МРЦ на базе МОУ СОШ № 13 г. Ярославля
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ УРОКОВ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ
Проект № 2
Тема: «Бейдж» Через работу с проектом «Бейдж» учитель продолжает знакомить первоклассников с ПК, его возможностями. В данном проекте есть место и компьютерному вводу, и извлечению информации в виде распечатки, и понятию о создании информационного объекта. Также имеется практический результат применения компьютерных и некомпьютерных технологий в виде готовой карточки бейджа.
На уроках этого модуля не предполагается освоение всех операций по запуску компьютера. Компьютеры готовит учитель перед началом работы.
Цель проекта
| Изготовление и дальнейшее использование учащимися «бейджа» как средства информирования окружающих о своем имени и статусе
Формирование способов передачи информации с помощью средств ИКТ
| Что узнает учитель при проведении этого проекта
| Знают ли ученики буквы своего имени
Насколько спокойно и адекватно они относятся к освоению нового
Умеют ли ученики работать ножницами
| Метапредметные результаты
| Формирование базовых представлений об универсальности компьютера как информационного устройства
Овладение навыком ввода текста с клавиатуры
| Предметные результаты
| Формирование базовых представлений о вводе информации
Освоение одного из видов письма – клавиатурного письма
| Предметные результаты в области ИКТ
| Приобретение простейших технических навыков по подключению устройств
Приобретение навыков использования средств цифровой фиксации
| Мотивация и ценность для ребенка
| Умение печатать свое имя на клавиатуре компьютера
Основа для быстрейшего знакомства ребенка с учителями, с одноклассниками, другими участниками учебного процесса
Удовлетворение и радость от практического результата от применения компьютерных и некомпьютерных технологий в виде готовой карточки-бейджа
| Инструменты
| Компьютер, принтер
Закупленные оболочки для «бейджа» по количеству учащихся класса и для учителя
Ножницы для вырезания карточки
| Модели деятельности
| «1 ученик: 1 компьютер» - каждый практически выполняет все изучаемые операции
Компьютерный класс – 2 ученика по очереди выполняют последовательно действия
| Инструмент
| Текстовый редактор, являющийся основным инструментом курса
| Формы работы
| Фронтальная - подача учебного материала всему коллективу учеников
Индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
Групповая - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
| Возможные трудности
| Иногда даже не читающие дети знают, как пишется их имя, однако бывают дети, которые на момент поступления в школу не знают букв. В этом случае учитель должен быть готов «открыть ребенку секрет его имени», например, выложить на парте из карточек его имя. После этого учащийся сам или с помощью одноклассника (или другого взрослого) сможет набрать слово по образцу на клавиатуре компьютера.
| ЦОР
| «Мир информатики. 1 год обучения», раздел «Информация», темы: «Информация вокруг нас».
Единая коллекция ЦОР. http://school-collection.edu.ru
| Вклад каждого предмета в формирование ИКТ-компетентности в рамках данного проекта
1 неделя:
1урок. Литературное чтение
Тема: «Поиск информации»
| Деятельность
| учителя
| ученика
| Слушание
Среди представленных на ПК имен выбрать свое
| Просмотр фрагмента «Мир информатики. 1 год обучения», раздел «Информация», темы: «Информация вокруг нас».
Презентация учителя (см. в приложении материалы учителей МОУ СОШ № 13)
Работа со слайдом №1 из презентации «Бейдж» (Учитель предлагает слайд с информацией, где прописаны все имена учащихся класса и предлагает каждому учащемуся отыскать и показать своё имя)
| Каждый обучающийся ищет на мониторе своё имя, распознаёт другие имена
| 2 урок. Русский язык
Тема: «Техника безопасности при работе с ПК. Передача информации на ПК с помощью слов»
| Деятельность
| учителя
| ученика
| Техника безопасности при работе с ПК
Напечатать своё имя по образцу
| Общее обсуждение-игра, в ходе которой выясняется:
- насколько дети запомнили имена друг друга
-есть ли в классе дети с одинаковыми именами или фамилиями
| Выбрать из предложенных учителем имён своё имя (объект WordArt) и перенести в заготовленную учителем рамочку для «бейджа»
| 3 урок. ИЗО
Тема: «Создание графических работ средствами ИКТ»
| Деятельность
| учителя
| ученика
| Изменение цвета объекта: работа с графическим инструментом «Заливка» в текстовом редакторе.
| Беседа: «Значение цвета»
Белый — ответственный и торжественный цвет.
Желтый цвет — символ света и солнца.
Зеленый — означает спокойствие и мир.
Красный — означает жизнь, свободу, торжество.
Оранжевый цвет символизирует силу, счастье и праздник.
Светло-голубой — это цвет веры и надежды.
Фиолетовый цвет — торжественный, знак дружбы.
Черный — это цвет печали и т.п.
| Выбор фона карточки, использование инструмента «Заливка».
|
2 неделя:
4 урок. Технология (Если есть резерв времени в технологии, то весь урок)
Тема: «Фиксация информации о себе средствами ИКТ»
| Деятельность
| учителя
| ученика
| Набор имени и фамилии в текстовом редакторе
Распечатка на принтере
Создание карточки-бейджа каждым учащимся
| Презентация учителя «Бейдж» (продолжение)
Беседа по слайдам:
-Для каких целей и где используется «бейдж»?
- Значение «бейджа» для школьников, первоклассников?
| Каждый учащийся самостоятельно набирает на ПК свое имя, глядя на образец.
| Организация практической работы по изготовлению «бейджа». Учитель должен заранее подготовить:
компьютерную заготовку для распечатки на принтере карточку-бейдж (шаблон заготовки есть в презентации)
Пластиковую оболочку по количеству учащихся + оболочка для учителя
| Демонстрация учителем распечатки на принтере карточек (Интересно распечатывать «бейджи» на цветном принтере, видя картину выбранного цвета обучающимися)
| ! Размер надписи на «бейдже» должен быть максимально возможным
| Учащиеся выстригают карточку и вставляют в оболочку
| 5 урок. Окружающий мир
Тема: «Знакомство с источниками информации»
| Деятельность
| учителя
| ученика
| Использование клавиатурного тренажёра
| Беседа учителя «Как мы получаем информацию»
( Можно использовать «Мир информатики. 1 год обучения», раздел «Информация», тема: «Как мы получаем информацию») В первом классе восемь Тань!
Это прямо наказание.
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня.
Если скажут: - Таня, встань...
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в девочках
-Как выйти из такой ситуации?
-Для чего людям нужны фамилии?
| Прочитать с ПК имена и фамилии других детей, объединиться в группы по цвету карточки, назвать всех детей своей группы
Работа на клавиатурном тренажере
| 6 урок. Математика
Тема: «Передача информации на ПК с помощью цифр»
| Деятельность
| учителя
| ученика
| Закрепление навыка ввода цифр на ПК
| Повторение знаний о вводе цифр
(вспомнить два варианта)
1 вид:
2 вид:
| Напечатать цифры с клавиатуры, которые являются ответами на вопросы учителя.
Ставить пробел между цифрами.
|
| Вопросы:
-Сколько учащихся в классе?
-Сколько девочек по имени …?
-Сколько мальчиков с именем…?
-Сколько человек сидит на среднем ряду?
-Сколько человек отсутствует? и т.д.
| Завершение проекта. Учитель договаривается с детьми, что они будут надевать «бейджи» каждый день, так как им предстоит запомнить друг друга и познакомиться с большим количеством новых людей |