Педагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования Кларина Л. М





Скачать 147.35 Kb.
НазваниеПедагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования Кларина Л. М
Дата публикации22.10.2014
Размер147.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Педагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования
Кларина Л.М., к. пед. н., вед.н.сотр. НИИ ИСРОО

Фестиваль педагогических проектов: его влияние на введение педагогов в культуру проектной деятельности



Основные цели Фестиваля педагогических проектов, впервые проведенного в 2009 г. для участников ГЭП «Педагогическое проектирование как условие развития детской проектной деятельности на начальном этапе образования», состояли в повышении культуры педагогического проектирования и показе его возможностей для развития детской проектной деятельности на этапе ее пропедевтики в детском саду и в начальной школе. На этом Фестивале было представлено более сорока педагогических проектов, а также разработанные в ходе их реализации детские проекты.

На Фестивале педагогических проектов – 2010 (в числе участников которого были сотрудники образовательных учреждений ГЭП второго уровня «Культура проектной деятельности как средство развития образовательной среды», ОЭП ЮЗАО и ГЭП «Педагогическое проектирование как условие развития детской проектной деятельности на начальном этапе образования»), приоритет был отдан антропо-ориентированным проектам, которые - в отличие от предметно-ориентированных - направлены на развитие субъектных качеств и способностей учащихся. Фестиваль показал эффективность педагогического проектирования, его позитивное влияние на результаты образования детей и отчетливо продемонстрировал необходимость освоения педагогами культуры антропо-ориентированного проектирования, поскольку под влиянием педагогических проектов такого типа детско-взрослых проектов появляется явно больше. Мы полагаем, что для развития личностных и метапредметных способностей учащихся, предусмотренного требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, педагогическое антропо-ориентированное проектирование также необходимо. Поэтому в ходе подготовки и проведения Фестиваля организаторы уделили особое внимание сопоставлению результатов педагогических проектов, выполненных в русле идей пропедевтики детской проектной деятельности, и требований нового стандарта образования для его начального этапа. Вывод был очевиден: приобщение детей к культуре проектной деятельности (а значит, и развитие субъектности детей) является мощным ресурсом для развития способностей и компетенций детей, соответствующих новым требованиям к образованию.

Проведенные нами Фестивали педагогических проектов включали заочный и очный туры. Заочный тур предполагал составление участниками Фестиваля аннотаций реализованных ими педагогических проектов, а также участие в общественно-профессиональной экспертизе проектов коллег. При составлении аннотации своего проекта педагогу необходимо еще раз осмыслить цели и задачи, проанализировать ход своей работы, выделить антропологический, организационно-деятельностный и научно-методический компоненты ее результатов. Общественно-профессиональная экспертиза в 2009 - 2010 учебном году проходила на сайте www.proektoshka.ru. Общение на форуме помогало авторам осуществлять рефлексию собственной проектной деятельности, давая им возможность увидеть, какие именно аспекты замысла их педагогического проекта вызывали наибольший интерес и одобрение, а какие – вопросы и сомнения.

Необходимость занимать критическую позицию в ходе рецензирования проектов коллег зачастую делала взгляд педагогов на собственную проектную деятельность более критичным и рефлексивным. В результате у них появлялись замыслы новых проектов, аккумулирующие проанализированный ими опыт, преломленный и адаптированный к особенностям собственной деятельности. С другой стороны, авторы рецензируемых проектов получали возможность взглянуть на свой проект не только рефлексивно, но и "другими глазами" - учесть позицию и замечания рецензентов, сделать выводы относительно способов трансляции результатов своей проектной идеи.

«Фестиваль педагогических проектов – 2010» впервые включал «Экскурсии по Выставке материалов педагогических проектов» (включая материалы детско-взрослых проектов, выполненных в рамках педагогических), «Калейдоскоп педагогических идей» Их участники находили сходство и различия обсуждаемых идей с идеями своего проекта, а также с идеями новых образовательных стандартов, убеждались в том, как важно занимать позицию субъекта собственной профессиональной деятельности, ответственного за ее ход и результаты, к каким эффектам это приводит. В программу Фестиваля также были включены Мастерские, где педагоги делились разработанными ими методами, приемами, технологиями работы с детьми. Благодаря этому ярче выступала продуктивность их идей, проявлялись особенности и трудности понимания этих идей коллегами, определялись как эффективность приемов и методов распространения опыта работы, так и их недостатки.

Фестиваль 2010 года позволил его участникам проанализировать итоги экспериментальной работы за год и наметить некоторые планы на следующий учебный год, в том числе – по повышению эффективности Фестивалей детских и педагогических проектов как фактора введения педагогов и детей в культуру проектной деятельности. В связи с этим для участников следующего Фестиваля педагогических проектов основной содержательной задачей является дальнейшее освоение культуры антропо-ориентированной проектной деятельности как основы развития универсальных способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для решения организационных задач при подготовке и проведении «Фестиваля педагогических проектов – 2011» и связанного с ним Фестиваля детских (детско-взрослых) проектных и исследовательских работ «Узнайки и Умейки» планируется более эффективно использовать имеющийся Интернет-ресурс в процессе проведения профессионально-общественной экспертизы педагогических проектов, рассмотрения аннотаций детско-взрослых проектов, организации выставок материалов педагогических и «продуктов» разработанных в их рамках детско-взрослых проектов, и т.д.
Фестиваль детских проектов «Узнайки и Умейки»
Весной 2010 г. впервые был проведен Фестиваль детско-взрослых проектных и исследовательских работ "Узнайки и Умейки"1, в котором приняли участие дети дошкольного и младшего школьного возраста образовательных учреждений - участников ГЭП «Педагогическое проектирование как условие развития детской проектной деятельности на начальном этапе образования» и ГЭП второго уровня «Культура проектной деятельности как средство развития образовательной среды».

Этот Фестиваль задумывался, в частности, как альтернатива конкурсам проектов учащихся начальных классов и даже дошкольников, поскольку, по нашему мнению, в силу возрастных особенностей участие этих детей в таких конкурсах не отвечает ценностям и смыслам, ради которых их стоит проводить. Основные Фестиваля состоят в следующем.

1. Предоставить возможность авторам представленных на Фестиваль работ пережить радость предъявления полученных ими результатов, их востребованности и интереса к ним других людей, и тем самым сформировать мотивацию к разработке новых проектов.

2. Создать атмосферу праздничного общения, взаимопонимания и поддержки, чтобы зарождались и развивались детские и детско-взрослые общности, сходные по интересам.

3. Поощрять приобщение детей к культуре проектной деятельности, средствам и способам ее осуществления в ходе совместного создания детско-взрослых проектов.

4. Обратить внимание педагогической общественности на необходимость педагогического проектирования и его ресурсы как условия развертывания детской проектной и исследовательской деятельности, развития соответствующих способностей воспитанников.

Фестиваль проводился в два этапа. На первом этапе (заочном) дети вместе со взрослыми (родителями или педагогами) составляли аннотации работ и размещали их на сайте. Вопросы для аннотации таковы:

Меня зовут _________________, моя фамилия ______________________________.

Я учусь в ___ классе______ школы ____ / Я хожу в _______ группу детского сада №____

На Фестивале "Узнайки и Умейки - 2011" я хочу представить результат моего проекта /исследования в виде ... (см. примечание 2).

Закончите фразы:

1. Наш проект / исследование связан /связано с …

Укажите тематические или предметные области (например, "Театр", "Анимация", "Игра", "Литературное творчество", "Изобразительное искусство", "Живая природа", "Машины", "Техника", "Свойства предметов", "Путешествия", "Достопримечательности Москвы (др. городов, стран)", "Астрономия", "История", "Физика", "География" и т.д. и т.п.).

2. Мы хотели / хотим сделать

Мы хотели / хотим узнать

3. Мы решили попытаться сделать это, потому что… (для того, чтобы …)

Мы решили попробовать узнать про это, потому что … (для того, чтобы …)

-----------------------------------------------------------------------------------------------

4. Вот что мы придумали для того, чтобы сделать то, что задумали...

Вот что мы придумали для того, чтобы найти ответ на свой вопрос...

5. Для того, чтобы выполнить задуманное мы … (расскажите, что и как делали, с кем, кто помогал, какую часть работы делал каждый).

6. В результате у нас получилось…

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Ответьте на вопросы:

Что из задуманного получилось? Благодаря чему это получилось?

Что не получилось? Почему?

Получилось ли что-то неожиданное? Если да, то – что именно?

Что и как изменилось в результате проекта:

  • Удалось узнать что-то новое? Если да, что именно?

  • Захотелось узнать что-то новое? Если да, то про что именно?

  • Удалось что-то понять, открыть для себя? Если да, то – что именно?

  • Удалось чему-то научиться? Если да, то чему именно?

Что еще и как именно изменилось (отвечает каждый участник):

  • В тебе самом? В событиях твоей жизни?

  • В жизни других? В твоих отношениях с другими?

  • В твоем отношении к миру?

  • В окружающем тебя мире?

--------------------------------------------------------------------------------------------

О дальнейших планах (отвечает каждый участник):

Что ты собираешься делать дальше? Как? С кем?

Напишите вопрос, на который хотелось бы ответить, и ответьте на него:
Примечание 1. Аннотация размещается на 4 листах формата А4, примерная разбивка ответов на вопросы обозначена пунктирными линиями. Ребенку (вместе с взрослым) не обязательно находить ответы на все вопросы!

Примечание 2: Результаты ("продукты") детских (детско-взрослых) работ могут быть представлены в виде: игры; изделия (игрушка, поделка, модель, макет, пособие, книга, альбом, газета и т.д.); рисунка (серии рисунков); фотографии (серии фотографий); театральной постановки; мультфильма; викторины; загадок; мастер-класса; устного сообщения; виртуальной экскурсии; стендового доклада и т.д.
Эти вопросы опробованы в ходе подготовки и проведения Круглых столов в ГОУ СОШ № 2009. Работа над аннотацией, которая проводилась ребенком совместно со взрослым, нередко помогала развитию замысла проекта. Совместное обсуждение ответов на вопросы способствовало развитию коммуникаций как между детьми, так и между детьми и взрослыми; помогало развитию рефлексии, в частности, осознанию, что такое проект (чем он отличается от реферата, поделки и т.д.), что надо сделать, чтобы он состоялся; осознанию собственных интересов, способностей, сильных и слабых сторон; рефлексии процессов реализации, полученных результатов и последствий, эмоциональной рефлексии, рефлексии процессов коммуникаций.

Проанализировав аннотации, члены Оргкомитета Фестиваля распределили их по предметным областям, которых они касаются в наибольшей степени, или по видам выполненной деятельности. Были организованы разновозрастные Фестивальные Клубы, объединяющие детей и взрослых со сходными интересами. Заметим, что на нашем Фестивале - в отличие от многих конкурсов - приветствуется присутствие родителей и педагогов, не скрывается их участие в проектной и исследовательской деятельности детей. Это, на наш взгляд, способствует развитию культуры проектной и исследовательской деятельности, пропаганде ее идей.

На втором - очном - этапе (собственно на Фестивале) в работе каждого из Клубов участвовали 10 - 15 детей (из них 5 выступающих), которые под руководством двух - трех взрослых обсуждали представленные работы, дискутировали по поводу рассматриваемых проблем, замыслов и путей их решения, задавали вопросы о процессах и результатах проделанного, о дальнейших планах. Была организована работа Мастерских "Играем, экспериментируем, мастерим и узнаем!", в процессе которой дети близкого возраста делились друг с другом умениями, необходимыми для изготовления поделок, сбора коллекций, проведения экспериментов и т.д. (как составных частей своих проектов).

После Фестиваля с его участниками на сайте была организована рефлексия (взрослые, которые проводили с детьми рефлексию, предлагали им ответить на те вопросы, составленные Оргкомитетом Фестиваля, которые вызывали у них наибольший отклик).

Детям предлагались следующие вопросы:

1. Что тебе больше всего понравилось делать на Фестивале "Узнайки и Умейки":

  • Смотреть мультфильм, который сделали дети ДС № 690?

  • Обсуждать работы, которые представляли другие дети?

  • Рассказывать о своей работе?

  • Учиться мастерить (что именно)?

  • Играть (во что)?




  • Знакомиться с физикой?

  • Кушать?

  • Получать грамоту и приз?

  • Что-то другое - что именно?

  • Рисовать и/или писать о своих впечатлениях о Фестивале?




2. Что тебе не понравилось на Фестивале?

3. Было ли что-то такое, что тебя обрадовало?

4. Что огорчило?

5. Что нового ты узнал (в том числе, о других, о себе)?

6. Что было для тебя самым интересным?

7. Что тебе было не интересно?

8. Было ли что-то такое, что заставило тебя задуматься? О чем?

9. Достаточно ли внимания дети и взрослые проявили к твоему выступлению?

Задали ли тебе интересные вопросы?

10. Хочешь ли ты теперь что-либо изменить в работе, которую ты представлял на Фестивале? Если да, то что именно?

11. Познакомился ли ты с кем-нибудь на Фестивале? Если да, то из какой школы, класса этот человек? Как ты собираешься общаться с ним дальше?

12. Что бы ты хотел изменить на Фестивале, в его работе?

13. Хотел бы ты участвовать в Фестивале "Узнайки и Умейки" на будущий год? Если да, то - с каким проектом? С кем ты собираешься его делать?


Для взрослых был составлен такой текст:

Уважаемые коллеги,

Нас очень интересует отношение взрослых - Ваше и родителей Ваших воспитанников - как к прошедшему Фестивалю, так и к своей работе по приобщению детей к культуре проектной деятельности в целом.

Для реализации целей Фестиваля мы попытались создать условия для неформального общения детей разного возраста из разных образовательных учреждений со сходными интересами с тем, чтобы они могли рассказать о них друг другу, задать вопросы. Мы надеялись, что благодаря общению по интересам в разновозрастных группах, которое организуют и направляют взрослые, дети-участники Фестиваля:

  1. покажут и расскажут друг другу, что и как они уже сделали, что и как собираются сделать, почему она взялись за такую работу;

  2. найдут единомышленников, помогут им продвинуться в работе над их проектами (рефератами, исследованиями, поделками);

  3. попытаются сравнить свою работу и работы других (что общего, что особенно интересного в каждой);

  4. сумеют продвинуться: в понимании других, в доброжелательном отношении к их деятельности и к ним самим, в умении задавать вопросы, в умении анализировать сделанное другими;

  5. проанализируют свою работу, продвинутся в ней - увидят новые пути решения стоящих перед ними задач, обратят внимание на новые проблемы;

  6. убедятся в востребованности другими того, чем они занимаются;

  7. установят контакты друг с другом с тем. чтобы обмениваться информацией о своей работе над проектами (исследованиями).

Для этого были организованы Выставка детских работ и Работа Фестивальных Клубов. Кроме того, для реализации целей Фестиваля мы с Вами попытались создать условия для активной деятельности детей, для их общения внутри одной возрастной группы. Для этого были организованы Мастерские "Играем, экспериментируем, мастерим и узнаем!".

Ваше мнение:

1. Что из пунктов 1) - 7) удалось? Благодаря чему? Что - не удалось? Почему?

2. Что надо было сделать по-другому:

Изменить структуру проведения Фестиваля? Каким образом - что добавить или убрать?

Изменить организацию работы внутри каждой из частей Фестиваля - организацию работы Выставки, Фестивальных Клубов, Мастерских? Каким образом?

Создать более праздничную атмосферу (или, наоборот, более деловую)? Каким образом?

3. Пожалуйста, назовите, какие из детских работ, которые Вы видели, представляют собой поделки, какие - рефераты, какие - исследования, какие - действительно являются проектами?

4. Какие работы являются детско-взрослыми, а какие - представляют собой взрослые проекты, в которых дети используются как исполнители?

5. Как лучше организовать работу по подготовке детей к Фестивалю:

  • подготовку выступлений детей;

  • подготовку их работ для выставки.

6. Что и как сделать, чтобы:

  • исключить доклады детей на Фестивале?

  • появлялись не только детско-взрослые поделки и рефераты, но и детско-взрослые проекты и исследования?

  • появлялись детско-взрослые проекты, а не проекты взрослых, которые выполняют дети)?


Проведенная нами рефлексия показала, что на Фестивале удалось создать радостную и одновременно продуктивную атмосферу праздничного общения, благодаря которой у многих вырос интерес к детской проектной и исследовательской деятельности, стали ясны ее высокие развивающие возможности. Выявились следующие организационные и содержательные проблемы его проведения.

1) Желающих принять участие в работе Фестиваля, познакомиться с представленными на нем проектными и исследовательскими работами и деятельностью Мастерских было намного больше, чем он смог принять.

2) Целый ряд выступлений детей представлял собой заученные доклады, слушать которые трудно (выступающие дети при этом часто являются исполнителями заданий взрослых).

3) Результаты ("продукты") детских (детско-взрослых) работ однотипны.

Проанализировав причины проблем организации и проведения Фестиваля, мы пришли к выводу, что в первую очередь, важно усилить содержательную подготовку к нему, центром которой должен стать педагогический проект, направленный на введение детей в культуру проектной деятельности, развитие у них соответствующих способностей. Для реализации развивающих задач такого проекта педагог может организовывать и предлагать детям индивидуальные или общегрупповые, общеклассные проекты разной направленности, а именно:

  1. игровые проекты, например, «Строим город», «Создаём школу будущего» и др. (опыт работы педагогов ЦО "Школа Самоопределения" № 734). При этом детям для совместных действий предлагаются широкие области действительности, соответствующие детским интересам (как игровым, так и исследовательским, конструктивным, коммуникативным и др.), в найдет свое место;

  2. проекты познавательно-поискового характера, идеи которых могут возникать на уроках по таким предметам, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», "Изобразительная деятельность", и др. Здесь появляется возможность выхода на исследовательский проект, когда ребёнок узнал что-то интересное и хочет помочь другим узнать об этом:

  3. социально ориентированные проекты, например: «Изменяем свой класс (группу)», «Оформляем рекреацию школы», «Как лучше обустроить школьный двор» др.;

  4. проекты, условно названные «Проект Мастера» (когда ребёнок может сказать: «Я научился тому-то и тому-то и могу помочь научиться этому другим»), одним из основных результатов (продуктов) которых является Мастер-класс:

  5. проекты, связанные с искусством - музыкальные, художественно-изобразительные, литературно-художественные, театральные и др.

Помогая детям разрабатывать и реализовывать их индивидуальные и групповые проекты, взрослым важно придерживаться рекомендаций, содержащихся в "Ориентирах для педагогического сопровождения детских проектов на этапе пропедевтики проектной деятельности на начальном этапе образования" (автор - Кларина Л.М.).

Решение организационных проблем Фестиваля мы связываем с увеличением количества и разнообразия фестивальных пространств и форм работы. Помимо уже опробованных Фестивальных клубов и Мастерских, это могут быть: экскурсии по Выставке рисунков, фотографий, игрушек, настольных игр, поделок, моделей, макетов, пособий, книг, альбомов, газет и т.д.; художественные презентации (декламация стихов, музыкальные номера, театрализованные представления, мультфильмы и т.д.); стендовые представления проделанной работы и ее результатов; маршрутные игры (включающие мастер-классы, игры, загадки, викторины и т.д.); "виртуальные экскурсии", и др. Кроме того, Фестиваль "Узнайки и Умейки - 2011" мы планируем проводить в двух местах: в САО и в ЮЗАО Москвы. Для улучшения подготовки участников (в первую очередь, в плане освоения ими культуры проектной и исследовательской деятельности) в ноябре 2010 г. на базе ГОУ СОШ № 2009 ЮЗАО и ЦО 1474 САО (ядерные школы ГЭП второго уровня «Культура проектной деятельности как средство развития образовательной среды») проведены семинары с элементами деловой игры "Фестиваль проектных и исследовательских работ детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Узнайки и Умейки": как к нему готовиться".

Фестиваль "Узнайки и Умейки - 2011" мы планируем провести в марте - апреле 2011 г. До этого предполагается провести консультации и семинары по проблемам приобщения детей к культуре проектной деятельности в ходе подготовки к Фестивалю. Кроме того, на сайте www.proektoshka.ru будет действовать форум, на котором можно задавать вопросы и обсуждать проблемы подготовки к Фестивалю. Надеемся, что эта работа поможет всем будущим участникам Фестиваля представить свои работы наилучшим образом, получить удовольствие от общения с единомышленниками.


1 В силу возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста - в частности, недостаточного развития у них личностных, рефлексивных, регулятивных и др. способностей - практически все их проектные и исследовательские работы являются детско-взрослыми.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования Кларина Л. М iconОтдел образования ильичевского городского совета
Постановка произношения на начальном этапе обучения иностранному языку
Педагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования Кларина Л. М icon«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы»
«основы проектной деятельности», способных к самостоятельной исследовательской деятельности. В рамках внеклассного мероприятия возможно...
Педагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования Кларина Л. М iconРабочая программа учебной дисциплины «Исследовательская деятельноссть в начальном образовании»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части (Б. 12. 10 ) гуманитарного, социального и экономического...
Педагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования Кларина Л. М iconПрограмма внеурочной деятельности ( общеинтеллектуальное направление) кружок «Планета загадок»
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства, уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию,...
Педагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования Кларина Л. М iconРабочая программа Учебной дисциплины ландшафтный дизайн как основа...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Педагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования Кларина Л. М iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности талантливых детей мбоу сош №101»
Педагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования Кларина Л. М iconБ. 1Философия и методология научной и проектной деятельности
Овладение методами практической философии и методологии научной и проектной деятельности; общенаучными методами исследования; изучение...
Педагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования Кларина Л. М iconРабочая программа по основам проектной деятельности 5 класс
Настоящая программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса «Основы проектной деятельности»
Педагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования Кларина Л. М iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Создание условий для организации образовательного процесса на начальном этапе общего образования в условиях внедрения фгос»
Педагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования Кларина Л. М iconПроектная деятельность на уроках географии. 3-5
Наблюдается повышенный интерес к занятиям с применением икт в проектной деятельности. Внедряя в педагогическую практику технологию...
Педагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования Кларина Л. М iconДоклад на методическом занятии заместителя директора по увр дмитриевогорской...
Совместная поэтапная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение...
Педагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования Кларина Л. М iconМастер-класс «Формы научно-исследовательской и проектной деятельности...
...
Педагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования Кларина Л. М iconЩелковского муниципального района московской области
Основные задачи, стоящие на начальном этапе разучивания музыкального произведения – 4 стр
Педагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования Кларина Л. М iconКонференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы...
...
Педагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования Кларина Л. М iconПеречень кпв и фтд на 2014-2015 учебный год Курсы по выбору
Использование дидактического раздаточного материала в обучении иностранному языку на начальном этапе
Педагогическое проектирование и формы инициации проектной деятельности на начальном этапе образования Кларина Л. М iconТехнический регламент о безопасности зданий и сооружений. Основание
В проектной документации отсутствует заверение проектной организации о том, что проектная документация разработана в соответствии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск