Скачать 116.38 Kb.
|
Урок-лекция с компьютерной поддержкой. Тема: "Освоение космоса" 9 класс Викторова Галина Ивановна, педагог дополнительного образования, учитель физики ГОУ СОШ № 281 г. Москвы Содержание Введение 1. Содержание занятия 1.1. Цели занятия 1.2. Структура занятия 1.3. Пояснительный текст к слайдам Заключение Список используемой литературы Введение Из новой программы по физике 9 класса удалили тему «Развитие космонавтики. Роль СССР в освоении космоса». Считаю целесообразным провести по этой теме часовое лекционное занятие, целями которого являются: 1. Познавательный аспект: • формирование специальных умений; • формирование общеучебных умений; • формирование научного мировоззрения. 2. Развивающий аспект: • развитие речи; • развитие мышления: умение анализировать, умение сравнивать, умение обобщать и систематизировать, умение ставить и разрешать проблему. 3. Воспитывающий аспект: • отношение к Родине, воспитание чувства долга перед будущими поколениями; • отношение к труду, формирование трудолюбия, собранности, усердия; • отношение к обществу, развитие чувства озабоченности, сопереживания; • отношение к себе, воспитание дисциплинированности, требовательности к самому себе. Необходимость проведения занятия по данной теме обусловлена также тем, что на базе ГОУ СОШ № 281 работает городская экспериментальная площадка «Проектно-исследовательская деятельность в рамках международной программы «Эксперимент в космосе» как средство развития личности учащихся». Лекция сопровождается мультимедийной презентацией в программе Microsoft Office PowerPoint, что позволят наиболее наглядно отобразить содержание темы, а также удовлетворяет методической теме школы «Использование информационно-компьютерных технологий обучения в учебно-воспитательном процессе». 1. Содержание занятия 1.1. Цели занятия: — изучить новый материал; — сформировать понятия «космонавтика», «космический аппарат», «космическая станция», «параметры полета» и другие; — познакомить с основоположниками теоретической и практической космонавтики, основными этапами освоения космоса; 1.2. Структура занятия: 1. Организация начала урока. 2. Подготовка к усвоению новых знаний. 3. Изучение нового материала. 4. Первичное закрепление знаний. 5. Информация о домашнем задании. 1.3. Пояснительный текст к слайдам. Слайд 1. Тема нашего занятия «Освоение космоса». Слайд 2. Основоположником теоретической космонавтики является Константин Эдуардович Циолковский. В 1903 году в работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он обосновал реальную возможность применения реактивного движения для межпланетных сообщений. Им впервые была решена задача посадки КА на поверхность планет, лишенных атмосферы. В 1926–29 г. Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет. Он рассмотрел (приближенно) влияние атмосферы на полет ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли. Циолковский —- основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полетов. Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах. Циолковский написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве. Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Слайд 3. В жизнь идеи К.Э.Циолковского воплотил Сергей Павлович Королев – первый генеральный конструктор космических аппаратов. В 1924 году окончил строительную школу и поступил в Киевский политехнический институт. В 1926 году Сергей Королев был переведен в Москву, в МВТУ. Большое влияние на Королева оказала встреча с Константином Циолковским, который увлек его идеей создания летательных аппаратов ракетного типа. После окончания учебы работал в Центральном КБ завода им. В.Р. Менжинского, с 1931 года — в ЦАГИ. В 1931 году вместе с Фридрихом Цандером создал в Москве Группу изучения реактивного движения /ГИРД/. Спустя год был назначен начальником ГИРД, под его руководством в 1933 году запущены первые отечественные баллистические ракеты на гибридном и жидком топливе. В 1938 году Сергей Королев был арестован, приговорен к тюремному заключению на 10 лет, был выслан на Колыму. Спустя год Сергею Королеву вынесли новый приговор — 8 лет заключения за «вредительство в области военной техники». Он был переведен в московское ЦКБ-29 при НКВД, где работал под руководством Андрея Туполева. Но полностью реабилитирован лишь в апреле 1957 года. После освобождения Королев смог вернуться к практической реализации своих замыслов и проектов. В 1944 году он стал заместителем главного конструктора ОКБ по реактивным двигателям. В 1946 году в подмосковных Подлипках, ныне это город Королев, был создан НИИ-88 Министерства вооружения, в составе которого образовано СКБ. Сейчас это Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королева. Его главным конструктором был назначен Сергей Королев. С именем Сергея Павловича Королева связаны первые достижения в области освоения космоса. Под его руководством созданы первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная ракета, ракета-носитель «Восток» и ее модификации. С запуском разработанного Королевым первого искусственного спутника Земли /1957 год/ началась новая, космическая эра человечества. Он создал космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории человек совершил полет в космос и вышел в космическое пространство. В ОКБ Королева разработаны и построены первые межпланетные аппараты «Луна», «Венера», «Марс» и др., спутники серии «Электрон», «Молния-1» и некоторые спутники серии «Космос». Разработан проект космического корабля «Союз». Слайд 4. Началом космической эры считается 4 октября 1957 года. В этот день СССР осуществил запуск первого в мире искусственного спутника Земли. «Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества». Слайд 5. Параметры полета ИСЗ-1. • Начало полета — 4 октября 1957 г. в 19:28:34 по Гринвичу (22 часа 28 минут по московскому времени). • Окончание полета — 4 января 1958 г. • Масса аппарата — 83,6 кг; • Максимальный диаметр — 0,58 м. • Наклонение орбиты — 65,1°. • Период обращения — 96,7 мин. • Перигей — 228 км. • Апогей — 947 км. • Витков — 1440 • Просуществовал 92 суток Слайд 6. После запуска нескольких ИСЗ началась подготовка к полету в космос человека. Первыми, кто испытал на себе воздействие космического полета, были животные. 3 ноября 1957 г. дворняжка Лайка первой среди живых существ побывала на космической орбите. Собака умерла спустя примерно 5 часов от перегрева, однако именно этот полет доказал, что живое существо может пережить запуск на орбиту и невесомость. 19 августа 1960 г. космический корабль «Восток» с собаками Белкой и Стрелкой на борту совершил суточный полет с возвращением на Землю. Слайд 7. Вот он — первый землянин, которому покорился космос, Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года был осуществлен первый пилотируемый полет. Весь мир отмечает эту дату как День Космонавтики. Слайд 8. Родился Юра Гагарин в семье крестьянина в деревне недалеко от города Гжатск Смоленской области. Теперь этот город носит имя Гагарина. В 1951 г. с отличием закончил ремесленное училище № 10 в г. Люберцы (Московская область) по специальности формовщика-летейщика. Во время учебы начал заниматься в аэроклубе. В 1957 г. закончил Первое Чкаловское военное авиационное училище летчиков имени К.Е.Ворошилова в городе Оренбурге. В 1960 году был принят в отряд космонавтов. Слайд 9. Полет Ю.А.Гагарина происходил на КА «Восток». Запуск был произведен на космодроме Байконур в 9 час 7 мин по московскому времени. Полет продолжался 1 час 48 минут. За это время корабль совершил 1 виток. Слайд 10. 16 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6» в космос полетела первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. До 1982 года она была единственной женщиной, побывавшей в космосе. Слайд 11. 18 марта 1965 г. человек впервые вышел в открытый космос. Этим человеком стал Алексей Архипович Леонов, полетевший на КК «Восход-2» вместе с Павлом Ивановичем Беляевым. Слайд 12. Параллельно пилотируемым полетам походило исследование ближайших планет. В 1959 году началось исследование Луны- естественного спутника Земли. Летательные аппараты «Луна-1», «Луна-2» и «Луна-3» получили первые данные об этом небесном теле. Слайд 13. СССР первым начал изучение Венеры и Марса. Слайд 14. Сегодня, когда космонавтика в нашей стране начала новый виток развития, уже около 500 человек побывало в космосе, человек побывал на Луне. Идеи К.Э.Циолковского воплощаются в жизнь: изучаются отдаленные уголки Солнечной системы, на околоземных орбитах строятся космические станции. Готовятся пилотируемые полеты на Марс. Слайд 15. Распределение произведенных в 2007 году пусков ракет-носителей по странам: Слайд 16. Приоритетные направления космической деятельности Российской Федерации изложены в Федеральной космической программе России на 2006-2015 гг.: — мониторинг окружающей среды и околоземного пространства, контроль чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, исследование природных ресурсов Земли; — обеспечение спутниковой связи и вещания на всей территории Российской Федерации, в том числе удовлетворение государственных нужд, в доведении до населения социально-ориентированного блока радиотелевизионных программ, обеспечение президентской, правительственной и специальной связи, обеспечение связи в интересах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в интересах обороны, безопасности страны и охраны правопорядка; — обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления геофизической, в том числе гидрометеорологической информацией; — реализация космических проектов в интересах расширения знаний о Земле, Солнечной системе и Вселенной, проведение фундаментальных научных исследований в области астрофизики, планетологии, физики Солнца и солнечно-земных связей; — обеспечение равноправного участия Российской Федерации в международных космических программах и проектах с целью гарантированного доступа к конечным результатам реализации этих программ (проектов); — осуществление орбитальных пилотируемых полетов в интересах развития экономики, науки, решения прикладных задач; — отработка технологий производства в космосе новых материалов и высокочистых веществ. Слайд 17. Фундаментальные космические исследования включают в себя: 1. астрофизические исследования; 2. исследование Солнца и солнечно-земных связей; 3. исследование планет и малых тел Солнечной системы; 4. медико-биологические исследования; 5. физика микрогравитации. Слайд 18. Участие РФ в международных космических программах и проектах ассоциируется прежде всего с МКС-международной космической станцией. 29 января 1998 г. в Вашингтоне были подписаны межправительственные соглашения по проекту МКС и меморандумы между NASA и космическими агентствами России, Европы и Канады о сотрудничестве в разработке элементов станции. В соответствии с соглашением российский и американский сегменты полностью используются РКА и NASA соответственно, а европейский и японский модули поделены между NASA (46,7%), ESA (51%) и NASDA (51%). На этапе сборки поровну поделили работы на борту станции между российскими и американскими космонавтами. При эксплуатации — российский экипаж из трех человек постоянно будет работать на своем сегменте, а время на американском сегменте для четырех астронавтов поделено: США — 76,6%, Япония — 12,8%, ESA — 8,3% и Канада — 2,3%. Российская сторона получила доступ к использованию 33% ресурсов МКС.
20 ноября 1998 г. был запущен первый элемент МКС — российский модуль «Заря». Этим стартом начался второй этап сборки самого большого сооружения в космосе. Вторая фаза состоит из 17 запусков некоторых элементов станции, а для завершения сборки всей МКС предстоит выполнить 43 запуска (без учета эксплуатационных полетов). После окончания строительства это будет огромное сооружение массой 470 т, длиной 109 м и шириной 88,4 м. Общие затраты предположительно составят 40 млрд. долларов. Слайд 19. 8 апреля 2008г. на Международную космическую станцию отправлен экипаж 17 основной экспедиции и 14 экспедиции посещения: 1. Волков Сергей Александрович — командир ТПК «Союз ТМА», командир МКС, космонавт-испытатель ЦПК им. Ю.А. Гагарина, подполковник ВВС. 2. Кононенко Олег Дмитриевич - бортинженер ТПК «Союз ТМА», бортинженер МКС, космонавт-испытатель РКК «Энергия» им. С.П. Королева. 3. Йи Сойон — участник космического полета ЭП МКС, гражданка Республики Корея. Слайд 20. Несмотря на то, что Вы еще учитесь в школе, Вы имеете реальную возможность принять участие в работе МКС. Российские школьники, в том числе и учащиеся нашей школы, участвуют в международной программе «Эксперимент в космосе». Эта программа предполагает организацию и проведение на орбите МКС экспериментов, разработанных ребятами. Если Вас интересуют вопросы космонавтики, астрономии, астрофизики, ракетостроения, то приглашаем Вас принять участие в работе экспериментальной площадке, которая работает в нашей школе. Заключение Данная лекция была представлена на школьной конференции в рамках городской экспериментальной площадки «Проектно-исследовательская деятельность в рамках международной программы «Эксперимент в космосе» как средство развития личности учащихся», посвященной Дню Космонавтики. Презентация вызвала неподдельный интерес учащихся к вопросам развития космонавтики, астрономии, астрофизики. Задавались вопросы по истории космонавтики, по проблемам современной космонавтики, по будущему освоения космоса. Многие ученики, заинтересовавшись этими вопросами, пожелали принять участие в работе городской экспериментальной площадки, функционирующей на базе нашей школы (ГОУ СОШ № 281 СВАО). Это подтверждает необходимость изучения этой темы в курсе физики 9 класса, а также как дополнительный материал при освещении вопросов, относящихся к истории космонавтики и освоения космоса в нашей стране. Список используемой литературы 1. Официальный сайт Московского городского дворца детского (юношеского) творчества. Отдел астрономии и космонавтики. http://astro.mgdtd.ru/. 2. Энциклопедия «Википедия» http://whttp://ru.wikipedia.org/. 3. Мембрана. Освоение космоса. http://www.membrana.ru/themes/space. 4. Официальный сайт Федерального космического агентства РОСКОСМОС http://www.federalspace.ru/index.asp. 5. Сайт «Все о космосе», Международная космическая станция http://www.spaceflights.ru/. 6. Сайт «Космические новости» http://www.news.cosmoport.com/. |
Урока «Части речи» (вводный урок) Программа Форма проведения урока: интеллектуально-познавательная игра с компьютерной поддержкой | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации материала с компьютерной поддержкой | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы; урок с компьютерной поддержкой | Уроков с компьютерной поддержкой проект №2 Тема: «Бейдж» ПК, его возможностями. В данном проекте есть место и компьютерному вводу, и извлечению информации в виде распечатки, и понятию о... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока технологии с компьютерной поддержкой во 2 классе по программе Е. А. Лутцевой | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... План-конспект урока физики с компьютерной поддержкой в 9-м классе (лабораторная работа) | ||
Контрольная работа №1 Тема контрольной работы №1 Базовые основы компьютерной Области применения компьютерной графики; технические средства компьютерной графики: мониторы, графические адаптеры | Урок изучения нового материала с использованием икт (урок с мультимедийной... Тема: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог | ||
Урок в 10-м классе. Тема: «Покорение Космоса. Космические войска» История развития географической науки и роль выдающих ученых в формировании системы географических знаний | Урок формирования знаний Конференция, урок-диспут, урок-лекция, урок-экскурсия,, урок-поиск, урок снежный ком и др | ||
Тема: «Выполнение упражнений №7,№8,№9» Примечание (урок разработан на основе индивидуальной версии компьютерной программы «соло на клавиатуре») | Лекция I и проблема языка и сознания лекция II 31 слово и его семантическое... Монография представляет собой изложение курса лекций, про* читанных автором на факультете психологии Московского государственного... | ||
Познавательно игровое путешествие «В мир космоса» Способствовать воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса | Урок №27 28 Тема Дискретное (цифровое) представление графической информации Цель урока: Формирование у обучающихся представления о видах компьютерной графики | ||
Урок с использованием икт в 5 классе. Тема урока: «Слова старики, или устаревшие слова» Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Контроль за усвоением материала проводится при помощи компьютерной программы «Семейный... | К. Д. Ушинский Всем памятны знаменитые строки, в которых И. С. Тургенев... «поддержкой и опорой» «во дни сомнений и тягостных раздумий о судьбах Родины». Эти слова могут быть отнесены и к российской культуре,... |