Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели





Скачать 134.31 Kb.
НазваниеТема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели
Дата публикации29.09.2013
Размер134.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Цели:

Обучающие:

  • Определение авторского замысла И. А. Бунина;

  • Анализ фрагментов рассказа «Господин из Сан-Франциско»;

  • Определение нравственно-философской идеи рассказа.

Развивающие:

  • Формирование навыков самостоятельной работы;;

  • развитие логики мышления, устной речи, навыков выразительного чтения, умения анализировать художественное произведение;

  • развитие навыков монологической и диалогической речи, публичного выступления;

  • формирование умения видеть связь литературы с историей, живописью и архитектурой;

Воспитательные:

  • воспитание вкусовых пристрастий в чтении;

  • воспитание в студентах уважения к духовным и культурным ценностям.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный.

Метод: Информационно-рецептивный

Оборудование: Компьютер, проектор

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационный

  • На прошлом занятии мы изучили биографию. А. Бунина. Скажите, в каком направлении он работал? (критический реализм).

  • Что такое критический реализм? (критический реализм – худ. направление, обличающее социальные пороки и пороки героя).

  • Итак, сегодня мы пронаблюдаем, как и кого разоблачает И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

  • Тема урока – «Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Слайд 1.



  • Наша цель сегодня понять авторский замысел, проанализировать фрагменты рассказа, показать проявление бездуховности героя. Слайды 2, 3.




  • В этом, я думаю, нам очень помогут сообщения и презентации, которые вы приготовили, к сегодняшнему уроку.

  • Мы узнаем об истории создания произведения и сопоставим ее с идеей рассказа. Поговорим о маршруте господина и достопримечательностях, которые он видел, и о впечатлении, которое они производили на путешественника. Проанализируем некоторые особенности использования тропов в рассказе.

  1. Формирование новых понятий и умений.


– Что такое духовный мир человека? Это понятие охватывает все богатство чувств и разума, это высший уровень развития зрелой личности. На этом уровне мотивом жизни человека становятся не личные интересы, а высшие человеческие ценности: истина, добро, красота.

- Бездуховность – это, наоборот, низкий уровень развития при котором человек не способен увидеть и почувствовать красоту окружающего мира, а значит, он не способен и создать что-то ценное, что бы оставило след.

- В каком году написан рассказ? (в 1915).

- Какое историческое событие происходило в это время? (Первая мировая война).

- Двое из вас подготовили сообщение и презентацию о ней.
Выступление 1.




Хронологические рамки войны: 28 июля 191411 ноября 1918

Место

Европа, Африка и Ближний Восток (недолго в Китае и островах Тихого океана)

Причины:

экономический империализм, территориальные и экономические притязания, торговые барьеры, милитаризм и автократия, баланс сил, союзные обязательства европейских держав.

Итоги:

Победа Антанты. Февральская и Октябрьская революции в России и Ноябрьская революция в Германии. Распад Османской империи и Австро-Венгрии. Начало проникновения американского капитала в Европу.

Война в 1914 году разворачивалась на двух основных театрах военных действий — французском и русском, а также на Балканах (в Сербии), на Кавказе и Ближнем Востоке (с ноября 1914 года), в колониях европейских государств — в Африке, в Китае, в Океании. В 1914 году все участники войны собирались закончить войну за несколько месяцев путём решительного наступления; никто не ожидал, что война примет затяжной характер. Слайд .



Действия начала 1915 года показали, что сложившийся тип военных действий создает огромную нагрузку на экономики воюющих стран. Новые сражения требовали не только мобилизации миллионов граждан, но и гигантского количества вооружений и боеприпасов. Довоенные запасы оружия и боеприпасов исчерпались, и воюющие страны начали активно перестраивать свои экономики под военные нужды. Война из сражения армий постепенно стала превращаться в сражение экономик. Активизировались разработки новой военной техники, как средства выхода из патовой ситуации на фронте; армии становились всё более и более механизированными.
- О том, как отреагировал на эти события И. Бунин, следующие сообщение и презентация.
Выступление 2.
Первая мировая война была воспринята Буниным как величайшее потрясение и предзнаменование крушения России. С резкой враждебностью встретил он и Февральскую революцию, и Октябрьскую, запечатлев свои впечатления от этих событий в дневнике-памфлете Окаянные дни (опубл. в 1935, Берлин). «Я писатель, и какое значение имеет мой голос? Совершенно никакого.. Миллионы народа они готовят на убой, а мы можем только возмущаться, не более. Древнее рабство? Сейчас рабство такое, по сравнению с которым древнее рабство сущий пустяк».

По словам Бунина, написанию рассказа способствовала случайно увиденная летом 1915 года в Москве в витрине книжного магазина обложка повести Томаса Манна «Смерть в Венеции»: в начале сентября 1915 года, находясь в гостях у двоюродной сестры в Орловской губернии, «я почему-то вспомнил эту книгу и внезапную смерть какого-то американца, приехавшего на Капри, в гостиницу „Квисисана“, где мы жили в тот год, и тотчас решил написать „Смерть на Капри“, что и сделал в четыре дня — не спеша, спокойно, в лад осеннему спокойствию сереньких и уже довольно коротких и свежих дней и тишине в усадьбе… Жена писателя В. Н. Муромцева-Бунина вспоминает слова мужа, сказанные им во время путешествия на пароходе:
«Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьем вино, а машинисты в пекле работают…Справедливо ли это?» Слайд.



- У вас есть вопросы к докладчикам? (слушатели задают вопросы, докладчик отвечает).
- Итак, какая же связь между жизнью и смертью богатого американца и Первой мировой войной? (И. А. Бунин написал рассказ под сильным впечатлением от событий Первой мировой войны. В образе главного героя он хотел показать олигархов, в интересах которых и была развязана война, принесшая с собой многие миллионы жертв).
- По какому маршруту путешествовал герой?
Выступление 3.
«Маршрут был выработан господином из Сан-Франциско обширный…. (чтение фрагмента рассказа и просмотр презентации).
- Прочитайте в тексте, какие чувства вызывает у героя красота природы этих мест. А у автора? (чтение фрагментов рассказа). Слайд.


Выступление 4.
Город Неаполь.
В одной из старинных легенд говорится о том, что после сотворения мира Господь пожелал равномерно рассеять красоту по всей земле, но случайно чихнул, и красота, выскользнув из рук Создателя, упала на одно-единственное место – Неаполь. Возможно, именно этот «божественный казус» может объяснить неповторимый облик города: здесь все красиво, но при этом словно бы поставлено с ног на голову. Почти каждая эпоха оставила след в облике Неаполя. Античные руины есть в окрестностях города – археологические зоны Байя, Кума, Поццуоли, а также в уни­кальных музеях под открытым небом – Помпеях и Геркулануме. В самом городе щедро представлены памятники более поздних исторических периодов. Неаполь, наряду с Флоренцией, Венецией и Римом, входит в число самых знаменитых и часто посещаемых городов Италии.Всего в 12 км от юго-восточной окраины Неаполя возвышается гора Везувий. После последнего извержения 1944 г. грозный вулкан, по заверениям ученых, «дремлет». Однако окутанные облаком серных испарений Флегрейские поля и повышенная сей­смическая активность не позволяют говорить о затухании вулканической деятельности Везувия. Подтверждением этому служит и катастрофическое землетрясение, случившееся в Неаполе в 1980 г.Неаполь – это город искусства в изначальном смысле этого слова: искусство здесь рождается в самой почве, в самых простых аспектах быта, в народных песнях, танцах, кульминируя в замечательных памятниках архитектуры, живописи, ваяния. Улицы города, буквально уставленные высококлассными монументами, заполнены той толпой, что и делает Неаполь Неаполем.
Национальный музей и Галерея Каподимонте.

Один из самых известных неаполитанских музеев — Национальные музей и галерея Каподимонте (Museo e Gallerie Nazionali di Capodimonte). Галерея Каподимонте размещена в бывшей резиденции Карла Бурбона, построенной в 1738 году, в северной части Неаполя. В музее находится заметная коллекция оружия, богатое собрание изделий из бронзы и слоновой кости. Обширная коллекция живописи, которая может сравниться с лучшими собраниями галерей Рима, Флоренции и Венеции, содержит полотна великих живописцев Италии. Жемчужинами коллекции считаются работы Тициана, Рафаэля, Микеланджело, Караваджо, Боттичелли, Мазолино и Джованни Беллини. Также достойна внимания коллекция драгоценного фарфора, представленная в «Фарфоровом кабинете» галереи. Под дворцом находятся катакомбы Сан Дженнаро, (II век), в которых хранятся мощи Святого Януария.
Чертоза ди Сан-Мартино (Certosa di San Martino)

Рядом с замком Кастель Нуово находится Картезианский монастырь — Чертоза ди Сан-Мартино (Certosa di San Martino), имеющий не только обширную коллекцию художественных сокровищ, но и прекрасную обзорную площадку с видом на Неаполитанский залив. Строительство монастыря было начато в 1325 году при Карле, герцоге Калабрийском, и закончено в 1368 году при королеве Джованне. Здание монастыря имеет черты типичного неаполитанского барокко. Однонефный интерьер собора поражает роскошной мраморной отделкой.Внутри монастыря сегодня располагается Национальный музей Сан-Мартино. В его 90 залах экспонируется огромное собрание статуэток и неаполитанских рождественских фигурок — презепи.
Национальный археологический музей Неаполя (Museo Archeologico Nazionale di Napoli)

Национальный археологический музей Неаполя знаменит обширной коллекцией греческих и римских древностей. Этот музей занимает одно из ведущих по значимости мест среди культурных центров не только Италии, но и всего мира. Здание музея было построено в 1586 году при испанском вице-короле доне Педро Хироне. Первый этаж занимает собрание античной скульптуры, большинство экспонатов которого размещается в первых 15-ти из более чем 40-ка залов этажа. Наиболее известны статуи Афины и Афродиты. Еще более впечатляющи Фарнезский Геркулес и Фарнезский бык — самая большая скульптурная композиция античных времен из дошедших до наших дней. Пространство между первым и вторым этажами занимают знаменитые мозаики, найденные при археологических раскопках в Помпеях, а также экспонаты, иллюстрирующие историю Неаполя.

На втором этаже музея стоит осмотреть Зал фресок с фресками из Помпей, Геркуланума и Стабии, а также Зал храма Изиды, воспроизводящий интерьер храма Изиды в Помпеях с помощью предметов искусства из настоящего древнего храма.

Выступлние звучит на фоне видеоролика, подготовленного студентами, и католической музвки. (виртуальная экскурсии по музеям Неаполя и «Аве Мария» Шубертиа).
- Найдите в тексте описание посещения господином музеев и храмов Неаполя. (Чтение фрагментов рассказа).
- Какой мотив повторяется? (Мотив смерти: «мертвенно-чистые», «огромная пустота», «гробовая тишина», холод).
- О чем это говорит? (Автор показывает духовную пустоту своего героя, физически он еще жив, но душа его уже давно мертва).
Выступление 5.
Картина Айвазовского «Вид на Везувий в лунную ночь» написана маслом. Она писалась с 1817 по 1900 год.

Так как художник был маринистом, он потрясающе живо изобразил спокойный, спящий океан. От картины в целом веет спокойствием, если бы не разбушевавшийся Везувий на заднем плане. И хотя вулкан изображён на заднем плане, художник не обделяет его вниманием.

Сейчас картина находится в музее города Волгограда.

Картина Айвазовского «Вид на Везувий в лунную ночь» написана маслом. Она писалась с 1817 по 1900 год.

Так как художник был маринистом, он потрясающе живо изобразил спокойный, спящий океан. От картины в целом веет спокойствием, если бы не разбушевавшийся Везувий на заднем плане. И хотя вулкан изображён на заднем плане, художник не обделяет его вниманием.

Сейчас картина находится в музее города Волгограда.

Картина Рубенса «Снятие со креста» - Этот алтарный образ по праву считается одной из самых мощных и величественных картин Рубенса. Он был написан вслед за близким по масштабу и теме «Водружением креста» (1610-11). Теперь обе работы, прославившие Рубенса, находятся в Кафедральном Соборе Антверпена. Художник создал их вскоре после своего возвращения из Италии, но первоначально они рассматривались, как совершено самостоятельные. Картина «Снятие с креста» всегда находилась в Кафедральном соборе. Она предназначалась для капеллы Гильдии аркебузиров, своеобразного стрелкового клуба того времени (аркебуза в качестве огнестрельного оружия имела тогда широкое хождение). Друг Рубенса, Николас Рококос, являлся одним из руководителей этой гильдии (Рубенс, кстати, позже тоже стал ее членом). Очевидно, именно Рококос и предоставил Рубенсу заказ на этот алтарный образ.

Слайд.


- У вас есть вопросы к докладчикам? (слушатели задают вопросы, докладчик отвечает).
-Найдите в тексте описания Везувия или др. мест изображенных Айвазовским.
- Итак, почему прекрасные пейзажи и произведения искусства не вызывают никаких чувств у героя? (Это бездуховный человек. Он не стремится ни к чему, кроме удовлетворения животных потребностей).
- Язык Бунина нельзя спутать ни с чьим. Его называют «поэзией в прозе». Двое из вас провели небольшое исследование стиля писателя.
Выступление 6.
Звучит выразительное чтение студентом наизусть стихотворения И. Бунина «ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ». Затем студент предлагает вниманию слушателей самостоятельно проведенный анализ произведения. 

“ Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье ”.

Эпитет “черный” символизирует смерть, траур, предчувствие гибели. Но употребление рядом поэтического эпитета “золотое” придает описанию шмеля особую торжественность, перед нами “царственный”, “величественный” образ. “бархатный” – это выделяет шмеля делает его более важным. “золотое оплечье”- автор показывает нам, что это одеяние достойное короля.

“ Золотого сухого шмеля! ”

Эпитетом “золотой” охарактеризован и живой, и мертвый шмель. И если в первой строке автор подчеркивает цветовое значение эпитета , то в последней строке его качественное значение: “прекрасный”, “дорогой”.
Листопад

“Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный ”

Автор использует эпитет “золотой” для придания лесу – жизни, богатства, красоты.

Заключение

Эпитет “золотой” в своих произведениях Бунин использует в основном для возвышенности, красоты, благородства, роскоши, важности.
Выступление 7.
Слово «золотой» будет часто встречаться и в рассказе «Господин….», но в мире господина оно потеряет высокий поэтический смысл. «Золотой», как и прежде, дорогой, драгоценный, но выражает уже свое прямое материальное значение: «в золотых очках», «золотыми пломбами».

Один раз в мире господина слово «золотой» выступит в роли эпитета: «Наконец, уже в сумерках, стал надвигаться своей чернотой остров,…по волнам, переливающимся как черное масло потекли золотые удавы от фонарей пристани». Но в таком контексте метафора «золотые удавы» вызывает ощущение опасности и является предвестием последующего события.

Но бунинское «золото» появится в рассказе в первое утро без господина: «Раскинулось над островом Капри голубое утреннее небо и озолотилось против солнца, восходящего за далекими синими горами Италии», «стояла в белоснежных одеждах и в царском венце, золотисто-ржавом от непогод, Матерь Божия, кроткая и милостивая»…
- У вас есть вопросы к докладчикам? (слушатели задают вопросы, докладчик отвечает).
- Итак, почему Бунин так любит употреблять эпитет «золотой» при описании природы, употребляет это прилагательное в прямом значении в рассказе? (Сами обитатели «Атлантатиды» и их существование лишены поэзии, их интересует только золото в прямом его значении).


  1. IV. Применение понятий и способов действий.

- Итак, подведем итоги урока.

- Каковы авторский замысел и нравственно-философская идея рассказа «Господин из Сан-Франциско»? (И. А. Бунин написал рассказ под сильным впечатлением от событий Первой мировой войны. В образе главного героя он хотел показать олигархов, в интересах которых и была развязана война, принесшая с собой многие миллионы жертв).

(Идея произведения заключается в том, что материальные ценности, к которым мы все стремимся, ни в коем случае не должны вытеснять ценности духовные. Жизненные цели ни в коем случае не должны сводиться только к зарабатыванию денег. И всегда нужно помнить о то, что все мы в конечном итоге придем к той черте, перед которой счет в банке не будет иметь никакого значения). Слайд.



- Как Бунин показывает бездуховность героя?

(Ни прекрасная природа Италии, ни величайшие произведения искусства, хранимые в ее музеях, не находили никакого отклика в душе героя. Это объясняется тем, что душа эта была мертва, господина из Сан-Франциско интересовало исключительно физическое удовольствие и материальные ценности.

Наблюдения за поэтическим языком И. А. Бунина показывают, что эпитет «золотой» является одним из самых любимых его эпитетов. Прилагательное «золотой» часто встречаем и в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Однако здесь уже оно употреблено в прямом значении.

Т.о., эпитет «золотой» показывающий красоту, богатство и щедрость русской природы, при описании «Атлантиды» и ее пассажиров является неуместным, поскольку здесь кумиром является золото в самом прямом его значении). Слайд.



V. Оценки с комментариями, домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на одну из тем (по выбору):

  • Какую роль в жизни играет процесс зарабатывания денег?

  • Насколько важен для человека его статус в обществе?

  • Какие люди способны ставить перед собой высокие цели?

В качестве одного из аргументов используйте рассказ И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ст.»Языковые средства выражения неопределенности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”
Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: И. Бунин о месте человека в мире (Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско»)
Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели iconТематическое планирование уроков литературы в 11 классе
И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско». Социальные контрасты и бездуховность накопительства
Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Господин из Сан – Франциско». Обращение писателя к социально-философским обобщениям
Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели iconСписок литературы
И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Окаянные дни», «Антоновские яблоки», «Жизнь Арсеньева»,сборник рассказов...
Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели iconСписок литературы на лето для 11-Б(мат) класса Учитель: Рошка М. И
И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Окаянные дни», «Антоновские яблоки», сборник «Темные аллеи», лирика
Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели iconРеферат по курсу: «Введение в танцевально-дивигательную терапию»
Фэйрфаксе, Калифорнии, в маленьком спокойном городке неподалеку от Золотых Ворот в Сан-Франциско. Она закончила Институт К. Г. Юнга...
Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели icon11 класс Проза конца 19-нач. 20 века
Проза конца 19-нач. 20 века o Бунин И. Стихотворения, рассказы: "Господин из Сан-Франциско"
Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели iconИ. А. Бунин ( 4 часа) Слово о писателе. Три стихотворения по выбору....
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»...
Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели iconВикторина по жизни и творчеству И. А. Бунина Какая тема является...
Какой великий русский писатель оказал значительное влияние на формирование личности Бунина
Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели iconНа каком судне команда Джемса Уэлдона отплыла из Сан-Франциско в Новую Зеландию?
Кого встретили путешественники на самом деле, несмотря на уверения Гэрриса, на африканском континенте?
Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели iconМуниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная...
Цели: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе; определить роль пейзажа, увидеть и понять, как создаются картины природы...
Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели iconКонтрольная работа по литературе за курс 1-го полугодия 11 класса (демонстрационная версия)
В каком рассказе И. А. Бунина поставлены не свойственные ему социальные проблемы? (1 балл.)
Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оон конференция в Сан-Франциско 25 апреля 26 июня 1945 года, Устав ООН – 24 октября 1945 года
Тема бездуховности в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Цели iconКонспект урока по литературе в 7 классе Тема: «Изучение рассказа И. А. Бунина «Лапти»
Данный урок проводится как итоговый после изучения рассказов И. А. Бунина «Кавказ», А. И. Куприна «Куст сирени», А. П. Чехова «О...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск