Скачать 65.15 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Середняковская средняя школа Костромского муниципального района Костромской области Сухова Елена Владимировна, учитель географии Урок по теме «Внутренние воды России. Реки». Цели урока:
Тип урока: комбинированный Форма урока: Изучение новой темы, с элементами творчества и самостоятельности. Оборудование:
I. Организационный момент Приветствие учителя. II. Актуализация знаний Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды. Сегодня на уроке мы начинаем изучение темы “Внутренние воды и водные ресурсы.” .Изучение темы займёт у нас 5 часов. Откроем тетради и запишем тему на несколько уроков вперед. Давайте вспомним, что включает в себя понятие “внутренние воды”. (Ответы детей: реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды) III. Изучение нового материала Сегодня мы посветим наш урок самого используемому компоненту внутренних вод – это реки. Запишите тему урока: “Реки России”. Давайте вместе поставим цели к нашему уроку. На территории России более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии. С термином “река” вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы с вами освежим память. Вопросы для повторения ранее изученного материала (работа со схемой изображённой на доске) А) Поток воды текущий в выработанном им углублении – река. Б) Как называется начало реки – исток. В) Что может быть истоком реки – озеро, ледник, болото. Г) Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море – устье. Д) Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку - речной бассейн. Е) Что образует главная река со всеми притоками – речную систему. Ж) как определить какой приток у реки правый, а какой левый – необходимо встать лицом по течению реки, все реки, впадающие справа – будут правыми притоками, с лева – левыми. З) Что значит верхнее, среднее и нижние течение реки – ближе к истоку – верхнее течение, ближе к устью – нижнее течение. 1. Крупные реки России Работа с картой: учитель называет и показывает реки на интерактивной карте. В ходе работы ведётся беседа по вопросам.( Здесь используем материал ЦОР «Жизнь и работа реки» (N 159939) из Единой коллекции ЦОР, адрес: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8017491b-dee2-47cb-a411-3630d272b3b4/006.swf - распределение рек по бассейнам.)Учащиеся находят их на карте атласа и обозначают в контурных картах реки. Прошу открыть контурные карты и с помощью физической карты в атласе, мы познакомимся с крупными реками России. Вы внимательно смотрите на карту, изучаете информацию о местонахождении реки – отмечаете реки на контурной карте Найдите и отметьте реки : Северная Двина, Мезень, Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма. После того, как отмечены реки, учитель задает вопросы: - Что объединяет отмеченные вами реки? (Ответы учащихся: они впадают в Северный Ледовитый Океан) Найдите и отметьте реки : Амур, Анадырь. - Что объединяет эти реки? (Ответы учащихся: они впадают в Тихий Океан) Найдите и отметьте реки : Волгу, Урал . - Что объединяет отмеченные вами реки? (Ответы учащихся: они впадают в Каспийское море и не имеют выхода в океан, значит относятся к области внутреннего стока Найдите и отметьте реки : Терек, Кубань , Дон и Кубань - В какое море впадает Кубань , Дон, Терек? (Ответы детей: в Черное море) - В какое море впадает Нева ? (Ответы детей: в Балтийское море) - Что объединяет эти реки? (Ответы учащихся: они относятся к бассейну Атлантического океана ) -Куда текут крупнейшие реки России? Почему? (Ответы учащихся: большая территория России имеет уклон к северу) - Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? (Ответы учащихся: на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов). 2. Режим и питание рек России Изучение нового материала происходит с помощью работы с текстом учебникам (стр. 75, рис. 45) по основным понятиям и ресурсам ЦОР: Изменения уровня воды в реках России (N 123278) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d4f572bd-572c-4d93-ae7b-f12cfcec68b4/ С помощью карты на экране определите типы питания рек. (Ответы учащихся :снеговое, ледниковое, дождевое). - Какое питание характерно для рек Северного Ледовитого океана (Ответы учащихся: снеговое) - Какое питание характерно для Амура (Ответы учащихся: дождевое) - Объясните, почему? Какой климат, характерен для Дальнего Востока (Ответы учащихся: муссонный, летний муссон приносит с собой большое количество дождей - Какое питание характерно для Терека и Кубани (Ответы учащихся: ледниковое) - Какое питание преобладает (Ответы учащихся: снеговое) - Один ли источник питания у рек России (Ответы учащихся: нет несколько, значит питание смешанное) Сделайте вывод: Питание российских рек смешанное. С помощью карты на экране определите три разных режима рек России – с весенним половодьем, с половодьем в летний период, с паводочным режимом. - Какой режим рек преобладает на территории России? – с весенним половодьем. - Приведите примеры рек с половодьем в весенний период – Енисей, Лена и т.д. Вводятся новые слова (учащиеся записывают определения в тетрадь) Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке. Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками. Вспомните произведение Некрасова “Дед Мазай и зайцы”, во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев? (Ответы учащихся: во время половодья). Сделайте вывод, что оказывает влияние на режим и питание рек? (Ответы учащихся: на питание и режим рек большое влияние оказывает климат) 3. Влияние рельефа на реки. Объяснение темы новой темы с использованием ЦОР, раздел “Влияние рельефа на реки”. Падение – превышение истока реки над устьем (м). Уклон – отношение величины падения реки к ее длине (см/км) Выполнение практического задания на вычисление падения и уклона реки. Произвести математические действия, используя необходимые данные, сведенные в таблицу, заполнить соответствующие колонки таблицы и сделать вывод: падение горных или равнинных рек больше. (Приложение 1) 4. Использование рек человеком. Изучение темы с помощью творческой проектной работой “Как человек использует реки” оформленной в виде презентации (задание учащемуся выдано заранее). (Приложение 2) 5. Стихийные явления на реках. На реках в результате обильных дождей могут возникнуть стихийное явление. Что же это такое мы узнаем с помощью творческой работы “Стихийные явления на реках” (задание учащемуся выдано заранее). (Приложение 3) IV. Закрепление знаний. 1. К бассейну, какого океана относится большинство рек России? 2. Почему Волга разливается весной, а Амур летом? 3. Самая полноводная река. 4. Самая длинная река. 5. Если уклон реки 3м/км, то что мы можем сказать о скорости течения, глубине и судоходности реки. V. Домашнее задание – дифференцированное. Учащиеся, которые получили за работу на уроке оценку «5» -сочинить синквейн на тему «Реки России» оценку «4» - составить тест по теме «Реки России» оценку «3» и ниже - §12, ответить на вопросы стр. 77 |