Тест вербальной креативности (rat) С. Медика





Скачать 67.92 Kb.
НазваниеТест вербальной креативности (rat) С. Медика
Дата публикации20.08.2013
Размер67.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
ТЕСТ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ (RAT) С. МЕДИКА

(адаптация Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной, подростковый вариант)
Предложенная методика представляет собой русскоязычный адаптированный вариант теста С. Медника (тест отдаленных ассоциаций). Методика адаптирована в лаборатории психологии способностей Института психологии российской академии наук на выборке школьников старших классов Л.Г. Алексеевой, Т.В. Галкиной.

Разработанный тест предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. В данном случае испытуемым предлагаются словесные триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание. В качестве стимульного материала в тесте используется 40 словесных триад.

При разработке данного теста использовались принципы построения методики, не регламентирующей деятельность испытуемого. Так, тестовые задания были максимально освобождены от ориентации на мотивацию достижения, поскольку мотивация достижения является стимуляцией деятельности.

Разработанная же методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемого, часто скрытого, блокируемого креативного потенциала, а не особенностей деятельности испытуемого в данных экспериментальных условиях.

Испытуемого нельзя ограничивать временем решения тестовых заданий. Желательно работать с испытуемым индивидуально, хотя возможен и групповой вариант.

Подростковый вариант методики (Л.Г. Алексеева, Т.В. Галкина) состоит из разминки и двух серий заданий, предъявляемых испытуемому через определенный промежуток времени. При выполнении заданий испытуемому не ставилось никаких временных ограничений.

Медник придавал большое значение разминке (warm up). Испытуемые, имеющие разминку перед основной серией, имели явное преимущество перед испытуемыми, лишенными ее. Разминка необходима для облегчения процесса вхождения испытуемого в деятельность и адаптацию к ней.

Разминка в русскоязычной модификации представляет собой вербальные задания, построенные по «принципу омонизма»: испытуемому предлагают два слова-качества двух разных значений омонима, необходимо подобрать соответствующее каждому общее слово. Таким образом, испытуемый только вводится в деятельность по решению вербальных задач, однако принцип решения основных заданий не дается.

Непосредственно после разминки дается первая серия основных заданий. Вторая серия проводится с испытуемым через определенный промежуток времени (3-5 дней) после первой серии. Характерной чертой первой серии является то, что дается инструкция, не содержащая установки на достижение оригинальных результатов, то есть испытуемому просто предлагается решать вербальные задачи, без какой-либо ориентации на то, что необходимы оригинальные, образные и многочисленные решения.
Особенности процедуры тестирования:

Работа проводится индивидуально, но можно работать и с небольшими группами (до 20 человек). Для проведения эксперимента выбирается тихое, хорошо освещенное помещение.

Обязательно, чтобы испытуемый сидел за столом один (случай роботы с группой) для исключения обещания во время эксперимента. Тестовые задания предъявляются на отдельных листах, на которых испытуемый записывает варианты своих ответов.

Перед началом работы у испытуемого должно быть серьезное и доброжелательное отношение к эксперименту, что можно достичь продуманными объяснениями, соответствующими возрасту и состоянию испытуемого. Закончив вступительную беседу, экспериментатор предлагает инструкцию к разминке. Разминка представляет собой своеобразное обсуждение возможностей решения тестовых задач.

Инструкция к разминке:

Сейчас я предложу вам небольшое словесные задания. Перед основой серией проведем небольшую разминку для того, чтобы вы поняли суть заданий и представили себе механизм их решения. Я даю вам два слова. Вы подбираете к ним третье, такое, чтобы оно сочеталось с каждым предложенным, то есть могло составить с ним словосочетание. Например, вам даются слова: деревянная, пионерская. Ответом могут служить слова: линейка, комната. Какие ещё слова вы можете предложить?

Возьмем другую пару: горячая, кафельная.

Ответ : плитка

Вы можете менять слова- стимулы грамматически: горячий пол, кафельный пол.

Испытуемому предлагают карточки с заданиями разминки, которые он последовательно решает, записывая ответы на самих карточках.

Задания разминки: фирменные, рекордные; детская, чернильница; шахматная, изящная; бумажный, осенний; вкусный, английский.

С испытуемым постоянно обсуждается момент возможности-невозможности употребления определенных выражений. Экспериментатор в процессе обсуждения подводит испытуемого в паре с экспериментатором, то подобное обещание полностью исключается при проведении основных серий. Экспериментатор зачитывает инструкцию, затем предлагает задать возникшие вопросы. Для ответа на них экспериментатор вновь зачитывает вслух соответствующие места из инструкции. Чтобы не нарушать адекватность условий эксперимента, экспериментатор не должен пытаться разъяснить своими словами смысл заданий и примеры решений. Убедившись, что испытуемый понял сущность задания, экспериментатор разрешает взять первую карточку из первой серии.

Инструкция к 1 Серии:

Итак, переходим к основной серии задач. Суть каждого задания примерно такая же, что и в заданиях разминки. Только теперь вам предлагаются не два, а три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждому слову-символу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например, быстрый, зеленый, полный, словом-ответом должно быть слово поезд. Вы можете также изменять слова грамматически, использовать предлоги. Например, часы, скрипка, единство. Ответом может служить: мастер: часовой мастер скрипичный мастер, единственный мастер, или с предлогом – мастер по часам.

Если в ответ на предложенные стимулы у вас возникает не одна, а несколько ассоциаций, напишите все. Ответы пишите на этих же карточках. Если вы изменяете слова-символы, то пишите только предлагаемое слово. Работайте в удобном для вас режиме, во времени вы не ограничены. Так как здесь важны сугубо ваши личные результаты, пожалуйста, не отвлекайтесь и работайте индивидуально.

Инструкция ко 2 Серии:

Инструкция к данной серии дается другими словами: «Сегодня я даю вам задания, подобные прошлым, но цель наша становится более интересной, несколько даже усложняется. Постарайтесь чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложение слова, были бы как можно оригинальные и ярче, необычными, образными. Пусть это будут словосочетания, которые в обычной жизни даже не употребляются и звучат весьма необычно. Постарайтесь преодолеть ваши стереотипы мышления и создать нечто новое и оригинальное. Условия те же: вы можете менять грамматическую основу слов, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках.

Еще раз напоминаю вам о цели сегодняшней работы: постарайтесь продемонстрировать в своих ответах оригинальность и самобытность своего мышления. Пусть ваши словосочетания будут яркими и необычными, быть может даже иногда странными. Новое и оригинальное всегда звучит непривычно и кажется лишенным смысла. Пусть это не пугает вас – сейчас вы творите!!! Дайте волю собственной фантазии. Позвольте себе забыть о речевых нормах, о нормах бытового языка каждого дня. И заговорите новым оригинальным красивым языком.

Постарайтесь на каждое задание дать можно больше ответов, оригинальных и необычных.»

Таким образом, вторая серия основных задач практически не отличается по стимульному материалу от первой серии. Основное отличие заключается в инструкции, цель которой – максимально замотивировать испытуемого. В инструкции подчеркивается, сто испытуемый должен «творить» и продемонстрировать в своих ответах оригинальность и самобытность мышления, причем тих должно быть как можно бодьше.
Стимульный материал первой серии. Наиболее типичные ответы.

Громкая правда медленно говорить

Холодная зелень мутная вода

Прошлое море друзья вспомнить

Зоркий ресница стеклянный глаз

Свежая английская новости газета

Кино экзамен проездной билет

Комната положение река войти

Трудное истекло золото время

Мундир городок билет военный

Неожиданно человек улица встреча

Холодная дым жесткая война

Умная косы свежая голова

Прошлый время трудный бабушка

Долго вечер друзья ждать

Плохо глаза море видеть

Слон облако медведь белый

Навсегда домой назад вернутся
Стимульный материал второй серии. Наиболее типичные ответы

Случайная горы долгожданная встреча

Вечерняя бумага стенная газета

Обратно родина путь вернуться

далеко слепой будущее смотреть

народная страх мировая война

деньги билет свободное время

дверь доверие быстро войти

человек город круг родной

поезд купить бумажный билет

цвет морщины сказки бабушка

детство случай хорошее настроение

воздух быстрая свежая струя

певец Америка тонкий голос

тяжелый рождение урожай год

много чепуха прямо говорить

кривой очки острый глаз

садовая мозг пустая голова

гость случайно вокзал встреча






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тест вербальной креативности (rat) С. Медика iconТест креативности Торранса
Фгос спо по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Министерством образования и науки РФ...
Тест вербальной креативности (rat) С. Медика iconРабочий день
Ш 25 Рабочий день студента-медика: Учеб метод пособие / Г. И. Шаранда, И. А. Скачинс-кая. – Мн.: Бгму, 2004. – 27 с
Тест вербальной креативности (rat) С. Медика iconИсследование энергетической обеспеченности и уровень тревожности....
Пример индивидуальной образовательной программы для учеников коррекционных классов и учащихся с ограниченными возможностями здоровья,...
Тест вербальной креативности (rat) С. Медика iconКоличество заданий в тест-билете – 9 Количество вариантов тест-билетов...
На данный момент существует достаточно большое количество программных продуктов для создания тестовых и контролирующих заданий. Обзор...
Тест вербальной креативности (rat) С. Медика iconТест 1 Тест 2 реферат Примечания Вантяев Евгений 13,8

Тест вербальной креативности (rat) С. Медика iconКонтрольная работа выполняется в виде теста. Выбор номера теста зависит...
Каждый тест включает 80 – 90 заданий, выполнение которых направлено на овладение необходимыми каждому образованному человеку языковыми...
Тест вербальной креативности (rat) С. Медика iconРазработка урока «Мир в зеркале искусства»
Развивающая: способствовать развитию познавательной деятельности и креативности учащихся
Тест вербальной креативности (rat) С. Медика iconТест чтение время – 45 минут. Инструкция
Элементы содержания курса «практикум по культуре речевого общения» включенные в тест
Тест вербальной креативности (rat) С. Медика icon«Развитие креативности клиентов социальных служб»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тест вербальной креативности (rat) С. Медика iconФеномен креативности в наукоискусстве
Рабочая программа факультативного курса «Такие удивительные имена» составлена для 6 класса
Тест вербальной креативности (rat) С. Медика iconТест рубежного контроля (1 курс, 1 семестр)
Тест для аттестации педагогических и руководящих работников Брянской области на подтверждение соответствия занимаемой должности
Тест вербальной креативности (rat) С. Медика iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучение иноязычной культуре, адекватному речевому поведению в формальных и неформальных ситуациях, обучение вербальной коммуникации...
Тест вербальной креативности (rat) С. Медика iconКонтрольный тест по русскому языку в первом классе ( 20 – 20 уч год)
Тест,как одна из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранному языку
Тест вербальной креативности (rat) С. Медика iconОсобенности формирования смысловой девергенции в процессе развития креативности студентов
...
Тест вербальной креативности (rat) С. Медика icon«Языкознание»
Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры...
Тест вербальной креативности (rat) С. Медика iconТест по русскому языку. 5 класс. I
Цель использования разработки: тест предназначен для проверки качества усвоения изученного материала по традиционной программе в...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск