Скачать 321.2 Kb.
|
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного пропедевтического курса или учебного модуля по истории. В то же время содержательная линия «История Отечества» включена в обязательный минимум содержания курса «Окружающий мир» – как изучение отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено умение описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, но в обязательном минимуме содержания эти события не определены. В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в V-IX классах по 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю). Таким образом, общее время, выделенное на изучение истории в основной школе, составляет 350 часов. По сравнению с действовавшим ранее базисным учебным планом суммарный объем учебного времени сократился на 35 часов (в IX классе). Особенностью исторического образования на ступени основного общего образования также является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача может решаться в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения. Следует учесть, что учебное время на изучение регионального (национально-регионального) компонента (не менее 35 часов) – особой содержательной линии «История родного края» передано в интегрированный учебный предмет «Краеведение». Эта содержательная линия предусмотрена стандартом основного общего образования и в обязательном минимуме содержания отмечена курсивом, т.е. ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы. В случае, если в конкретной параллели интегрированный учебный предмет «Краеведение» в 6-8 классах не изучался, администрации учреждения необходимо предусмотреть выделение в учебном плане дополнительного третьего часа в 9 классе для изучения регионального (национально-регионального) компонента (не менее 35 часов) – особой содержательной линии «История родного края». На ступени среднего (полного) общего образования федеральный компонент Базисного учебного плана включает совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. История входит в состав инвариантной части ОБУП, являясь предметом, обязательным для изучения. Учебное время, отведенное на изучение истории на базовом уровне, составляет не менее 140 часов в год (2 часа в неделю). С учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществознания. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесное взаимодействие обоих предметов в формировании познавательной и социальной компетентностей учащихся. Для формирования определенного профиля обучения в состав учебного плана включается не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Этот выбор является прерогативой образовательного учреждения. Важно обеспечить взаимосвязь курса истории не только с отдельными учебными курсами, но и с содержанием того или иного профиля через выделение базового методологического принципа, который будет выступать в качестве основы компоновки материала и расстановки акцентов в преподавании. Например, при изучении истории в естественно-биологическом профиле в качестве системообразующего возможен принцип материально-пространственной среды. Он предполагает целостное изучение природно-материальных факторов как основы развития общества. Сюда входят представления о ландшафте, природных богатствах, демографических ресурсах, времени, временах года, мобильности, а также биологических факторах (питании, болезнях, эпидемиях, стихийных бедствиях и войнах). В процессе преподавания истории как обязательного предмета в естественно-математических классах перед учителем будут стоять следующие задачи:
6) Использование сравнения наиболее важных исторических процессов и явлений (реформ, революций, форм зависимости, раздробленности и централизации, войн и т. д.). В преподавании истории в классах с технологической, технической и экономической направленностью принцип материально-пространственной среды должен будет носить иную окраску. Здесь акценты смещаются на техническое оснащение того или иного исторического периода, материалы и механизмы, занятия людей и уровень производства, технологии и тенденции развития отраслей хозяйства, источники энергии, экономическую ситуацию в обществе, способы материального существования людей и стабильность материальной жизни. Задачами курса истории России в социально-экономическом и технологических профилях являются:
С точки зрения задач профильного изучения истории, наиболее эффективным представляется формирование социально-гуманитарного профиля, где наряду с историей на профильном уровне могут изучаться обществознание, право, русский язык и литература. Возможным вариантом является и формирование гуманитарно-филологического профиля, где наряду с историей на профильном уровне могут изучаться литература, русский язык и иностранный язык. Если история выбирается для изучения на профильном уровне, то она исключается из состава инвариантной части, а учебное время составляет не менее 280 часов (4 часа в неделю). В гуманитарных классах целесообразно использовать проблемно-исторические и источниковедческие принципы в качестве системообразующих при изучении истории. При этом внимание будет уделяться анализу различных подходов и точек зрения на те или иные исторические события, явления, процессы, изучению исторического опыта в оценках современников, выявлению нерешенных исторических проблем, нравственным идеалам и духовным ценностям эпохи. Большое значение в преподавании в гуманитарных классах следует придавать быту, морали, политике и психологии в историческом контексте, изучению социальной и интеллектуальной жизни, традиций, ментальности общества. Такие акценты создают основу для преподавания истории как профильного предмета, задачами которого являются:
В классах с лингвистическим (филологическим) профилем целесообразно взять за основу принцип дифференциации культур и страноведческий подход. Здесь важно показать взаимодействие цивилизаций, диалог культур, взаимовлияние Восток — Запад, этнонациональные и этнорегиональные процессы и проблемы, социокультурные компоненты развития общества. Большое внимание при этом должно уделяться этимологии исторических терминов и названий. Значительное место в филологическом профиле будет отводиться социальным образам и типажам исторических эпох, которые отражены в произведениях художественной литературы. Историческая проблематика может также изучаться и в составе элективных курсов –учебных предметов по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения. В составе исторического образования в средней (полной) школе элективные курсы могут выполнять три основных функции: 1) развитие содержания базового курса истории (в том случае, когда изучение истории на профильном уровне не запланировано, но учащиеся стремятся получить дополнительную подготовку по предмету, например, для сдачи единого государственного экзамена); 2) развитие содержания профильного курса истории (углублённое изучение истории, которое позволяет на более высоком уровне развивать умения и навыки учащихся, расширить содержание курса, использовать методику исследовательских проектов и т.п.); 3) удовлетворение познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям современных исторических исследований. Вопросы организации предпрофильной подготовки и профильного обучения по истории рассматриваются в научно-методических журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», газете «История», а также в следующих изданиях:
При выборе элективных курсов по истории рекомендуется использовать разработки учителей общеобразовательных учреждений Челябинской области - победителей конкурса и официально опубликованные программы:
Обзор действующих учебно-методических комплектов по истории Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 822 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год. В утвержденных перечнях рекомендованы и допущены 84 учебника по истории для основной школы и 34 учебника – для средней (полной) школы (базовый и профильный уровни). Федеральные перечни учебников состоят из трех разделов: начальное, основное и среднее (полное) общее образование. Разделы структурированы по учебным предметам. В перечни учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, включены учебники, принадлежащие завершенным предметным линиям. В перечни учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе, включены единичные учебники. C 2008 года информационная поддержка федеральных перечней учебников возложена на Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО). На официальном сайте Академии (http://www.apkpro.ru) опубликованы материалы по вопросам экспертизы учебников, утверждению федеральных перечней, а также дополнительная и справочная информация, в том числе представленные издательствами сведения о составе учебно-методических комплектов. В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы АПКиППРО реализуется проект «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ)». На специализированном портале (http://www.fsu-expert.ru) публикуются материалы обсуждения особенностей использования учебников из федеральных перечней и регулярно проводятся online-конференции с привлечением педагогических работников субъектов Российской Федерации. В настоящее время на портале зарегистрировано почти 2 тысячи участников из Челябинской области, большую часть которых составляют педагоги-практики – более 1 600 учителей, а также управленцы, методисты, родители обучающихся. Реализуемый проект призван привлечь внимание широкой общественности к вопросам учебно-методического обеспечения, повысить информированность педагогов, школьников и их родителей в выборе и использовании школьных учебников. На официальном сайте ГОУ ДПО «ЧИППКРО» в разделе «Проекты. Учебно-методическое обеспечение общего образования» размещена информация об УМК по истории, выпущенными в свет ведущими российскими издательствами. Учебно-методический комплект по истории издательства «Просвещение» используются в большинстве общеобразовательных учреждений Челябинской области. Наряду с обновленными «традиционными» учебниками, издательством завершена линия учебников, подготовленных в процессе реализации проекта «Академический учебник». Учебники по всеобщей истории вышли под научной редакцией директора Института всеобщей истории РАН, академика РАН А. О. Чубарьяна. Научным редактором учебников, образующих линию по истории России, является директор Института российской истории, член-корреспондент РАН, профессор А. Н. Сахаров. В рамках проекта «Сферы» издательство начинает разработку новой линии учебников фиксированного формата с электронными приложениями по всеобщей истории (В. И. Уколова) и истории России (А. А. Данилов) Учебно-методический комплект по истории издательства «Русское слово» также широко используются в общеобразовательных учреждениях. К подготовке учебников привлечены ученые-историки из МГУ и ведущие российские методисты. Особенностью комплекта учебников этого издательства является четкая выверенная структура, продуманный отбор основного содержания, богатый иллюстративный ряд. Издательством регулярно проводятся семинары для учителей Челябинской области. Учебник по истории России ХХ в. является победителем Всероссийского конкурса и награжден премией Президента РФ. Автор методического аппарата учебника С. И. Козленко является председателем жюри Всероссийских олимпиад по истории. Издательством «Вентана-Граф» завершена разработка новой линии учебников. Издательство проводит активную работу по продвижению учебников в Челябинской области. В 2009/2010 учебном году были проведены авторские модульные курсы-семинары в Челябинске, Каслях, Кыштыме и Миассе с участием методиста издательства О. В. Медведевой, редактора Б. В. Демидова и автора учебника А. Н. Майкова. На семинарах был представлен практический опыт апробации учебников в МОУ СОШ № 112 г.Челябинска, МОУ СОШ № 2 и МОУ ООШ № 4 г.Кыштыма. В 2010/2011 учебном году планируется проведение подобных семинаров в г. Магнитогорске и Катав-Ивановске. Следует обратить внимание, что учебники этой линии по своей структуре четко соответствуют примерным программам по истории для основной и средней (полной) школы. Учебник «История» (А. Н. Майков) – в настоящее время единственный, который в полной мере обеспечивает изучение нового раздела «Введение в историю», включенного в федеральный компонент государственных образовательных стандартов 2004 г. (5 класс, 1 четверть). Данный учебник необходимо в обязательном порядке использовать в общеобразовательных учреждениях Челябинской области. Учебно-методический комплект по истории издательства «Мнемозина» рекомендуется для использования в лицеях и гимназиях. Особенностью УМК является развернутый методический аппарат, построенный по принципу системы познавательных задач, решаемых учащимися в ходе учебной деятельности. Комплект должен помочь учителю (в роли консультанта) сформулировать задачи и обеспечить учащихся необходимой информацией для самостоятельного решения этих задач. Поскольку от учащегося требуется в первую очередь умение решать учебные задачи, создаются условия для включения механизма непроизвольного запоминания, которое по данным психологии является более продуктивным, чем эксплуатация произвольной памяти. В 2010 г. планируется серия вебинаров с участием авторов УМК по отечественной и всеобщей истории. Издательство «Академия», традиционно выпускающее учебную литературу для вузов, разрабатывает УМК интегрированного курса всеобщей и отечественной истории для средней (полной) школы (базовый уровень). Учебники для 10 и 11 класса под ред. А. В. Чудинова и А. В. Гладышева с 2009/2010 учебного года включены в перечень рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Учебники успешно прошли апробацию в профильных классах МОУ СОШ № 123 г. Челябинска и получили положительные отзывы учителей и ученых-историков ЧелГУ. Данные учебники, подготовленные для изучения интегрированного курса истории на базовом уровне, отличают: относительно компактный объем и простота изложения материала; использование необходимого минимума специальной терминологии и определений; смещение акцентов от категориального мышления к образному, от потока фактов – к узловым событиям мировой истории и моментам взаимодействия различных обществ и цивилизаций, от монолога – к диалогу с учеником; акцентирование воспитательной функции истории. Особенность учебно-методического комплекта по истории издательства «Дрофа» комплексный характер подхода к его разработке. Кроме учебников и методических пособий, издательством выпущены справочники, настенные таблицы и карты, атласы и контурные карты для учащихся, научно-познавательная литература. Издательством выпущена серия пособий для элективных курсов по истории. В 2010/2011 учебном году планируется апробация новой линии учебников по истории России под ред. А. Ф. Киселёва. |
Содержани е Концепция Регионального (национально-регионального) компонента Государственного Образовательного стандарта общего образования для... | Методические рекомендации по реализация национально-регионального... Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе | ||
Юго-восточное окружное управление образования департамента образования города москвы Рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Белгородской области, реализующих программы общего образования» в учебном плане общеобразовательного учреждения 1 час регионального... | ||
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена... В обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта)... | Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст.... Гбоу гимназии №330 Невского района Санкт-Петербурга на изучение русского языка в 11 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в... | ||
Тема: «Реализация национально- регионального компонента на уроках географии» Под национально-региональным компонентом (далее нрк) понимается педагогически отобранный географический материал, раскрывающий | Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. Программа литературного... Настоящая рабочая программа разработана в связи с увеличением объема часов (на один час.) на литературу в учебном плане школы из... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В 2012/2013 учебном году отделом национального образования проделана большая работа по учебно-методическому сопровождению предметов... | Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета юридического факультета (протокол № от ) | ||
Рабочая программа по химии (базовый уровень) Рабочая программа к учебнику Кузнецовой Н. Е. Химия 9 составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | Демонстрационный вариант теста в 2012-2013 учебном году Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | ||
Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию... Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., по которой составлена рабочая программа по русскому языку в 9 классе. Урок... | Пояснительная записка рабочая программа по информатике и икт среднего... Регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего,... | ||
Пояснительная записка Тематическое планирование по предмету «Окружающий... Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир и обж» составлено на основе государственной программы с учетом национально... | Московский государственный гуманитарный Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента |