А в случае отказа мы оставляем за собой полную свободу действий.

VI. Вопросы для самых внимательных читателей.

Слайд 35.

Украли! А какая была коза!

Ну, ______, а не коза!

- У _______ рогов не бывает.

- Какое слово я пропустила? (Голубь).

-Кто и кому с обидой сказал слова: "Я тебе не грузовик, не конь и не трактор!" ? (Женя Оле, когда она послала ее за водой).

- Кому принадлежат слова и по какому поводу они были сказаны? Взялся сделать - сделай хорошо! (Так сказал Тимур Коле Колокольчикову, когда тот некрасиво нарисовал звезду, на доме молочницы под №25).

-Что и когда сказал Коля Колокольчиков о солдатской службе? (Когда Тимур поднял его ночью и послал к Жене охранять спящую девочку, Коля Колокольчиков сказал: "Эх, и тяжела ты, солдатская служба! Нет тебе покоя днем, нет и ночью!")

-Что говорится в повести об эхе? (Письма и телеграммы были теплые и ласковые. Они звучали издалека, как лесное эхо, которое никуда путника не зовет, ничего не обещает и все же подбадривает и подсказывает ему, что люди близко и в темном лесу он не одинок).

VII. Персонажи повести.

В сетку по горизонтали, по вертикали и по диагонали вписаны четырнадцать действующих лиц повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда". Кто из вас найдёт больше персонажей?

м

а

т

и

р

у

м

и

т

к

о

ж

е

н

я

у

а

л

в

с

л

а

л

е

ш

к

а

а

и

к

о

з

а

ч

й

д

к

м

к

н

ч

у

и

е

ы

и

а

ц

ю

р

н

д

г

г

н

к

а

р

у

г

и

ф

и

ш

о

е

к

г

я

р

ц

н

э

в

с

а

о

л

ь

г

а

Ответы: Тимур, Женя, Ольга, Нюрка, Квакин, Ладыгин, Рита, коза, молочница, Гейка, Алёшка, Коля, Фигура, Симаков.

VIII. Итог урока.

- Ребята, чем вам понравилась повесть Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда"? (Главные герои книги такие же дети как мы)

- Какие слова сказала Оля Тимуру в конце повести? ("Будь спокоен! Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же").

Герой книги Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со сверстниками окружал большой заботой тех кого должны были оставить отцы и братья ушедшие в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, обаятельный мальчуган. Тимур стал образцом, по которому хотели равняться, которому решили подражать миллионы ребят, как только познакомились с повестью "Тимур и его команда". Мне очень хочется ребята, чтобы вы росли такими же добрыми и отзывчивыми как Тимур и его друзья.

Вскоре после выхода повести "Тимур и его команда" появилось новое слово тимуровцы. Оно осталось в языке нашего народа и хранится как пример чудесного выражения любви к Родине и деятельной заботе о ней молодых патриотов.
Заключение. Слайд 36.
Эти слова сказал А. Гайдар в своей поэтической сказке «Горячий камень»: «Надо суметь одну свою жизнь прожить как надо: жить ясно и честно, достойным своей страны»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок чтения. \"А. П. Гайдар. \" iconРоссии Введение «Открытый урок чтения»
«Открытый урок чтения» (далее Урок) это комплекс мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях Центром развития русского...
Урок чтения. \"А. П. Гайдар. \" iconУрок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста»
Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание
Урок чтения. \"А. П. Гайдар. \" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. Гайдар «Поход», «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»
Урок чтения. \"А. П. Гайдар. \" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лит чт. «А. Гайдар Ёлка в тайге. Работа с моделями. Самостоятельная работа в тетради»
Урок чтения. \"А. П. Гайдар. \" iconСодержание требований фгос и программы по литературному чтению, направленных...
Понятие выразительность чтения, компоненты выразительного чтения
Урок чтения. \"А. П. Гайдар. \" iconУрок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»
Урок внеклассного чтения по повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант» в 8 классе с использованием структурно-логической схемы
Урок чтения. \"А. П. Гайдар. \" iconУрок чтения. 2 б класс. Смирнова Л. В. Тема: Эни Хогарт «Мафин и паук»
Ознакомить детей со сказкой Э. Хогарта «Мафин и паук»., отрабатывать навыки чтения, умение работать с художественным текстом, проводить...
Урок чтения. \"А. П. Гайдар. \" iconУрок литературного чтения. Тема : Никитин И. С. «Русь.» Составила
Цели: обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста, пополнение словарного запаса, развитие навыков чтения:...
Урок чтения. \"А. П. Гайдар. \" iconУрок литературного чтения
Этот урок на долгое время. Помни: дорога та, что сам прошел, во век не позабудется
Урок чтения. \"А. П. Гайдар. \" iconТематическое планирование по курсу «Литература» Класс
Плановых контрольных уроков-1ч., урок развития речи-6 ч., урок внеклассного чтения-13
Урок чтения. \"А. П. Гайдар. \" iconУрок литературного чтения для 4 класса по произведению В. Набокова «Бабочки»
Этот урок я хотела бы завершить словами известного поэта
Урок чтения. \"А. П. Гайдар. \" iconФестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Новосибирска Урок литературного чтения в 1 классе по теме Е. Я. Ильина «Шум и Шумок» Приложение1
Урок чтения. \"А. П. Гайдар. \" iconУрок литературного чтения Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»
Н. Н. Носова «Федина задача», исследовать творчество Н. Н. Носова, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение...
Урок чтения. \"А. П. Гайдар. \" iconУрока: урок-исследование. Проблема
Урок внеклассного чтения в 8-м классе: «Человек-труженик. Каков он?» Твардовский о поэзии труда. (По страницам произведений А. Т....
Урок чтения. \"А. П. Гайдар. \" iconУрок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение
Урок чтения. \"А. П. Гайдар. \" iconУрок литературного чтения во 2 классе учитель Морозова О. В
Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с добрым, хорошим настроением начнем наш урок. Садитесь


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск