Муниципальный проект
по работе с молодыми специалистами и педагогическими работниками образовательных организаций, осуществляющих наставничество
2012-2015 г.г. Аннотация Легко правильно следовать за тем,
кто правильно идет впереди.
Я. А. Коменский
На начальном этапе «вхождения в профессию» молодому учителю совершенно необходим успех. Данный проект поможет начинающим педагогам почувствовать себя значимыми, авторитетными, востребованными в профессии людьми. И учителям-наставникам, и руководителям ОУ он призван помочь смоделировать и реализовать такие ситуации, в которых каждый молодой педагог почувствует себя успешным. Основание для разработки и реализации проекта: областная целевая программа «Закрепление молодых специалистов в образовательных учреждениях Костромской области на период 2011-2015 годы».
Заказчик проекта: отдел образования администрации Чухломского муниципального района.
Организатор проекта: МКУ «Методический центр», районный Координационный совет по работе с молодыми специалистами и педагогами, осуществляющими функцию наставника.
Цель проекта: активация и систематизация процесса педагогического наставничества в образовательных учреждениях Чухломского муниципального района; создание условий для профессионального становления молодых специалистов района.
Задачи проекта:
Создать условия для эффективного функционирования деятельности в образовательных организациях по организации наставничества;
Сформировать единую муниципальную базу «Молодые специалисты» и «Педагогические наставники»;
Обеспечить информационное и методическое сопровождение деятельности молодых специалистов и педагогов – наставников района;
Привлекать молодых педагогов и наставников к участию молодых педагогов района и наставников в педагогических конкурсах, повышении квалификации.
Участники проекта: молодые специалисты, педагоги – наставники, образовательные организации, осуществляющие наставничество.
Сроки реализации проекта: 1-5 лет
Этапы работы:
При управлении процессом профессионального становления молодого учителя целесообразна следующая этапность работы:
1 этап Адаптационный (первый год работы молодого специалиста)
2 этап Основной \проектировочный (2 - 4 год работы)
3 этап Контрольно-оценочный (5 год) Основное содержание деятельности (Таблица 1)
Таблица 1. Перспективный план работы по оказанию помощи молодым специалистам
Чухломского муниципального района в профессиональном становлении на 5 лет
Срок
| Организаторы работы
| Средства,
методы
| Предполагаемый результат работы
| 1 этап Адаптационный
Цель: Определение круга обязанностей и полномочий субъектов, выявление недостатков в умениях и навыках молодых специалистов для выработки программы адаптации.
| Первый
год работы
молодого специалиста
| ОУ
| Организация наставничества в ОУ.
Выявление трудностей МС;
Посещение уроков/занятий молодого педагога, организация их самоанализа; стимулирование всех форм самостоятельности, активности в образовательном процессе; формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной профессии.
Координирование администрацией ОУ деятельности педагогов-наставников по работе с МС
Методы: репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа и др..
| разработана и реализуется адаптационная программа \план профессионального становления молодого специалиста;
сформированы профессионально-значимые качества МС.
| МКУ «Методический центр»
| Организация муниципального сетевого взаимодействия с МС и педагогами - наставниками.
Индивидуальные консультации
Анкетирование, тестирование
Разработка и размещение публикаций, методических рекомендаций, советов для МС от опытных педагогов района, наставников, специалистов МКУ «МЦ»
| Проведены все мероприятия с учётом потребностей и затруднений МС;
повысился профессиональный уровень педагогов
| 2 этап Основной \проектировочный
Цель: Разработка и реализация программы адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, оказание помощи в выстраивании собственной программы самосовершенствования, включение молодого специалиста в процессы самоорганизации, саморазвития и самопроектирования.
| Второй, третий и четвёртый год работы молодого специалиста
| ОУ
| Организация работы МС над самообразованием, организация методических дней с участием МС,
создание и пополнение портфолио МС. Организация открытых уроков, мастер – классов для МС, включение МС в конкурсы, прохождение КПК, аттестации.
мониторинг качества знаний учащихся у молодых учителей.
| Сформированы потребности молодых специалистов в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании умений, полученных в ВУЗе, СУЗе. Повышение качества знаний учащихся учителей - молодых специалистов.
| МКУ «Методический центр»
| Организация муниципального сетевого взаимодействия с МС и педагогами - наставниками,
Организация и проведение муниципальных мероприятий в рамках Школы молодого педагога.
Организация и проведение заседаний, семинаров, круглых столов по вопросам организации системы наставничества в Чухломском муниципальном районе,
Организация и проведение муниципальных методических дней;
организация и проведение муниципального конкурса «Молодой специалист года»;
организация и проведение муниципальных этапов региональных конкурсов (номинация «Педагогический дебют)
Мониторинговая деятельность по организации педагогического наставничества в Чухломском муниципальном районе;
Организация участия МС и наставников в КПК.
| Готовность МС
к участию в педагогических конкурсах;
прохождению аттестации
курсов ПК,
обмену опытом работы.
| 3 этап Контрольно-оценочный
Цель: Проверка уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
| Пятый год работы молодого специалиста
| ОУ
| Выявление и поддержка достижении МС и наставников
| Сформировать у молодого учителя способность и стремление к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием
повысился профессиональный уровень педагогов с учётом их потребностей, затруднений, достижений.
| МКУ «Методический центр»
| организация и проведение муниципальных конкурсов; открытые занятия \ уроки \ мероприятия МС и наставников презентация опыта
| У молодых специалистов сформированы коммуникативных умений
Формирование и совершенствование конструктивно-проектировочных умений
Совершенствование диагностических умений
Совершенствование общих умений по контролю и оценке успешности деятельности
Совершенствование умений по организации экспериментальной работы
Внедрение новаций в учебный процесс
Разработка индивидуальных программ
повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении
развивать творческий потенциал молодых педагогов, мотивировать их участие в инновационной деятельности
|
Ожидаемый результат работы по организации наставничества: В первый год работы каждым молодым специалистом успешно пройден адаптационный период, сформированы необходимые для работы профессионально значимые качества. Второй, третий и четвёртый год работы молодого педагога
У молодых педагогов сформирована потребность в систематическом проектировании профессионального роста, успешно реализуется план работы по самообразованию молодого педагога, самосовершенствованы знания, полученные в высшем/среднем профессиональном образовательном учреждении; молодые специалисты на третьем (четвёртом) году работы успешно проходят аттестационные испытания, проходят курсы повышения квалификации, активно участвуют в муниципальных мероприятиях, педагогических конкурсах. Пятый год работы молодого педагога
У молодых педагогов сформированы способности и стремление к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, умеют самостоятельно управлять своим профессиональным развитием; показывают хорошие результаты работы по всем направлениям деятельности.
Рассмотрен и одобрен
на муниципальном методическом совете
19.09.2013 г
| «Утверждаю»
зам. зав. МКУ «Методический центр»
С.А. Бровина
|
План по работе с молодыми специалистами и педагогическими работниками образовательных организаций, осуществляющих наставничество
на 2013-2014 учебный год
Формы работы
| Сроки
| Участники
| Ответственные
| Заседания муниципального координационного Совета по работе с молодыми специалистами и педагогами, осуществляющими наставничество
(очная форма работы)
| Сентябрь 2013 г.
Май 2014 г.
| Педагогические работники ОУ района, входящие в состав РКС
| Муниципальная методическая служба
| Заседания Совета Молодых Специалистов
(сетевая и очная форма работы)
| В течение учебного года
| Молодые специалисты
| Образовательные организации (работа на местах)
ММС
| Школа
Молодого специалиста
(сетевая и очная форма работы)
| В течение учебного года
| Молодые специалисты
| Образовательные организации (работа на местах)
ММС
| Организация и проведение заседаний, семинаров, круглых столов по вопросам организации системы наставничества в Чухломском муниципальном районе (сетевая и очная форма работы)
| В течение учебного года
| Руководители ОУ,
педагоги – наставники.
| | Мониторинговая деятельность по организации педагогического наставничества
| В течение учебного года
| Молодые специалисты,
педагоги - наставники
| Образовательные организации (работа на местах)
ММС
| Открытые уроки \ занятия молодых специалистов и педагогов - наставников
| В течение учебного года
| Молодые специалисты,
педагоги - наставники
| Образовательные организации (работа на местах)
ММС
| Организация участия МС и наставников в КПК
| В течение учебного года
| Молодые специалисты,
педагоги - наставники
| | Организация и проведение муниципальных методических дней с привлечением молодых специалистов и наставников
| В течение учебного года
| Молодые специалисты,
педагоги - наставники
| Образовательные организации (работа на местах)
ММС
| Участие молодых специалистов и педагогов – наставников в конкурсной системе
| В течение учебного года
| Молодые специалисты,
педагоги - наставники
| Образовательные организации (работа на местах)
ММС
|
|