Скачать 223.36 Kb.
|
Капитаны омской экономики Ежегодно ОАО "Иртышское пароходство" перевозит более полумиллиона тонн грузов, а в навигацию 2005 года этот показатель перешагнул за миллион тонн. Именно по рекам Обь-Иртышского бассейна были доставлены в 60-х годах ХХ века первые строительные грузы в Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск другие города. Речники Иртышского пароходства первыми провели груженые составы по ранее несудоходным рекам к этим северным городам. Речной транспорт не потерял своей актуальности и сегодня. Результаты работы компании за последние годы говорят сами за себя. Иртышскому пароходству исполняется 160 лет Исторически сложилось так, что Обь-Иртышский бассейн стал центром освоения Сибири. В 1846 году в Западной Сибири было организовано первое пароходное предприятие "Пароходство Поклевского-Козелла и К". Именно с этого года начинается история организованного судоходства в Обь-Иртышском бассейне. В конце XIX века для обслуживания растущего (за счет переселенцев) населения и стали развиваться перевозки продовольствия, товаров народного потребления и других грузов из Центральной России. Человек и пароход Во время Великой Отечественной войны из глубинных районов экипажи, состоящие из женщин и подростков, вывозили на основные магистрали караваны хлеба, который затем отправляли на фронт. В 50-е годы Иртышский бассейн стал центром освоения целинных земель Казахстана и оомского Прииртышья. Омский речной порт стал главной перевалочной базой. С его причалов отправляли продовольствие, лес, кирпич, семена, сельскохозяйственную технику в Павлодарскую, Семипалатинскую, Восточно-Казахстанскую области. До революции речной флот развивался благодаря купцам. В марте 1923 года появилось Западно-Сибирское государственное пароходство, а в 1931 году оно было реорганизовано путем образования трех самостоятельных пароходств - Иртышского, Обского и Енисейского. Первоначально штаб Иртышского пароходства был в Тобольске, а в 1934 году благодаря руководителю пароходства Николаю ДОЛГИРЕВУ штаб перевели в Омск. В навигацию 1964 года судами Иртышского пароходства на Омский нефтезавод были доставлены первые 200 тысяч тонн тюменской нефти. Северный завоз и сегодня остается стратегическим направлением компании. Пароходство регулярно выигрывает тендеры на поставки строительных материалов и нефтепродуктов в Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа. В начале 70-х началось освоение нефтегазодобывающих районов Западной Сибири. В Сургут, Нижневартовск, Мегион, Нефтеюганск, Надым, Уренгой, Ямбур водным транспортом доставлялись миллионы грузов: песок, щебень, трубы, буровое оборудование, продовольствие, ГСМ и так далее. Речники вполне заслуженно считают, что цивилизацию на Север привезли именно они. Речники Иртышского пароходства первыми освоили малые реки: Надым, Пур, Казым, Вах и другие, считавшиеся ранее несудоходными. Модернизация производства, новые технологии - для иртышских речников это понятия не только сегодняшнего дня. Они одними из первых в 1936 году перешли на штурманскую систему судовождения, которая оптимизировала состав экипажа судна путем упразднения должности лоцмана. В 80-х годах пароходство занялось увеличением сроков навигации. С навигации 1978 года, когда на Иртыш пришел первый ледокол "Капитан Плахин", Иртышский флот начал работу в ледовых условиях. За счет этого предприятие ежегодно перевозило более 400 тысяч тонн дополнительных грузов. При бурном развитии нефтеперевозок вырос флот Иртышского пароходства. Для его обслуживания стала строиться ремонтно-эксплуатационная база (РЭБ). Таким образом, пароходство стало предприятием с полным циклом производства: проектирование, судостроительство, РЭБ и собственно перевозки. Перелистывать страницы прошлого транспортного гиганта можно бесконечно. Иртышское пароходство действительно стало гигантом экономики Омской области, впрочем, как и многие другие промышленные предприятия. Однако очень многие не смоги вписаться в новые условия российской экономики. К счастью, этого нельзя сказать про ОАО "Иртышское пароходство". За тех, кто в море Еще более призрачной казалась идея выхода судов Иртышского пароходства в море. Но это произошло. Тем более что у иртышских речников был уже опыт судоходства в северных морях, когда они участвовали в перегоне судов из Европы для пополнения флота Обь-Иртышского бассейна. В результате разразившегося экономического кризиса в 90-е годы резко сократились объемы производства, а следовательно, упали объемы и водных перевозок. Перед руководством встал вопрос: как сохранить пароходство? Тогда задача сохранить сложнейший организм флота: суда, разветвленную производственную инфраструктуру, кадры - казалась невыполнимой. В марте 1994 года пароходство акционировалось и появилось новое предприятие - ОАО "Иртышское пароходство". Регистрация нового предприятия (процесс приватизации начался еще в 1992 году) совпала с освоением омичам морей. Так что этот период можно считать вторым рождением транспортного гиганта. Первыми в дальнее плавание в 1991 году ушли теплоходы класса "река - море" - "Александр Дианов" и "Алексей Буй". Через год в море вышли еще одиннадцать омских сухогрузов. Сегодня морские суда Иртышского пароходства бороздят Черное и Средиземное моря. Несмотря на освоение новых направлений, Иртышское пароходство не упускает из виду традиционные. Как и прежде, суда компании обслуживают пассажиров Омской, Тюменской областей, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа. В навигацию 2005 года речники перевезли более 39 тысяч человек. Сегодня действуют 11 пассажирских линий, две из которых - межобластные. Кроме того перспективным руководство компании считает развитие туристических маршрутов. Капитаны, капитаны ... В 1995 году за экономическое выживание в трудных условиях перехода к рынку иртышские речники были отмечены международной наградой "Факел Бирмингама", которая присуждается лидерами американского бизнеса (штат Алабама). За этой наградой последовали и другие. В 2000 году пароходство получило почетный приз "Хрустальная Ника" от международной программы "Партнерство ради прогресса", далее акционерное общество было признано лучшей судоходной компанией России 2004 года. В прошлом году ОАО "Иртышское пароходство" стало лауреатом международной программы "Лидеры XXI столетия", за клад в оздоровление российской экономики компания была удостоена международной награды "Золотой Меркурий". Сложные экономические условия заставили думать не только о новых рынках сбыта своих транспортных услуг, но и переменили взгляд на ведение хозяйственной деятельности вообще. В компании создали программу по сокращению расходов, появились автоматизированная система управления производством и прочие нововведения. Гражданская позиция выдающихся деятелей Обь – Иртышского речного пароходства Самоловов Владимир Андреевич Научный руководитель Надеина Елена Владимировна ГАОУ СПО «Тюменский колледж водного транспорта» Актуальность работы Мы обучаемся в Тюменском колледже водного транспорта по специальности «Техник - судоводитель». Нашим социальным партнёром является Обь – Иртышское речное пароходство. Это предприятие осуществляет перевозки грузов, пассажиров и поставку строительных материалов для предприятий ЯНАО, ХМАО, юга Тюменской области, Крайнего Севера и Каспийского бассейна. ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» — одно из крупнейших предприятий водного транспорта в регионах Западной и Восточной Сибири и единственное в Уральском Федеральном округе. Предприятие включает в себя комплекс дочерних и зависимых предприятий: речные порты в Тюмени, Нижневартовске, Сургуте, Нефтеюганске, Сергино, Уренгое, Надыме; судостроительные, судоремонтные заводы в Тюмени и Тобольске; эксплуатационные предприятия ООО «Севернефтегазфлот» в Архангельске, ООО «Астрахань Обь-Иртышфлот»; карьер по производству щебня в ООО „Щебень Полуночного“ Свердловской области, карьер по производству щебня в Карелии; специализированное предприятие связи ООО «Тюменьсвязьфлот». Регион деятельности предприятий Обь-Иртышского речного пароходства охватывает бассейны рек Туры, Тобола, Иртыша, а также Обь, Обскую губу, Карское, Белое, Баренцево, Каспийское моря. Нам бы хотелось проходить производственную практику именно на этом предприятии. Объектом нашего исследования является история Обь – Иртышского речного пароходства. Цель исследования - изучить историю Обь – Иртышского речного пароходства, узнать о жизни его выдающихся деятелей. После победы Октябрьской революции иностранные интервенты развязали гражданскую войну, в мае против советской власти выступил белочешский корпус, который следовал через Владивосток на Родину. После захвата власти в Ново-Николаевске белочехи выступили в сторону Омска и Томска. Как только стало известно о продвижениях чехов по железной дороге в сторону Томска, томский совет рабочих и солдатских депутатов принял решение эвакуироваться на пароход вниз по Оби к Тобольску и Тюмени. Для эвакуации выбрали пассажирский 2-х палубный пароход «Федеративная республика» и буксир технический службы «Ермак». Весь путь до Тюмени прошло благополучно. 7 июня караван судов подошел к Тобольску, а затем прибыл в Тюмень. Почти одновременно прошла эвакуация Совдепа и Омска. Военно-оперативный штаб принял решение выехать на пароходах вниз по Иртышу на Тюмень. 12 июня Красная флотилия соединилась в Тобольске с Томской и направилась в Тюмень. Руководители - председатель Западно-Сибирского крайисполкома В.М Косарев, член Московского комитета ФСДРПГА Усиевич, руководители «Судсоюза» А.С Буй. Бичел М. Ю. Комендантом флагманского парохода был комиссар военно-оперативного штаба А.Н Дианов. В селе Бачелино, расположенном при впадении реки Тавда в Тобол, скопилось 40 пароходов. Чтобы не допустить их захвата, было принято решение всему каравану следовать в Тюмень. Легендарной личностью того времени являлся Хохряков Павел Данилович (1893-1918 г.г.). Он родился в 1893 году в семье крестьянина-бедняка в деревне Хохряки, близ села Вожгалы Вятской губернии. В 1914 году Хохрякова призывают на действительную военную службу. Во время первой мировой войны Павел Хохряков служил на Балтийском флоте, в 1916 году он вступает в ряды большевистской партии и становится на путь активной борьбы за освобождение рабочих и крестьян, принимает участие в революционных событиях 1917 года. Имя Балтийского матроса-агитатора Хохрякова было широко известно не только среди матросов Балтики, но и среди рабочих революционного Петрограда. По рекомендации Я.М.Свердлова Хохряков во главе группы моряков был направлен на Урал для организации отрядов красной армии. В дни октябрьской революции был начальником штаба красной гвардии в Екатеринбурге. В марте 1918 года П.Д.Хохряков во главе специальной экспедиции отправляется в Тобольск, чтобы вывезти семью царя Николая второго в Екатеринбург. 28 марта 1918 года Уральский областной комитет партии срочно вызвал из Тобольска Хохрякова и поручил ему, как опытному военному работнику, организацию красногвардейских отрядов. П.Д. Хохрякову была поручена защита Екатеринбурга с севера. 27 июня 1918 года отряд Хохрякова прибыл в Тюмень и на двух пароходах двинулся вниз по реке Тура к Тобольску. Его отряду за 2 месяца пришлось сменить до девяти позиций: Тобольск –Тюмень – Туринск – Ирбит - Егоршино - вот этапы кровавой борьбы. На берегу реки Тура поисковой группой профессионального училища №14 были найдены останки трёх разведчиков из отряда Хохрякова и перезахоронены в селе Бачелино. В дальнейшем им был установлен памятник. В октябре 1968 года в честь 50-летия ВЛКСМ училищу присвоили имя П.Д.Хохрякова. 12 июня 1918 года в Тюмени была создана Тюменская речная флотилия. Головным судном стал пароход «Ермак». На нём размещался штаб отряда флотилии во главе с командиром – матросом Балтийского флота П.Д. Хохряковым. Первым комиссаром иртышских речников был Алексей Семенович Буй (1889-1918 г.г.). В период февральской революции 1917 года Алексей Буй становится одним из организаторов профсоюза водников в Омске. В мае 1917 года в городе Томске был созван I съезд Союза судовых рабочих и служащих Западный Сибири, на котором делегат от Омска Алексей Буй был избран председателем «Судсоюза». Сразу после съезда Буй вступил в ряды партии большевиков. На руководящей должности коммунист Буй проявил себя талантливым и неутомимым борцом за рабочее дело, за становление Советской власти в Сибири. Алексей Буй в рядах Красной Армии, в боях трудно было отыскать более смелого и храброго командира. Так он оказался в разведке у села Бачелино, близ реки Тобол. Здесь его немногочисленный отряд был окружен белыми, вместе с немногими, оставшимися в живых товарищами Алексей попал в плен. 14 июля 1918 года около пристани Ярково на реке Тобол в Тюменской области Алёша Буй был расстрелян. Он верил в победу. Перед смертью коммунист Буй, сорвав с глаз повязку, крикнул палачам: «С убийством меня одного, не убьёте рабочего дела в Сибири. Оно восторжествует!» Иртышские речники свято чтут память о своём первом комиссаре. Долгие годы Иртыш, Тобол и другие реки бороздил пассажирский пароход, на борту которого было выведено «Алексей Буй». Пароход был списан, но в 1976 году большой автоматизированный пароход «Морской - 12» был переименован и стал носить имя Алексея Буя. Теперь «Алексей Буй» бороздит воды Оби и просторы Карского моря. Первым начальником Иртышского пароходства был Долгирев Александр Николаевич (1891 – 1935 г.г.). Родился в 1887 году в селе Сандово Тверской губернии в семье столяра. Вскоре семья переезжает в Петроград. 11 – летний мальчик поступает учеником в механическую мастерскую, где получает профессию токаря, а в 1903 году начинает работать подмастерьем. Попав в рабочий коллектив, он постепенно втягивается в революционное движение. Начинает распространять листовки среди рабочих. В марте 1909 года был принят в члены РСДРП. Самое активное участие он принимает в подготовке Октябрьского вооружённого восстания. С 1917 по 1922 годы находился на чекистской работе. В 1931 году Долгирев А.Н. был назначен начальником управления Иртышского речного пароходства. Новую страницу в истории сибирского пароходства открыл 1923 год, когда была заложена его организационная структура, принципиально сохранившееся до наших дней. В этот период водный транспорт отделялся от железнодорожного. На базе водных отделов создавались самостоятельные государственные речные пароходства. Фактически Западно-Сибирское государственное речное пароходство стало действовать с апреля 1923 года. В сферу его деятельности вошли Обь-Иртышский бассейн, Енисейский, Байкало-Ангарский. 50 лет отработал на водном транспорте Зубарев Александр Фадеевич – один из первых капитанов, поднявших движение ударников на флоте. Зубарев А.Ф. родился в 1895 году в семье водника. В 13 лет начал работать на водном транспорте: матрос на барже, маркировщик, помощник штурвального, рулевой, второй, III помощник капитана. 1930 год - капитан, принят в члены к ПСЕ. 1933 год – капитан «Совета», Зубарев вместе с командой один из первый вступил в бассейновое соревнование за передовой экипаж. Это помогло сократить простой на пристанях в два раза, увеличить скорость и план навигации на 132,5 %. Хорошие показатели обеспечили коллективу победу в соревновании и красный вымпел передового в бассейне судна развевался на пароходе «Совет». Назаров Василий Васильевич (1924 – 1975 г.г.) родился в 1924 году в селе Алтай Катон – Карагайского района Восточно – Казахстанской области в семье рабочего. Свою трудовую деятельность он начал с 16 лет в качестве столяра, а затем токаря Новоуральского зерносовхоза Омской области. В августе 1924года 18 – летним комсомольцем он уходит на фронт. В боях за Родину был трижды ранен. В мае 1945 года после излечения Василий Васильевич возвращается к мирной жизни, несмотря на ампутацию ноги. Продолжает работать токарем в совхозе, а в июне 1953 года переходит токарем на Омский судоремонтный завод. Проявляя поистине трудовой героизм, он добивается высокой квалификации и становится одним из ведущих токарей завода, мастером «золотые руки». Партия и правительство оценили трудовые и боевые заслуги В.В. Назарова, присвоив ему звание Героя Социалистического Труда и наградив орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны второй степени. Таким образом, ОАО «Обь-Иртышское речное пароходство» — одно из крупнейших предприятий водного транспорта в регионах Западной и Восточной Сибири и единственное в Уральском Федеральном округе, имеющее такое богатое историческое прошлое. Те люди, о которых мы рассказали, обладали активной гражданской позицией, стремились работать на благо развития своего предприятия и речного флота в целом. Список информационных источников.
|
Естественные радионуклиды в донных отложениях р. Обь (лесная и лесостепная зоны) Алтай. Остальная часть бассейна представляет собой плоскую, в центральной части сильно заболоченную равнину. Верхняя часть бассейна... | Отчет по Дополнительному соглашению №2 к Государственному контракту... «Разработка проекта скиово бассейна реки Нарва и рек бассейна Псковско-Чудского озера» (С-10-01) | ||
Заседание открыл заместитель председателя бассейнового совета Иртышского... «О порядке создания и деятельности бассейновых советов», приказа от 30. 04. 09 г. №85 Федерального агентства водных ресурсов «О создании... | Флора долин рек окского бассейна на территории калужской области Цель: Создать условия для формирований знаний и осмысление блога информации о значении звука в жизни человека, о строении и функциях... | ||
Методические рекомендации: Оборудование для бассейна «Проведение занятий с детьми по водному поло в условиях пляжа, бассейна. Техника безопасности на воде» | Международный Фестиваль «Южный полюс» Сай», что в переводе означает мать-река. Эвенки дали ему название «Ионесси», что означает большая вода. В каждом из названий заложены... | ||
Реферат по географии на тему: Реки Алтайского края Большинству рек края свойственно дождевое и снеговое питание. Грунтовое питание выражено гораздо слабее, за исключением рек равнинной... | Проблемы бассейна Аральского моря и пути их решения Аральского моря из кризиса. Показана реальная возможность улучшения экологических, социальных и экономических условий до уровня,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега), с причинами течения рек, их полноводности | Физкультурно спортивный комплекс (фск) С этой целью Правила устанавливают права и обязанности посетителей бассейна, определяют механизм реализации этих прав, а также устанавливают... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторить понятия: исток, устье, речная система, речной бассейн, водораздел, питание рек, режим рек | Реферат по теме «Волга царица всех русских рек» Тема этого реферата посвещается одной из самых красивых русских рек, и к тому же одоной из самых больших в Европе и мире, а именно... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задачи урока: сформировать понятия «уклон», «падение рек». Показать влияние климата и рельефа на реки. Формировать умение определения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега, притоки), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие... | ||
Приказ от 22 октября 2014 г. N 402 об утверждении правил рыболовства... Утвердить правила рыболовства для Западно-Сибирского рыбохозяйственного бассейна согласно приложению | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные: изучить особенности рек России; расширить и углубить знания о реках; сформировать понятия уклон, падение реки; показать... |