"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее"





Скачать 73.63 Kb.
Название"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее"
Дата публикации14.07.2014
Размер73.63 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Урок русского языка + чтение с применением РКМЧП

Место проведения: МОУСОШ №2

Участники: 4 класс

Время проведения: 18 марта 2008г.

Учитель начальных классов Р.В. Раитина

Отведенное время: 90 минут
Тема:
"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее"

Цель: учащиеся задумаются о роли матери в жизни человека.

Задачи:

- Учащиеся познакомятся с содержанием рассказа И. Пенькина “Корабль-

туча”;

- Проанализируют текст, сопоставляя свое отношение к прочитанному;

- Сформируют свое отношение к маме, к женщине, к родине.

Оценка:

- Направленное чтение, пятистишия-характеристики;

- Многоуровневые вопросы (простые и сложные);

- Составят письмо маме, размышляя о своем будущем.

Материалы к уроку:

распечатанный текст рассказа Ив. Пенькина “Корабль-туча”, лист ватмана, фломастеры, разноцветные заготовки, клей, двойные листы.

Ход занятия.

1. Побуждение интереса к учению. (5 минут)

Давайте поговорим о самой сокровенной мечте. На голубых листочках -“волнах” каждый напишите свое имя и кем мечтаете стать в будущем.

( Дети пишут на голубых “волнах” свое имя и название будущей профессии).

Первый и последний учащийся в классе (22 человека) помогают учителю приклеивать “волны” вниз листа ватмана, прикрепленного к доске, после озвученного желания. Выслушиваются абсолютно все учащиеся.

- Напоминает это волны?

Наша жизнь - плавание в огромном необозримом море. Научиться хорошо плавать в этом жизненном море, выйти победителем в борьбе со стихией поможет необходимая подготовка уже сейчас. Но, отправляясь в дальнее плавание, всегда нужно помнить свою родину и самых близких, родных людей: папу, маму, учителей, воспитавших тебя.

Хотите прочесть о мальчике, мечтавшем стать капитаном, каким был его отец?

Как он готовился к осуществлению своей мечты?

II. Поиск ответов на поставленные вопросы.

1. Чтение I части. (10 минут)

Эй, пострел, готов ли ты к далекому плаванью? Не позабыл оставить частицу своей души в родной стороне? Смотри же, а то придется тебе пересаживаться на корабль-тучу! О-о! Да ты, оказывается, еще ничего не знаешь о корабле-туче?
2

Тогда садись и слушай, пока еще не вышел в открытое море. Об этом нужно знать, прежде чем выучишь первое морское слово.
- Как вы думаете, о чем будет рассказ?

2. Чтение II части. (20 минут)

Так вот, когда-то, очень давно, в одном портовом городишке жила бедная женщина с таким же малолетним сыном, как ты. Ничего не успел оставить ей для памяти перед смертью муж, кроме единственной дощечки – осколка от корабля, на котором было выцарапано: “Милая Маша, вот и опять у русских берегов установился покой. Последний пират уходит за горизонт. Если мой корабль придет без меня, ты не пугайся. Я очень тяжело ранен. Расти сына. И как вырастет, не забудь мой мундир надеть на него. Навсегда твой муж, но теперь уже бывший капитан “Доброй надежды”. Прощайте”. Сын часто читал эти слова и никак не мог дождаться дня, когда мать наденет на него отцовский мундир. Мать прекрасно знала, о чем мечтает ее сын, но однажды все-таки подозвала его к себе и спросила: “Кем ты хочешь быть?” Мальчику стало даже смешно. “Конечно, капитаном”, - ответил он. Мальчик хорошо помнил своего отца, и ему очень нравилось, как красиво одевался тот. Как-то раз, в отсутствии матери, надев на себя отцовский мундир, мальчик чуть не захлебнулся от счастья, хотя мундир на нем еще висел мешком.

- Капитаном, - снова проговорил сын.

- Хорошо, - сказала мать и на второй день положила перед ним стопку новеньких книг, а перед собой вывалила из брезентового мешка целую груду грязного офицерского белья. И с этих пор мальчик с книгами занял место у стола. А мать – у корыта. Пока мальчик учился, он был с матерью очень ласков. Но когда окончил ученье, надел на свои плечи отцовский мундир, стал стесняться выходить с ней на люди. Пока он рос и хорошел, она ведь старела, а непосильная работа стала клонить ее к земле. Он не говорил об этом матери открыто, а она не могла не видеть перемены в сыне. Но матери многое прощают своим детям. Когда опять началась война, мать последний кусок принесла сыну на корабль, провожая его в море. Ведь как ни хороши харчи на кораблях, материнский кусок всегда бывает слаще. Вышел сын в открытое море и пропал. Будто в море канул. Ждет его мать год. Ждет десять. Матросские матери не перестают ждать своих детей. Даже погибших. Как только справится мать со своей работой, сейчас же приходит на берег моря и смотрит вдаль до тех пор, пока солнце в ее глазах становится черным.

- Расскажите о героях, составляя их краткие характеристики, опираясь только на материал 2 части.

1-2 группы об отце,

3-4 группы о матери,

5-6 группы о сыне

Отец

заботливый, отважный

любит, прощается, наказывает

бывший капитан “Доброй надежды”

Патриот!


3

Сын

самолюбивый, упорный

читает, примеряет, учится

мечтает стать капитаном корабля

Неблагодарность!

Мать

заботливая, любящая

стирала, старела, ждала

работа клонит к земле

Любовь!

3. Чтение III части. (20 минут)
В один прекрасный день в бухту вошел красивый корабль под алыми парусами.

На этом корабле все вещи сверкали золотом. Якорные цепи и даже сами якоря были золотыми. Люди еще никогда не видели такого корабля. Все жители этого городка, от мала до велика, высыпали на берег моря. И вдруг неожиданно для всех с мостика корабля прозвучала команда:

- Снести этот город с лица земли и не оставить здесь ни единой души!

Ударили корабельные пушки, и били они до тех пор, пока все дома не сровнялись с землей, и не стало слышно человеческого голоса. Тогда корабль причалил к берегу, и седой, с ястребиным носом адмирал повесил на шею капитана большой бриллиантовый крест. А в это время из-под развалин домика, стоявшего у самого берега, вышла сгорбленная старушка и стала карабкаться по трапу на корабль, навстречу капитану с адмиралом, которые собирались сходить на берег.

- Куда тебя несет, старая черепаха? – заорали на нее матросы.

- Я хочу спросить у капитана, есть ли у него мать, - ответила старуха.

Капитан, узнав в старухе свою мать, сначала смутился, а потом, справившись с собой, закричал на матросов:

- Кто вам разрешил подпускать к кораблю всяких старух? Нет у меня никакой матери!
Какие вопросы возникли у вас при чтении III части текста?

- Почему все жители города вышли на берег моря?

- В чем необычность корабля?

- С какой целью капитан собирается “снести город с лица земли, не оставить здесь ни единой души”? Ради чего?
Можно свою мечту воплотить в реальность, можно стать капитаном корабля. Но отец был капитаном “Доброй надежды”, погиб, защищая город от пиратов. Сын - капитан золотого корабля стал пиратом: за деньги, золото, за “бриллиантовый крест”. Отдает команду разрушить город, который защищал когда-то его отец, в котором живет забытая им мать, вырастившая и воспитавшая этого рослого “отважного”, “смелого” и “красивого” капитана. Адмирал, седой, с ястребиным носом, одобряя действия пирата, награждает капитана большим бриллиантовым крестом за разрушение города, за предательство Родины, за забвение матери. Сколько бы ни было богатства (золото, деньги, бриллианты и т.д.) его всегда мало.
4

Но чего-то самого необходимого нет ни у капитана, ни у безжалостного, жестокосердного адмирала. Сгорбленная старушка и обращается к ним: “Я хочу спросить у капитана, есть ли у него мать?” К нашему ужасу, капитан, узнав в старухе свою мать, отрекается от нее: “Нет у меня никакой матери!”

- Как вы думаете, можно ли так закончить рассказ?

- Что может произойти дальше?

(Выслушиваются по группам все варианты окончания рассказа.)

4. Чтение IV части. (15 минут)

- А если у тебя нет матери, - сказала старуха, - значит, нет у тебя родины, а если нет родины, тогда не место тебе не только на земле, но и на море. Блуждающим людям – судьба блуждающих туч. Только она успела проговорить так, как корабль стал подниматься к небу и превращаться в тучу.

- Мама, мама! – закричал капитан, но уже было поздно. Ветер подхватил тучу и понес куда-то. С тех пор эта туча бродит по свету. Другие тучи хоть дождем выпадают на землю, а эта носится от одного края неба до другого с опущенными якорями, тщетно надеясь зацепиться хоть за что-нибудь на земле.
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

- Как мы назовем свой корабль, отправляясь в плавание по морю жизни, “Добрая надежда” или “Золотой”?

- Какие слова напишем девизом на парусах?

(Уважение, благодарность, забота, долг, память, любовь, патриотизм)

III. Рефлексия.

1. Письмо маме. Каким я представляю свое будущее? (15 минут)

2. Учащиеся в группах перечитывают все работы.

3. Работа, признанная лучшей, зачитывается на “авторском стуле” перед всем

классом.

Примеры писем:

“Милая мамочка! Я очень хочу, чтобы в будущем мы жили хорошо. Для этого я постараюсь хорошо учиться, окончить школу, поступить в институт, чтобы получить престижную работу. Я очень благодарен тебе за твою заботу. Еще я очень люблю свою Родину и ни за что не стану разрушать ее. Мама, я тебя очень люблю! Когда я вырасту, стану работать адвокатом, защищая права людей, я буду заботиться о тебе, чтобы вся семья была счастливой”.
“Здравствуй, милая мамочка! Я вижу себя в будущем футболистом, потому что очень люблю этот вид спорта, и уже выступал на соревнованиях за честь школы. Когда вырасту и устроюсь на работу, я буду заботиться о тебе. Один человек, который так меня любит, - это ты, моя добрая, нежная мамочка! Но еще я благодарен стране, которая дает мне возможность осуществить свою мечту. Я никогда не предам ни семью, ни город, ни страну, потому что девизом своей жизни я избрал слова “Уважение и патриотизм”. До свидания, любимая мамочка!”
5

Заключительное слово. (5 минут)

Разрешите поблагодарить всех за участие в разговоре. Каждый доверительно поделился своей мечтой. Представляя себя капитаном, ведущим корабль по огромному безбрежному морю жизни, написал требования к себе на корабельных парусах, выбирая самые главные слова для девиза – конечной цели, называясь капитаном “Доброй надежды”. Все определились в главном: сколько бы ни было богатства (золота, денег, бриллиантов), его всегда мало, оно не приносит счастья. Еще раз, задумываясь над ценностями жизни, сделали потрясающие выводы. Главное в жизни – это знать, что ты, твой труд кому-то жизненно необходим, что мать будет ждать даже погибших детей, “пока солнце в ее глазах не становится черным”. Никогда нельзя забывать маму и родную землю, чтобы не уподобляться судьбе блуждающих туч. Мечтайте, творите, дерзайте, помните! Пусть вам сопутствует удача!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее\" iconАхмед Ерикеев
Я часто задаю себе вопрос: счастливый ли я человек? У меня замечательная семья. У меня любимая работа. Работа? Да нет же, школа –...
\"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие...
\"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее\" iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках руссого языка
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии...
\"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее\" iconЧто такое будущее?
Люди всегда пытались предугадать и предсказать свое будущее. Иногда их предсказания сбывались, иногда нет, но всегда казалось, что...
\"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее\" iconКак сделать урок интересным, запоминающимся?
Уроки максимально интересно, а для этого необходимо мысленно поставить себя на место обучаемого и представить себе, каким образом...
\"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее\" iconРаджа-йога
Я. Кроме того, им объясняют, каким образом они могут отделаться от ошибочного и несовершенного знания о себе самих
\"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я представляю его почему-то таким, каким его изобразил художник С. Бондар: продолговатое лицо с добрыми, но грустными глазами, задумчиво...
\"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее\" iconSection Philology (Foreign Languages)
А, услышав песню “mummy blue” сразу представляешь себе маму удивительного синего цвета. Тогда как на самом деле мы читали о ревности...
\"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее\" iconЧастные вопросы: Где в природе встречается пирамидальная форма?
Цель: установить, каким образом пирамида находит свое применение в современном мире
\"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее\" iconРазвёрнутая пояснительная записка к программе
Будущее, как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением. От того, каким будет молодое поколение, зависит благополучие...
\"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее\" iconЗнать о себе, кто ты ключ к улучшению жизни и здоровья Мари Э. Хелм,...
Министерства образования и науки РФ от 30 сентября 2005 г. №1938 на основе требований Государственного образовательного стандарта...
\"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее\" iconЧленом Союза молодёжи может стать любой желающий в возрасте от 11 до 17 лет
Будущее нашей Родины станет таким, каким его сделают сегодняшние члены Союза Молодёжи, наши младшие «Почемучки»
\"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«как прошел день». Нет, только не подумайте, что мы с ним совсем чужие люди – наоборот. Мы друг друга очень любим, и я просто не...
\"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Эти воспоминания, свои размышления о жизни и о себе я посвящаю в первую очередь маме, подарившей мне этот огромный мир, и Литературной...
\"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее\" iconДомашнее задание
Но каким бы оно ни было, утро вселяет в человека самые радужные, светлые надежды. Каждое утро – это что-то новое, неразгаданное,...
\"Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее\" iconПодлежащее, сказуемое
Но каким бы оно ни было, утро вселяет в человека самые радужные, светлые надежды. Каждое утро – это что-то новое, неразгаданное,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск