Скачать 130.79 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР» Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Удмуртский арсенал» Авторы проекта: Кулешова Ю.И. - заместитель директора по организационно-массовой работе ДЮЦ, Карпец Н. Л. – педагог организатор ДЮЦ. МОУ ДОД ДЮЦ г.Глазов Информационная карта проекта
Описание проекта «Удмуртский арсенал».
Разрушение основ патриотического самосознания в ряде категорий общества, проблема формирования личности гражданина-патриота сегодня столь актуальны, что в государстве принимается значительные меры по созданию целостной системы патриотического воспитания. Государственный заказ на воспитание личности присутствует в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 годы», в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Концепции модернизации российского образования. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. К ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания: служение Родине, верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. В 90-е годы акцент был сделан на внедрение заимствованного либерально-демократического варианта гражданского образования, с характерным для него упором на ценности личной свободы, на активное участие граждан в общественно-политической жизни, на критическое мышление. Такой подход был лишь отчасти востребован нашим образованием, так как развитие морально-психологического состояния российского социума шло в противоположном от нравственных ценностей направлении, приоритет отдавался другим идеалам – индивидуализму и предпринимательским способностям, культуре потребления и богатству. И.В.Следзевский, доктор исторических наук, директор Центра цивилизованных и региональных исследований считает, что для успешной реализации системы гражданско-патриотического воспитания необходимо, чтобы не только в государстве, но и в обществе, в его структурах произошел поворот в сторону ценностей патриотизма. Как общественный процесс патриотическое воспитание зависит от принятых в обществе образцов поведения, от того, насколько эти образцы соответствуют представлениям о долге, верности и служению родине. Если такие образцы укоренены в базовой культуре общества, устойчиво принимаются разными поколениями, то возникает прочный механизм самовоспитания патриотических качеств личности. Целенаправленная работа по воспитанию уважительного отношения к боевому и трудовому пути, заслугам наших земляков и ветеранов делает укоренение образцов патриотического поведения возможным. Поэтому патриотическому воспитанию в МОУ ДОД ДЮЦ в последние годы уделяется много внимания, особенно активно ведется работа в Музее истории детского движения Удмуртии. К сожалению, в других объединениях эта работа проводится эпизодически, без достаточной опоры на уникальный материал, собранный и накопленный в музее в предыдущие годы. Посредством наблюдения и анкетирования выявлено, что наши воспитанники мало интересуются подвигами людей, увековеченных в памятной стеле в нашем здании, многие не знают о вкладе даже своих родственников в Великую Победу, и тем более имеют слабое представление о роли Удмуртии в общем деле Победы. В течение трех лет в ДЮЦ проводится игра «Удмуртский арсенал», в которой красной нитью проходит тема «Вклад Удмуртии в развитие обороноспособности нашего государства». Заинтересованность данной формой работы растет, поэтому было решено разработать долгосрочный проект «Удмуртский арсенал», предметом которого станет изучение материалов по истории и вкладу Удмуртии в развитие страны. Название итогового мероприятия – интеллектуально- творческой игры - будет меняться ежегодно, но каждый год будет определяться новая грань выбранной нами темы. В реализацию проекта могут включиться как школьники города, так и учащиеся ДЮЦ. Цель проекта - возрождение лучших форм военно-патриотической деятельности прошлых лет и формирование новых направлений воспитания патриотического самосознания детей и подростков в современных условиях. Проект направлен на организацию воспитывающей деятельности, способствующей развитию интереса к героическому прошлому страны, к истории Удмуртской республики, формированию гордости за героизм и беззаветное служение Родине представителей старшего поколения, в перспективе – на формирование патриотического самосознания учащихся. Средством «подогревания» такого интереса станет обращение к страницам истории нашей республики, зачастую неизвестных не только детям, но и взрослым. Уникальная роль Удмуртии в создании оборонного щита страны, ее весомый вклад в дело Великой Победы позволяет использовать интереснейшие факты, способные удивить и восхитить даже нынешних подростков, зачастую негативно относящихся к воспитательным мероприятиям. При реализации проекта будут использованы имеющиеся в ДЮЦ и ОУ города воспитательные средства: это экспозиции и фонды Народного музея истории детского движения и памятная стела в ДЮЦ, детские коллективы и их традиции. В ДЮЦ большой кадровый потенциал, действует детская общественная организация «Союз ДМОО «Союз ВиД». В городе имеется богатый материал краеведческого отдела библиотеки имени Короленко, а также фонды музеев и музейных фондов ОУ. Накопленные в прошлые годы материалы музеев в этом году особенно востребованы, так как подготовка ко всем мероприятиям требует опоры на уникальные местные материалы об участии глазовчан в Великой Отечественной войне и в локальных военных конфликтах. Наш проект даст более полное представление об участии Удмуртии в защите Отечества, привлечет внимание детей к ветеранам Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, научит их сопереживать старым и больным людям, перенесшим тяготы войны и мирного возрождения страны. В перспективе, он будет способствовать выработке мировоззрения, при котором служение Родине будет восприниматься как высокая моральная ценность, будет формироваться патриотическое самосознание у детей.
Способствовать формированию патриотического самосознания у детей и подростков. III. Задачи. 1. Дать представления о вкладе Удмуртии в дело Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Расширить представление об участии наших земляков-глазовчан в локальных конфликтах внутри страны и за рубежом. 2. Формировать интерес к истории города, республики и страны, учить анализировать исторический материал, вырабатывать собственное мнение по тем или иным событиям. 3. Организовать встречи с ветеранами войны и труда (в том числе локальных конфликтов), способствовать возрождению тимуровской работы. 4. Принять участие в городских акциях детской общественной организации Союз ВиД («Классный час у памятника» и городской общественной акции «Территория добра») и других 5. Познакомить обучающихся в ДЮЦ с информацией о выпускниках школ города, погибших в годы войны и локальных конфликтов, увековеченных в стеле в здании ДЮЦ и других памятниках города. 6.Развивать новые формы массовой работы со старшеклассниками, апробированные в предыдущие годы в ДЮЦ. 7. Развивать педагогическую интеграцию – сотрудничество в рамках проекта педагогов ДЮЦ, ОУ, ДЮСШ, а также представителей военного комиссариата г. Глазова, Глазовского, Балезинского и Ярского районов, ветеранов локальных конфликтов, членов общественной организации «Боевое братство». IV. Адресаты проекта. 1 группа - обучающиеся в объединениях ДЮЦ, телестудия студия «Лик» возраст 10-15 лет- сбор информации по теме игры данного годас привлечением семейных и музейных материалов, создание видеофильмов. 2 группа – классные объединения среднего возраста (12-13лет), работают по программе «Истоки», участвуют в познавательно-игровых программах по темам «Победы под российскими знаменами», «История развития государственной символики», 3 группа – старшеклассники (15-17 лет) включаются в три этапа военно-спортивной познавательной игры: в 2008 году «Удмуртское оружие», в 2009 «Маленькая Удмуртия в большой победе», в 2010 «Война, которой нет в учебниках» (ежегодно- новая тема). 4 группа – детские школьные объединения – участники городской акции Союза ВиД «Классный час у памятника», «Память» и др. Количество участников: Учащиеся объединений ДЮЦ - 50, студия «Лик»-20; команды старшеклассников ОУ-100, участники конкурса рефератов - 100, стрелковых соревнований 90, интеллектуально-творческого этапа - игры 160; команды музеев и музейных комнат - участники конкурсов экскурсоводов и презентации музейных материалов о войне - 200; участники общественных акций «Классный час у памятника» и акции «Территория добра»- 400 итого 1080 человеку учащиеся участники общественных акций «Классный час у памятника» и акции «Территория добра»- 450 V. Содержание проекта и его отличительные особенности. Основным содержанием проекта является деятельность учащихся по изучению материалов о вкладе Удмуртии и Глазова в Победу, об участии земляков в Великой Отечественной войне,в локальных конфликтах, заслугах ветеранов войны и труда. Инновацией является интегрированный подход к погружению в тему, при котором будут использованы разнообразные формы и средства воспитательной деятельности, направленные на возрождение патриотических идеалов. Будет использована интеграция содержания (связь исторического и краеведческого материала), при этом главный метод - опора на фонды музеев ОУ и музейных комнат, в этом - ключевая направленность проекта. Комплексный проект включает мероприятия патриотической направленности для учащихся ДЮЦ, ОУ, школьных музеев, членов общественных объединений. Проект мотивирует учащихся к участию в городской акции «Территория добра»,»Классный час у памятника», «Память» и других, поскольку предполагает проведение поисковой работы - сбор воспоминаний людей, переживших войну, участвовавших в военных конфликтах, публикацию материалов в СМИ ДЮЦ. Тема поисковой работы – «Цена Победы». В контактах с ветеранами большое внимание уделяется воспоминаниям живых свидетелей грозной военной пор, в том числе участников локальных конфликтов, которые помогут современным детям увидеть и осмыслить цену Победы. Важно увидеть в жизни каждого человека, пережившего войну или локальный конфликт его личный вклад в военное событие, научить сопереживать ветеранам и уважать их боевые и трудовые награды. Особую роль мы отводим возрождению элементов тимуровского движения, оказанию посильной помощи старым людям. Учащиеся ДЮЦ проводят встречи, берут интервью у ветеранов, записывают воспоминания и снимают видеосюжеты о ветеранах, полученные видео и аудио материалы публикуются в газете «Ступеньки», и демонстрируются в передачах телестудии «Лик». Учащиеся объединений центра знакомятся с историей подвигов выпускников школ города, увековеченных в памятной стеле в здании нашего центра. Для желающих будут проведены экскурсии в музее истории детского движения Удмуртии. В феврале традиционно состоится главное мероприятие, три этапа военно - спортивно исторической игры «Удмуртский арсенал» (каждый год по новой теме). Старшеклассники ОУ включены в исследовательскую деятельность, они выполняют рефераты по теме игры на основе краеведческих материалов, участвуют в соревнованиях по стрельбе. Учащиеся знакомятся с боевыми подвигами наших земляков, глубже изучают материалы музеев ОУ и музейных комнат при написании рефератов. В мае в городе пройдет акция детских общественных объединений «Классный час у памятника». Учащиеся проведут опрос жителей города по истории создания памятников, изучат материалы о местах увековечивания памяти защитников Отечества, прорекламируют их через СМИ. В феврале состоится традиционный фестиваль патриотической песни под названием «С песней к победе». Итогом всей работы станет празднование дня Победы с детским концертом, творческими подарками гостям, подведением итогов и награждением участников проекта. Результатом реализации проекта станет вовлечение детей и подростков в социально-культурную деятельность, направленную на осознание подвига нашего народа-победителя и понимание главной ценности – завоеванного для нас мира. Вся система работы способствует воспитанию уважения к старшему поколению, пониманию его идеалов, формированию новых отношений между молодыми и пожилыми людьми, воспитанию гордости за подвиги земляков в годы войны, чувству сопричастности к прошлому своего Отечества. VI. План реализации проекта (см . приложение) VII. Кадровое обеспечение. Кулешова Ю.И. - заместитель директора по организационно-массовой работе МОУ ДОД ДЮЦ, Карпец Н.Л.- педагог - организатор ДЮЦ. Савельева Н.Н., Никифорова Е.С. – организаторы «Союза ДМОО «Союз ВиД», ответственные за проведение общественной акции «Классный час у памятника» Руководители школьных музеев. Организационную помощь в проведении мероприятий оказывают учителя ОБЖ классные руководители, вожатые школ, тренеры ДЮСШ, специалисты Военного комиссариата г. Глазова. VIII. Материально-техническое обеспечение проекта. Для реализации проекта имеются следующие возможности:
IX. Ожидаемые результаты реализации проекта. Результатом реализации проекта станет:
X. Устойчивость проекта. Предполагается, что запущенный в действие механизм интеграции всех участников в данном проекте. в общем практическом участии по изучению вклада нашего народа в дело защиты Отечества будет успешно действовать в течение последующих лет. В ДЮЦ будут приходить новые дети, будет изучаться история новых семей, будет продолжаться сбор материала и использоваться на мероприятиях по гражданско - патиотическому воспитанию. Накопленный материал об оружейном арсенале Удмуртии будет использоваться педагогами ОБЖ на занятиях со старшеклассниками. |
Анализ работы моу «сош п. Голубой Факел» по гражданско патриотическому... В моу «сош п. Голубой Факел» работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся ведется системно | Педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы-Россияне!» В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России | ||
Методические разработки по гражданско-патриотическому воспитанию... Система гражданско-патриотического воспитания в мбоу гимназия №86, г. Нижний Тагил (базовая площадка гбоу дпо со «иро») + Диск | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конкурсный урок по гражданско-патриотическому воспитанию: «Растим патриотов России» | ||
Отчет по духовно-нравственному и гражданско патриотическому воспитанию... Формировать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, побуждать их интересоваться историей своей страны; донести до сознания... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аналитическая справка о работе по гражданско-патриотическому воспитанию в мобу «сош №2 г. Соль-Илецка» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа внеурочной деятельности по гражданско патриотическому воспитанию «Я – гражданин» | Анализ работы по гражданско-патриотическому воспитанию по мбоу сош №13 за 2012-2013 учебного год «Патриотическое воспитание детей и молодежи рт на 2010-2015 гг.», «Гражданско-патриотической программы по мбоу сош №13 на 2010-2015... | ||
Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения,... Районный этапа республиканского конкурса методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию гуо «Свислочская средняя... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью проекта являются совершенствование работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, подготовке её к служению... | ||
Конкурсной работы (тема, номинация) Городские молодежные краеведческие чтения (далее мкч) проводятся в соответствии с Планом городской опорной площадки по гражданско-патриотическому... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повысить эффективность работы гимназии по гражданско – патриотическому и духовно–нравственному воспитанию в рамках подготовки к различным... | ||
Положение об Открытом конкурсе методических материалов по патриотическому... Материалов по патриотическому воспитанию детей и молодежи под девизом «Растим патриотов России» (далее конкурс), порядок участия... | План работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2011-2012 учебный год Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур... | ||
План работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2012-2013 учебный год Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур... | Программа по гражданскому и патриотическому воспитанию 2012 2016 гг Программа мбоу хулимсунтская «сош» определяет основные направления гражданского и патриотического воспитания учащихся школы и способствует... |