Скачать 146.35 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского Юридический факультет УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" _______________20__ г. Рабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки (031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Саратов, 2014 1. Цели освоения дисциплины: Целью освоения курса «Спонсорство и благотворительность» является изучение теоретико-прикладных основ фандрейзинга как целенаправленной комплексной маркетинговой деятельности по привлечению сторонников и ресурсных партнеров коммерческих и не коммерческих организаций, а также инвесторов отдельных проектов и направлений деятельности. В ходе усвоения материалов дисциплины у студентов должно сформироваться представление о возможностях благотворительной деятельности при конструировании имиджа и деловой репутации предприятий, организаций, личности. Задачи дисциплины:
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Спонсорство и благотворительность» относится к циклу факультативы (ФТД.3) учебного плана подготовки по направлению (031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» профессиональной образовательной программы бакалавриата (3 семестр, 2 курс). Связь с другими дисциплинами. Успешному обучению студентов по дисциплине может способствовать освоение ими курсов «Основы маркетинга», «История рекламы и связей с общественностью», «Теория и практика связей с общественностью», «Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью» и другие. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения курса студенты должны
Обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
4. Структура и содержание учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часа. 4.1. Структура и содержание дисциплины
Содержание учебной дисциплины Тема 1. Спонсорство и благотворительность: основные понятия Ключевые понятия: «благотворительность», «спонсорство», «меценатство». «ресурсная поддержка (помощь)», «ресурсные доноры», патронаж и др. Фандрейзинг (фандрайзинг) – комплексная система мероприятий по привлечению ресурсной помощи. Государственная и негосударственная поддержка социально-культурной сферы. Цели и формы спонсорства. Благотворительность: проблемы и организация. Некоммерческие организации, фонды. Тема 2. История спонсорства и благотворительности Меценатство в античности. Формы поддержки искусства в Средние века. Меценатство в Европе и России в Новое время. Спонсорство и благотворительность в Европе в XIX – XX вв. Российские меценаты конца XIX – начала XX вв. Официальные спонсоры Олимпийских игр и спортивных соревнований. Тема 3. Правовая база взаимоотношений с благотворителями и спонсорами в Российской Федерации Источники правового регулирования различных аспектов благотворительности и спонсорства. Закрепление правового статуса благотворительности в Конституции Российской Федерации (1993). Гражданско–правовые нормы дарения и пожертвования. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая, 2000) о льготах по налогообложению грантов для поддержания науки, образования, культуры и искусства, а также целевых пожертвований учреждениям культуры. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (1996) о формирования имущества некоммерческих организаций из внебюджетных источников. Отражение отдельных аспектов спонсорства в Федеральном законе «О рекламе» (2006). Тема 4. Спонсорство и благотворительность в современном мире Получение дополнительных ресурсов от благотворителей и спонсоров как вариант современной инициативной хозяйственной деятельности. Гуманитарная (общественная) доминанта мотивации благотворительности: социальная ответственность, «миссионерство», моральное удовлетворение. Прагматические основы спонсорства: получение косвенного эффекта инвестиций (дополнительная реклама, формирование позитивной общественной репутации, демонстрация финансовой состоятельности, получение соответствующих налоговых и иных льгот). Учет мотивов и целей благотворительной и спонсорской деятельности для успешных контактов организации с ресурсными донорами. Особенности некоммерческой организации как благополучателя и / или спонсируемого учреждения. Развитие спонсоринга (соединение интересов спонсора и спонсируемого) в социальной сфере. Тема 5. Основные принципы фандрайзинговой кампании Виды и технологии фандрайзинга. Организационное и техническое обеспечение фандрайзинга. Планирование фандрайзинговой кампании. Информационное обеспечение фандрайзинга. Виды и размеры возможных субсидий. Контакты с потенциальными донорами. Специальные мероприятия. Фандрайзинг по почте и по телефону. Учет, отчетность и контроль в фандрайзинге. Анализ эффективности фандрайзинговой кампании. Работа с персоналом в фандрайзинге. Разработка организационных документов (уставов, положений, должностных инструкций и т. д.). 5. Образовательные технологии При изучении дисциплины «Спонсорство и благотворительность» помимо стандартных форм обучения (лекции, семинарские занятия с решением задач и обсуждением докладов) предусмотрены активные формы проведения занятий: деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины В процессе изучения дисциплины «Спонсорство и благотворительность» используются следующие виды самостоятельной работы: письменные домашние задания, задания по работе с специальной литературой, написание эссе, подготовка докладов, рефератов, выступлений на заданные темы, составление проектов, работа над PR-программой. Учебно-методическое обеспечение дисциплины - методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы; - учебно-справочный материал; - тестовые задания по истории связей с общественностью; Примерная тематика рефератов
Вопросы к зачету: 1. Некоммерческая социально-культурная сфера: виды деятельности, особенности менеджмента. 2. Некоммерческие организации: виды, роль и значение. 3. Вклад некоммерческой сферы в социально-экономическое развитие и профессиональное самоопределение работников культуры. 4. Бизнес и социально-культурная сфера: общность интересов и формы сотрудничества. 5. Особенности маркетинга некоммерческой деятельности в социально-культурной сфере. 6. Источники финансирования деятельности социально-культурной сферы. 7. Понятие и значение фандрейзинга. 8. Государственное регулирование поддержки и развития социально-культурной деятельности. 9. Определение приоритетов развития социально-культурной сферы. 10. Спонсорство: природа, значение, организационно-правовые формы. 11. Патронаж: основные формы и проблемы развития. 12. Благотворительность: мотивы и формы сотрудничества. 13. Проблемы развития спонсорства и благотворительности в РФ. 14. Фандрейзинг как гуманитарная технология социального партнерства. 15. Фандрейзинг и развитие гражданского общества. 16. Организационное обеспечение фандрейзинга. 17. Информационное обеспечение фандрейзинга. 18. Фандрейзинг и маркетинговые коммуникации (FR и PR). 19. Подготовка и проведение фандрейзинговой кампании. 20. Специальные события и мероприятия как формы фандрейзинга. 21. Контакты с потенциальными донорами. 22. Организация (этапы) разработки программы или проекта. 23. Технология разработки региональных программ. 24. Аналитические методы планирования. Ситуационный и маркетинговый анализ. 25. Роль, значение и требования к содержанию бизнесплана. 26. Нормы и нормативы в планировании некоммерческой социально-культурной деятельности. 27. Креативные технологии планирования. 28. Методы планирования организационного обеспечения. 29. Балансовый метод планирования. Виды балансов. 30. Требования к бюджету (смете) проекта. 31. Контроль в управлении реализаций проекта. 32. Оценка эффективности фандрейзинга. 33. Грант, особенности написания научного проекта 34. Виды научных конференций и их особенности. 35. Каналы распространения научной информации. 36. Российские (иностранные) фонды поддерживающие исследования в области гуманитарных наук. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) литература основная:
б) литература дополнительная:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы http://www.fundraising.ru Сайт сообщества профессионалов по привлечению ресурсов, библиотека книг и статей по фандрайзингу; http://www.mosblago.ru/digest/fundraising.htm Единый информационный ресурс московской благотворительности; http://www.trainet.org/topics/view/28 Виртуальный ресурсный центр для НКО; http://fundraisers.ru Фандрайзер - это профессия; http://www.donorsforum.ru Некоммерческое партнерство грантодающих организаций; http://www.marketing.spb.ru/lib-special/social.htm?printversion Маркетинг и благотворительность; http://www.cafrussia.ru Некоммерческая организация CAF-Россия/ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Доступ к вузовскому библиотечному фонду, компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП по направлению 031600 «Реклама и связи с общественностью». Автор: к. ист. н. Д. С. Артамонов Программа одобрена на заседании кафедры социальных коммуникаций От 27.06.2013 года, протокол №10. Зав. кафедрой социальных коммуникаций д. соц. н., профессор О.Ю. Голуб Декан юридического факультета, д.ю.н., профессор Г.Н. Комкова |
Рабочая программа дисциплины основы медиапланирования «Основы медиапланирования» студентам очной полной формы обучения по направлению (специальности) подготовки бакалавра «031600 – Реклама... | Рабочая программа интеллектуальные информационные системы направление... | ||
031600 реклама и связи с общественностью Выпускник по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими... | Программа дисциплины «Рынок связей с общественностью в России и за... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 «Реклама... | ||
Основная образовательная программа высшего образования направление... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 42. 03. 01 «Реклама и... | Программа дисциплины «Бренд-менеджмент» для направления 031600. 62... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 «Реклама... | ||
Программа дисциплины «Медиа и Арт» для направления 031600. 62... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 031600. 62... | Программа дисциплины «Внутренние коммуникации» для направления подготовки... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200.... | ||
Программа дисциплины «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600.... | По дисциплине «Зарубежная литература» для студентов первого курса,... «Зарубежная литература» для студентов первого курса, обучающихся по специальности 031600. 62 – «Реклама и связи с общественностью»,... | ||
Методические указания и индивидуальные задания для студентов идо,... Идо, обучающихся по напр. 031600 «Реклама и связи с общественностью» и 080400 Управление персоналом / сост. В. Н. Скворцова, Т. А.... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600.... | ||
Программа дисциплины «Бренд-менеджмент» для направления 031600. 61... Программа дисциплины «Бренд-менеджмент» для направления 031600. 61 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600.... | ||
Руководство по организации самостоятельной работы студентов соответствует... Для студентов направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью», профилю «Реклама и связи с общественностью в коммерческой... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Требования к уровню подготовки абитуриента, необходимые для освоения основной образовательной программы |