Тема:
Слова , которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?(1 урок)
Цель:
1.Организовать наблюдение над словами- признаками,
-упражняться в подборе слов- признаков,
-формировать умение ставить вопросы к словам – признакам и связь между словами-предметами и словами-признаками.
2.Развивать речь уч-ся, орфографическую зоркость, творческую активность.
3.Воспитывать умение видеть прекрасное.
Оборудование: М.Б. Антипова «Русский язык» 2 класс ч.2; рисунки ( 2 пейзажа,2 натюрморта, рисунок лошади, рисунок зебры;) , сигнальные карточки , костюмы для художников ,компьютер, монитор, проектор, экран. Презентация выполнена в программе PowerPoint .
Ход урока:
1.Орг. момент
Слайд1
Учитель: Каждый день по – своему не похож на другие. Всегда ждешь чего- то нового, необычного. Сегодня наш урок пройдёт в мастерской художника.
Слайд 2
Ребята, давайте пофантазируем. Как вы думаете, какой будет наш урок. Разложите слово урок на буквы и на каждую букву придумайте новое слово.
Учитель: Я желаю , чтобы наш урок был: У – увлекательный, р – развивающий, о-обучающий, к – красивый.
2. Проверка домашней работы
-Вспомните тему предыдущего урока ( Большая буква в словах)
-Выбери нужную букву ( индив)
(В,в)асилий (Д,д)митриевич (П,паленов) – известный художник пейзажист. Он родился в (Г,г)ороде ( П,п)етербурге. ( Текст за доской. Ребёнок работает самостоятельно )
-Найди ошибки (индив)
Евгений иванович Чарушин – художник анималист. Котёнок тюпа, Щенок Томка -его главные герои. В работах художника можно найти нору Лисицы, будку Собаки. ( Текст за доской. Ребёнок работает самостоятельно )
-Вспомним правило (фронт )
- Оценка ( как справились с заданием )
-Самооценка ( как поняли эту тему)
(Оценка и самооценка, взаимооценка при помощи разноцветных сигнальных карточек)
3.Чистописание
Р З Д У рзрз дуду
сладкая заяц морковь щука
-Читаем хором вслух, выделяем голосом ударный слог
( у доски ребёнок ставит ударение)
-найдите ошибкоопасные места, назовите орфограмму ( у доски ученик подчёркивает буквы на месте орфограмм )
-прочитайте орфографически, запишите, подчеркните выделенную букву
-Назови лишнее слово, почему? ( заяц ,морковь, щука –обозначают предметы, сладкая – признак)
-С каким из предложенных слов можно связать слово сладкая?
Слайд 3
Правильно . Морковь(какая? ) сладкая
Слайд 4,5,6,7
-Посмотрите на экран, ответьте: Торт (какой?)… А ещё какой?..
-Задайте мне вопрос про варенье (варенье (какое?)), а ещё какое?...
-Спросите у ребят про конфеты…
Слайд 8
-Прочитали орфографически. Записали под диктовку (поменялись тетрадями , взаимопроверка, взаимооценка )
4. Объявление темы урока
Учитель: Ребята, слова которые вы называли… сладкий, вкусный, и даже интересный - тема наших исследований на уроке. Мы узнаем, что обозначают эти слова, будем учиться находить такие слова в текстах, ставить к ним вопросы, попытаемся понять, для чего они нужны в нашей речи.
5.Изучение нового материала
Слайд 9
Учитель: В начале урока мы вспоминали имена известных художников. Василий Паленов – пейзажист, Евгений Чарушин - анималист. Художник, который изображает море – маринист. А ещё художники пишут портреты, натюрморты. Приглашаем вас в мастерскую к художнику пейзажисту.
- Игра : « Узнай, кто пейзажист ?» (выходят мальчики в образе художников)
Это стройный мальчик. У него красивые черты лица, короткие прямые чёрные жёсткие волосы.
- Кто это ? Какие слова помогли точно определить, признать , опознать художника
короткие прямые чёрные жёсткие -это слова признаки
Признаки и признать – родственные слова
-На что указали эти слова ( форму ,цвет , размер, фактуру, вкус , температуру, материал)
Художник: Мой друг, не художник , прислал письмо. Просит написать пейзаж, изобразить поляны, лес, ели, звёзды. Ребята, догадайтесь, какой пейзаж я написал для друга:
Спят поляны снеговые, спит безмолвно темный лес,
Только звезды золотые смотрят ласково с небес …
И. А. Бунин
А задумчивые ели шапки зимние надели. -Какие слова помогли узнать пейзаж. (Текст на доске. Подчеркивается предмет, признак волнистой линией.)
- Слова- признаки в тексте подчёркиваются волнистой линией.
Учитель: Посмотрите на второй пейзаж. Подберите сами слова- признаки:
-Лес (какой?)
-Поляны (какие?)
Художник:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И.А.Бунин «Листопад»
Слайд 10
Учитель: Какие слова- признаки использовал художник?
Лес (какой ?)….. Поляны (какие ?)
-Как вы думаете, легко ли найдёт свой пейзаж друг художника.
( нет, не хватает признаков ) Учитель: какая роль слов признаков в языке?
Слайд11
Вывод: Слова – признаки «раскрашивают» текст, помогают лучше представить картину, нарисованную словами.
Физкультминутка:
Вы смелые? Ленивые?
Веселые? Послушные?
Умелые? Драчливые?
Милые? Крикливые?
Дружные?
- Если признак к вам подходит, вы присаживайтесь, не подходит- делайте наклоны в стороны
6.Формирование знаний и умений
Учитель: ребята, у вас уже сложилось определённое мнение о словах признаках. Давайте посмотрим, что об этом говориться в учебнике.
(Посмотрите учебник с. 25 правило. Работа в парах.)
-На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают признак? Приведите примеры
Слайд 12
-Приглашаем в мастерскую другого художника. Его любимая тема –натюрморт.
Художник:
Яблоко красное, спелое, сладкое, Очень приятное и ароматное.
Груша большая, зелёная, сочная
А кожура её твердая, прочная Учитель : Какой признак помог узнать натюрморт. Ребята, назовите признаки груши. Поставьте вопрос. Груша… Назовите признаки кожуры. Кожура …
Слайд13,14
Объяснительный диктант: Прочитайте, выделяя голосом ударную гласную. Укажите ошибкоопасные места
Подчеркните волнистой линией слова- признаки. самопроверка, самооценка ) 7.Словарная работа
Предметы для натюрморта
(самодиктант)
– простой, из дерева, цветной (карандаш);
– аккуратная, ученическая, бывает неопрятная (тетрадь);
– вкусное, свежее, любят дети, коровье… (молоко);
- сам круглый, сладкий, кафтан зелёный, гладкий ( арбуз )
Слайд 15,16
8. Игра «Помоги достичь пристани кораблям » В мастерской художника мариниста
Зарядка для глаз
9.В мастерской художника анималиста Слайд17
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки…
С.Я. Маршак «Детки в клетке»
-Лошадки ( какие ?)…..
-Подскажите художнику анималисту, составьте словосочетания
Слайд 18,19,20,21
Образец: Хитрая лиса.
Как называют лису за хитрость? волка за жадность? зайца за трусость? белку за резвость? осла за упрямство?
Вывод: Имена прилагательные нужны для точности описания и уточнения.
10. Развитие речи Слайд22
Учитель: Ребята, вы уже, наверное, поняли, что изображать можно не только красками и кистью. Изображать можно словом. Поэтов , писателей называют художниками слова. С. Есенин умел мастерски изображать словом.( учит читает отрывок). Нет перед глазами изображения, но мы точно можем представить этих воробышков. Какие слова помогли поэту изобразить воробьёв.
- Воробышки (какие?)…
Слайд 23,24
-Я предлагаю «раскрасить» предложения. Как мы можем это сделать, с помощью чего?
11.Минута открытий Слад 25
Учитель:У слов признаков в русском языке есть научное название- имя прилагательное. Имя прилагательное в переводе с латинского обозначает имя прилегающее, примыкающее ( Таким образом, прилагательное всегда примыкает к какому-то слову, характеризуя его.
12. Итог Слайд 26
- В.Паленов…..,Е.Чарушин, И.Айвазовский, Хруцкий.. Для чего создавали художники свои картины.( для того , чтобы видеть прекрасное и беречь прекрасное)
- Какая была тема урока?
-На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают признак предмета?
-Какую роль играют в речи слова признаки?
13. Рефлексия
-Урок(какой?)…
-Ученики(какие ?)…
-Учительница (какая?) |