ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
a)вероисповедАние b)оптОвый c)заперлА d) красИвее Пояснение.
Расставим ударения: вероисповЕдание, оптОвый, заперлА, красИвее.
Правильный ответ указан под номером 1.
2. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
a)закУпорить b)загнУтый c)оптОвый d) влилАсь
Пояснение.
Расставим ударения: закУпорить, зАгнутый, оптОвый, влилАсь.
Правильный ответ указан под номером 2 3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
a)значИмость b)врУчим c)опошлИть d) позвонИт
Пояснение.
Расставим ударения: знАчимость, вручИм, опОшлить, позвонИт.
Правильный ответ указан под номером 4. 4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
a)свЁкла b)повторИт c)лекторОв d) экспЕрт Пояснение.
Расставим ударения: свЁкла, повторИт, лЕкторов, экспЕрт .
Правильный ответ указан под номером 3.
5. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
a)досУг b)кОсится(на него)
c)сиксОм
d) вклЮчим
Пояснение.
Расставим ударения: досУг, косИтся (на него), с Иксом, включИм.
Правильный ответ указан под номером 1. 6. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДСТАВЛЯТЬ) нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ)?
a) За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к правительственной награде.
b) Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность.
c) На совещании нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника.
d) Русский язык — это громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности. Пояснение.
ПРЕДСТАВЛЯТЬ возможности — приводить, излагать, сообщать, воображать возможности. По контексту подразумевается ПРЕДОСТАВЛЯТЬ возможности.
Правильный ответ указан под номером 4.
7. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
a) Механическая обработка не полностью отвердевшей формованной конструкции бывает ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЙ вследствие повышенной вязкости этой конструкции.
b) Уже не в первый раз российская женская сборная по баскетболу одерживает ВПЕЧАТЛЯЮЩУЮ победу над командой соперниц.
c) Бойкий ЯЗЫКАСТЫЙ парень, продававший неподалёку книги и календари, время от времени сочувственно поглядывал на молоденькую продавщицу, у которой никак не получалось привлечь покупателей.
d) Человек, искренне любящий свою страну, не позволит, чтобы в его присутствии УНИЖАЛИ заслуги отечественных учёных, новаторов и изобретателей. Пояснение.
УНИЖАЛИ — умаляли достоинство, оскорбляли самолюбие. По контексту подразумевается ПРИНИЖАЛИ.
Правильный ответ указан под номером 4.
8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
a) На этот раз открытую лекцию в музее читал ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ член Академии наук.
b) Гость осведомился у хозяина о НАЛИЧНОСТИ свободных номеров в гостинице.
c)Шутки Коли казались нам подчас ОБИДНЫМИ.
d) В течение ДЛИТЕЛЬНОГО времени наша команда готовилась к восхождению на гору.
Пояснение.
Некорректно: Гость осведомился у хозяина о НАЛИЧНОСТИ свободных номеров в гостинице.
Корректно: Гость осведомился у хозяина о НАЛИЧИИ свободных номеров в гостинице.
Правильный ответ указан под номером 2. 9. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
a) Проблема ЭКОНОМИЧЕСКОГО роста и его темпов – одна из важнейших в макроэкономике.
b) Диетолог выписал пациенту ряд гомеопатических препаратов и помог подобрать ЭФФЕКТНУЮ диету.
c) ДЕМОКРАТИЧНЫЙ стиль управления подразумевает гармоничное распределение инициативы и ответственности между руководством и подчинёнными.
d) Вынос Боевого Знамени ВОИНСКОЙ части производится в порядке, установленном Строевым уставом.
Пояснение.
Правильный ответ указан под номером 2.
В контексте предложения вместо слова ЭФФЕКТНУЮ должно быть употреблено слово ЭФФЕКТИВНУЮ. 10. В каком предложении вместо слова исполнительский нужно употребить слово исполнительный?
a) Наша страна может гордиться цирковым исполнительским искусством. b) Каждый настоящий музыкант должен интересоваться вековыми традициями народной и классической исполнительской культуры.
c) Одна из ветвей государственной власти — исполнительская.
d) Исполнительское мастерство актёра достойно восхищения.
Пояснение.
Правильный ответ указан под номером 3. 11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
a)иностранные паспорта
b)трёхстам жителям
c)насквозь промок
d) поезжайте на юг
Пояснение.
Правильный ответ указан под номером 2.
Правильно говорить ТРЕМСТАМ ЖИТЕЛЯМ (в дательном падеже). В сложных числительных от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисотсклоняются склоняются обе части. 12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
a)килограмм мандаринов
b)винные погреба
c)самый красивейший
d) шестеро детей
Пояснение.
Правильный ответ указан под номером 3.
Нельзя одновременно образовывать простую и составную превосходную степень прилагательных; можно употреблять прилагательное либо в простой превосходной степени: красивейший, либо в составной превосходной степени: самый красивый. 13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
a)красивше
b)две седьмых
c)много вишен
d) посади дерево
Пояснение.
Неверно: красивше. Корректно: красивее.
Правильный ответ указан под номером 1. 14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
a)положи на полку
b)несколько яблок
c)более лучший ответ
d) семьюдесятью процентами Пояснение.
Неверно: более лучший ответ. Корректно: лучший ответ. Сравнительная и превосходная степени сравнения одновременно не употребляются.
Правильный ответ указан под номером 3.
15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
a)несколько ножниц
b)умелые повара
c)двое подружек
d) в полутора часах
Пояснение.
Неверно: двое подружек. Корректно: две подружки.
Правильный ответ указан под номером 3. 16. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Изучая растения средней полосы,
a)у меня появился интерес к этой проблеме.
b) некоторые из них используются для озеленения участков.
c)они были собраны в гербарий.
d) обратите внимание на их отличия от растений других зон.
Пояснение.
Корректно: Изучая растения средней полосы, обратите внимание на их отличия от растений других зон.
Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.
Правильный ответ указан под номером 4. 17. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Взглянув на часы,
a)мне стало стыдно за опоздание.
b)судьёй был дан финальный свисток.
c) от секретаря поступило предложение подождать в коридоре пять минут.
d) Женя извинился и поспешно вышел из комнаты.
Пояснение.
Корректно: Взглянув на часы, Женя извинился и поспешно вышел из комнаты.
Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.
Правильный ответ указан под номером 4. 18. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,
a)в аудитории началась дискуссия.
b)у меня возник интерес к этой проблеме.
c)требуются конкретные примеры.
d) мы имели в виду главным образом его словарный запас.
Пояснение.
Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота.
Правильный ответ указан под номером 4. 19. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,
a)в аудитории началась дискуссия.
b)у меня возник интерес к этой проблеме.
c)требуются конкретные примеры.
d) мы имели в виду главным образом его словарный запас
Пояснение.
Корректно: говоря о богатстве языка, мы имели в виду главным образом его словарный запас.
Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Использование других вариантов невозможно, поскольку нарушается согласование слов в предложении.
Правильный ответ указан под номером 4. 20. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Размышляя о судьбах писателей,
a)между учениками разгорелся спор.
b)у меня возникла интересная догадка.
c) исследователь обнаружил несколько любопытных закономерностей.
d) мне стало грустно.
Пояснение.
Для того, чтобы деепричастный оборот согласовывался с остальным предложением, нужно, чтобы субъект действия грамматической основы предложения был субъектом действия деепричастного оборота. Проверить это можно, переформулировав деепричастный оборот так, чтобы деепричастие трансформировалось в глагол, например: «Размышляя о судьбах писателей, исследователь обнаружил несколько любопытных закономерностей.» можно переформулировать в «Исследователь размышлял о судьбах писателей и обнаружил несколько любопытных закономерностей».
Правильный ответ указан под номером 3. 21. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
a) Одним из самостоятельных видов искусства, существующих с конца XV века, является графика.
b) Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей — Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.
c) По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре).
d) О своём отношении к классической музыке В. П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».
Пояснение.
Неверно: Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей — Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.
В главном предложении нет согласования: все (мн. ч.) знает (ед. ч.).
Корректно: Все, кто любит русскую культуру, знают имена великих поэтов и писателей — Пушкин, Тургенев, Достоевский, Толстой.
Правильный ответ указан под номером 2.
22. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
a) Высота скульптуры «Рабочего и колхозницы» составляет 25 метров, а общий вес – около 185 тонн.
b) Благодаря работоспособности и нестандартному мышлению, Михаил быстро завоевал уважение профессоров университета.
c) Те, кто опоздает на урок, в класс допущены не будут.
d) Добродушный мужчина, которого привёл на встречу Евгений Никифорович и который так рассмешил Татьяну за столом, оказался всемирно известным историком.
Пояснение.
Неверно: высота скульптуры «Рабочего и колхозницы». Корректно: высота скульптуры «Рабочий и колхозница».
Скульптура — имя нарицательное, «Рабочий и колхозница» — имя собственное, название скульптуры. Если при имени нарицательном есть имя собственное, то склоняется только имя нарицательное, т. е. скульптура, а название, «Рабочий и колхозница» уже не склоняется. Если бы не было имени нарицательного, то склонялось бы имя собственное. Например, высота «Рабочего и колхозницы» составляет 25 метров.
Правильный ответ указан под номером 1.
23. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
a) Благодаря учителю и его обширным знаниям мы словно оказались в России XVII века.
b) Пресса не только следит за ситуацией в регионе, но и во всей стране.
c) Те, кто не добрался до финиша в первом туре, выбывают из состязания.
d) Участникам конференции, поселившимся в гостинице, были предоставлены одноместные номера.
Пояснение.
Правильный ответ указан под номером 2.
Правильно было бы построить предложение так:
Пресса следит не только за ситуацией в регионе, но и во всей стране. 24. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
a) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».
b) Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.
|