Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 359.74 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации22.07.2013
Размер359.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ПЕДАГОГИКА
Направление подготовки

521100

Профиль подготовки

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Степень выпускника

БАКАЛАВР

Форма обучения

ОЧНАЯ

Ижевск 20121. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины (модуля) Педагогика является подготовка к решению профессиональных задач педагогической деятельности (обучение и воспитание) в образовательных учреждениях общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, в коллективах социальной защиты населения, оказанию социально-педагогической помощи.

Основная цель курса для студента - профессиональная подготовка к социально-педагогической деятельности.

Курс способствует подготовке студентов к профессиональной педагогической деятельности в области социальной работы, предполагает введение студентов в проблематику педагогической науки, способствует осмыслению современного образования.

Задачи освоения дисциплины направлены на формирование ряда учебных и профессиональных компетенций, таких как:

  • усвоение и понимание общепедагогических знаний как составной части общей и профессиональной культуры и компетентности;

  • освоение категорий педагогической науки, овладение системой знаний и умений, позволяющих анализировать педагогические явления и процессы;

  • овладение социально-педагогическими умениями и навыками, необходимыми специалисту для профессиональной деятельности;

  • усвоение студентом знаний о целостном педагогическом процессе, его гуманизации и влиянии на социализацию личности;

  • умение делать обобщения, анализируя педагогические ситуации, находить эффективные пути их регулирования;

  • пользоваться источниками для решения педагогических проблем, конфликтных ситуаций, установления взаимопонимания и формирования толерантности;

  • формулировать, обосновывать собственную точку зрения по вопросам воспитания и обучения на основе полученных психолого-педагогических знаний, конструктивно разрешать конфликтные ситуации;

  • анализировать и проектировать учебно-воспитательные ситуации, планировать социально- педагогическое общение.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина входит в цикл профессиональный Б.3., базовая (общепрофессиональная) часть ООП бакалавриата.

Курс адресован бакалаврам института педагогики, психологии и социальных технологий, специализирующимся в области социальной работы.

Курс готовит к педагогической деятельности в образовательных и других учреждениях социальной направленности.

Для успешного освоения дисциплины должны быть уже сформированы компетенции ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-9,ОК-12, ОК-13 на пороговом уровне.

Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению теории социальной работы, социальной психологии, конфликтологии в профессиональном цикле ООП.

Программа дисциплины построена блочно-модульно,

в ней выделены разделы: теоретические основы педагогики, теория обучения, теория воспитания, социально-педагогическая деятельность.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3: быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе;

ОК-6: стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, ОК-7: способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды,

ОК-20: быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия;

ПК-6: быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни;

ПК-12: быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности;

ПК-19: быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, эссэ, публикаций и публичных обсуждений.

В результате изучения курса студент должен:

Иметь представление: о педагогике как области научного знания, о месте педагогики в ряду других гуманитарных наук, о сферах применения и реализации педагогического знания; о педагогических основах социальной работы.

Знать: основные категории педагогической науки; принципы реализации образовательной политики в России; методологию и методы исследования педагогических процессов; особенности социокультурной среды воспитания и развития личности; требования, предъявляемые к личности и деятельности социального работника.

Уметь: анализировать научно-педагогическую литературу, моделировать способы педагогической деятельности, организовывать различные способы творческого познания материала, применять педагогические знания в профессиональной деятельности, в семье, в общении.

Полученные знания, сведения и факты будут способствовать формированию у специалиста комплекса умений применять педагогические и социально-педагогические знания в профессиональной деятельности с различными категориями клиентов.

4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем

и формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.





п/п


Разделы, темы
лекций по дисциплине


Неделя

семестра

Виды учебной работы

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости



Формируемые

компетенции (код)

Всего компетенций

Л.

Пр.

Сам.

раб.

ок

пк




Семестр 3

1.

Раздел1 Введение. Теоретико-методологические основы педагогики. Темы1-4.

1-3

8

4

7

подготовка и ответ на семинарском занятии, письменные самостоятельные и контрольные работы, тестирование

ок7, ок20

пк19

3

2.

Раздел2 Теория обучения. Темы 5-7.

4-8

10

4

7

-«-

ок6, ок20

пк6, пк19

4

3.

Раздел3 Теория воспитания

Темы 8-10.

9-13

10

4

7

-«-

ок3,

ок6, ок7,

ок20

пк6, пк12,

пк19

7

4.

Раздел4. Социальное направление в педагогике: социально-педагогическая деятельность.

Темы 11-12

14-18

8

6

7

-«-

ок3,

ок6,

ок7,

0к20

пк6,

пк12,

пк19

7




Всего

18

36

18

28







7

Форма промежуточной аттестации – экзамен


5. Содержание дисциплины

5.1. Темы и их аннотации

Содержание курса лекционных занятий

Тема1. Педагогика как наука: объект, предмет, задачи и проблемы на современном этапе. Основные категории педагогики. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук.

Тема 2. Методология педагогики. Современные методологические подходы: гуманистический, культурологический, компетентностный. Методы психолого-педагогических исследований. Системный подход.

Тема 3. Личность как предмет воспитания. Факторы развития личности и их учет в педагогическом процессе. Проблемы связи воспитания и развития личности.

Тема 4. Дидактика как наука об обучении. Основные проблемы и категории дидактики. Дидактика, ее объект, предмет, категории, задачи. Основные дидактические концепции.Сущность процесса обучения, его функции. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Основные элементы обучения. Функции обучения.

Тема 5. Образование как система и процесс. Проблемы содержания образования. Факторы, определяющие содержание образования. Особенности его становления и реализации в современных условиях. Характеристика современной системы образования в России. Принципы государственной политики в области образования. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Университетское образование. Инновации в образовании.

Тема 6. Проблема принципов и методов обучения, современные подходы к их реализации. Понятия «метод», «прием», «средство обучения». Различные подходы к классификации методов обучения в дидактике. Сравнительная характеристика методов обучения. Проблема выбора методов обучения.

Тема 7. Виды обучения: объяснительно-иллюстративное обучение, примеры его реализации в педагогическом процессе. Сущность программированного обучения. Компьютеризация обучения. Сущность проблемного подхода. Примеры его реализации в обучении.

Тема 8.Формы организации процесса обучения в истории образования и на современном этапе. Формы обучения в вузе.

Тема 9. Сущность процесса воспитания. Различные теоретические подходы к определению понятия «воспитание». Цель воспитания, ее проблемы, парадоксы, современная трактовка, иерархия воспитательных целей.

Тема 10. Закономерности, механизмы и принципы воспитания. Характеристика принципов воспитания и проблемы их реализация в педагогическом процессе на современном этапе.

Тема 11. Проблемы содержания воспитания. Взаимосвязь различных аспектов содержания воспитания в реальном воспитательном процессе. Интеллектуальное воспитание. Эстетическое воспитание. Физическое воспитание. Задачи, средства и организационные формы физического воспитания.

Тема 12. Нравственное воспитание. Формирование первичных представлений о целостности морали, о единстве нравственных норм сознания и поведения. Нравственное воспитание как формирование системы нравственных отношений и ценностей. Трудовое воспитание. Полоролевое, экологическое, правовое воспитание. Проблемы семейного воспитания. Условия успешного воспитания детей в семье. Характеристика системы отношений родителей и детей. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Тема 13. Методы и формы воспитания. Понятия «метод», «прием», «средство воспитания». Классификация методов воспитания. Характеристики методов воспитания. Сущность методов поощрения и наказания. Условия их эффективного применения. Формы организации воспитательного процесса. Технология коллективной творческой деятельности.

Тема 14. Социальное направление в педагогике. Социально - педагогическая деятельность. Введение в социальную педагогику. Объект, предмет, функции, взаимосвязь с социальной работой. Социализация как социально-педагогическое явление, этапы, факторы, агенты социализации.

Тема 15. Основы теории социального воспитания, его объект, субъект, индивидуальный, групповой и социальный. Коллектив, его признаки, вхождение личности в коллектив. Социально-педагогическая поддержка детей.

Тема 16. Понятие о коммуникативности личности. Коммуникативная культура. Коммуникативная компетентность, ее структура, модель и пути формирования. Экспрессивные свойства коммуникативности.

Тема 17. Социально-педагогическое общение его структура и особенности. Взаимопонимание и взаимоотношения в общении.

Тема 18. Функции педагогического общения и способы реализации этих функций на практике. Профессионально-педагогические умения, способствующие организации конструктивного общения. Феномены успешного социально-педагогического взаимодействия.
5.2. Планы практических занятий

Программа практических (семинарских) занятий

Тема 1.Педагогическое взаимодействие и его особенности.

Цель: осознание того, что правильно организованное педагогическое взаимодействие – основа педагогического процесса. Начинается с воздействия, направленного на ученика как субъекта педагогического процесса.

Основные категории:

- педагогическое воздействие;

- педагогическое взаимодействие;

- объект;

- субъект;

- субъектность.

Задание студентам:

1.Определение и функции педагогического воздействия. Реализовать выполнение задания в деятельностной, игровой форме.

2.Понятие о субъектах педагогического взаимодействия. Инициирование субъектности ребенка.

Работа студентов на занятии:

  1. Организация деятельности и сообщений микрогрупп по тематике семинара. Применение игровых форм деятельности.

  2. Анализ организованной деятельности микрогрупп на занятии.

  3. Выводы.

Задания для самоконтроля.

  1. Определить основные понятия.

  2. Выделить функции педагогического воздействия.

  3. Проанализировать собственные конкретные операции по реализации функций педагогического воздействия (на примерах).

Литература:

1. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. Тема 1,2.

М.: Педагогическое общество России, 1998.

2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т./Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия,1993.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального...
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма учебной практики министерство образования и науки российской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМагистрской диссертации
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации федеральное...
В. од. 3 «причины и предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности»
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРабочие программы дисциплин Министерство здравоохранения и социального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск