Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
города Мурома Владимирской области
Программа внеурочной деятельности по гражданско - патриотическому воспитанию «Я – гражданин»
на 2013 – 2017 годы для обучающихся 1-4 классов.
Разработала:
Учитель начальных классов
Смирнова Г.Г. Удомля
2011 I . Пояснительная записка. 1.1.Назначение программы. Актуальность проблемы патриотического воспитания обучающихся.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Принятая Правительством РФ Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» даёт право классному руководителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины. Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у обучающихся младших классов. Данная программа представляет систему работы классного руководителя, которая строится на основе форм, методов и приёмов педагогического воздействия, опирается на принципы деятельностно-отношенческого подхода, а также устанавливает взаимодействие личности и коллектива в развивающей воспитанной и образовательной среде. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. 1.2.Цели и задачи программы. Цель: воспитание у детей младшего школьного возраста чувства патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны. Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач: 1. Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения. 2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи. 3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России. 4. Воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам. 5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.
Основополагающие принципы и направления их реализации
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм. 1.3 . Основные направления реализации программы. На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. Разработка тем и конструирование содержания курса «Я – гражданин» для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности. 1.4.Организация деятельности.
Данная программа рассчитана на 4 года обучения, 33 часа в год.
II .Содержание деятельности. Программа включает в себя следующие направления:
2.1. Направление «Связь поколений». Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Задачи:
1.Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2.Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3.Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны. Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. 2.2. Направление « Растим патриота и гражданина России» Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Задачи:
1.Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2.Формировать культуру проявления гражданской позиции.
3.Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
2.3. Направление «Мой край родной» Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине. Задачи:
1.Изучать историю родного края.
2.Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин Муромского края».
3.Формировать экологическое поведение. Формы: тематические беседы, совместные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты. 2.4. Направление «Я и семья» Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности. Задачи:
1.Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2.Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3.Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе. Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения. Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через
знания по основанным предметам начального общего образования.
Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
Участие в тематических конкурсах, выставках.
Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
III. Тематическое планирование.
1 класс
№
| Название
мероприятия
| Форма проведения
| Кол-во
часов
| Дата проведения
| 1.
| Урок России
| урок
| 1
| сентябрь
| 2.
| «Твои права и обязанности»»
| беседа с участием
социального педагога
| 1
| сентябрь
| 3.
| Операция «По дорогам города»
| Практическое занятие
| 1
| сентябрь
| 4.
| Мероприятия, посвящённые Дню герба и флага.
| Игровая программа
| 1
| октябрь
| 5.
| Акция «Забота».
| Акция, посвящена Дню учителя.
| 1
| октябрь
| 6.
| Дорога, транспорт и я.
| Беседа с инспектором ГИБДД
| 3
| сентябрь
февраль
май
| 7.
| Мероприятия, посвящённые Дню народного Единства
| Беседа
| 1
| ноябрь
| 8.
| На кого я хочу быть похожим
| классный час – вернисаж
| 1
| ноябрь
| 9.
| Главный закон моей страны.
| классный час, посвящённый Дню Конституции
| 1
| декабрь
| 10.
| Закон и вредные привычки.
| классный час
| 1
| декабрь
| 11.
| Посещение музея краеведения.
| экскурсия
| 1
| январь
| 12.
| Мы скоро подрастем и Родину защищать пойдем.
| классный час, посвящённый Дню защитника Отечества
| 1
| февраль
| 13.
| Наши папы – защитники Родины
| собрание-концерт
| 1
| февраль
| 14.
| Посещение музея боевой славы.
| экскурсия
| 1
| февраль
| 15.
| Ю.А.Гагарин - первый космонавт Земли.
| классный час, посвящённый Дню Космонавтики
| 1
| апрель
| 16.
| Космическая эпопея.
| конкурс рисунков
| 1
| апрель
| 17.
| Космос и я.
| конкурс художественного творчества
| 1
| апрель
| 18.
| Спешите делать добро.
| акция.
|
| апрель
| 19.
| День Победы
| встреча с ветеранами
| 1
| май
| 20.
| Защитникам Родины посвящается.
| конкурс рисунков
| 1
| май
| 21.
| Подарок ветерану.
| акция
| 1
| май
| 22.
| День защиты детей.
| игровая программа
| 1
| май
|
IV. Ожидаемые результаты реализации программы:
4.1.Уровень
Совершенствовать систему патриотического воспитания в школе.
Формировать чувство гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину.
4.2. Уровень
Сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции; отвлечь учащихся от противоправной деятельности;
Формировать уважение и чувство долга по отношению к членам своей семьи, к окружающей природе, активную жизненную позицию. 4.3.Уровень
Оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей; создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.
V.Условия и ресурсы реализации программы. 5.1.Организация работы.
Для реализации программы созданы все условия в школе. На базе образовательного учреждения активно ведут свою деятельность:
Музей боевой славы,
экспозиция «Крестьянская изба»,
культурно - досуговый центр,
библиотечно - информационный центр.
Используются ресурсы внешкольных учреждений (Дома ремесел, дома творчества, ДЮСШ, Центр общественной информации, Центр досуга) 5.2.Кадровое оснащение.
Программа реализуется в классном коллективе под руководством учителя на уроке и во внеурочное время. При проведении мероприятий привлекаются учителя предметники (учитель музыки, физкультуры). Основными помощниками являются родители.
5.3.Материально-техническое оснащение:
Компьютер
Принтер
Проектор
Экран
Магнитофон
VI.Используемая литература.
6.1.Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2010.
6.2.Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
6.3.Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
6.4.Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
6.5.Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
6.6.Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
6.7.Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
6.8.Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
6.9.Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2007-2008 уч. год.
Методическое обеспечение: |