Скачать 424.56 Kb.
|
Изобразительное искусство. 1-4 классы Изобразительная деятельность Пояснительная записка Программа составлена на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой. Основные задачи курса: 1) Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников. 2) Находить в изображаемом существенные и несущественные признаки. 3) Рисовать с опорой на геометрические формы (видеть в основе изображаемого геометрическую форму). 4) Использовать в рисунке основные цвета и их оттенки. 5) Создавать рисунки с учётом перспективы (передний, задний план, линия горизонта). 6) Развивать моторику, зрительно-двигательную координацию. 7) Развивать речь, художественный вкус. 8) Знакомить школьников с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, воспитывать эмоционально-эстетическое отношение к живописи. Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: – декоративное рисование, – рисование с натуры, – рисование на темы, 4– беседы об изобразительном искусстве. Программой предусмотрено проведение уроков 1 раз в неделю, что в год составляет 34 часа. Диагностические уроки целесообразно проводить два раза в год по всем видам занятий. В процессе диагностики детских рисунков необходимо обратить внимание на: 1) передачу формы изображаемых предметов, их величины; 2) знание школьниками названий цветов, их оттенков, умение выбрать нужный цвет для закрашивания определённого объекта; 3) владение школьниками красками, карандашами, кистями и д.р.; 4) передачу пространственных отношений предметов на рисунке; 5) степень самостоятельности, творческих проявлений. В соответствии с рекомендациями И.Л.Грошенкова («Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы». М , Просвещение, 1970) в 1-4 классах отдельных уроков на беседы об искусстве не планируется, они проводятся на уроках (10, 15 минут) в начале или конце урока. Беседы учитель проводит по своему выбору, используя материал программы по рисованию для вспомогательной школы. Примечание. Обязательной целью урока рисования, на ряду с другими целями, является овладение школьниками новыми словами по теме урока. Словарь определяется учителем при непосредственной подготовке к теме урока. Технику рисования, приемы, материалы и инструменты учитель вправе определять самостоятельно в зависимости от темы урока, его цели и задач. Основные требования к знаниям и умениям учащихся. К концу 1 класса учащиеся должны уметь: - организовать своё рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш; - выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги; - обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии; - ориентироваться на плоскости листа бумаги; - закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось); - различать и называть цвета; - узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела; - передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать её сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; - узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой. К концу 2 класса учащиеся должны уметь: - свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги; - ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя; - использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображения на листе бумаги; - закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш; - рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы; - понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету); - различать и знать названия цветов; - узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним. К концу 3 класса учащиеся должны уметь: - правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого; - самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги; - ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме; - правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; - делить лист на глаз на две и четыре равные части; - анализировать с помощью учителя строение предмета; - изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности; рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу); - в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине; - различать и называть цвета и их оттенки; - узнавать в иллюстрациях книг и репродукциях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства; - анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки. К концу 4 класса учащиеся должны уметь: - правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; - передавать в рисунке формы прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственно положении; - использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы; - передавать объёмную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме); - подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь); - пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров); - анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя); - употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов; - рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства. Тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 1-4 классах (34 часа в год)
Поурочное планирование уроков изобразительного искусства в 1 классе (34 часа)
|