Темы Вашего учебного проекта





Скачать 168.23 Kb.
НазваниеТемы Вашего учебного проекта
Дата публикации15.04.2015
Размер168.23 Kb.
ТипКраткое содержание
100-bal.ru > Литература > Краткое содержание
Визитная карточка проекта

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Жарикова Ольга Владимировна

Регион

Пензенская область

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

г. Пенза

Номер и/или название школы/ОУ

МОУ лингвистическая гимназия № 6 г. Пензы

Описание проекта

Название темы Вашего учебного проекта

«Что в имени тебе моём?..»

Краткое содержание проекта

Данный проект направлен на изучение личных имён учащихся гимназии и выявление основных тенденций развития русского именника на современном этапе.

В начале работы учащиеся были разделены на несколько групп: лингвисты, занимающиеся лингвистической стороной проблемы (происхождение и толкование личных имён), историки, выявляющие интересные исторические факты, связанные с жизнью того или иного имени, а также исторических деятелей-носителей имён, социологи, осуществляющие анкетирование учащихся и статистические подсчёты с целью выявления самых популярных и самых редких имён гимназистов. В ходе работы над проектом члены каждой группы работали с различной литературой и интернет-ресурсами, отбирали необходимый материал, составляли вопросы анкет, готовили презентации и доклады. Работа над проектом способствовала развитию интереса учащихся к языку и истории, формированию необходимых умений и навыков исследовательской работы.

Предмет(ы)

Русский язык и история

Класс(-ы)

7 – 8 классы

Приблизительная продолжительность проекта

2 триместра (6 месяцев)

Основа проекта

Образовательные стандарты

Русский язык

Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения;

  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

РУССКИЙ ЯЗЫК В ШКОЛЕ
С РУССКИМ (РОДНЫМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ


КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной (рассказ, беседа, спор) речи.

Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом.

Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения.

Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.

Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета.

языковая и Лингвистическая
(языковедческая) компетенции


Общие сведения о языке

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет.

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.

Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Система языка

Фонетика и орфоэпия

Нормы произношения слов.

Лексика и фразеология

Исконно русские и заимствованные слова.

Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов.

Морфология

Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Прописная и строчная буквы.

КУЛЬТуРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Отражение в языке культуры и истории народа.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать

  • сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; текст, его функционально-смысловые типы;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка;

уметь

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • адекватно понимать информацию;

  • читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

  • свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).


История Изучение истории в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участию в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к представителям других народов и стран.



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

История Древнего мира

Мир человека древности в зеркале мифов и легенд.

Культурное наследие Древней Греции.

Древний Рим. Легенды и верования римлян. Культурное наследие Древнего Рима.

История Средних веков

Варварские королевства. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства.

Культурное наследие Средневековья.

История Нового времени

Культурное наследие Нового времени.

Новейшая история и современность

Культурное наследие ХХ в.

ИСТОРИЯ РОССИИ

Народы и государства на территории нашей страны
в древности


Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.

Русь в IX - начале XII в.

Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Князь и дружина. Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.

Русские земли и княжества в XII - середине XV в.

Удельные князья. Александр Невский. Иван Калита. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.

Российское государство во второй половине XV - XVII в.

Иван III.

Иван IV Грозный.

К.Минин. Д.Пожарский.

Россия при первых Романовых. Степан Разин.

Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.

Андрей Рублев. Литература. Книгопечатание. Иван Федоров.

Россия в XVIII – середине XIX вв.

Петр I.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Е.И. Пугачев. А.В. Суворов. Н.П. Румянцев. Ф.Ф. Ушаков.

Александр I. М.И. Кутузов.

Николай I.

Россия во второй половине XIX – начале ХХ вв.

Александр II. Александр III.

Николай II.

Советская Россия – СССР в 1917-1991 гг.

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И. Ленин. И.В. Сталин.

Г.К. Жуков.

Перестройка. М.С.Горбачев.

Современная Россия

Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н. Ельцин.

В.В. Путин.

В результате изучения истории ученик должен

знать

основные виды исторических источников;

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; уметь

  • работать с историческим источником;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов;

  • анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; группировать исторические явления и события по заданному признаку);

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • сравнивать события и явления прошлого и настоящего;

  • высказывать свое отношение к событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте человечества.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся смогут:

- объяснить законы развития языка в связи с этапами исторического развития общества;

- объяснять взаимосвязь учебных предметов (русского языка и истории);

- демонстрировать знание этапов организации учебного исследования;

- использовать информационные технологии для поиска информации и оформления результатов исследования;

- анализировать и сравнивать исторический и лингвистический материал;

- работать в группе.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Имя делает человека или человек – имя?

Проблемные вопросы учебной темы

Чем определяется популярность (непопулярность) тех или иных личных имён на определённых этапах развития общества? Как исторические события влияют на именник?

Что имя может рассказать о человеке? Влияет ли личное имя на характер и судьбу человека?

Какие изменения претерпел именник учащихся гимназии за последние годы?

Учебные вопросы

Чем определяется выбор личного имени?

Из каких языков пришло большинство личных имён? Какие изменения они претерпели в ходе адаптации в языке?

Каковы правила орфографического и орфоэпического оформления личных имён?

Какие имена наиболее популярны у исторических деятелей России?


План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Вводная беседа, вводное анкетирование и оценка ответов учащихся на вопросы анкеты

Промежуточное оценивание и обсуждение предварительных результатов работы каждой группы

Доклады, буклеты, презентации учащихся

Описание методов оценивания

В ходе вводной беседы с учащимися оценивается уровень языковой подготовки и владения соответствующей терминологией по теме проекта (ономастика, антропоним, именник и т.д.), а также исторический кругозор учащихся. Анкетирование учащихся призвано выявить круг вопросов, наиболее интересных для исследовательской работы, и в соответствии с интересами определить принципы деления учащихся на группы для работы над проектом: лингвисты, историки и социологи.

Учитель разрабатывает с учащимися план работы над проектом, знакомит их с критериями оценивания исследовательской деятельности. Критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, доклад) также обсуждаются с учащимися в начале проекта. На всем протяжении проекта критерии используются для организации контроля со стороны учителя и самоконтроля в группах.

В ходе работы учащихся по группам предусмотрено текущее оценивание промежуточных результатов исследовательской деятельности групп (оценка анкет и кроссвордов, составленных учащимися, оценка собранного материала, таблиц с результатами обработки данных). Для самоконтроля и корректировки своей деятельности учащиеся могут использовать самооценку качества проведённого исследования. Критерии оценки исследования и критерии оценки работы в группе направлены на развитие у учеников умений 21-го века: самоуправления, самоорганизации и сотрудничества, поиска и решения проблем.

По завершении работы над проектом учащиеся представляют результаты исследовательской работы в классе (презентации, доклады). Возможен выход на научно-практическую конференцию, а также публикации ученических работ в гимназическом сборнике «Первые шаги в науку».

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

- Знание базовых понятий курса русского языка и истории по теме проекта;

- умение обрабатывать числовую и статистическую информацию на компьютере;

- умение работать с различными источниками информации;

- навыки поиска информации в Интернет;

- навыки подготовки и проведения компьютерных презентаций.

- развитие умений 21 века: ответственности и адаптивности, коммуникативных умений, креативности и любознательности, критического и системного мышления, информационной и медиаграмотности, межличностного взаимодействия и сотрудничества, постановки и решения проблем, направленности на саморазвитие и социальной ответственности.

Учебные мероприятия

На первом установочном занятии учитель с помощью своей презентации организует групповое обсуждение темы проекта. Проводится вводное анкетирование с целью определить основные направления работы. Затем учащимся предлагается разделиться на 3 группы, каждая из которых будет исследовать один из аспектов проблемы: лингвистический, исторический и социологический. Перед каждой группой ставится цель исследования, сформулированная проблемными вопросами. Далее происходит обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросы защиты авторских прав, предстоящих исследований, разрабатывается план действия каждой группы. Возможно также провести родительское собрание, с тем чтобы обеспечить поддержку родителей, объяснить им смысл участия их детей в проекте.

Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся организуется по индивидуальному плану, составленному тематической группой при помощи учителя. Лингвисты занимаются вопросами происхождения личных имён, их значения и жизни в языке. Историки изучают исторический аспект темы, собирают и анализируют материалы по личным именам известных исторических деятелей, составляют кроссворды. Социологи разрабатывают анкеты для учащихся гимназии, работают с документами (журналы, личные дела, архивные материалы), составляют рейтинги популярности имён гимназистов.

В ходе работы над проектом проводятся консультации с участниками всех групп, даются рекомендации по систематизации и обработке собранного материала. Проводятся учебные дискуссии по проблемным вопросам проекта.

По окончании работы учащиеся представляют результаты своей работы в виде презентаций, буклетов и докладов. Учащиеся оценивают выступления групп в соответствии с критериями оценки исследований. Наиболее интересные материалы обрабатываются для публикации в гимназических сборниках.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Групповая работа позволяет учащимся попробовать себя в различных ролях внутри группы и внести свой вклад в итоговую работу в соответствии со склонностями и интересами: анализ документов, поиск информации в Интернет, создание компьютерных презентаций.

Одаренный ученик

Наиболее сильные учащиеся в каждой из групп работают над проблемными вопросами проекта и представлением результатов работы группы. Они могут также провести дополнительные самостоятельные исследования в рамках проекта.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование

Компьютер, сканер, принтер, фотокамера, проектор, сеть Интернет

Технологии – программное обеспечение

Базы данных, электронные таблицы; электронные энциклопедии; программы обработки изображений; веб-браузер; мультимедийные программы; текстовый редактор

Материалы на печатной основе

Ведина Т. Ф.. Словарь личных имен. М.: Аст, 1999.

Глазьев В. Н. Воронежская антропонимия XVII века как исторический источник // Исторические записки. Воронеж, 1996, вып.1.

Горбаневский М.В. Иван да Марья. М, Русский язык, 1984.

Имена и именины. Сост. Л. М. Акентьева. ЦЭРИС, Новосибирск, 1994.

Калакуцкая Л. П. Фамилии. Имена. Отчества: Написание и склонение. М.: Толк, 1994. — 100 с.

Ковалев Г. Ф. Е. А. Болховитинов — отец российской антропонимики // Евфимий Алексеевич Болховитинов и его творческое наследие. Воронеж, 1992.

Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в 10-16 вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. — М.: Индрик, 2006. — 1000 с.

Никонов В.А. Имя и общество. М., Наука, 1974.

Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. М., Русский язык, 1980.

Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий. М., Просвещение, 1981.
Сафаралиева Э. Я. Как тебя зовут? — Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1987.

Сафаралиева Э. Я. Как тебя зовут? Изд-е 2-е, переработанное и дополненное. — Махачкала, Дагестанское книжное издательство, 1994.

Системы личных имен у народов мира. М., 1986.

Стрыгин В. А. Антропонимика в «Переписной книге Воронежского уезда 1646 года» // Край Воронежский. Воронеж, 1999, вып.3.

Суслова А.В, Суперанская А. В. О русских именах. Лениздат, 1991. — 220 с.

Суперанская А. В. Словарь русских личных имен. М., 1998.

Суперанская А. В. Ваше имя? Рассказы об именах разных народов. — М.: Армада-Пресс. 2001. — 254 с.

Супрун В. И. Имена и именины. — Волгоград: Комитет по печати и информации, 1997. — 176 с.

Тороп Ф. Популярная энциклопедия русских православных имен. М., 1999.

Успенский Л. В. Ты и твоё имя. Имя дома твоего. — Л.: Детская литература, 1972. — 573 с.


Другие принадлежности

Канцелярские принадлежности, флешпамять, СD диски

Интернет-ресурсы

http://bayda-site.ucoz.ru/publ/12-1-0-60

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/ANTROPONIMIKA.html?page=0,1

http://ru.wikipedia.org/wiki/Антропонимика

http://www.nazovite.ru/russkie/

http://vmeste.aspu.ru/imya/istoriya-russkix-imen-14

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F1%F1%EA%E8%E5_%E8%EC%E5%ED%E0

http://www.baby-days.ru/imenoslov-ili-kak-nazvat-rebenka/istoriya-vozniknoveniya-imen.html

http://slovari.donpac.ru/lang/ru/ivoc/name/name_postr.html

http://ulmuzeum.narod.ru/imenin/imenin.html

http://rusprogram.ru/im4

http://pravsk.narod.ru/sense.htm

http://www.ref.by/refs/44/33850/1.html

http://www.langall.info/?p=88

Другие ресурсы

Архивные документы МОУ лингвистической гимназии № 6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Темы Вашего учебного проекта iconТемы вашего учебного проекта
Краткий обзор вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках вашего предмета/предметов, описание основных учебных...
Темы Вашего учебного проекта iconТемы вашего учебного проекта
Краткий обзор вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках вашего предмета/предметов, описание основных учебных...
Темы Вашего учебного проекта iconТемы вашего учебного проекта
Краткий обзор вашего учебного проекта включает тему проекта в рамках вашего предмета, описание основных учебных практик и краткое...
Темы Вашего учебного проекта iconТемы Вашего учебного проекта
В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся не только с материалом учебной темы, но и получают дополнительные знания по обществознанию...
Темы Вашего учебного проекта iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Темы Вашего учебного проекта iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Темы Вашего учебного проекта iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Темы Вашего учебного проекта iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Темы Вашего учебного проекта iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Темы Вашего учебного проекта iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Темы Вашего учебного проекта iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Темы Вашего учебного проекта iconНазвание проекта
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Темы Вашего учебного проекта iconПроекта Описательное или творческое название проекта Хороша ли жизнь в тишине? Краткое
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Темы Вашего учебного проекта iconПроекта Описательное или творческое название проекта Жизненно важные вещества Краткое
Краткий обзор Вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках Вашего предмета, описание основных учебных практик...
Темы Вашего учебного проекта iconТемы вашего учебного проекта
«Визитная карточка» проекта «Вавилонская цивилизация как одна из первых цивилизаций»
Темы Вашего учебного проекта iconКраткое содержание проекта
Краткий обзор вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках вашего предмета/предметов, описание основных учебных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск