Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного





Скачать 60.36 Kb.
НазваниеОсобенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного
Дата публикации06.08.2014
Размер60.36 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Астрономия > Документы
Особенности здоровьесберегающей технологии

по методике В. Ф. Базарного

Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом. Материально-техническое обеспечение данной технологии (специализированная мебель, тех. средства) включено в нормативные документы Министерства образования и науки РФ. Производство необходимого учебного оборудования ведется в соответствии с патентом под авторским контролем. Методика обеспечивается информационным, консультационным и методическим сопровождением. Осуществляется подготовка и переподготовка педагогических кадров всех уровней на всех этапах реализации.

Благодаря данной технологии достигается:

  1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья учащихся.

  2. Повышение уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.

  3. Психологический комфорт в образовательном учреждении.

  4. Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;

  5. Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.

  6. Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей в стенах школы. 

К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:

  • Режим динамической смены поз.

  • Упражнения на зрительную координацию.

  • Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

  • Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Режим динамической смены поз:

  • Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут.

  • «Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.

  • «Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно- моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка.

  • Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает два варианта:

  1. использование настольной конторки



  1. а там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.



Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

  • поддержание физической, психической активности умственной сферы;

  • имеет высокие показатели физического развития здоровья;

  • повышается иммунная система;

  • улучшаются ростовые процессы;

  • развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);

  • снижается степень низкой склоняемости головы.

Упражнения на зрительную координацию

  • «Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.

  • В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.

  • Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных.

  • Все вместе картины составляют единый сюжет.

  • Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.

  • Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.

  • Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.


Влияние таких упражнений:

  • данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции,

  • скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни.

  • у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация.

  • учащиеся становятся зоркими, внимательными.

  • очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)

  • на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:

  • наружный овал – красный, внутренний – зеленый,

  • крест коричнево-золотистый,

  • восьмерка - ярко-голубым цветом.



Методика работы с офтальмотренажёром

  • Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.

  • Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.

  • Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

  • Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Упражнения на мышечно-телесную координацию

  • Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса.

  • Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.

  • Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от учеников, тренируя тем самым мышцы глаза.

Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты»





«Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

Литература:

  1. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М., 1975.

  2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.

  3. Базарный В. Ф. « Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде». Сергиев Посад, 1995.

  4. Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа».– 2006, № 8. С. 98.

  5. Карасева Т.В. Современные аспекты реализа­ции здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.

  6. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006, № 6. С. 56-58.


Материалы подготовила:

к.п.н., доцент, методист ЦРНО

издательства «Просвещение»

Стефаненко Н.А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного iconОбобщение опыта работы по методике В. Ф. Базарного
Поэтому, познакомившись теоретически со здоровьесберегающей технологией В. Ф. Базарного, я не раздумывая, решила попробовать внедрить...
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного iconЧто побудило нас к этому?
В течение пяти лет школа использует в своей работе здоровьесберегающие технологии доктора В. Ф. Базарного
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного iconУрок русского языка в 4 классе
Урок проводится в середине сентября с использованием здоровьесберегающей технологии и технологии развивающего обучения
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного iconИнновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов
Инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов: материалы первого регионального семинара/ Урал...
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного iconКонспект открытого урока в четвертом классе по русскому языку с использованием...
...
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного iconИспользование здоровьесберегающей технологии
Здоровьесберегающий урок воспитывает, стимулирует у детей желание жить, быть здоровыми, учит их ощущать радость от каждого прожитого...
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного iconМетодические разработки разделов и тем курса математики
«Новое в методике математике», в котором помещать статьи по методике преподавания математики, обобщению передового опыта, о новой...
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного iconУчителя географии первой квалификационной категории мбоу «Красногорская...
Работаю учителем географии 33 года. С 2007 года работаю над проблемой «Личностно-ориентированный подход с элементами здоровьесберегающей...
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного iconРабочая программа учебного курса по технологии в 2-4
Специфика вальдорфской педагогики отражена в распределении тем по годам обучения, в методике и дидактике образовательного процесса,...
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного iconМетодические разработки разделов и тем курса немецкого языка
«Новое в методике немецкого языка», в котором помещать статьи по методике преподавания немецкого языка, обобщению передового опыта,...
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного iconДоклад о методике и технологии организации дистанционного обучения...
«учитель-ученик» стала вытесняться новой парадигмой «учитель- персональный компьютер- ученик»
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного iconРезолюция научно-практической конференции на тему «Инновационные...
В соответствии с пунктом 58 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства...
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа в каждой электронной таблице имеет свои особенности. Однако можно говорить о некоторой усредненной (обобщенной) технологии...
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного iconУрок по русскому языку в 1 классе по теме: «Сравнение при описании внешности»
Оборудование: карточки по предупреждению оптической дисграфии, компьютерная презентация, электронный вариант гимнастики для глаз...
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного iconПлан введение глава общее понятие об интегрированном уроке в методике...
Общее понятие об интегрированном уроке в методике преподавания
Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного iconМатериалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009
Инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов: обучение культуре и обучение, ориентированное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск