Пояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»





Скачать 302.38 Kb.
НазваниеПояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
страница1/2
Дата публикации06.03.2016
Размер302.38 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Военное дело > Пояснительная записка
  1   2
Междисциплинарная учебная программа

«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»



  1. Пояснительная записка




Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» (далее Программа) является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся на этой ступени образования в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся. Программа разработана в соотнесении с психолого-педагогическими особенностями развития детей 11—15 лет.

Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений об исследовательской деятельности, позитивного социального опыта применения методов и технологий исследовательской и проектной деятельности.

Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, развитие критического и формирование инновационного мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный ли прикладной интерес.

Мотивационно-смысловая составляющая в жизни подростков, которая реализуется через самостоятельный познавательный поиск, в настоящей программе поддерживается операционно-техническим компонентом развития в форме учебных исследований.

Одновременно с этим у подростков оформляются способности к планированию и проектированию собственной деятельности, в том числе, и учебной, построению жизненных планов во временной перспективе. Эта тенденция развития поддерживается операционно-техническим компонентом развития в форме учебного проектирования.

Создавая условия по освоению норм исследовательской и проектной деятельности, школа способствует воспитанию у подростков самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Существенным условием эффективного освоения норм исследовательских и проектных видов деятельности является создание в образовательном пространстве школы продуктивного социального контекста данных видов деятельности.

В организационно-педагогическом плане1 это решается через согласование целей и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся с личностными и социальными мотивами школьников2.

В предметно-организационном плане это решается через увязывание между собой исследовательской и проектной деятельности, когда в ходе первой учащиеся открывают новые знания, а в ходе второй – используют эти знания как средство для решения практически значимых ситуаций. Очевидно, что проектная деятельность формирует потребность и в новых знаниях, что возвращает учащихся к процедурам исследовательской деятельности.

При этом организация исследовательской и проектной деятельности происходит в пространстве совершенно разных видов человеческой деятельности: естественнонаучной, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, инженерном и ИКТ-проектировании и т.д.

Решение этих задач предполагает задействованность потенциала всех компонентов соответствующего социокультурного пространства школы:

- основного образовательного процесса;

- внеурочной деятельности;

- дополнительного образования;

- самообразования.

Одновременно с этим предполагается организационное и содержательное согласование междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» с Программой развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, Программой формирования ИКТ-компетентности обучающихся, программой «Основы смыслового чтения и работа с текстом», Программой воспитания и социализации обучающихся.

В организационно-управленческом плане реализация междисциплинарной (интегративной) учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» предполагает целеполагание и планирование на уровне общих ожидаемых результатов, координацию совместных усилий всего педагогического коллектива. Координатором общешкольной программы может выступать научный руководитель школы, кто-либо из административно-методических работников, руководитель творческой группы учителей.

Междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» включает в себя разделы, посвященные ожидаемым образовательным результатам; анализу особенностей учебно-исследовательской и проектной деятельности в подростковой школе; формам организации образовательного процесса, процедурам оценки образовательных результатов.

Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:

  • Формирование универсальных учебных действий обучающихся через:

- освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, готовность преодолевать трудности;

- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности;

- овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;

- развитие компетентностного общения.

  • Овладение обучающимися продукто-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:

- основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;

- методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования;

- технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания.

  • Развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:

- предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;

- владения приемами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;

  • Общение и сотрудничество обучающихся с группами ;одноклассников, учителей, специалистов за счет потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Исходя из целей освоения Программы ее организационно-методическое обеспечение и педагогическое сопровождение направлено на создание условий для решения следующих задач:

  • В отношении обучающихся:


- обучение целеполаганию, планированию и контролю;

- овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация, оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;

- обучение методам творческого решения проектных задач;

- формирование умений представления отчетности в вариативных формах;

- формирование конструктивного отношения к работе;

- создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий;

  • В отношении учителя:

- применение педагогических техник и приемов, которые обеспечивают самостоятельность и самоопределение обучающегося в процессе работы, контроль за соблюдением этапов деятельности;

- поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной направленности исследований и проектных разработок;

- обучения приемам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией;

- разработка банка заданий, проблем, тем для осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности.

  • В отношении администрации образовательного учреждения:

- создание организационных возможностей для данного вида деятельности (расписание, циклограмма, деятельность в системе дополнительного образования и т.д.)

- разработка локальных актов, поддерживающих усилия учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности, соглашений о сотрудничестве с учебными, научными и социальными организациями с целью привлечения экспертов, консультантов, дополнительных ресурсов;

- организация образовательного пространства, поддерживающего данный вид деятельности: информационных ресурсов, мастерских, клубов, конкурсов, олимпиад, конференций;

- создание условий для поощрения и практического использования результатов проектной и исследовательской деятельности обучающихся в деятельности колы и других организаций.


2. Планируемые образовательные результаты освоения междисциплинарной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Учебно-исследовательская и проектная деятельности обеспечивают как вклад в развитие универсальных учебных действий, так и в развитие специфических компетентностей3.
Выпускник научится:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;

• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

   При этом на каждом рубеже основной школы (5-6, 7-8 и 9 классы) определяются ключевые доминанты планируемых результатов. На каждом этапе освоения Программы определяются конкретные результаты, которые подлежат рубежному оцениванию. Оценивание осуществляется в количественной и качественной форме (Приложение 2, 3).

3. Базовые характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности.

В общепедагогическом плане деятельностный подход в настоящей программе понимается как подход, в соответствии с которым именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования.

В рамках этого же подхода определена структура деятельностей и нормы их освоения. Здесь важны следующие этапы: открытие норм исследовательской и проектной деятельности, освоение норм, использование норм.

Открытие и освоение норм исследовательской и проектной деятельности, а так же проведение учебных исследований и реализация проектов в рамках деятельности образовательного учреждения осуществляются:

- в ситуациях, специально спроектированных педагогом в рамках урочной и внеурочной деятельности;

- в пространстве клубных детско-взрослых сообществ, ориентированных на совместную исследовательскую или проектную деятельность (внеурочная деятельность и дополнительное образование);

- через участие подростков в исследованиях и проектах, проводимых взрослыми людьми в соответствии с собственными целями и задачами (дополнительное образования и самообразование);

- самостоятельно самими учащимися.
3.1. Проектная деятельность

Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении представлена в Примерной образовательной программе основного общего образования и включает в себя типы проектов по следующим основаниям: виды проектов; содержание проектов; количество участников; длительность; дидактические цели.

Данная типология задает организационно-содержательные типы проектов.

В дополнение к данной типологии в настоящей программе используется типология «возрастно-ориентированных проектов»: «проект-проба» (5-6 класс), «дизайн-проект» (7-8 класс), «проект, меняющий жизнь» (9 класс). Данная типология задает возрастную динамику освоения норм исследовательской и проектной деятельности.

Проект-проба (5-6 классы).

Особенности организации проектной деятельности в данном возрасте связаны со становящимся у подростков «чувством взрослости» и стремлением создать собственными руками продукт, по образу и подобию существующего в культуре.

Данная деятельность учащихся является проектной и направленна на открытие и освоение норм производственной и проектной деятельности.

В привязке к предметным дисциплинам (русскому языку, истории, естествознанию и т.д.) такими продуктами, в частности, являются – изготовленная книга сказок с иллюстрациями; словарь «крылатых выражений», значимых для подростков; музейная экспозиция «История жизни известного предмета (часы, стул, ложка, ручка): от возникновения до сегодняшнего времени»; «Стоянка древнего человека» и т.д.

Для инициации проектной деятельности у младших подростков необходимы:

- конкурсная поддержка подобных инициатив (например, конкурс моделей, конкурс классных рукописных книг и т.д.);

- наличие в школе презентационных инфраструктур (например, постоянной выставки творческих работ), коллекционирующих продукты деятельности учащихся.

Для институционализации проектной деятельности необходимо:

- запустить процедуры конвертирования результатов проектной деятельности в оценки основного образовательного процесса;

- преодолеть доминирование классно-урочной системы и легализовать иные формы организации образовательного процесса – погружения, мастерские и др.

Существенным условием появления у младших подростков проектных инициатив является стиль взаимодействия педагога с учащимися. Учебное сотрудничество, доброжелательный авторитет взрослого побуждает школьников продолжить начатую работу на уроках посредством реализации проектных замыслов.

Для того, чтобы данная деятельность учащихся стала основой для следующего уровня проектной деятельности, планируется:

- проведение процедур соотнесения полученного продукта с замыслом, в ходе которого обнаруживается зазор между данными характеристиками, осознается собственно замысел и происходит постановка задач на улучшение продукта;

- проведение исторической реконструкции процесса изобретения и создания продукта, в том числе через просмотр соответствующих фильмов, посещение музеев истории науки и техники;

- проведение процедур соотнесения процесса создания продукта (например, написание и изготовление книги) с реальным производственным процессом, в том числе и через экскурсии на производство.

Подобная проектная деятельность, как пропедевтика сложных видов проектной деятельности, выстраивается на материале всех учебных дисциплин; реализуется во время урочной и внеурочной деятельности, а так же в пространстве школьного дополнительного образования; носит краткосрочный (длительность одного проекта – 1-1.5 месяца или 1-2 недели в формате «погружения») и разнообразный характер; зафиксирована в рабочих программах и учебном плане.
Дизайн-проект (7-8 класс)

Особенности организации проектной деятельности в данном возрасте связаны с возрастающей личной критичностью подростков к окружающему миру, возникающим желанием подействовать не только самостоятельно и оригинально, но и авторски.

Подросток создает, например, техническую модель, но такую, чтобы она отличалась по тому или иному показателю в лучшую сторону от существующего прототипа. Другой вариант преобразования – создание продуктов с опорой на исходный прототип, но преобразованных\адаптированных с учетом новых обстоятельств их применения\использования.

Такая деятельность может быть названа «дизайн-проектом» и квалифицирована как авторское действие.

В привязке к предметным дисциплинам (русскому языку, информатике, естествознанию и т.д.) такими продуктами, в частности, являются создание нового «типа» словаря как комбинации известных словарей; создание презентаций по предметным темам различных учебных дисциплин с использованием разнообразных средств ИКТ, обеспечивающих их выразительность и запоминаемость; изготовление конструкций с использованием знаний из области физики теоретического и прикладного характера; создание оригинальных музейных экспозиций, например, экспозиции «Культура питания» (нормы и культура питания в разные эпохи; соотнесенность с современными требования и стандартами к нормам и культуре питания).

Проектная деятельность выстраивается на материале учебных дисциплин, реализуется через урочную, внеурочную деятельность и школьное дополнительное образование, носит как краткосрочный, так и среднесрочный (длительность одного проекта 1- 3 месяца) и разнообразный характер; зафиксирована в рабочих программах.

Проект, меняющий жизнь (9 класс).

В рамках этих проектов старшие подростки являются авторами проектного замысла, направленного на решение той или иной проблемы социо-культурного характера.

На данном этапе существенны две характеристики проектной деятельности.

1. Необходимо различение того, что производится (делается), и того, что в результате происходит (получается, возникает). Производимый продукт не является самоцелью. Появляясь, этот продукт изменяет более широкий контекст, например, социальную ситуацию. Это означает, что старшие подростки, инициируя и реализуя свой проект, действуют не по принципу «Хочу сделать вот это», а иначе – «Вижу проблему и хочу ее решить». Именно этот момент является принципиальным.

2. Обязательным является анализ конкретной ситуации, относительно которой проект замысливается и реализуется. Проект в своем родовом виде всегда предполагает получение такого результата, который влияет на ситуацию, относительно которой возник замысел.

Педагоги, работающие с подростковыми проектами на данном этапе, ориентируются на следующие виды проектов:

- социальные проекты, направленные на решение существующих социальных проблем различного масштаба (в том числе, оказание помощи нуждающимся) средствами социального воздействия (проекты «Разработка образовательной программы и обучение пожилых людей компьютерной грамотности», «Организация праздников в детском доме», «Проведение школьной перемены с пользой» и др.);

- творческие проекты, ориентированные на улучшение социальной ситуации средствами художественного воздействия (проекты «Социальная реклама», «Организация постоянных творческих выставок для изменения облика собственной школы» и др.);

- проектные пробы (эскизы, макеты) социально-экономического характера, направленные на улучшение социальной ситуации с использованием предметных знаний и умений («Бизнес-проекты малых предприятий», «Проект техноэкополиса «БиоДеревня», проект технополиса «Разумный город» и др.);

- проектные пробы инженерного характера, направленные на улучшение социальной ситуации посредством разработки эскизов, макетов, прототипов инженерных конструкций, машин, позволяющих более эффективно решать значимые социальные задачи.

***

Сквозными формами, инициирующими и поддерживающими проектную деятельность учащихся основной школы, являются образовательные ресурсы Программы «Школьная Лига РОСНАНО», в том числе:

- Конкурс социальных проектов. Конкурс предоставляет возможность школьникам в возрасте от 14 лет написать грантовую заявку, принять участие в конкурсе и получить деньги для реализации собственного проекта.

- Деловая игра «Журналист: наука и технологии в регионе» с участием школьных команд школ Лиги. Игра предлагает подросткам попробовать за один рабочий день сделать настоящую газету, отражающую их взгляды и мысли, их ощущение тех мест, которые они посещают в процессе игры.

- Конкурс «Бизнес-цикл». Участникам предлагается посетить любое производство в своем городе, описать процесс создания того или иного продукта, представить этот процесс в виде фото-видео отчета или презентации, которые сделаны на основе личных материалов. Необходимо запечатлеть как можно больше этапов производства и сформировать все в едином отчете.

- Кейс-турнир. В рамках данной конкурсной программы школьникам предлагается сформировать команду в 3-7 человек и решить кейс – задание, подготовленное предприятием-партнером Школьной Лиги.

Для организации урочной и внеурочной деятельности проектного характера используются ресурсы Программы «Школьная Лига РОСНАНО»:

- дистанционные курсы повышения квалификации педагогов, проводимые Школьной Лигой;

- методические материалы лабораторий «Краеведение, история и социология науки и технологий», «Учебные проекты подростков и старшеклассников на материале естественнонаучных дисциплин»;

- ресурсы медиатеки.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» iconПрограмма «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
Направления работы с содержанием образования в процессе проектно-исследовательской деятельности
Пояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» iconПояснительная записка Программа исследовательской и проектной деятельности...
Система интегрирования проектно-исследовательских технологий в образовательный процесс
Пояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» iconОбщие методические указания для учителя по использованию проектной...
Задания по проектной и исследовательской деятельности в теме «Политическое развитие России в 1990-е годы»
Пояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» iconФ. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск....
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Пояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» iconПрограмма исследовательской и проектной деятельности обучающихся...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» iconПрограмма курса «Исследовательская работа для начинающих» Настоящая...
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Пояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» iconЭлективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы...
Курс «Основы проектной деятельности» изучается в старшей ступени обучения в средней школе
Пояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» iconОрганизация исследовательской и проектной деятельности как способ...
Может выступить организация исследовательской и проектной деятельности школьников – направление, которое следует отнести к современным...
Пояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» iconПрограмма кружка «Белая Ладья» Двухгодичная программа дополнительного...
Обучающий семинар «Методика организации проектной – исследовательской деятельности»
Пояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» iconОрганизация учебно – исследовательской и проектной деятельности школьников по биологии

Пояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» iconПлан работы опорных, базовых школ, ресурсных, учебно-методических...
Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности младших школьников
Пояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» icon«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы»
«основы проектной деятельности», способных к самостоятельной исследовательской деятельности. В рамках внеклассного мероприятия возможно...
Пояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» iconХаритонов Н. П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности...
Фрагменты из брошюры Харитонов Н. П. Методические основы учебно-исследовательской деятельности учащихся в полевой биологии — М.:...
Пояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» iconПояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Н. Н. Малярчук. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления...
Пояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» iconПояснительная записка Методические материалы курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Н. Н. Малярчук. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления...
Пояснительная записка Междисциплинарная учебная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» iconДоклад на методическом занятии заместителя директора по увр дмитриевогорской...
Совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск