Материалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009





НазваниеМатериалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009
страница1/10
Дата публикации09.01.2015
Размер0.53 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионально образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт иностранных языков

Кафедра английской филологии

и сопоставительного языкознания

Инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка:

обучение культуре и обучение, ориентированное на сдачу экзамена
Материалы третьего регионального семинара

Екатеринбург 2009

УДК 372.881.111.1

ББК Ч426.175:Ш 143.21-28
И 66

Инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов: обучение культуре и обучение, ориентированное на сдачу экзамена / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009 – 48 с.


В сборник вошли тексты докладов, прозвучавших на третьем региональном семинаре, посвященном вопросам инновациям в методике преподавания страноведения, изучения иноязычной культуры, а также проблемам подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку, проходившем на базе Уральского государственного педагогического университета 20 ноября 2008 года.
Преподавателям английского языка средних школ и вузов.


Ответственные за проведение семинара и выпуск:

Т.Н. Осинцева, Д.А. Старкова, В.В. Новикова, Т.В. Польшина

© ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2009

Содержание


Скараева С.М., кафедра английского языка ИИЯ УрГПУ, зам. председателя предметной комиссии ЕГЭ по английскому языку в 2008 г. «UNIFIED STATE EXAMS: PROBLEMS AND SOLUTIONS/ Единый Государственный Экзамен: проблемы и решения» 6

Летягина Е. А., МОУ Гимназия № 99, г. Екатеринбург «Возможности патриотического в курсе «Страноведение» в средней школе» 11

Ярина Е. Г., Специализированный Учебно-научного Центра, УрГУ «Из опыта подготовки и проведения ЕГЭ по английскому языку» 14

Овечкина Ю.Р., кафедра английского языка ИИЯ УрГПУ «Метод проектов как средство формирования социокультурной компетенции студентов языкового вуза» 18

Анцирева Н. П., МОУ Гимназии № 99, г. Екатеринбург «Реализация компетентностного подхода в развитии творческих способностей с использованием проектной методики на уроках английского языка» 28

Былим О.П., МОУ гимназия № 40, г. Екатеринбурга «Подготовка к международным экзаменам по английскому языку как условие для повышения образовательной мобильности» 32

Майорова В.Н., Корнилова А.В., МОУ-СОШ №91, г. Екатеринбург «Анализ подготовленности учителя английского языка к участию в устной части ЕГЭ» 34

Ольшевская Т.Ю., МОУ Гимназия ‘AРТ-ЭТЮД’, г. Екатеринбург «English for Аrtists» 37

Осинцева Т.Н., Старкова Д.А., Суменкова Е.М., Новикова В.В., Овешкова А.Н., кафедра английской филологии и сопоставительного языкознания ИИЯ УрГПУ «Английский язык для межкультурной коммуникации» 40

Седых Ирина Ивановна, МОУ гимназии №120, г. Екатеринбург «Лингвострановедческий подход как условие формирования коммуникативной компетентности учащихся на II и III ступени обучения» 43



Скараева С.М., кафедра английского языка ИИЯ УрГПУ, зам. председателя предметной комиссии ЕГЭ по английскому языку в 2008 г. «UNIFIED STATE EXAMS: PROBLEMS AND SOLUTIONS/ Единый Государственный Экзамен: проблемы и решения»



Unified state examination (USE) program was launched as an experiment by the Ministry of Education of Russia in 2003. The “EGE” (Единый Государственный экзамен) was held throughout the country in a unified way and was supposed to replace entrance exams to state universities. Since that time the public opinion has divided into two opposite extremes, namely, supporters and opponents, debating for and against the exam. In both cases, it is perhaps important to consider the arguments and counter-arguments, but, more importantly - to raise the questions of the impact on the examinees and various consequences. The purpose of this article is to focus on the major features of present situation and to discuss the possible solutions of its improvement.

Теория и практика: реальность ЕГЭ

Учреждения высшего образования традиционно проводили свои собственные вступительные испытания, учитывая результаты школьного обучения только в качестве дополнительной информации. Не существовало стандартизированной процедуры оценки знаний выпускников, одна и та же отметка «пять» по какому-либо предмету не означала тождества применительно к разным учащимся и учебным заведениям.

Введение Единого государственного экзамена, в режиме эксперимента - с 2003г., а с 2009г. – обязательного для всех, вызвало волну откликов и волнений среди родителей, выпускников, учителей и преподавателей.

Сторонники ЕГЭ в качестве доводов приводили следующие аргументы:

- проведение независимого унифицированного тестирования является более объективным, и, как следствие, снижается уровень коррупции в образовании;

- единые требования к уровню владения учебным предметом ставят в равные конкурсные условия абитуриентов из столичных элитных школ и из сельской глубинки;

- наличие Государственного экзамена как средства проверки реализации требований образовательных стандартов стимулирует более эффективную работу учебных заведений, учителей и учащихся.

Оппоненты ЕГЭ ссылаются на данные социологических исследований:

  1. результаты 2008 не позволяют говорить о ЕГЭ как о надежном средстве оценки качества обучения: 25.3% учащихся не справились с заданиями по литературе, 23.5% - с заданиями по математике; лучшие результата, как не странно, были зафиксированы по предмету «Иностранный язык «(не считая немецкого языка, задания по которому по уровню сложности превышали требования школьной программы). Одной трети учащихся, из 20 тыс. экзаменуемых, подавших апелляцию, отметка была повышена;

  2. дифференциация учащихся по критерию материального положения родителей увеличилась, так как подготовка к сдаче экзаменов потребовала дополнительных занятий, обращения к репетиторам и на платные подготовительные курсы вузов. Появились многочисленные корыстные «помощники», предлагающие гарантии поступления в желаемый вуз;

  3. обучение в старших классах общеобразовательных школ превратилось в натаскивание на формат экзамена, в безуспешной попытке подстроиться под постоянно меняющиеся требования к экзаменационному формату и законы о порядке проведения экзамена. Из процесса обучения старшеклассников совершенно выпала педагогическая составляющая обучения – о каком творчестве, например, может думать выпускник, реально осознающий угрозу стать солдатом, а не студентом, как ему бы хотелось.

Согласно данным Российского исследовательского центра изучения общественного мнения, за годы проведения эксперимента по введению ЕГЭ на территории Российской Федерации осведомленность населения и отношение к нему изменилось: за последние два года количество сторонников незначительно уменьшилось (с 24% до 22%), в то время как количество противников ЕГЭ возросло (с 20% до 29%). Отмечается, что наиболее негативно настроены респонденты с высшим образованием (47% из них), люди со сравнительно высоким уровнем доходов (36%) и жители мегаполисов. Наибольшей поддержкой (43%) ЕГЭ пользовалось в 2006г., затем соотношение его сторонников и противников менялось в пользу последних (29% в 2007г.), так же как и количество воздержавшихся (с 15% до 21%).

Можно продолжать приводить неутешительные свидетельства роста непопулярности Единого государственного экзамена, гораздо более важным представляется проанализировать причины этого процесса и рассмотреть возможные пути решения некоторых из проблем, тем более что заложниками некомпетентности взрослых становятся дети – выпускники и абитуриенты.

Профессиональный взгляд: критический анализ и способы совершенствования

Поскольку ЕГЭ по своей сути является “high – stakes exam”, (что не имеет прямого перевода, но означает экзамен, «жизненно важный для экзаменуемого», то есть, по результатам, определяющий его дальнейшую судьбу и карьеру), то он и должен рассматриваться как таковой. В мировой практике тестологии, в методике преподавания ИЯ, в педагогике и в науке вообще существуют незыблемые правила, нарушаемые у нас в стране разнообразно и непредсказуемо.

Во-первых, по своим функциям ЕГЭ является и выпускным для средней школы и вступительным для высшей школы, что представляется смешением жанров, говоря метафорически.

Во-вторых, по своей сути ЕГЭ может быть отнесено и к нормо- ориентированным и к критериально-ориентированным тестам, что весьма редко распространено в мировой практике.

В-третьих, для обеспечения объективности получаемых результатов в большинстве стран тестированием занимаются независимые эксперты и негосударственные некоммерческие тест-центры (например, ETS в США).

В-четвертых, золотое правило любого обучения – «проверять то, чему учили и так, как учили», ЕГЭ игнорирует вовсе. В начале курса обучения учащиеся (не говоря об учителях) должны быть, ознакомлены с требованиями и формами контроля.

В-пятых, (и возможно, в-главных), процедура составления и использования любого тестового контроля знаний, умений и навыков должна пройти строго определенные стадии и соответствовать определенным критериям. Не углубляясь в дебри тестологии, назовем лишь те, что явно отсутствуют в практике проведения ЕГЭ.

Личный опыт автора статьи доказывает, что отсутствует серьезная работа по созданию и совершенствованию самих заданий ЕГЭ, например, по английскому языку. Анализ заданий демоверсий 2007 и 2008 годов подтверждает их несоответствие таким критериям, как валидность, надежность или дискриминирующая способность. Другими словами, сомнительно само использование данных материалов с целью проверки знаний учащихся по английскому языку. Более того, опечатки и иные погрешности текстов заданий ставят под сомнение наличие фазы экспертной оценки или пилотирования тестовых материалов.

В.С.Аванесов и другие тестологии выражают недоумение по поводу применения термина «эксперимент» к ЕГЭ. «Качество ЕГЭ принципиально не улучшается из-за некорректно поставленных задач, неадекватных форм, методов и по целому ряду других причин». (http://testolog.narod.ru ).

Они указывают на отсутствие видимых отличительных черт научного эксперимента и на нарушение конституционных прав граждан, подвергаемых какому-либо эксперименту без их официального согласия.

Они так же задают резонный вопрос: является ли тестом набор заданий, лишь внешне имитирующий тест?

Следующим аргументом называется антидемократичный и тоталитарный характер ЕГЭ. Действительно, даже те учащиеся, которые не собираются поступать в университеты, тем не менее, обязаны сдавать ЕГЭ. Подобная ситуация не делает нам чести в глазах мировой общественности.

Более того, исходя из выше перечисленных причин, Единый государственный экзамен, по их мнению, - «опасная для общества метафора».

Несмотря на все недостатки и недоработки материалов, процедуры и методологии ЕГЭ, его введение в образовательную систему Российской Федерации (и Ближнего Зарубежья) является важным событием для российского образования. Анализ выступлений по данной теме позволяет дать следующие рекомендации:

1. По датам проведения экзамен должен стать более доступным. Учащиеся должны иметь возможность сдавать и пересдавать его столько раз, сколько это необходимо несколько раз в год.

2. По мнению некоторых экспертов, экзамен должен быть максимально компьютеризирован, чтобы избежать субъективизма оценивания. С целью улучшения подготовки рекомендуется создавать Интернет-ресурсы, позволяющие не только улучшить знание предмета, но и ознакомиться с процедурой проведения экзамена, демонстрационными материалами и основными документами, такими как спецификация, кодификатор заданий и др.

3. Процедура составления тестов должна проходить все стадии, начиная с написания спецификации, через пилотирование и до статистической обработки результатов.

4. Обучение предмету должно начинаться с объяснения целей и форм контроля знаний и уровня обученности, и заканчиваться проверкой знаний, соответствующей методам и приемам обучения.

5. В процессе воспитания и образования детей не должно иметь место бездумное экспериментирование и безответственное изменение существующего процесса обучения.

Таким образом, для улучшения сложившейся ситуации представляются необходимыми изменения к лучшему по следующим направлениям:

- на федеральном уровне – совершенствование тестового инструментария с целью придания процессу большей продуманности, научности и гуманности по отношению к выпускникам и их родителям;

- на региональном уровне – формирование профессионального подхода и общественного мнения по поводу дальнейшего совершенствования ЕГЭ;

- на уровне учебных заведений – использование всего потенциала учителей и преподавателей, в том числе по аспектам изучения иностранного языка;

- для самих учащихся и их родителей – осознанный выбор предметов, способов и путей приобретения знаний, готовность сотрудничать и отстаивать свои права.

Невозможно отрицать тот факт, что введение Единого государственного экзамена имеет положительные и отрицательные моменты. Очевидно и то, что необходимо улучшение и усовершенствование существующей экзаменационной практики. Данный вопрос, по нашему мнению, должен находиться в фокусе профессионального интереса преподавателей иностранного языка и регулярно обсуждаться на профессиональных форумах.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009 iconСоциокультурная компетенция учителя иностранного языка Материалы...
Уральского государственного педагогического университета в ноябре 2009 года. Сборник адресован преподавателям иностранного языка...
Материалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009 iconРебования стандартов нового поколения материалы V всероссийского...
...
Материалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009 iconГоу впо «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Актуальные вопросы организации работы с молодежью [Текст]: Материалы Всерос науч практ конф., Екатеринбург, 24 апр. 2009 г. / Гоу...
Материалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009 iconИ мир материалы юбилейной научной конференции “Человек и мир” Екатеринбург,...
Человек и мир: Материалы юбилейной научной конференции “Человек и мир”. Екатеринбург, 2009, 209 с
Материалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009 iconР. Г. Пихоя. Историческое значение и уроки Февральской революции 1917 г в России
Сборник научных статей по материалам регионального научного семинара (Екатеринбург, 2 марта 2007 г.)
Материалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009 iconИнновационных методических разработок
Сборник инновационных методических разработок: материалы ежегодного регионального методического форума, Екатеринбург, 1-15 октября...
Материалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009 iconИнновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов
Инновационные технологии в методике преподавания иностранного языка: метод проектов: материалы первого регионального семинара/ Урал...
Материалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009 iconГук со «Свердловская областная межнациональная библиотека»
Народы Урала: исторический опыт, традиции и проблемы современности: материалы научно-практической конференции (27 апреля 2009 г.)....
Материалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009 iconКогнитивный и психолингвистический аспекты материалы
Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Материалы Международной школы-семинара (V березинские...
Материалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009 iconНеобходимо предусмотреть выделение в учебном плане дополнительного...
Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас при­ветствовать на игре «Счастливый случай»!
Материалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009 iconАктуальные вопросы развития экономики и профессионального образования в современном обществе
Материалы XII международной молодежной научно-практической конференции 18 марта 2015 г., гг. Екатеринбург, Алматы, Харьков, Елабуга:...
Материалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009 iconАктуальные вопросы развития экономики и профессионального образования в современном обществе
Материалы XII международной молодежной научно-практической конференции 18 марта 2015 г., гг. Екатеринбург, Алматы, Харьков, Елабуга:...
Материалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009 iconИнновационных методических разработок
Сборник инновационных методических разработок: материалы ежегодного международного методического форума, Екатеринбург, 1-2 ноября...
Материалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009 iconИнновационных методических разработок
Сборник инновационных методических разработок: материалы ежегодного международного методического форума, Екатеринбург, 28-30 ноября...
Материалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009 iconПрограмма семинара программа мероприятий проавительства москвы на...
Материалы семинара «система государственного заказа в регионах: итоги 2012 года и перспективы развития в рамках фкс» Москва апрель...
Материалы третьего регионального семинара Екатеринбург 2009 iconМетодические рекомендации по решению предложенных олимпиадных задач
Инструктивные и методические материалы для регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2008/2009 учебном...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск