Рабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки ( 031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью»





Скачать 146.35 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки ( 031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью»
Дата публикации06.03.2016
Размер146.35 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Военное дело > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Юридический факультет
УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" _______________20__ г.


Рабочая программа дисциплины

Спонсорство и благотворительность
Направление подготовки (031600) 420301

«Реклама и связи с общественностью»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная

Саратов, 2014

1. Цели освоения дисциплины:

Целью освоения курса «Спонсорство и благотворительность» является изучение теоретико-прикладных основ фандрейзинга как целенаправленной комплексной маркетинговой деятельности по привлечению сторонников и ресурсных партнеров коммерческих и не коммерческих организаций, а также инвесторов отдельных проектов и направлений деятельности. В ходе усвоения материалов дисциплины у студентов должно сформироваться представление о возможностях благотворительной деятельности при конструировании имиджа и деловой репутации предприятий, организаций, личности.

Задачи дисциплины:

        • формирование целостного представления о фандрайзинге как практике привлечения средств на некоммерческие (социальные, исследовательские и образовательные) проекты;

        • формирование профессиональных основ и комплекса знаний о принципах, подходах и технологиях фандрайзинга;

        • овладение умениями и навыками практических приемов фандрайзинга;

        • изучение возможностей спонсорства и благотворительности в деле создания имиджа и деловой репутации;

        • ознакомления с выдающимися примерами спонсорской и благотворительной деятельностью в рекламе и связей с общественностью.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Спонсорство и благотворительность» относится к циклу факультативы (ФТД.3) учебного плана подготовки по направлению (031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» профессиональной образовательной программы бакалавриата (3 семестр, 2 курс).

Связь с другими дисциплинами. Успешному обучению студентов по дисциплине может способствовать освоение ими курсов «Основы маркетинга», «История рекламы и связей с общественностью», «Теория и практика связей с общественностью», «Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью» и другие.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения курса студенты должны

  • Знать: как организовывать инновационную деятельность в компании; как грамотно прорабатывать основную идею инвестиционного проекта и презентовать ее; как выявлять возможных спонсоров и инвесторов проекта и влиять на них; как планировать благотворительную деятельность по срокам и ресурсам; как контролировать реализацию спонсорских средств; как управлять рисками и изменениями.

  • Уметь: осуществлять профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в государственных, общественных, коммерческих структурах, средствах массовой информации, в социальной сфере, сфере политики, экономики, производства, торговли, науки, культуры, спорта (ПК-1); осуществлять рекламные, информационные, пропагандистские и спонсорские благотворительные кампании и мероприятия (ПК-14); планировать и осуществлять коммуникационные кампании и мероприятия (ПК-3).

  • Владеть: навыками работы в пресс-центрах, пресс-службах, в отделах печати, средствах массовой информации (СМИ), отделах по связям с общественностью, центрах общественных связей, отделах рекламы, в коммуникационных агентствах (ПК-2); способностью принимать участие в планировании, подготовке и проведении спонсорских и благотворительных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами организации на основе результатов исследований (ПК-27).

Обучающийся должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

  • умением использовать методику и технику проведения маркетинговых кабинетных и внекабинетных исследований рынка, организации опросов потребителей с целью выявления их лояльности к товару и фирме, с целью выявления конкурентных преимуществ и недостатков фирмы и организации (ПК-15);

  • способностью к участию в проектировании в области рекламы и связей с общественностью фирмы, организации, обеспечению средств и методов по реализации проектов, участию в организации работы проектных команд (ПК-23);

  • способностью реализовать проекты и владеет методами их реализации (ПК-25);

  • способностью участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами, средствами массовой информации; участвовать в формировании и поддержании корпоративной культуры (ПК-26);

  • способностью принимать участие в планировании, подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами организации на основе результатов исследований (ПК-27).



4. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц, 108 часа.

4.1. Структура и содержание дисциплины


№ п/п


Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические занятия

Семинары.

Самостоятельная работа студента






Тема 1. Спонсорство и благотворительность: основные понятия


3

1,

2,

3, 4

4

7




10

подготовка докладов, выступлений



Тема 2. История спонсорства и благотворительности


3

5, 6, 7, 8

3

7




10

устный опрос по теории;

подготовка докладов, рефератов, выступлений; подготовка эссе



Тема 3. Правовая база взаимоотношений с благотворителями и спонсорами в Российской Федерации


3

9, 10,11

3

7




10

устный опрос по теории;

работа с документами




Тема 4. Спонсорство и благотворительность в современном мире


3

12,13,14

3

8




12

устный опрос по теории;

подготовка докладов, рефератов, выступлений; подготовка эссе



Тема 5. Основные принципы фандрайзинговой кампании


3

15,16,17,18

5

7




12

устный опрос по теории;

работа над проектом


























зачет




Итого







18

36




54

108

Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Спонсорство и благотворительность: основные понятия

Ключевые понятия: «благотворительность», «спонсорство», «меценатство». «ресурсная поддержка (помощь)», «ресурсные доноры», патронаж и др. Фандрейзинг (фандрайзинг) – комплексная система мероприятий по привлечению ресурсной помощи.

Государственная и негосударственная поддержка социально-культурной сферы. Цели и формы спонсорства. Благотворительность: проблемы и организация. Некоммерческие организации, фонды.

Тема 2. История спонсорства и благотворительности

Меценатство в античности. Формы поддержки искусства в Средние века. Меценатство в Европе и России в Новое время. Спонсорство и благотворительность в Европе в XIX – XX вв. Российские меценаты конца XIX – начала XX вв. Официальные спонсоры Олимпийских игр и спортивных соревнований.

Тема 3. Правовая база взаимоотношений с благотворителями и спонсорами в Российской Федерации

Источники правового регулирования различных аспектов благотворительности и спонсорства. Закрепление правового статуса благотворительности в Конституции Российской Федерации (1993). Гражданско–правовые нормы дарения и пожертвования. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая, 2000) о льготах по налогообложению грантов для поддержания науки, образования, культуры и искусства, а также целевых пожертвований учреждениям культуры. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (1996) о формирования имущества некоммерческих организаций из внебюджетных источников. Отражение отдельных аспектов спонсорства в Федеральном законе «О рекламе» (2006).

Тема 4. Спонсорство и благотворительность в современном мире

Получение дополнительных ресурсов от благотворителей и спонсоров как вариант современной инициативной хозяйственной деятельности.

Гуманитарная (общественная) доминанта мотивации благотворительности: социальная ответственность, «миссионерство», моральное удовлетворение.

Прагматические основы спонсорства: получение косвенного эффекта инвестиций (дополнительная реклама, формирование позитивной общественной репутации, демонстрация финансовой состоятельности, получение соответствующих налоговых и иных льгот).

Учет мотивов и целей благотворительной и спонсорской деятельности для успешных контактов организации с ресурсными донорами. Особенности некоммерческой организации как благополучателя и / или спонсируемого учреждения.

Развитие спонсоринга (соединение интересов спонсора и спонсируемого) в социальной сфере.

Тема 5. Основные принципы фандрайзинговой кампании

Виды и технологии фандрайзинга. Организационное и техническое обеспечение фандрайзинга. Планирование фандрайзинговой кампании. Информационное обеспечение фандрайзинга. Виды и размеры возможных субсидий. Контакты с потенциальными донорами. Специальные мероприятия. Фандрайзинг по почте и по телефону. Учет, отчетность и контроль в фандрайзинге. Анализ эффективности фандрайзинговой кампании. Работа с персоналом в фандрайзинге.

Разработка организационных документов (уставов, положений, должностных инструкций и т. д.).
5. Образовательные технологии

При изучении дисциплины «Спонсорство и благотворительность» помимо стандартных форм обучения (лекции, семинарские занятия с решением задач и обсуждением докладов) предусмотрены активные формы проведения занятий: деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В процессе изучения дисциплины «Спонсорство и благотворительность» используются следующие виды самостоятельной работы: письменные домашние задания, задания по работе с специальной литературой, написание эссе, подготовка докладов, рефератов, выступлений на заданные темы, составление проектов, работа над PR-программой.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины

- методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы;

- учебно-справочный материал;

- тестовые задания по истории связей с общественностью;

Примерная тематика рефератов

  1. Мотивация благотворительной деятельности.

  2. Проектирование в научно-образовательной деятельности.

  3. Фандрайзинг и профессия фандрайзера в психологическом аспекте.

  4. Организация социальных акций: принципы и правила.

  5. Человеческий ресурс как основа социального проекта.

  6. Добровольчество в России.

  7. Организационный и индивидуальный фандрайзинг.

  8. Виды и формы технологий методов фандрайзинга.

  9. Проект как средство управления деятельностью и основа фандрайзинга.

  10. Благотворительная деятельность коммерческих структур: приоритеты, виды.

  11. Оценка некоммерческого проекта: экспертирование, оценка эффективности.

  12. Подходы и правила работы с грантодающими организациями.

  13. Интернет-фандрайзинг: виды, специфика планировании я и реализации.

  14. Работа с частными пожертвованиями: виды, особенности, правила.

  15. Основные походы и правила подготовки заявок на грант.

  16. История спонсорства и благотворительности в России.

  17. Этические принципы в фандрайзинге.

  18. Психология фандрайзинга.

  19. Благотворительная деятельность коммерческих структур: приоритеты, виды.

  20. Оценка некоммерческого проекта и фандрайзингового предложения: экспертирование, оценка эффективности.

  21. Современный интернет-фандрайзинг.

  22. Подходы и правила работы с грантодающими организациями.

  23. Работа с частными пожертвования: технологии, правила, специфика.



Вопросы к зачету:

1. Некоммерческая социально-культурная сфера: виды деятельности, особенности менеджмента.

2. Некоммерческие организации: виды, роль и значение.

3. Вклад некоммерческой сферы в социально-экономическое развитие и профессиональное самоопределение работников культуры.

4. Бизнес и социально-культурная сфера: общность интересов и формы сотрудничества.

5. Особенности маркетинга некоммерческой деятельности в социально-культурной сфере.

6. Источники финансирования деятельности социально-культурной сферы.

7. Понятие и значение фандрейзинга.

8. Государственное регулирование поддержки и развития социально-культурной деятельности.

9. Определение приоритетов развития социально-культурной сферы.

10. Спонсорство: природа, значение, организационно-правовые формы.

11. Патронаж: основные формы и проблемы развития.

12. Благотворительность: мотивы и формы сотрудничества.

13. Проблемы развития спонсорства и благотворительности в РФ.

14. Фандрейзинг как гуманитарная технология социального партнерства.

15. Фандрейзинг и развитие гражданского общества.

16. Организационное обеспечение фандрейзинга.

17. Информационное обеспечение фандрейзинга.

18. Фандрейзинг и маркетинговые коммуникации (FR и PR).

19. Подготовка и проведение фандрейзинговой кампании.

20. Специальные события и мероприятия как формы фандрейзинга.

21. Контакты с потенциальными донорами.

22. Организация (этапы) разработки программы или проекта.

23. Технология разработки региональных программ.

24. Аналитические методы планирования. Ситуационный и маркетинговый анализ.

25. Роль, значение и требования к содержанию бизнесплана.

26. Нормы и нормативы в планировании некоммерческой социально-культурной деятельности.

27. Креативные технологии планирования.

28. Методы планирования организационного обеспечения.

29. Балансовый метод планирования. Виды балансов.

30. Требования к бюджету (смете) проекта.

31. Контроль в управлении реализаций проекта.

32. Оценка эффективности фандрейзинга.

33. Грант, особенности написания научного проекта

34. Виды научных конференций и их особенности.

35. Каналы распространения научной информации.

36. Российские (иностранные) фонды поддерживающие исследования в области гуманитарных наук.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) литература основная:

    1. Аксаков, И. С. О благотворительности по русскому народному понятию  [Электронный ресурс] / И. С. Аксаков. - Москва: Лань, 2013.

    2. Албегова И.Ф. Фандрайзинг для некоммерческих организаций как технология успеха [Текст] / Албегова И.Ф. - [Б. м.: б. и.]. - 106 с. (электронный ресурс – ЭБС «Руконт»)

    3. Артемьева Т. В. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования [Электронный ресурс] / Т. В. Артемьева, Г. Л. Тульчинский. - Москва: Планета музыки, 2010. - 288 с.


б) литература дополнительная:

  1. Азбука фандрейзинга [Текст] / М-во культуры Сарат. обл., Обл. универс. науч. б-ка, Науч.-метод. отд. ; отв. за вып. Л. А. Канушина. - Саратов: [б. и.]. - (Библиотечный маркетинг ; Вып. 17).  (Ч. 2). - Саратов: [б. и.], 2005. - 12 с.

  2. Аронов, Аркадий Алексеевич. Золотой век русского меценатства [Текст] / А. А. Аронов. - М. : Изд-во Моск. ун-та культуры, 1995. - 114 с.

  3. Благотворительность в России [Текст] : ист. и соц.-экон. исслед. - СПб. : Информ.-изд. фирма "Лики России", 2003. - 635, [5] с.

  4. Благотворительность и милосердие [Текст] : сб. науч. тр. - 2-е изд., перераб. и доп. - Саратов : Изд-во Поволж. фил. Рос. учеб. центра, 1997. - 242 с.

  5. Благотворительность и милосердие [в Санкт-Петербурге]: Рубеж XIX-XX веков [Текст]: [Ист.-документ. изд.]. - СПб. : Лики России, 2000. - 247, [1] с.

  6. Варакута С.А. Связи с общественностью [Текст]: Учебное пособие / С.А. Варакута. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2013. - 207 с.

  7. Катасонова, Елена Леонтьевна. Японские корпорации: культура, благотворительность, бизнес [Текст] / Е. Л. Катасонова. - М. : Наука, 1992. - 168 с.

  8. Мошкунова, М. В. Историко-психологический аспект благотворительности и меценатсва [Текст] / М. В. Мошкунова // Проблемы региональной психологии: теория, практика, эксперимент: материалы Региональной научно-практической конференции 5 апреля 2007 / редкол. : Р.Х. Тугушев (отв. ред.) [и др.]. - Саратов, 2007. - С. 131-135.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://www.fundraising.ru Сайт сообщества профессионалов по привлечению ресурсов, библиотека книг и статей по фандрайзингу;

http://www.mosblago.ru/digest/fundraising.htm Единый информационный ресурс московской благотворительности;

http://www.trainet.org/topics/view/28 Виртуальный ресурсный центр для НКО;

http://fundraisers.ru Фандрайзер - это профессия;

http://www.donorsforum.ru Некоммерческое партнерство грантодающих организаций;

http://www.marketing.spb.ru/lib-special/social.htm?printversion Маркетинг и благотворительность;

http://www.cafrussia.ru Некоммерческая организация CAF-Россия/


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Доступ к вузовскому библиотечному фонду, компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях).


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП по направлению 031600 «Реклама и связи с общественностью».
Автор: к. ист. н. Д. С. Артамонов

Программа одобрена на заседании кафедры социальных коммуникаций

От 27.06.2013 года, протокол №10.


Зав. кафедрой социальных коммуникаций

д. соц. н., профессор О.Ю. Голуб

Декан юридического факультета,

д.ю.н., профессор Г.Н. Комкова


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки ( 031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» iconРабочая программа дисциплины основы медиапланирования
«Основы медиапланирования» студентам очной полной формы обучения по направлению (специальности) подготовки бакалавра «031600 – Реклама...
Рабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки ( 031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» iconРабочая программа интеллектуальные информационные системы направление...

Рабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки ( 031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» icon031600 реклама и связи с общественностью
Выпускник по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими...
Рабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки ( 031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма дисциплины «Рынок связей с общественностью в России и за...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 «Реклама...
Рабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки ( 031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» iconОсновная образовательная программа высшего образования направление...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 42. 03. 01 «Реклама и...
Рабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки ( 031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма дисциплины «Бренд-менеджмент» для направления 031600. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 «Реклама...
Рабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки ( 031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма дисциплины «Медиа и Арт»  для направления 031600. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 031600. 62...
Рабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки ( 031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма дисциплины «Внутренние коммуникации» для направления подготовки...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....
Рабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки ( 031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма дисциплины «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600....
Рабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки ( 031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» iconПо дисциплине «Зарубежная литература» для студентов первого курса,...
«Зарубежная литература» для студентов первого курса, обучающихся по специальности 031600. 62 – «Реклама и связи с общественностью»,...
Рабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки ( 031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» iconМетодические указания и индивидуальные задания для студентов идо,...
Идо, обучающихся по напр. 031600 «Реклама и связи с общественностью» и 080400 Управление персоналом / сост. В. Н. Скворцова, Т. А....
Рабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки ( 031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600....
Рабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки ( 031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма дисциплины «Бренд-менеджмент» для направления 031600. 61...
Программа дисциплины «Бренд-менеджмент» для направления 031600. 61 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра
Рабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки ( 031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 031600....
Рабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки ( 031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» iconРуководство по организации самостоятельной работы студентов соответствует...
Для студентов направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью», профилю «Реклама и связи с общественностью в коммерческой...
Рабочая программа дисциплины Спонсорство и благотворительность Направление подготовки ( 031600) 420301 «Реклама и связи с общественностью» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Требования к уровню подготовки абитуриента, необходимые для освоения основной образовательной программы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск