Реферат «Жанр песни в творчестве поэтов-воинов»





Скачать 183.89 Kb.
НазваниеРеферат «Жанр песни в творчестве поэтов-воинов»
Дата публикации06.11.2014
Размер183.89 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Военное дело > Реферат
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа

Хохольского района

Воронежской области

Реферат

«Жанр песни в творчестве

поэтов-воинов»

c:\users\oksana\desktop\konferenciya_otechestvennaya_voyna_1812_goda(1).jpg

Выполнил:

ученик VIII класса

Дрынов Никита

Научный руководитель:

учитель русского языка и

литературы

Прощалыкина В. Н.
п.Орловка

Хохольского района

Воронежской области

2012

План

I. Русь и русские в 1812 году

а) Песенность и народность в творчестве поэтов-воинов 1812 года.

II. «Союз волшебных звуков, чувств и дум»

1) Д. В. Давыдов – легендарный герой Отечественной войны 1812 года, поэт, писатель, публицист.

а) «Песня старого гусара» - грустное размышление о победах

б) Песня «Я люблю кровавый бой» - гимн храбрости, доблести, отваге.

2) Ф. Н. Глинка – поэт-песенник, герой войны 1812 года. «Из всех наших поэтов Ф. Глинка самый оригинальный…» (А. С. Пушкин)

а) «Солдатская песнь» - призыв к победе во славу Отечества!

3) Патриотические песни 1812 года.

а) А. Урываев «Песнь» - осуждение нападения Наполеона и его поражение в России.

б) С. Юшков «Песнь» (на освобождение царствующего града Москвы октября 11 дня 1812).

в) И. Кованько – «Солдатская песнь» - гимн мужеству.

г) «Песнь» (написанная солдатом Никанором Остафьевым 5 июля 1812 года к русским воинам) – призыв к борьбе с врагом.

д) Н. Ильин «Солдатская песнь» - воплощение народных дум и душевных переживаний.

е)Н. Ильин «Авангардная песнь» - гимн Милорадовичу.

ж) Н. Шатров «Песнь донскому воинству» - участнику Отечественной войны 1812 года.

з) М. Шулепников «Песнь» - посвящение ратникам петербургского ополчения.

и) Народная песня «Совет русского французам» - держитесь подальше от победившей Наполеона России.

III.Творчество поэтов-воинов 1812 года – сокровище русского национального искусства, единство патриотизма, народности и музыкальности.

«Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны?!...

Пойдем - и в ужасах войны

Друзьям, Отечеству, народу

Отыщем славы и свободу,…

Свои мы песни сочиним»

Ф. Глинка. 1812 г.
«Мощный взлёт народного духа во время Отечественной войны против Наполеона оказал огромное влияние на развитие русской культуры. Рост национальной гордости и самосознания русского общества в те годы выразился в обострении интереса литераторов, художников, музыкантов к героическим страницам русской истории»¹. Эпоха войны нашла яркое отражение, прежде всего в музыкальном фольклоре — солдатских песнях-маршах, звучащих в походе, в эпических протяжных песнях («Ни две тучушки»), сатирических песенках, высмеивающих Бонапарта и его Великую армию («За горами, за долами»). Любимыми героями песен были полководец М.И. Кутузов, атаман М.И. Платов, донские казаки («Грянул внезапно гром под Москвою»). В будущем настоящей жемчужиной стала народная песня на стихи М.Ю. Лермонтова «Бородино».Это былипесни-воззвания, набатный зов к оружию, к священной борьбе с жестоким и коварным «всеевропейским завоевателем».

Поэтическая летопись войны 1812 года доносит до нас ту удивительную атмосферу патриотического подъёма охватившего Россию, ту звенящую напряжённость чувств, поднявшую русских людей из разных местностей и сословий на подвиг, который потряс современников и вызвал законную гордость потомков. Поэтические шедевры, описывающие грозные события тех лет сильны своей документальной достоверностью.

Раздался звук трубы военной,

Гремит сквозь бури бранный гром:

Народ, развратом воспоённый,

Грозит нам рабством и ярмом!

Теперь ли нам дремать в покое,

России верные сыны?!

Пойдём, сомкнёмся в ратном строе,

Пойдём - и в ужасах войны

Друзьям, Отечеству, народу

Отыщем славу и свободу

иль все падём в родных полях!

(Ф.Глинка «Военная песнь, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии»)

В песне звучит гордое презрение к врагу, непоколебимая вера в грядущую победу… Залог этой победы -вся история России, великие деяния её «героев славы».

Боевой дух воинов поднимала музыка, предназначенная для исполнения во время служебно-строевых занятий, боевых действий, парадов. Исполнялась эта музыка военными духовыми оркестрами. В полках и партизанских отрядах находились песенники-запевалы. Великий полководец А.В. Суворов утверждал, что «музыка удваивает, утраивает армию». Главный жанр военной музыки — марш, недаром большинство песен имеет маршевые (четырёхдольный или двухдольный) ритмы.

«В военные годы звучали не только песни, воспевавшие героизм воинов, но и просто любимые народные песни. Они поднимали солдатам настроение перед боем, вооду-

____________________________________________________________________________

1.№5 стр. 3

шевляли их, заставляли вспомнить мирное время, когда эти песни исполнялись в кругу родных. Так, Л.Н. Толстой в своём романе «Война и мир» упоминает песни «Ах вы сени, мои сени» и «Во лузях»¹.

Русские народные песни, ярко отразившие рост патриотических чувств, стали оказывать столь значительное влияние на русскую музыкальную культуру, что вокальный жанр в эти годы становится наиболее популярным. Авторами многих вокальных произведений были непосредственные участники войны.

«Песни, романсы, баллады и другие жанры музыкально-поэтического творчества поэтов-воинов были и остаются незаменимой частью русской художественной культуры. Доступные самым широким слоям общества, они волновали и волнуют сейчас тех, кто их читает, слышит»². Они эмоциональны, патриотичны, напевны, призывны, как песни народные, шутливы и печальны: они разные-разные. Мне кажется, каждый из нас найдёт в этом песенном мире то, что скажет его уму, чему отзовется его душа. В этот песенный мир входят как великие и знаменитые поэты, так и никому неведомые стихотворцы - воины 1812 года. Музы не делают различий между маститыми и юными, теми, кто написал множество стихов и песен и теми, кто создал в военном походе одно произведение, главное, что их объединяет горячая любовь к Родине, смелость и героизм простых солдат, полководцев, казаков, ополченцев, партизан, страстное желание победы над французами. А песни, яркие, задушевные, быстро распространялись и запоминались, потому что авторы их люди русские, настоящие герои, а жанр песни – это душа народа, это его чаяния и стремления. А желание авторов одно – воспеть славу русских людей, победивших в войне с Наполеоном в 1812 году, донести свои мысли о любви к Отечеству. Я верю, что нет выше и благороднее помыслов!

«Отечественная война 1812 года породила целую плеяду певцов военной славы - от молодого офицера Федора Глинки до маститого уже Константина Батюшкова. Наконец, в ее горниле родилась гусарская песня как устойчивый жанр. Его родоначальник - Денис Давыдов, которого Пушкин величал: «Ты мой отец и командир».«Денис Давыдов... примечателен и как поэт, и как военный писатель, и как вообще литератор, и как воин - не только по примерной храбрости и какому- то рыцарскому одушевлению, но и по таланту военачальничества, и, наконец, он примечателен как человек, как характер...»писал о нём В. Г. Белинский»³.

Давыдов Денис Васильевич - знаменитый партизан, поэт, военный историк и теоретик. Родился в дворянской семье, в Москве, в 1784 г.; получив домашнее воспитание, поступил в кавалергардский полк, но скоро был за сатирические стихи переведен в армию, в Белорусский гусарский полк (1804), оттуда перешел в лейб-гвардии гусарский (1806) и участвовал в кампаниях против Наполеона (1807), шведской (1808), турецкой (1809). Широкой популярности он достиг в 1812 г. как начальник партизанскогоотряда, организованного по его собственной инициативе.К мысли Давыдова высшееначальство отнеслось сперва не без скептицизма, но партизанскиедействия ока-

____________________________________________________________________________

1. №5 стр.17

2. №5 стр. 21

3. №6 стр. 15

зались очень полезными и принесли много вреда французам. На большой Смоленской дороге Давыдову не раз удавалось отбивать у врага военные припасы и продовольствие, перехватывать переписку, наводя тем самым страх на французов и поднимая дух русских войск и общества. В 1814 г. Давыдов был произведен в генералы. В 1832 г. окончательно оставил службу в чине генерал-лейтенанта и поселился в своем симбирском имении, где умер 22 апреля 1839 г.

«Самый прочный след, оставленный Давыдовым в литературе, - его лирика. Пушкин высоко ценил его оригинальность, его своеобразную манеру в "кручении стиха". А.В. Дружинин видел в нем писателя "истинно-самобытного, драгоценного для уразумения породившей его эпохи". Сам Давыдов говорит о себе в автобиографии: «Он никогда не принадлежал ни к какому литературному цеху; он был поэтом не по рифмам и стопам, а по чувству; что касается до упражнения его в стихотворениях, то это упражнение или, лучше сказать, порывы оного утешали его, как бутылка шампанского...»¹

"Я не поэт, а партизан, казак, я иногда бывал на Пинде, но наскоком, и беззаботно, кое-как, раскидывал перед Кастальским током мой независимый бивак". С этой самооценкой сходится оценка, данная Давыдову Белинским: «Он был поэт в душе, для него жизнь была поэзией, а поэзия - жизнью, и он поэтизировал все, к чему ни прикасался... Буйный разгул превращается у него в удалую, но благородную шалость; грубость - в откровенность воина; отчаянная смелость иного выражения, которое не меньше читателя и само удивлено, увидев себя в печати, хоть иногда и скрытое под точками, становится энергическим порывом могучего чувства... Страстный по натуре, он иногда возвышался до чистейшей идеальности в своих поэтических видениях...»².

Как поэт Давыдов пришел в литературу со своим лирическим героем, со своим жанром, со своим стилем. Основная его тема - военная - была далеко не новой в русской поэзии. «Военная труба» звучала в многочисленных одах и эпопеях русского классицизма. Но Давыдов подошел к этой традиционной теме с иной стороны. Он поэтически раскрыл быт и психологию воина. В эмоциональной поэзии Давыдова, опирающейся на жизненный опыт автора, возникает оригинальный образ «гусара», лихого наездника и удалого рубаки, скрывающего, однако, под этой молодеческой внешностью благородные свойства воина-патриота, сознание воинского долга и воинской чести, мужество и бесстрашие, от-рицание светских условностей и своеобразное вольнолюбие.

«Гусарство» Давыдова определило и особые формы его поэзии. Вместо героической эпопеи и хвалебной оды, этих основных жанров батальной поэзии классицизма, поэт создает жанр «гусарской» песни, свободной от ставшей трафаретом официальной героики, от декламационно-патетического стиля («Гусарский пир», 1804; «Песня», 1815; «Песня старого гусара», 1817). Денису Давыдову в его песнях удалось чрезвычайно ярко выразить самый дух «гусарства», создать живописный и обобщенный образ «старого гусара» — лихого рубаки, наездника, «еры и забияки», но вместе с тем искреннего и прямодушного, чуждого пошлости, лицемерия, ханжества, низкопоклонства и условностей светского бы

та, воина, преданного своему долгу, воодушевленного пламенным патриотическим чув-

ством.Нарочитая простота в трактовке военной тематики открывала в его песни доступ просторечию, военным профессионализмам, элементам солдатского фольклора. Этот ____________________________________________________________________________

1. №3 стр.11

2. №6 стр 21

демократический стиль сближал произведения Давыдова и Крылова. В «Песне старого гусара» чувствуется тоска автора по старым друзьям, по былым временам, но вернуть ничего нельзя: изменились времена, да и друзья тоже.

Где друзья минувших лет,

Где гусары коренные,

Председатели бесед,

Собутыльники седые?

Деды, помню вас и я,

Испивающих ковшами

И сидящих вкруг огня

С красно-сизыми носами!

На затылке кивера

Доломаны до колена,

Сабли, ташки у бедра,

И диваном — кипа сена.

Трубки чёрные в зубах;

Все безмолвны, дым гуляет

На закрученных висках

И усы перебегает…

Но едва проглянет день,

Каждый по полю порхает;

Кивер зверски набекрень,

Ментик с вихрями играет.

Конь кипит под седоком,

Сабля свищет, враг валится.

Бой умолк, и вечерком

Снова ковшик шевелится.

А теперь что вижу? — Страх!

И гусары в модном свете,

В вицмундирах, в башмаках,

Вальсируют на паркете!

Говорят, умней они…

Но что слышим от любого?

Жомини да Жомини!

А об водке — ни полслова!

Где друзья минувших лет,

Где гусары коренные,

Председатели бесед,

Собутыльники седые?

Не мудрствуя лукаво, поэт-партизан прямо пишет "Военную песню" - как бы вольное подражание популярному французскому романсу, но какое это русское "подражание" и сколько раз потом, включая наши дни, пелось это стихотворение на оригинальный мотив!

Я люблю кровавый бой,

Я рожден для службы царской!

Сабля, водка, конь гусарской,

С вами век мне золотой!

Я люблю кровавый бой,

Я рожден для службы царской!

За тебя на черта рад,

Наша матушка Россия!

Пусть французишки гнилые

К нам пожалуют назад!

За тебя на черта рад,

Наша матушка Россия!

Станем, братцы, вечно жить

Вкруг огней, под шалашами,

Днем - рубиться молодцами,

Вечерком - горелку пить!

Станем, братцы, вечно жить

Вкруг огней, под шалашами!

О, как страшно смерть встречать

На постели господином,

Ждать конца под балхадином

И всечасно умирать!

О, как страшно смерть встречать

На постели господином!

То ли дело средь мечей:

Там о славе лишь мечтаешь,

Смерти в когти попадаешь,

И не думая о ней!

То ли дело средь мечей:

Там о славе лишь мечтаешь!

Я люблю кровавый бой,

Я рожден для службы царской!

Сабля, водка, конь гусарской,

С вами век мне золотой!

Я люблю кровавый бой,

Я рожден для службы царской!

Поэзия героя-партизана отразила патриотический подъем антинаполеоновских войн. Я думаю, именно в этом был секрет большой ее популярности в свое время.

«Современник и участник войны Фёдор Николаевич Глинка писал четверть века спустя, что «события исполинские, прикосновенные к судьбе рода человеческого, зреют, созревают и дозревают в постепенном и непреодолимом ходе времени. Мы, — утверждал он, — может быть, видели первые буквы того, что вполне прочитает потомство на скрижалях истории человечества».Величайшему в новой истории России событию — Отечественной войне 1812 года — тоже предстояло «дозревать в постепенном и непреодолимом ходе времени».Ибо истинные масштабы того, что совершил русский народ в 1812 году, были столь огромны, а влияние, которое народная война оказала на исторические судьбы России, столь исключительно, что все это и в самом деле могло быть в достаточно полной

мере осознано лишь со временем, через годы и годы»¹.

Федор Николаевич Глинка родился 19 июня 1786 года в Смоленской губернии.

Воспитание получил в первом кадетском корпусе (1798-1803). В 1805-1806 годах состоял

____________________________________________________________________________

1. №2 стр. 30

адъютантом при генерале М. А. Милорадовиче, участвовал в походе против французов и в битве при Аустерлице. В 1807 году был сотенным начальником дворянского ополчения.В 1812 году опять поступил в армию адъютантом к Милорадовичу и находился в походе до конца 1814 года. Участвовал в боях при Тарутине, Малом Ярославце, Вязьме, Дорогобуже, при Бауцене.Ф. Глинка, написавший свою первую военную песню в июле 1812 г. у стен Смоленска, после войны создает целую «сюиту», предназначенную отразить наиболее значительные события Отечественной войны — битву под Смоленском («Прощальная песнь русского воина»), Бородинское сражение («Песнь сторожевого воина» и «Раненый воин после Бородинского сражения рассказывает мирным поселянам о нашествии неприятеля и возбуждает в них бодрость сразиться за спасение Отечества»), пожар Москвы («Песнь русского воина при виде горящей Москвы»), наступление под Тарутином («Авангардная песнь») и др. Как и вся поэзия той поры, они лишены исторической конкретности — события угадываются лишь по именам действующих в них лиц да по географическим наименованиям. Некоторое исключение составляют, только стихотворения, посвященные Д. Давыдову, А. Сеславину и А. Фигнеру, особенно последнему, гибель которого описана очень проникновенно и ярко.Примечательной особенностью этих стихотворений является и достаточно оригинальная, по тем временам, ориентация Ф. Глинки на народную поэзию, на стиль солдатских песен. Но, как справедливо замечает исследователь творчества Глинки В. Г. Базанов, «народность военных песен Глинки условна, они не идут прямым образом от фольклора. Рассчитанные в конечном итоге не столько на песенное исполнение, сколько на декламационное произношение, военные песни звучат местами необыкновенно торжественно, как гражданские оды и „думы"»¹.

Вспомним, братцы, россов славу

И пойдём врагов разить!

Защитим свою державу:

Лучше смерть — чем в рабстве жить.

Мы вперёд, вперёд, ребята,

С богом, верой и штыком!

Вера нам и верность свята:

Победим или умрём!

Под смоленскими стенами,

Здесь, России у дверей,

Стать и биться нам с врагами!..

Не пропустим злых зверей!..

Враг строптивый мещет громы,

Храмов божьих не щадит;

Топчет нивы, палит домы,

Змеем лютым в Русь летит!

Русь святую разоряет!..

Нет уж сил владеть собой:

_____________________________________________________________________________

1. №4 Стр.27

Бранный жар в крови пылает,

Сердце просится на бой!

Мы вперёд, вперёд, ребята,

С богом, верой и штыком!

Вера нам и верность свята:

Победим или умрём!

(Солдатская песнь, сочинённая и петая во время соединения войск у города Смоленска в июле 1812 года).

Эта песня – призыв к борьбе и победе во славу Отечества. Мне кажется, она была бы актуальна и в Великую Отечественную войну. На мой взгляд, она близка по духу и современным воинам.

Множество песен сложено об Отечественной войне 1812 года. А. Урываев создал «Песнь», где в аллегорической манере осудил Наполеона и воспел победу России:

Вотще враг Божий – всегубитель

Россию варварством потряс!

Неся убийства пред собою,

Он мнил повелевать судьбою,

Рассеять россов, яко прах!

Но, Боже! Кто тебе подобен?

Воззрел – и хищник инороден

Блуждает в адских глубинах!..

Автор Степан Юшков в своей «Песне» (на освобождение царствующего града Москвы октября 11 дня 1812) в народной манере лирической песни с постоянными повторами, призывами – обращениями, постоянными эпитетами и простой народной речью героев, в былинном напеве с горечью и болью пишет о Москве под властью Наполеона, о мощи сил русских воинов, освободивших Москву.

…Не густой туман подымается,

Не черны тучи собираются,

Не леса шумят. Не моря кипят,

Поднялись Орлы, Орлы Северны

На бесчисленны стада мелких пташечек

Где Орел махнет – летит стадо птиц,

А где два и три – там и сметы нет!

Как поднялся крик да от мелких птиц:

Бонапарт – злодей! Ты ушастый сыч!

Ажно меж Орлов ты летуча мышь!

Да зачем ты нас, мелких пташечек,

Ты завел в Москву, на святую Русь?

Авторы песен не только офицеры-дворяне, но и простые люди, солдаты русской армии. Известны имена и произведения их: Иван Кованько «Солдатская песнь», Никанор Остафьев «Песнь» – призыв к борьбе с врагом:

Братцы! Грудью послужите,

Гряньте бодро на врага

И вселенной докажите

Сколько Русь вам дорога!..

…Вся Европа ожидает

Сей погибели его;

Бонапарта почитает

За злодея своего

Ах! Когда слух разнесется

Что от нас сей враг исчез,

Слава русских вознесется

До превыспренных небес!

Нехитрые, простые слова, но сколько в них оптимизма, веры в победу, силу русских солдат и любви к Отечеству. Песня бодрая, призывная, залихватская. А сам автор – один из воинов-солдат Фанагорийского гренадерского полка, написал её в походе 5 июля 1812 года.

Бодростью, весёлостью проникнуты слова «Солдатской песни» Ивана Кованько:

Хоть Москва в руках французов,

Это, право, не беда!-

Наш фельдмаршал князь Кутузов

Их на смерть впустил туда…

Свету целому известно,

Как платили мы долги;

И теперь получат честно

За Москву платеж враги.

Побывать в столице – слава,

Но умеем мы отмщать,

Знает крепко то Варшава,

И Париж то будет знать!

Её можно было петь на марше, в походе, в строю, она вселяла в сердца солдат веру в победу в войне.

Совсем другой по настроению, грустной, задушевной, протяжной, полной тоски и боли звучит песня Николая Ильина «Солдатская песнь»:

Ночь темна была и немесячна

Рать скучна и нерадостна

Все солдатушки призадумались…

Тоска грызла ретивы сердца

Ретивы сердца, молодецкие,

Мы оплакивали родимую

Мать-родимую, мать-кормилицу,

Златоглавую Москву милую,

Разорённую Бонапартием…

Грустные напевы сменяются призывом – клятвой, желанием освободить Москву и Родину от врага:

…дадим, братцы, клятву кровную,

Клятву кровную, задушевную,

Чтоб невзвидеть нам и домов своих,

Ни отцов родных, ни младых нам жен,

Ни самой души красной девицы,

Не побив силы Бонапартовой,

Не отомстив врагу за родну Москву!...

Закричим: «Ура!» - и пойдём вперед;

На штыках пройдём силы вражеские;

Перебьём мы их, переколем всех…

Чтобы сам злодей на штыке погиб,

Чтоб вся рать его здесь костьми легла…

В истинно народной манере переданы душевные порывы простых людей, россиян, чьи сердца полны любовью. Поэтому в песне слова-обращения адресованы каждому, кто исполняет песню, кто слушает. Они едины, как в русских сказках и былинах, всем миром на борьбу с врагом. Слова «солдатушки, братцы, родина - мать родимая, мать - кормилица, молодцы, удалы друзья, неизменные чада русские» говорят о единениивсех сословий Руси перед великой войной, объединяют в единую нацию русичей. В этом я вижу важность и нужность этой песни.

А в «Авангардной песне» Н. Ильина звучит гимн полководцу Милорадовичу, чьи таланты на поле сражения помогли победам в войне 1812 года. Песня бодрая, торжественная, зовущая на подвиг, когда есть перед солдатами герой-полководец:

…Друг солдат! Служить с тобою

Все желанием горят

И, к трудам готовясь, к бою,

Общим гласом говорят:

- Милорадович где с нами

Лавр повсюду там цветет;

С верой, с ним и со штыками

Русский строй весь мир пройдет!

В песнях воинов 1812 года герои различны: и полководцы: Кутузов, Багратион, Милорадович, и офицеры, и простые солдаты, и гусары, и казаки, и ополченцы. Все вместе они сражались за Отечество, погибали и побеждали.

Поэт Н. Шатров создал «Песнь донскому воинству»:

Грянул внезапно гром над Москвою!

Выступил с шумом Дон из брегов:

Всё запылало мщеньем, войною

Против врагов.

Ай, донцы,

Молодцы!

…Грянули чада тихого Дона

Мир изумился, враг задрожал,

Рушилась слава Наполеона –

И побежал.

Ай, донцы,

Молодцы!

Автор с восхищением, воодушевлением говорит о доблести донского казачества, их атамане Платове, герое войны 1812 года. А речетатив «Ай, донцы, молодцы!» придаёт песне залихватский боевой дух!

Михаил Шулепников в своей «Песне» прославил ратников петербургского ополчения, как в народной песне, используя фольклорные элементы, мысли о вере в победу:

Не труба трубит звонка золота,

Как возговорит православный царь:

«Ох вы, русские добры молодцы!

Вы седлайте все ретивых коней,

Надевайте вы сабли вострые,

Что идёт злодей на святую Русь,

Есть ли Минины и Пожарские?

Засвистели вдруг ядра смертные,

Застонала вся мать сыра-земля,…

Мы дралися тут три дня, три ночи…

…Ты беги-беги, наш злодей, от нас

Не дадим тебе поругаться над нами…

И созвучна с ней народная песня времен 1812 года «Совет русского французам», смысл которой держитесь подальше от России, победившей Наполеона:

Ты послушайся совету:

Сломя голову беги;

А чтоб не было в примету,

Кучу глупостей налги.

Зло оставь – твори благое

И Европы не тряси:

Помни времечко худое,

Как бывал ты на Руси.

Тот же дух, тот же пыл, та же страсть, та же любовь к Отечеству и ненависть к врагам – французам.

В заключении мне хотелось бы сказать, что народ, теряющий свою историческую память, одним из выражений которой является культура вообще и музыкальная в частности, идёт к гибели. Поэтому вспомним слова Т.Н. Хренникова, который, определяя задачи современных художников, обращающихся к исторической теме, писал, что «каждый художник подходит к ней с точки зрения сегодняшнего дня и из всего огромного материала выделяет то, что именно сегодня считает главным. Для меня это цельность натуры наших героев, объединённых стремлением быть достойными воинской славы своего Отечества»¹. «И позднейшее потомство будет говорить, читать и писать о всемирной эпохе громоносного 1812 года. Литераторы, поэты, художники, музыканты – все находили или найдут в этих преданиях неисчерпаемые источники для вдохновения и для выраженияего – словом, звуком…, патриоты обретут в них образцы, доблестные примеры самоотвержения и самой теплой любви к Отечеству»². И добавим из Л.Н. Толстого: «Музыка — это стенография чувства. Так трудно поддающиеся описанию словами чувства передаютсянепосредственно человеку в музыке, и в этом её сила и значение»³.
_____________________________________________________________________________

1. №5 стр. 33

2. №1 стр.5

3. №5 стр.34

Используемая литература:

  1. С.М. Любецкий «Русь и русские в 1812 году», М. «Современник», 1994 г.

  2. Л. Никулин «России верные сыны», М. «РИПТОЛ», 1994 г.

  3. Денис Давыдов «Записки партизана. Стихи», М. «Молодая гвардия», 1984 г.

  4. «Русская поэзия 1801 – 1812 гг.», М. «Художественная литература», 1989 г.

  5. «Русские песни и романсы», М. «Художественная литература», 1989 г.

  6. «поэты пушкинской поры», М. «Художественная литература», 1972 г.

Сайты:

  1. http://feb-web.ru – Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор.

  2. http://bibliofond.ru – Библиофонд. Электронная библиотека.

  3. http://rusmilestones.ru – Вехи культуры.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат «Жанр песни в творчестве поэтов-воинов» iconРеферат по литературе тема: Отражение событий Отечественной войны...
Памятники, памятники, памятники… Сколько их на русской земле: больших и маленьких, скромных и помпезных, но все они в честь павших...
Реферат «Жанр песни в творчестве поэтов-воинов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задачи урока: продолжить формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов-символистов, совершенствовать...
Реферат «Жанр песни в творчестве поэтов-воинов» iconСписок литературы по классному чтению для 5 класса
Календарно-обрядовые песни: Колядки; Масленичные песни; Весенние песни; Летние песни; Осенние песни
Реферат «Жанр песни в творчестве поэтов-воинов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: приобщить старшеклассников к сложным духовным поискам литературы Серебряного века через осознание индивидуальностей поэтического...
Реферат «Жанр песни в творчестве поэтов-воинов» icon«Осень в творчестве русских композиторов»
Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на...
Реферат «Жанр песни в творчестве поэтов-воинов» iconТематическое планирование литература 8 класс
Устное народное творчество. В мире русской народной песни. Частушки как малый песенный жанр
Реферат «Жанр песни в творчестве поэтов-воинов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лирическая песня как вид(жанр) народной обрядовой песни. Классификация народных песен
Реферат «Жанр песни в творчестве поэтов-воинов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: И. А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом»
Реферат «Жанр песни в творчестве поэтов-воинов» iconПрограмма дисциплины опд. Р. 05 Литература русского зарубежья
Цель курса – сформировать представления об основных тенденциях развития русской литературы ХХ века в зарубежье и о творчестве писателей...
Реферат «Жанр песни в творчестве поэтов-воинов» iconВ творчестве многих русских поэтов. Осень занимает особое место в...
С одной стороны—величие, великолепие природы, буйство красок. С другой—печаль, грусть, пронизывающая сердце тоска. Именно с осенью...
Реферат «Жанр песни в творчестве поэтов-воинов» iconТема Содержание
Краткие биографические сведения. Характеристика деятельности К. Чуковского в области теории и практики детской литературы. Веселые...
Реферат «Жанр песни в творчестве поэтов-воинов» iconКонспект урока и. А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня...
«Литература. 5 класс» В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, изд. «Просвещение» 2010г
Реферат «Жанр песни в творчестве поэтов-воинов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок-познание «Живая прелесть янтаря…» (янтарь в устном народном творчестве и калининградских поэтов В. Азарова,Р. Жакмьена) 11
Реферат «Жанр песни в творчестве поэтов-воинов» iconСерия уроков «Музыка в творчестве великих русских поэтов»
Урок (внеурочное учебное занятие) или серия уроков по предметной области «Филология»
Реферат «Жанр песни в творчестве поэтов-воинов» iconКурсовая работа выполнена с целью анализа жанра «стихотворение в прозе»
Пушкин А. С. Жанр стихотворения в прозе в творчестве В. Т. Шаламова. — Челябинск: юурГУ, фж—409, 2012. — 64 с., библиогр список —...
Реферат «Жанр песни в творчестве поэтов-воинов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Акмеизм. Характерные черты. Н. Гумилев как основатель акмеизма. «Цех поэтов». Акмеизм в творчестве А. Ахматовой


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск