Урок и педагогическая инноватика Откуда пошло слово – урок?





Скачать 129.82 Kb.
НазваниеУрок и педагогическая инноватика Откуда пошло слово – урок?
Дата публикации14.08.2014
Размер129.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Урок и педагогическая инноватика

Откуда пошло слово – урок?
Слышится в нем что-то и от судьбы (рок), и от дремучего леса (урочище), и от урчания зверя. Ассоциации не из приятных. А на самом деле?

Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука.
Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз.

Отсюда же и уроки – это болезни, в особенности – детские. Такому смысловому повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться.
За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5 раз, с психоневрологическими отклонениями – в 1,5 – 2 раза.
В специальной литературе стали нормой такие связанные со школой термины, как «школьный стресс», «школофобия».
В школах сейчас до 80% детей уже «сломали» свои нормальные физиологические функции – сердце, дыхание, пищеварение – в том числе из-за бесконечных нагрузок и перегрузок, которые накапливаются, и будут накапливаться дальше.
В одном из последних выступлений по центральному телевидению министр здравоохранения привел удручающую цифру: за последний год число больных детей в школах, страдающих хроническими заболеваниями увеличилось на 24%.


Каждый новый день современной жизни преподает уроки и учителю.

По данным социологических исследований, количество учителей, осознающих себя жертвами социальных обстоятельств, значительно превысило критический предел.

То же самое можно сказать и об учениках. У них все больше атрофируются чувства самостоятельности, ответственности, стремления к творчеству, размышлениям, критичному и мотивированному отношению к действительности. В последнее десятилетие появился специальный термин, обозначающий это явление: виктимизация, т.е. превращение человека в жертву объективных условий жизни.
Впору задуматься, чего же мы, и учителя, и ученики, недополучили на тех школьных уроках, где нас должны были научить всему. Но почему-то не научили, а наурочили. Или недоучили.
А надо ли учить всему? Не проще ли заложить основы знаний для самостоятельного принятия решений в неординарных ситуациях, руководствуясь не только логикой рассудительности, но и ценностями разума.
Виктимность, как ощущение себя жертвой обстоятельств, исподволь, неявно развивается и на уроке. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на его привычную структуру: оргначало, опрос, новый материал, закрепление, оценка, выводы. Это и есть те самые обстоятельства, которые создаются учителем и превращают ученика в жертву. Противоречия между знанием учителя и незнанием ученика снимаются здесь просто: надо заставить ученика учить, т.е. все усилия направить на превращение ученика в раба знаний.

Всегда ли это происходит? Нет, не всегда. От кого зависит? От учителя. Было бы наивно возлагать всю вину за превращение человека в жертву обстоятельств на школу и учителя. Тем не менее, каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков.
Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени.
ИТАК: традиционный урок и современный урок? Что значит современный урок?

Игра «Ассоциация»

В критериях эффективности современного урока, очень часто звучит слово «развитие». Это является одним из показателей современного урока. Задание: подобрать слова, сочетание слов к словосочетанию «современный урок». Слова должны начинаться с букв, имеющихся в слове «развитие».

Р

радость

рост

результат

А

Актуализация учебного материала

артистизм

адаптация

З

знание

Задание / задача

здоровье

В

внимание

воля

время

И

инновационный

инициатива

игра

Т

труд

терпение

технология

И

интрига

Изменение структуры урока

Интерактивные методы

Е

естественный








«Инноватика и инновация в образовательном процессе»

Педагогическая инноватика, в отличие от педагогики, - молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80-х гг. прошлого века, т.е. немногим более 15 лет назад. Сегодня педагогическая инноватика находится в стадии становления и эмпирического поиска.

Под педагогической инноватикой понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике.

Если практики чаще озабочены конкретными результатами обновлений, то учёных интересует система знаний и соответствующих им деятельностей, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, её собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений.

Всё это - методологические аспекты изучения и конструирования педагогических нововведений.

Педагогическая инноватика и её методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования происходящей сегодня модернизации образования.

Состояние и научное обеспечение этого глобального инновационного процесса в нашей стране сегодня оставляет желать лучшего.

Многие новшества, такие, как стандарты, новая структура школы, профильный компонент общего среднего образования, единый госэкзамен, не являются в методологическом смысле проработанными, отсутствует целостность и системность в процессах освоения и применения заявленных новшеств.

Очевидно, что требуется специальная работа по научному обоснованию глобальных нововведений в общем среднем образовании, принципов и технологий проектирования широкомасштабного педагогического эксперимента.

Прежде всего, следует различать новшества и нововведения.

Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем: как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.

Понятие "нововведение" мы считают синонимом понятия "инновация".

«Инновации» - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования»1.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, измене­ние; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового.

Применительно к педагогическим процессам инновация — это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителей и учащихся.

Инновация в образовании всегда осознанный, специально организованный процесс осуществления качественных изменений, всех основных подсистем образовательного процесса: целей образования и способов их достижения, форм организации учебного процесса, характера взаимодействия учителя и учащегося.

Инновационная деятельность учителя направлена на преобразование участка его практики с целью создания новых педагогических систем, открытия неизвестных закономерностей, поиска новых идей, методов, средств педагогической деятельности.

В контексте инновационной стратегии учебно-воспитательного процесса существенно возрастает роль учителя как не­посредственного носителя новаторских идей. Инновационная де­ятельность становится обязательным компонентом личной педа­гогической системы. При всем многообразии технологий обуче­ния (диалогические, компьютерные, проблемные, модульные и др.) ведущие педагогические функции осуществляет учитель. С внедрением в образовательный процесс современных тех­нических средств обучения он выступает как консультант, совет­чик, аниматор, воспитатель. Это требует от него специальной пе­дагогической подготовки, так как в профессиональной деятель­ности реализуются не только узкоспециальные, предметные, зна­ния, но и знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Обобщая наметившиеся подходы к сущности инновационных процессов в педагогике, нетрудно заметить, что в их основе ле­жат две важнейшие проблемы педагогики

  • проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и

  • проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.

Одни исследователи инновационных процессов отдают приоритет изучению, обобщению и распространению педагоги­ческого опыта, другие — разработке и внедрению педагогических новшеств.

Создать педагогическое новшество мало. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововведениями и вынуждены будут искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

Важно заметить, что предмет инноватики, со­держание и механизмы инновационных процессов лежат в плос­кости объединения этих двух связанных между собой проблем, рассматриваемых до настоящего времени, к сожалению, изоли­рованно. Их объективная взаимосвязь заключается в том, что изу­чение, обобщение и распространение опыта работы учителей имеет своей конечной целью внедрение нового, передового в массовую практику, чтобы сделать стиль деятельности и мышле­ние участников образовательного процесса более прогрессивным. Таким образом, результатом инноваций должно быть использова­ние теоретических и практических новшеств в целостном педаго­гическом процессе.

Педагог может выступать в каче­стве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропа­гандиста новых педагогических технологий. Он должен быть подготовлен к отбору, оценке и применению в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей и методик, т.е. к педагогическому мониторингу.

Инновационная направленность практической педагогической деятельности учителей вклю­чает использование результатов психолого-педагогических ис­следований на уровне педагогического проектирования.

Управление инновационной деятельностью на уровне педагогического проектирования не исключает уча­стия в такой работе самого учителя-автора или всего коллектива ОУ, наоборот, это создает условия для максимального использования и стимулирования индиви­дуально-творческих возможностей. Таким образом, объединяются усилия создателей и распространителей пе­дагогических инноваций.

Создание, освоение и использование педагогических инноваций направлены на совершенствование профес­сионально-педагогической деятельности учителей. И дело здесь не в том, как выполнен каждый этап в отдельности, а как их единство и взаимосвязь обеспечивают достижение главной цели внедрения педагогической инновации — формирование профессионально-педагогической культуры учителя.

Поэтому, обобщая имею­щийся опыт методологических исследований, можно выделить сле­дующую совокупность критериев педагогических новшеств: но­визна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Каковы педагогические новшества, относящиеся к изменению урока? В чем заключаются инноваций на уроке?
В то же время, урок имеет особенности, которые определяют характер инноваций.

Инновационным изменениям подлежат:

- само понятие "урок", его изменение по отношению к современной ситуации;

- типология урока (новые типы уроков способны перевести его в качественно иной вид, например, уроки-проекты, уроки-погружения);

- методологические элементы урока: смысл, цели, роль в общем образовании;

- методические структурные элементы урока: задачи, содержание, средства, формы и методы обучения, система контроля, оценки, рефлексии;

- форма подготовки и проведения урока учителем, например, с помощью ресурсов и технологий Интернет.

Педагогические новшества, относящиеся к изменению урока:

- Смена целевой установки урока "дать образование" на установку "образование как самореализация".

- Смена принципа репродуктивного усвоения материала на принцип продуктивности, предполагающего основную задачу учителя: определить при подготовке урока, что именно, какой образовательный продукт создадут учащиеся в ходе урока.

- Переход от общего (даже и профессионального) образования для всех к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого студента. Для этого применяется ряд педагогических новшеств: индивидуальное целеполагание студентов, личностная диагностика и мониторинг учебной деятельности каждого, индивидуализированная система диагностики и оценки образовательных результатов.

- Переход от ЗУНовских ориентиров подготовки и проведения урока к компетентностному. Включение в план проведения урока выявление личностной и социальной значимости темы, организацию реального практического опыта студентов.

- Переход от логической структуры урока к ситуационной. Внедрение в урок или в систему уроков технологии образовательной ситуации. В результате реализуется внутренняя логика развития студентов по отношению к изучаемым вопросам.

- Вместо заданий, не предполагающих их индивидуального решения, вводятся эвристические - открытые задания. Такие задания не имеют однозначных "правильных" ответов. Любой ответ всегда уникален и отражает степень творческого самовыражения.

- Ограниченность содержания урока рамками кабинета преодолевается с помощью телекоммуникаций и ресурсов Интернет. Участие в дистанционных курсах, проектах, конференциях - и подготовка к ним - средства для перехода к открытому, распределенному образованию.

- Моноориентированное образование (учеба у одного учителя в рамках одной методической системы) преодолевается путем введения технологий распределенного обучения. Очный учитель меняет свои функции в сторону функций тьютора, координатора образовательного процесса.

- Вместо обобщения материала и заранее готовых выводов урока - внедряется система индивидуальной и коллективной рефлексии - осознание выполненной деятельности.

- Оценке подлежат не только результаты сравнения достижений студента с едиными нормами и критериями, но и выявление его собственного образовательного приращения, сравнение его с самим собой.

- Введение студенческого портфолио как альтернативы формализованному контролю образовательных результатов.

Анкета «Стиль преподавания»

Ответьте на вопросы анкеты

  1. Если кабинет не приведен в порядок

  1. моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание

  2. не могу начать урок

2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если студент нарушает порядок

1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да

3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

1) предлагает простор для творчеств

2)Не вмешивается в мою работу

3)Дает четкие указания

4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда

5. Когда я вижу, что студент ведет себя вызывающе по отношению ко мне

1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой

6. Если студент высказывает точку зрения, которую я не могу принять

1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему

3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку

7. По-моему в студенческом коллективе важнее всего

1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина

8. Я считаю, что преподаватель может повысить голос на студента

1) нет, это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если студент этого заслуживает

9. Непредвиденные ситуации на уроках

1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу

10.Студенты относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю

Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3.

  • Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле деятельности. Педагог предоставляет возможность студентам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения

  • преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу студентам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.

  • преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением студентов и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках студенты чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)

1 Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. Под ред. Крыловой Н.Б., М., 1995.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок и педагогическая инноватика Откуда пошло слово – урок? iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок и педагогическая инноватика Откуда пошло слово – урок? iconРасписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11....
Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская...
Урок и педагогическая инноватика Откуда пошло слово – урок? iconУрок на буквы и на каждую букву придумайте новое слово. Учитель:...
Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?(1 урок)
Урок и педагогическая инноватика Откуда пошло слово – урок? iconУрок (литература + история). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве"
Интегрированный урок (литература + история). В начале было «Слово…» ("Слово о полку Игореве" в историко-литературном аспекте)
Урок и педагогическая инноватика Откуда пошло слово – урок? iconУрок формирования знаний
Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др
Урок и педагогическая инноватика Откуда пошло слово – урок? iconТехнологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке
Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование...
Урок и педагогическая инноватика Откуда пошло слово – урок? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наряду с обычными уроками я провожу следующие формы уроков: урок-исследование, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-обзор, урок-расследование,...
Урок и педагогическая инноватика Откуда пошло слово – урок? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....
Урок и педагогическая инноватика Откуда пошло слово – урок? iconУрок №1
На экране разбросанные картинки. Появляется одно слово, оно произносится диктором. Задание: подтащить слово к картинке
Урок и педагогическая инноватика Откуда пошло слово – урок? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аннотация: Урок ориентирован на закрепление понятий оптовых и розничных продавцов, а также на знакомство с механизмом торговли. Данный...
Урок и педагогическая инноватика Откуда пошло слово – урок? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вступительное слово учителя. Ежегодно наша страна отмечает великий праздник День Победы в Великой Отечественной войне. Эта война...
Урок и педагогическая инноватика Откуда пошло слово – урок? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок и педагогическая инноватика Откуда пошло слово – урок? iconУрок пресс-конференцию, урок-викторину, урок-соревнование, урок-презентацию...
Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные...
Урок и педагогическая инноватика Откуда пошло слово – урок? iconУрок проводится с использованием элементов технологии “Педагогическая мастерская”
Педагогическая мастерская” в сопровождении компьютерной презентации, созданной в программе Microsoft Office PowerPoint, с использованием...
Урок и педагогическая инноватика Откуда пошло слово – урок? iconУрок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии...

Урок и педагогическая инноватика Откуда пошло слово – урок? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск