Скачать 359.74 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ УТВЕРЖДАЮ _______________________ «______» ________________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) ПЕДАГОГИКА Направление подготовки 521100 Профиль подготовки СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА Степень выпускника БАКАЛАВР Форма обучения ОЧНАЯ Ижевск 20121. Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля) Педагогика является подготовка к решению профессиональных задач педагогической деятельности (обучение и воспитание) в образовательных учреждениях общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, в коллективах социальной защиты населения, оказанию социально-педагогической помощи. Основная цель курса для студента - профессиональная подготовка к социально-педагогической деятельности. Курс способствует подготовке студентов к профессиональной педагогической деятельности в области социальной работы, предполагает введение студентов в проблематику педагогической науки, способствует осмыслению современного образования. Задачи освоения дисциплины направлены на формирование ряда учебных и профессиональных компетенций, таких как:
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина входит в цикл профессиональный Б.3., базовая (общепрофессиональная) часть ООП бакалавриата. Курс адресован бакалаврам института педагогики, психологии и социальных технологий, специализирующимся в области социальной работы. Курс готовит к педагогической деятельности в образовательных и других учреждениях социальной направленности. Для успешного освоения дисциплины должны быть уже сформированы компетенции ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-9,ОК-12, ОК-13 на пороговом уровне. Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению теории социальной работы, социальной психологии, конфликтологии в профессиональном цикле ООП. Программа дисциплины построена блочно-модульно, в ней выделены разделы: теоретические основы педагогики, теория обучения, теория воспитания, социально-педагогическая деятельность. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ОК-3: быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе; ОК-6: стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, ОК-7: способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды, ОК-20: быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия; ПК-6: быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни; ПК-12: быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности; ПК-19: быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, эссэ, публикаций и публичных обсуждений. В результате изучения курса студент должен: Иметь представление: о педагогике как области научного знания, о месте педагогики в ряду других гуманитарных наук, о сферах применения и реализации педагогического знания; о педагогических основах социальной работы. Знать: основные категории педагогической науки; принципы реализации образовательной политики в России; методологию и методы исследования педагогических процессов; особенности социокультурной среды воспитания и развития личности; требования, предъявляемые к личности и деятельности социального работника. Уметь: анализировать научно-педагогическую литературу, моделировать способы педагогической деятельности, организовывать различные способы творческого познания материала, применять педагогические знания в профессиональной деятельности, в семье, в общении. Полученные знания, сведения и факты будут способствовать формированию у специалиста комплекса умений применять педагогические и социально-педагогические знания в профессиональной деятельности с различными категориями клиентов. 4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
5. Содержание дисциплины 5.1. Темы и их аннотации Содержание курса лекционных занятий Тема1. Педагогика как наука: объект, предмет, задачи и проблемы на современном этапе. Основные категории педагогики. Связь педагогики с другими науками. Система педагогических наук. Тема 2. Методология педагогики. Современные методологические подходы: гуманистический, культурологический, компетентностный. Методы психолого-педагогических исследований. Системный подход. Тема 3. Личность как предмет воспитания. Факторы развития личности и их учет в педагогическом процессе. Проблемы связи воспитания и развития личности. Тема 4. Дидактика как наука об обучении. Основные проблемы и категории дидактики. Дидактика, ее объект, предмет, категории, задачи. Основные дидактические концепции.Сущность процесса обучения, его функции. Обучение в структуре целостного педагогического процесса. Основные элементы обучения. Функции обучения. Тема 5. Образование как система и процесс. Проблемы содержания образования. Факторы, определяющие содержание образования. Особенности его становления и реализации в современных условиях. Характеристика современной системы образования в России. Принципы государственной политики в области образования. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Университетское образование. Инновации в образовании. Тема 6. Проблема принципов и методов обучения, современные подходы к их реализации. Понятия «метод», «прием», «средство обучения». Различные подходы к классификации методов обучения в дидактике. Сравнительная характеристика методов обучения. Проблема выбора методов обучения. Тема 7. Виды обучения: объяснительно-иллюстративное обучение, примеры его реализации в педагогическом процессе. Сущность программированного обучения. Компьютеризация обучения. Сущность проблемного подхода. Примеры его реализации в обучении. Тема 8.Формы организации процесса обучения в истории образования и на современном этапе. Формы обучения в вузе. Тема 9. Сущность процесса воспитания. Различные теоретические подходы к определению понятия «воспитание». Цель воспитания, ее проблемы, парадоксы, современная трактовка, иерархия воспитательных целей. Тема 10. Закономерности, механизмы и принципы воспитания. Характеристика принципов воспитания и проблемы их реализация в педагогическом процессе на современном этапе. Тема 11. Проблемы содержания воспитания. Взаимосвязь различных аспектов содержания воспитания в реальном воспитательном процессе. Интеллектуальное воспитание. Эстетическое воспитание. Физическое воспитание. Задачи, средства и организационные формы физического воспитания. Тема 12. Нравственное воспитание. Формирование первичных представлений о целостности морали, о единстве нравственных норм сознания и поведения. Нравственное воспитание как формирование системы нравственных отношений и ценностей. Трудовое воспитание. Полоролевое, экологическое, правовое воспитание. Проблемы семейного воспитания. Условия успешного воспитания детей в семье. Характеристика системы отношений родителей и детей. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Тема 13. Методы и формы воспитания. Понятия «метод», «прием», «средство воспитания». Классификация методов воспитания. Характеристики методов воспитания. Сущность методов поощрения и наказания. Условия их эффективного применения. Формы организации воспитательного процесса. Технология коллективной творческой деятельности. Тема 14. Социальное направление в педагогике. Социально - педагогическая деятельность. Введение в социальную педагогику. Объект, предмет, функции, взаимосвязь с социальной работой. Социализация как социально-педагогическое явление, этапы, факторы, агенты социализации. Тема 15. Основы теории социального воспитания, его объект, субъект, индивидуальный, групповой и социальный. Коллектив, его признаки, вхождение личности в коллектив. Социально-педагогическая поддержка детей. Тема 16. Понятие о коммуникативности личности. Коммуникативная культура. Коммуникативная компетентность, ее структура, модель и пути формирования. Экспрессивные свойства коммуникативности. Тема 17. Социально-педагогическое общение его структура и особенности. Взаимопонимание и взаимоотношения в общении. Тема 18. Функции педагогического общения и способы реализации этих функций на практике. Профессионально-педагогические умения, способствующие организации конструктивного общения. Феномены успешного социально-педагогического взаимодействия. 5.2. Планы практических занятий Программа практических (семинарских) занятий Тема 1.Педагогическое взаимодействие и его особенности. Цель: осознание того, что правильно организованное педагогическое взаимодействие – основа педагогического процесса. Начинается с воздействия, направленного на ученика как субъекта педагогического процесса. Основные категории: - педагогическое воздействие; - педагогическое взаимодействие; - объект; - субъект; - субъектность. Задание студентам: 1.Определение и функции педагогического воздействия. Реализовать выполнение задания в деятельностной, игровой форме. 2.Понятие о субъектах педагогического взаимодействия. Инициирование субъектности ребенка. Работа студентов на занятии:
Задания для самоконтроля.
Литература: 1. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. Тема 1,2. М.: Педагогическое общество России, 1998. 2. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т./Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия,1993. |
Рабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального... | ||
Методические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа учебной практики министерство образования и науки российской... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования | Магистрской диссертации Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... | ||
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное... В. од. 3 «причины и предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности» | Рабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочие программы дисциплин Титул Министерство здравоохранения и... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочие программы дисциплин Министерство здравоохранения и социального... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |