Скачать 220.33 Kb.
|
Пояснительная записка Программа по трудовому обучению составлена для индивидуального обучения на дому по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.Н. Воронковой на 34 часа (1ч в неделю) Статус документа Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по темам и предполагает собственный подход в структурировании учебного материала, определяет последовательность изучения этого материала, а также пути формирования системы знаний, умений, навыков. В течение года возможно изменение в количестве часов в зависимости от усвоения темы обучающимися. С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе включает 3 блока: работа с бумагой и картоном; с тканью; с пластическими материалами (пластилин и соленое тесто). Основной целью является: подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к повседневной жизни, к труду с последующей адаптацией их в социуме. Обучение детей с умеренной умственной отсталостью направлено на решение следующих задач:
Наряду с этими задачами на занятиях по ручному труду реализуются и другие: развитие мелкой ручной моторики, умение сравнивать поделки с образцом, находить и исправлять свои ошибки и т.п. Однако решению указанных задач препятствуют такие особенности детей, как сниженная познавательная активность, недоразвитие эмоционально-волевой сферы, слабая словесная регуляция деятельности, недоразвитие мелкой моторики рук, недостаточная сформированность умственных действий, необходимых для совершения трудового процесса. Поэтому эффективное усвоение учебного материала по труду возможно лишь при решении учителем специфических задач, вытекающих из особенностей психофизического развития учащихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения. Специфические задачи обучения труду направлены на коррекцию недостатков мыслительной и речевой деятельности детей, на повышение познавательной активности. В процессе обучения труду должны компенсироваться недоразвитие эмоционально-волевой сферы детей, формироваться такие личностные качества, как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность. Коррекционная работа выражается в формировании умений: ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы); предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения); контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). Рабочая программа по учебному предмету «Трудовое обучение» разработана на основе:
Соответствие Государственному образовательному стандарту Рабочая программа по трудовому обучению разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования 2004г., на основе Примерной программы начального общего образования /Москва, Министерство образования и науки РФ. Рабочая программа составлена в соответствии: с государственной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», издательство «Просвещение» Москва, 2010 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 5-е издание Специфика программы Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения основных знаний, умений и навыков, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Вся работа на уроках по ручному труду должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности. Особое внимание необходимо обратить на соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда. Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. вся работа на уроках носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Программа по трудовому обучению в 4 классе определяет содержание и уровень основных знаний и умений учащихся по технологии ручной обработке материалов (бумаги, картона, ткани, природных и других материалов), а также включает первоначальные сведения об элементах организации труда. На занятиях по трудовому обучению учебные задачи решаются в практической деятельности учащихся, организованной на основе изготовления ими изделий доступной сложности и понятного назначения. Уроки труда строятся на принципах взаимосвязи с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Учителю чрезвычайно важно определить уровень доступности заданий для учащихся с разными интеллектуальными и физическими возможностями. Повышать сложность конструкции и приёмов выполнения изделий возможно лишь при усвоении учеником предыдущего материала. Учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя ориентироваться в задании, составлять план работы над изделием, выполнять изделие с помощью учителя, несложные изделия – самостоятельно, по вопросам учителя давать словесный отчет и анализ своего изделия и изделия товарища, уметь с помощью учителя ориентироваться на листе бумаги и подложке. В авторскую программу внесены изменения: - по общему количеству часов, отводимых на изучение программы (Приказ МО РФ №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии)» от 10.04.2009 г.); - по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности контингента обучающихся; - в порядок изучения разделов программы, что способствует увеличению количества времени отводимых на изучение сложных тем курса; Роль и место дисциплины в образовательном процессе В педагогике придаётся особое значение ручному труду. В нём заложены неиссякаемые резервы развития личности ребёнка. Он является благоприятным условием его обучения и воспитания. Формирования необходимых трудовых и художественных умений и навыков способствует социальной адаптации ребёнка в современном обществе и окружающей его предметно-бытовой среде. Особую значимость ручной труд приобретает в обучении и воспитании детей с проблемами в интеллектуальном развитии. В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Уроки ручного труда тесно связаны с уроками развития речи, рисования, математики. Предусмотрены следующие виды труда: работа с пластилином, с природным материалом, с мозаикой, с бумагой и картоном, с тканью и нитками и со строительным материалом. Место предмета в базисном учебном плане В соответствии с федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Трудовое обучение» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. В I-IV классе на изучение трудового обучения отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.Виды и методы организации учебного процесса Виды организации учебного процесса по трудовому обучению являются: урок, экскурсии, практические занятия, самостоятельная работа. Методы обучения: словесные, практические. Методы стимулирования: словесные, сюрпризные моменты. Основные технологии: личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневые. Курс «Трудовое обучение» направлен на формирование у учащихся организационных (организация рабочего места и процесса труда, рациональный выбор материалов и инструментов, экономия материалов , соблюдение гигиены и безопасности труда), конструктивно – технологических (принятие и удержание цели трудовой деятельности, определение плана предметно – практической деятельности), контрольных (осуществление само – и взаимоконтроля) и оценочных (оценка и совершенствование своей деятельности) умений. Основными видами деятельности учащихся по предмету являются: работа с пластилином; работа с бумагой и картоном; работа с текстильным материалом; работа с разным материалом; Способы и формы оценки образовательных результатов При оценке знаний и умений по трудовому обучению учитывается правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организация рабочего места). За теоретическую часть: Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии. Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы. Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы. Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов. За практическую работу: Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно. Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно. Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя. Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена Планируемые результаты освоения курса «Трудовое обучение» Работа с бумагой и картоном Учащиеся должны знать: - технические сведения: сорта картона и бумаги, применяемые для оформительских работ; - применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы – поролон, обрезки кожи, фольги и др.); - организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой, картоном и другими материалами; - правила безопасной работы. Учащиеся должны уметь: - самостоятельно ориентироваться в задании и сравнивать образец с натуральным объектом; - самостоятельно составлять план работы, текущий контроль выполнения изделия; - выполнять анализ своего изделия и изделия товарища; - употреблять в речи техническую терминологию; - размечать картон и бумагу по шаблонам, по линейке; - резать картон и бумагу ножницами по кривым и прямым линиям; - прорезать отверстия в картоне; - сгибать картон и склеивать по стыкам, оклеивать бумагой объемные изделия; - пришивать тесьму и другие материалы к деталям из картона. ПРИМЕЧАНИЯ. - слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя Работа с тканью Учащиеся должны знать: - нитки, ткани, их свойства и назначение; - инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами; - виды стежков, применяемых для вышивки, виды вышивок; - организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований, правила безопасной работы. Учащиеся должны уметь: - правильно пользоваться иглой и наперстком; - вышивать по линиям рисунка; - правила выполнения ручных стежков; - пришивать пуговицы, вешалку и обметывать боковые срезы мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками. Работа с разными материалами Учащиеся должны знать: -свойства материалов, используемых при работе: цвет, форма, величина; - виды соединений; - инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть и др.; Учащиеся должны уметь: - самостоятельно ориентироваться в задании, самостоятельно составлять план работы; - пространственно ориентироваться при выполнении плоскостных и объемных работ; - соблюдать пропорции и размеры, правильно располагать детали; - употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слова, обозначающих пространственные отношения предметов. ПРИМЕЧАНИЯ. - слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя Работа с пластилином Учащиеся должны знать: - пропорции лепных фигур птиц и животных; - понятие о динамике в скульптурных изображениях; Учащиеся должны уметь: - обрабатывать пластический материал руками и стекой с соблюдением пропорций; - соединять вылепленные детали в одно целое способом промазывания. Ресурсное обеспечение Информационное: государственная программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы», издательство «Просвещение» Москва, 2010 год, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 5-е издание; программа «Трудовое обучение 4 класс», автор С. Л. Мирский, издательство «Просвещение» Москва, 2010 год. Медеоресурсы: компьютерные презентации Ручной труд. (4-й класс). При изучении тем курса используются: инструменты и материалы; наглядные пособия (операционные планы, таблицы, схемы-опоры, образцы изделий и др.); дидактический материал; коррекционные задания и упражнения; Содержание программы РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ АППЛИКАЦИИ (3 часа) Изделия: 1. Аппликация — орнамент (коврик). 2. Предметные аппликации (дом, автомобиль, жилая комната и т. д.). Круглые косоугольные детали размечаются по шаблонам, прямоугольные — по заданным размерам. Технические сведения. Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение. Клей и его свойства. Повторение свойств простейших геометрических фигур. Применяемые виды бумаги, их свойства. Основные цвета бумаги. Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание. Правила безопасности работы ножницами. Возможный брак при разметке деталей. Практические работы Разметка деталей по шаблону. Вырезание деталей ножницами. Разметка прямоугольных деталей с помощью измерительной линейки и угольника. Предварительное раскладывание и разметка положения деталей на основании. Наклеивание деталей. Контроль правильности изделия. Упражнение 1. Нахождение на линейке длин, заданных в миллиметрах. Упражнение 2. Вычерчивание отрезков длины, заданных в миллиметрах. ОБЪЕМНЫЕ ИГРУШКИ ИЗ КАРТОНА И БУМАГИ (2часа) Изделия: 1. Модель парашюта. 2. Модель планера. 3. Макет комнаты. Технические сведения. Краткие сведения об изготовлении бумаги. Свойства бумаги. Назначение реальных предметов, подлежащих моделированию. Материалы для моделей: бумага, картон, нитки, груз (для парашюта). Основные части планера: фюзеляж, крылья, стабилизатор, руль высоты, их назначение. Анализ рисунков реальных предметов и образцов моделей. Практические работы Разметка заготовок по шаблонам и заданным размерам. Украшение раскрашиванием и дополнение деталей рисованием. Складывание разверток. Опробование парашюта и планера в действии. Изготовление пространственного угла для модели комнаты. Изготовление деталей: окно, дверь, шкаф, стол, диван, стулья. Склеивание деталей. ПАКЕТЫ И КОНВЕРТЫ Изделия: 1. Пакеты для семян. 2. Карманы для библиотечных формуляров. 3. Конверты для почтовых отправлений. Технические сведения. Назначение пакетов и конвертов. Виды и свойства бумаги, применяемой для пакетов и конвертов. Производство заготовок для пакетов и конвертов в промышленности. Фальцовка бумаги. Ее назначение и правила выполнения. Гладилка, переплетный нож. Их применение. Правила безопасной работы с переплетным ножом. Технические требования к готовой продукции. Виды возможного брака. Практические работы. Изготовление пакетов и конвертов из готовых разверток. Фальцовка разверток. Прием мазки нескольких конвертов одновременно. Изготовление изделий по разметке. Сборка и подклейка клапанов. Обжим готовых изделий. Контроль, подсчет изделий. ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ (7часов) Изделия: 1. Фонарики. 2. Гирлянды. 3. Снежинки. 4. Корзиночки. 5. Полумаски. 6. Чемоданчики для новогодних подарков. Технические сведения. Виды бумаги для изготовления елочных украшений и игрушек (писчая, глянцевая, мраморная, цветная). Окрашивание бумаги. Необходимость пропитывания бумаги огнестойкими веществами. Эстетические требования к елочным украшениям. Практические работы Разметка заготовок по заданным размерам и шаблонам. Приемы экономии материала при разметке. Сборка и склеивание изделий. Выполнение работ с пооперационным разделением труда. Контроль и учет выполненной работы в течение занятия. КОРОБКИ ОТКРЫТЫЕ (4 часа) Изделия: коробки разных размеров и формы из тонкого картона. Технические сведения. Сведения о получении картона. Свойства картона. Необходимость рицовки для сгибания развертки изделия. Названия элементов: развертка, клапан. Условные обозначения линий при разметке развертки (линии реза, рицованные линии сгиба, места нанесения клея). Правила безопасной рицовки картона. Практические работы Разметка заготовок по шаблонам. Нанесение условных обозначений. Раскрой по разметке. Рицовка линий сгиба. Срезание уголков на клапанах. Приклеивание клапанов. Оклейка коробки бумагой. Изготовление и приклеивание элементов украшающего орнамента. Самостоятельная работа. РАБОТА С ТКАНЬЮ ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТКАНИ (4 часа) Изделие. Макет полотняного переплетения нитей в ткани из полос цветной бумаги. Технические сведения. Применение тканей. Краткие сведения о получении нитей и ткани. Нити основы и нити утка. Самое простое переплетение нитей в ткани — полотняное. Ознакомление с другими видами переплетений. Анализ демонстрационного макета и раздаточных образцов тканей полотняного переплетения. Устройство и правила безопасной работы с ножницами. Практические работы Разметка полосок основы. Резание полосок (полностью не отрезаются). Разрезание полосок утка. Выполнение переплетения. Приклеивание концов полосок. Контроль выполненной работы. САЛФЕТКИ-ПРИХВАТКИ (2 часа) Изделия: 1. Салфетки для переноски горячей посуды из двух слоев ткани, с обработкой срезов украшающими стежками «через край». Выполняются из готового кроя. 2. Другие виды обработки салфеток-прихваток. Технические сведения. Цвета тканей и ниток. Швейная игла. Ее назначение и устройство. Правила безопасной работы при ручном шитье. Подбор и применение наперстков. Украшающий стежок «через край», правила его выполнения. Виды возможного брака и меры его устранения. Практические работы Вдевание нитки в иглу, завязывание узла. Обработка срезов. Контроль выполненных изделий. ПОДУШЕЧКА ДЛЯ ИГЛ (2 часа) Изделия. Подушечка 10x10 см, украшенная орнаментом из отделочных стежков. Технические сведения. Назначение изделия. Название ткани, понятие о стежках и строчках. Тамбурный и крестообразный стежки. Их форма и размеры (анализ увеличенных макетов стежков). Стачной шов. Частота стежков в ручном стачном шве. Лицевая и обратная детали подушечки. Практические работы Разметка отделочных строчек на лицевой детали изделия. Выполнение отделочных строчек. Стачивание боковых срезов ручным стачным швом. Вывертывание и набивка ватой подушечки. Обработка края косыми стежками. Изготовление и пришивание петельки из тесьмы. Контроль изделия. РЕМОНТ ОДЕЖДЫ (2 часа) Виды работ: 1. Пришивание пуговиц. 2. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде. 3. Стачивание распоровшегося шва. Технические сведения. Виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц. Раскрой вешалки по долевой нитке. Последовательность стачивания распоровшегося шва. Практические работы Определение места оторванной пуговицы. Пришивание _ пуговиц с образованием стойки. Закрепление нитки. Разметка линий сгибов на заготовке для вешалки. Загиб и наметывание. Прошивание вешалки стачным швом. Пришивание вешалки к одежде. Стачивание распоровшихся швов одежды ручным стачным швом. МЯГКИЕ ИГРУШКИ Изделия. Набивные игрушки из готового кроя (рыбки, гриб, заяц, медвежонок, утка и др.). Технические сведения. Анализ формы игрушек и название их частей. Дополнительные материалы: драп, фетр, кожа, мех, синтетические пленки, картон. Ткани для основных деталей: фланель, байка, ситец. Эстетические требования к изделиям. Практические работы Разметка линий соединительного шва. Сметывание основных деталей и стачивание обтачным швом. Вывертывание и набивка ватой. Пришивание и приклеивание дополнительных деталей. Анализ выполненных изделий. РАБОТА С ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПЛАСТИЛИНА (6 часов) Изделия: 1. Геометрические тела. 2. Посуда. 3. Модели овощей, фруктов. Технические сведения. Правила подготовки рабочего места и материала. Свойства и цвета пластилина. Виды и назначение стеков. Эстетические требования к изделиям. Практические работы Анализ рисунка, предметного образца. Подготовка пластилина к работе. Выполнение уменьшенных моделей кирпичей по заданным размерам. Лепка моделей посуды, овощей, фруктов. Подбор цветового решения изделия. ИЗДЕЛИЯ ИЗ ТЕСТА (5часов) Изделия: 1. Кирпич уменьшенного размера (соотношение сторон 4:2:1 и строения на них). 2. Посуда. 3. Фигуры птиц и зверей. Технические сведения. Глиняное тесто и способы его приготовления. Определение его готовности к формовке изделий. Качество и возможный брак изделий из глины- Способы отделки и украшения изделий. Практические работы Подготовка рабочего места. Приготовление глиняного теста (насыпка сухой глины в посуду, заливка водой, отстаивание, сливание отстоявшейся воды, выкладывание в мешковину). Формовка кирпичей с помощью формы, доски, киянки, лопаточки. Изготовление модели дома. Изготовление других изделий: определение формы основной детали и ее изготовление, лепка и присоединение дополнительных деталей, уточнение формы изделия. Просушка и обжиг изделий. Раскрашивание. Учебно-тематический план
Основные требования к знаниям и умениям учащихся Знания: знать правила безопасной работы с клеем, ножницами, при работе с тканью, с проволокой. Умения: Самостоятельная ориентировка в задании. Самостоятельное составление плана работы, осуществление контрольных действий. Самостоятельный подбор материалов и инструментов для работы. Самостоятельное выполнение изделия. Самостоятельный отчет о технологии изготовления отдельных частей изделий и несложных изделий. Употребление в речи технических терминов. Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы над изделием, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия — самостоятельно, давать словесный отчет и анализировать свои изделия и изделия товарища с помощью учителя, в отдельных случаях — самостоятельно, отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов. Учебно-методическое обеспечение.
Список литературы Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1-4 классах». Методич. пособие. Рекомендации к планированию занятий. – М.: 1994. Гусакова М. А. Подарки и игрушки своими руками. - М.:ТЦ «Сфера» 1997. Конышева Н.М., Человек разумный – человек умелый. Развивающее обучение на уроках труда // Начальная школа. – 2000 - № 1. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Книга для учителя. Из опыта работы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985. Машинистов В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению: пособие для учащихся четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1988. Николкина Г.А., Гулуева Т.С., Попова Г.П. Уроки труда в начальной школе 1-2 кл. В помощь преподавателю начальной школы. - Волгоград, Учитель, 2006. Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1 – 4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1992. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1969 Уроки трудового обучения: 4 Класс: пособие для учителя – 2-е изд. испр./ сост. И.Г. Майорова, В.И. Романина. – М.: Просвещение, 1982. |
Рабочая программа по профессионально трудовому обучению специального... «Швейное дело, 7 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:... | Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное... «Швейное дело, 8 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой М.:... | ||
Утверждено приказом №154 от 15. 06. 2011г. Положение о порядке проведения... Министерства образования РФ «О порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных... | Пояснительная записка Данная образовательная программа по трудовому обучению во 2 классе составлена на основе "Программы 1 4 классов коррекционных образовательных... | ||
Пояснительная записка данная рабочая программа по предмету «физическая... Данная рабочая программа по предмету «физическая культура» составлена на основе программы для обучения детей специальных (коррекционных)... | Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 7 класса... Скоу VIII вида составлена на основе допущенной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для... | ||
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой... Рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе типовой... Рабочая программа разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству... Сы под ред. В. В. Воронковой Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. М."Просвещение", 2008г., базисного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Рабочая программа разработана и спланирована по Программе специальных... Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат №4 VIII вида г. Прохладного | Рекомендации по написанию курсовых работ Данная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы.... | ||
Проблема: Развитие речи учащихся в процессе обучения сочинению по... Данная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы.... | Рабочая программа по математике для 8 класса на 2013 2014 уч г Рабочая программа составлена на основе программы специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по чтению и развитию речи... Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных... | Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению... Искать учебные ресурсы лучше на соответствующих страницах крупных образовательных порталов |