Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности





Скачать 202.07 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности
Дата публикации08.10.2013
Размер202.07 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Факультет филологический
Кафедра русского языка

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Программа учебной дисциплины

национально-регионального компонента для специальности

030501.65 Юриспруденция, специализация Государственно-правовая

(заочная форма обучения)

Составители:

зав. кафедрой Воронина Н.В.

Иванова Л.Ю.,

Давыдова И.В.

ассистенты


Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета юридического факультета (протокол № от )

Ульяновск, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО, учебного плана УлГПУ, учебной программы по дисциплине «Русский язык и культура речи».

ГОС ВПО:

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковх факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» на юридическом факультете предполагает выработку навыков грамотного письма на более глубоком, чем в средней школе, уровне; овладение нормами русского литературного языка в его функционально-стилистическом аспекте; приобретение навыков ораторского искусства.

Курс русского языка и культуры речи призван помочь студентам в овладении речью как средством обучения и воспитания школьников,главным инструментом в профессиональной деятельности учителя.

На лекциях излагаются важнейшие вопросы теории культуры речи, освещаются последние достижения в области нормализации и кодификации литературного языка, а также даются основы теории и практики красноречия.

На практических занятиях закрепляются и проверяются знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы.

Самостоятельная работа направлена на изучение основной и дополнительной литературы, на подготовку к практическим занятиям.

Индивидуальная работа связана с постановкой голоса студентам, с изучением и анализом индивидуальной манеры произнесения речи и выражения мысли.
Цели и задачи дисциплины
Цель курса -совершенствование коммуникативной компетенции студентов.

Задачи курса:

  • познакомить студентов с основами знаний о речевом общении; его видах;

  • дать знания о коммуникативных качествах речи;

  • познакомить студентов с основными нормами современного русского литературного языка; выработать внимание к нарушениям норм литературного языка, а также стремление избавиться от речевых ошибок;

  • научить студентов анализировать собственную речь;

  • научить студентов владеть своим голосом, речевым аппаратом;

  • подготовить к созданию профессионально значимых речевых произведений;

  • дать практическую риторическую подготовку, сформировать основы эффективного речевого поведения в актуальных ситуациях общения.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины
После изучения данного курса студент должен знать:

  • о сущности культуры речи как учебного предмета и научной дисциплины;

  • о речевой деятельности, ее структуре и разновидностях, о речевой
    ситуации;

  • о формах речи (устной и письменной), о ее диалогической и
    монологической разновидностях;

  • об основных коммуникативных качествах речи и функциональных стилях
    русского языка, о дифференциации русского языка и его подсистемах
    (орфоэпической, акцентологической, лексической, морфологической,
    синтаксической);

  • о сущности нормы литературного языка, динамике ее развития;

  • об основных типах лингвистических словарей и принципах поиска
    необходимой информации;

  • о принципах и правилах русской орфографии и пунктуации;

  • об истории становления ораторского искусства;

уметь:

  • ориентироваться в различных речевых ситуациях; учитывать, кому, кто,
    что, с какой целью, где и когда говорит / пишет;

  • реализовать свои коммуникативные намерения адекватно ситуации;

  • соблюдать правила речевого этикета;

  • составлять информационные, критические и похвальные заметки в газету;

  • редактировать написанное;

владеть:

  • нормами русского литературного языка;

  • правилами русской орфографии и пунктуации;

  • необходимыми для свободного общения жанрами устной речи (деловая беседа, доклад,отчет, критические замечания, оценка, обмен информацией, дискуссия и др.);

  • профессионально значимыми речевыми жанрами (официальное письмо, служебная записка, постановление, решение собрания, рекламное объявление, инструкция и др.);

  • навыками корректного речевого контакта с соблюдением правил речевого
    этикета;

  • навыками грамотного в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформления письменных текстов;

  • навыками использования различных типов словарей.

Объём дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоёмкость

80

1

Самостоятельная работа

70




Аудиторные занятия

10




Лекции

4




Практические занятия

6




Вид итогового контроля




зачет


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы дисциплины и виды занятий





Разделы дисциплины

Лекции

Практ.занятия



Культура речи: основные понятия и категории.

1

2



Функциональные стили речи.

1

2



Речевая деятельность.

2

2







4

6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ


п/п

Тема лекции

Количество часов

1.

Коммуникативные качества речи.

1

2.

Функциональные стили речи.

1

3.

Устная речь как продуктивный вид речевой деятельности.

1

4.

Мастерство публичного выступления.

1




Всего

4


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


п/п

Тема практического занятия

Количество часов

1.

Нормы орфоэпии и словоупотребления.

1

2.

Грамматические нормы.

1

3.

Основные функциональные стили.

1

4.

Культура устной публичной речи.

1

5.

Научный стиль. Аннотирование, реферирование.

1

6.

Культура делового письма.

1




Всего

6


СОДЕРЖАННИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1.Русский язык и культура речи как учебная дисциплина. «Русский язык и культура речи» как научная дисциплина. Связь языка с историей и культурой народа. Основные тенденции в развитии современного русского литературного языка. Проблема экологии русского языка.
Тема 2. Коммуникативные качества речи.

Точность речи. Понятность речи, её чистота, богатство и разнообразие. Выразительность речи. Этические нормы речевой культуры.
Тема 3. Нормы литературного языка.

Понятие о языковой норме. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка. Нормы устной и письменной речи. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы. Динамика норм литературного языка. Коммуникативные и этические нормы. Коммуникативная целесообразность нормы.
Тема 4.Функциональные стили речи.

Понятие о функциональных стилях речи. Официально-деловой, научный, публицистический, разговорный стили речи. Жанры научно-учебного и официально-делового стилей. Современные требования к оформлению документации. Взаимодействие разговорного и книжных стилей.
Тема 5. Устная речь как продуктивный вид речевой деятельности.

Виды речевой деятельности. Устная и письменная речь: характеристики. Особенности устной речи.
Тема 6.Мастерство публичного выступления.

Монологическая речь, её характеристика. Риторический канон: инвенция, диспозиция, элокуция, мемория, акция. Общие требования к построению речи.
СОДЕРЖАННИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Язык и речь: сходства и различие.

Коммуникативная, информативная, эстетическая функции. Коммуникативные качества речи: связность, точность, чистота, ясность, богатство, целесообразность, толерантность. Структура речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Механизмы речи: антиципации и эквивалентных замен. Виды речевой деятельности. Слушание как наиболее сложный вид речевой деятельности. Уровни слушания. Говорение. Принципы речевого поведения. Активное чтение.
Тема 2. Нормы орфоэпии и словоупотребления.

Орфоэпия и акцентология. Культура произношения. Произношение согласных. Произношение заимствованных слов. Особенности русского ударения. Вариативность ударений. Условия успешного выбора слова. Неологизмы и профессиональная лексика. Заимствованные слова. Сочетаемость слов. Понятие о речевой ошибке. Совершенствование написанного.

Тема 3. Грамматические нормы.

Варианты морфологических форм разных частей речи. Правила построения словосочетаний и предложений. Понятие о нарушении грамматических норм. Грамматические ошибки.
Тема 4.Основные функциональные стили.

Разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили речи. Написание текстов в разных стилях речи.
Тема 5. Научный стиль. Аннотирование, реферирование.

Характерные особенности научного стиля речи. Работа с текстами научного стиля. Жанры научного стиля речи.

Тема 6. Культура делового письма.

Официально-деловой стиль речи и его особенности. Подстили и жанры официально-делового стиля речи. Образцы документов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации преподавателю
По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение конспектов лекций, разработка реферативного сообщения, подготовка ответов на контрольные вопросы, подготовка мультимедийных презентаций. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как анализ и моделирование коммуникативно-речевых ситуаций, тренинги.

Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок.

Для подготовки бакалавров к семинарскому и практическому занятию преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике их проведения.

Методы проведения семинаров и практических занятий весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: эвристическая беседа, дискуссия, сообщения по отдельным теоретическим вопросам, реферирование, выполнение упражнений, решение тестовых заданий, выполнение контрольных работ и др.

Важное место занимает подведение итогов семинарского и практического занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений.
Методические рекомендации студенту
Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что бакалавры приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой.

Семинарские и практические занятия – важнейшая форма самостоятельной работы обучающихся над научной, учебной и периодической литературой. Именно на таких занятиях каждый имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание лингвистических категорий и теоретических положений. Участие в занятиях такого рода позволяет соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач и моделей в области лингвистики.

Семинарские и практические занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия.

Основным методом обучения является самостоятельная работа с учебно-методическими материалами, научной литературой
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

Виды самостоятельной работы

  1. Подготовка доклада (выступление).

  2. Подготовка мультимедийной презентации (защита презентации).

  3. Конструирование тестовых заданий (тест по информационной единице).

  4. Конспектирование (конспект).

  5. Самостоятельная подготовка вопроса (развернутый план ответа по каждому вопросу).


Примерная тематика докладов

  1. Языковая норма как историческое явление

  2. Вербальные и невербальные средства общения.

  3. Речь – самораскрытие и самооценка.

  4. Как подготовить выступление.

  5. Обращение в русском речевом этикете.

  6. Спор как форма организации человеческого общения.

  7. Особенности служебно-делового общения.

  8. СМИ и речевая культура.

  9. Письменность как одно из главных культурных завоевания человечества.

  10. Этимологический словарь – волшебный мир познания и размышлений.

  11. Словарь В.И. Даля – сокровищница меткого русского слова.


Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы


  1. Проанализируйте русские пословицы о языке, речи. Сделайте вывод о характере речевого идеала русского народа.

  2. Что такое коммуникативные качества речи? Приведите примеры речевых ошибок, связанных с нарушением требований точности, богатства, выразительности, правильности и т. п. речи.

  3. Назовите признаки хорошего, зрелого чтения. Проанализируйте, как протекает процесс чтения учебной литературы в вашей практике. Умеете ли вы читать?

  4. Назовите общие и различные свойства устной и письменной речи. В чем заключается основное отличие устной речи от письменной?

  5. В чем отличие понятий «устная речь», «разговорная речь», «устная озвученная речь»?

  6. Назовите основные этапы создания письменного текста. Как этот процесс происходит в вашей речевой практике?

  7. Посмотрите в словарях, как трактуются понятия «текст» и «дискурс». Что общего в содержании этих понятий? В чем их различие?

  8. С чем связано расслоение языка на функциональные стили?

  9. Чем обусловлена стандартизация в официально-деловой сфере общения?

  10. Чем обусловлены языковые особенности того или иного стиля речи?

  11. В чем отличие понятий «стилеобразующий фактор» и «стилевая черта»?

  12. Что такое смешение стилей? Чем оно может быть обусловлено?



Темы для самостоятельного изучения



1. Правописание частицы НЕ с существительными, прилагательными, наречиями.

2. Правописание прилагательных с суффиксами –ск-, -ев-, -чив-, -лив- и др.

3. Правописание окончаний и суффиксов существительных. Окончания существительных 1,2,3 склонений в единственном и множественном числе. Суффиксы субъективной оценки существительных.

4. Правописание числительных.

5. Правописание частиц.

6. Знаки препинания при сравнительных оборотах.

7. Знаки препинания при прямой речи и цитатах.

8. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

9. Знаки препинания при вводных конструкциях и обращениях.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примеры заданий к контрольной работе
1. Отредактируйте данные предложения, указав характер ошибок.

2. Найдите в данном тексте средства выразительности и объясните их роль.

3. Определите функционально-стилистическую и жанровую принадлежность данного текста. Произведите его стилистический анализ.

4. Отредактируйте текст данного документа.
Варианты тестов

Пример закрытой формы теста с единичным выбором

Тема: Этические нормы речи

Формулировка задания: Укажите правильный ответ

Текст задания: Очередность приветствия согласно правилам речевого этикета нарушена, если первыми приветствуют

  1. младший по возрасту - старшего

  2. младший по должности - старшего

  3. женщина – мужчину

  4. член делегации – её руководителя


Пример закрытой формы теста с множественным выбором

Тема: Совершенствование навыков письменной речи.

Формулировка задания: Укажите правильные ответы

Текст задания: Запятая перд И не ставится в предложениях:

  1. Хотел бы в единое слово я слить мою грусть и печаль и бросить то слово на ветер, чтоб ветер унёс его вдаль (Мер.).

  2. Я тебе ничего не скажу и тебя не встревожу ничуть (Фет).

  3. Мы простились ещё раз и лошади поскакали (П.).

  4. Часам к двум пополудни сверкнула молния и прокатил гром (Григ.).



Пример открытой формы теста

Тема: Культура деловой речи.

Формулировка задания: Введите правильный ответ

Текст задания: Кратко письменное изложение биографических данных, сведений об образовательной подготовке, профессиональной деятельности и личных качествах человека, претендующего на ту или иную работу, должность, - это_______ .
Пример теста на установление соответствия

Тема: Коммуникативные качества речи

Текст задания: Соответствие между фразеологизмом и его значением:

  1. на один зуб 1) очень хорошо, основательно (вооружать, вооружаться)

  2. заговаривать зубы 2) намеренно отвлекать внимание посторонними

разговорами, обманывать

  1. до зубов 3) испытывать злобу против кого-либо или чего-либо

  2. навязнуть в зубах 4) надоесть

  3. 5) очень мало


Пример теста на установление последовательности

Тема: Текст как продукт речевой деятельности.

Формулировка задания: Последовательность расположения предложений для создания текста:

  1. Очень скоро эта площадь сделалась средоточием городской жизни Парижа, которому так нужен был новый форум в годы огромных исторических перемен.

  2. Она возникла сразу, как возникает одно здание по воле владельца и замыслу архитектора.

  3. Площадь Согласия, бесспорно, один из самых ярких архитектурных образов Парижа.

  4. Но прошло почти сто лет, пока площадь Согласия приобрела то облик, какой она имеет сегодня.

Перечень вопросов к зачету


  1. Понятие о культуре речи. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи.

  2. Литературный язык и его признаки.

  3. Речь как деятельность и продукт деятельности. Соотношение языка и речи.

  4. Разновидности национального языка. Функциональные стили речи.

  5. Норма литературного языка. Вариативность нормы. Норма императивная и диспозитивная.

  6. Нормы ударения.

  7. Нормы произношения.

  8. Нормы словоупотребления.

  9. Нормы морфологии.

  10. Нормы синтаксиса.

  11. Система функциональных стилей СРЛЯ.

  12. Разговорно-бытовой стиль.

  13. Научный стиль.

  14. Официально-деловой стиль.

  15. Язык и стиль организационно-распорядительных документов.

  16. Язык и стиль информационно-справочных и справочно-аналитических документов.

  17. Язык и стиль договора и доверенности.

  18. Язык и стиль деловых писем.

  19. Монологическая речь. Вступительная часть, ее цели. Основная часть, ее особенности. Заключение, его функция.

  20. Текст как продукт речевой деятельности. Основные признаки текста.

  21. Коммуникативные качества речи.

  22. Культура публичного выступления


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Зачёт

Отметка «зачтено» ставится, если студент владеет научным стилем речи, умеет формулировать аргументированные ответы, владеет знаниями основных теоретических концепций и их положений, умеет классифицировать языковой материал, владеет терминологическим аппаратом, демонстрирует понимание основных теоретических принципов и владеет навыками анализа языкового материала.

Отметка «не зачтено» ставится, если студент не владеет научным стилем речи, показывает низкий уровень полноты и аргументированности ответа, плохо владеет знаниями основных теоретических концепций и их положений, затрудняется в классификации языкового материала, не владеет терминологическим аппаратом, демонстрирует недостаточный уровень понимания основных теоретических принципов и владения навыками анализа языкового материала.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Образовательный процесс обеспечивается достаточным аудиторным фондом, оснащенным необходимым учебным оборудованием.

Для поведения лекционных занятий могут быть использованы лекционные аудитории; специализированные лекционные аудитории (оснащенные аудивизуальными и мультимедийными средствами). Для проведения практических занятий, а также промежуточного и итогового тестирования используются малые аудитории, специализированные малые аудитории (методический кабинет, технически оснащенные аудитории), компьютерные классы.

2) Образовательный процесс обеспечивается достаточной информационно-библиографической базой, современными техническими средствами, информационными и коммуникационными технологиями.

В процессе проведения учебных занятий могут быть использованы мультимедийные технологии, аудиоаппаратура, видеоаппаратура, телеаппаратура.

Для подготовки к учебным занятиям используются университетский библиотечный фонд, кафедральная библиотека специализированных словарей, современные информационные и коммуникационные технологии (Интернет), при необходимости кафедральная аудио- и видеотека, видеокамера, фотоаппаратура, компьютерная и копировальная техника.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.Ф. Симонова Е.П.Русский язык и культура речи: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений. – М: Издательство МГУ, 2008 г.- 254 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/19450).

2. Боженкова Р.К., Боженкова Н.А., ШаклеинВ.М.Русский язык и культура речи: учебник. – М.: Флинта; Наука, 2011. - 606 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/114172).

3. Введенская Л.А. Риторика и культура речи: учеб.пособие для вузов / Л. А. Введенская ; Л.Г. Павлова. - 10-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 537 с. (Библиотека УлГПУ).

4. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: курс лекций: [учеб.пособие для вузов] / Н.А. Ипполитова; О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М.: ТК Велби: Проспект, 2008. Переиздание: 2009. – 436 с. (Библиотека УлГПУ).
Дополнительнаялитература

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб.пособие для вузов / Л.А. Введенская ; Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - 9-е изд. - Ростовн/Д : Феникс, 2004. – 436 с. (Библиотека УлГПУ).

2. Культура русской речи : учеб.для вузов / [Виноградов С.И., Граудина Е.К., Даниленко Е.П. и др.]; РАН, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; отв. ред. Л.К. Граудина, Е.С. Ширяев. - М.: Издательство Норма (Изд. группа Норма-Инфра-М), 2001. – 549 с. (Библиотека УлГПУ).

3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: [Учеб.пособие для вузов по пед. спец.] / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2002. (Библиотека УлГПУ).

4. Русский язык и культура речи: практикум по курсу : [учеб.пособие для вузов] / под ред. В.И. Максимова. - М. :Гардарики, 2004. Переиздание: 2007. (Библиотека УлГПУ).

5. Русский язык и культура речи: учеб. / Северо-кавказская акад. гос. службы; под общ.ред. Л. А. Введенской. - М. : Издательство РАГС, 2005. (Библиотека УлГПУ).

6. Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: учеб.пособия / Г.Я. Солганик ; Т. С. Дроняева. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 251,[1] с. - (Высшее профессиональное образование) (Филология). (Библиотека УлГПУ).

7. Харченко В.К. О языке, достойном человека: Учебное пособие: Материалы для самостоятельной работы по курсу «Русский язык и культура речи». - М: Флинта; Наука, 2010 . – 159 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/76291).

8. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 383 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/106636 http://www.knigafund.ru)
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. http: // www. gramma.ru – Портал «Культура письменной речи».

  2. http: // www. gramota.ru – Справочно-информационный портал «Русский язык».

  3. http://www.classes.ru – Русский язык для школьников, абитуриентов, студентов. Учебные материалы по русскому языку: учебники, научная литература, словари и энциклопедии-онлайн


Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины

«Русский язык и культура речи»
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». Составители: зав. кафедрой Воронина Н. В., Иванова Л.Ю., Давыдова И.В.– Ульяновск: УлГПУ, 2012. –10 с.
Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности030501.65 Юриспруденция, специализация Государственно-правовая.
Составители ____________________ Н.В. Воронина

_________________ Л.Ю. Иванова

___________________ И.В.Давыдова
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

одобрена на заседании кафедры русского языка"___" __________ 20__г., протокол № ____

Заведующий кафедрой

_________________________________Воронина Н.В.________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» согласована с библиотекой

Сотрудник библиотеки

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа утверждена на заседании учёного совета ______________________ факультета (протокол № от)

Председатель ученого совета факультета

________________________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа согласована с учебным управлением

"___" __________ 20__г., протокол № ____

Начальник учебного управления.

____________________________________________________________________

личная подпись расшифровка подписи дата
Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания.

Начальник УРИС __________________________________________________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины национально-регионального (вузовского)...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности iconПрограмма дисциплины Новочебоксарск
Программа дисциплины национально-регионального вузовского компонента цикла гсэ составлена в соответствии с Государственным образовательным...
Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности iconСодержани е
Концепция Регионального (национально-регионального) компонента Государственного Образовательного стандарта общего образования для...
Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности iconТема: «Реализация национально- регионального компонента на уроках географии»
Под национально-региональным компонентом (далее нрк) понимается педагогически отобранный географический материал, раскрывающий
Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности iconЮго-восточное окружное управление образования департамента образования города москвы
Рекомендуется отводить дополнительный третий час из регионального (национально-регионального) компонента, в исключительных случаях...
Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности iconПрограмма дисциплины «Новейшая история Германии» составлена в соответствии...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности iconНеобходимо предусмотреть выделение в учебном плане дополнительного...
Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас при­ветствовать на игре «Счастливый случай»!
Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена...
В обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта)...
Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности iconМетодические рекомендации по реализация национально-регионального...
Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе
Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая учебная разработана на основе примерной учебной программы к с учётом национально-регионального компонента стандарта
Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности iconПрограмма дисциплины «Экология Ульяновской области» составлена на...
Программа учебной дисциплины регионального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология
Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа учебной дисциплины регионального компонента для специальности 050708. 65
Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности iconС. В. Науменко, Филиал кгпу им. В. П. Астафьева в г. Канске
Основная профессиональная образовательная программа по специальности 032900 «Русский язык и литература» состоит из федерального,...
Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050502. 65 «Технология и предпринимательство» для заочного...
Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности iconПояснительная записка Тематическое планирование по предмету «Окружающий...
Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир и обж» составлено на основе государственной программы с учетом национально...
Программа учебной дисциплины национально-регионального компонента для специальности iconМосковский государственный гуманитарный
Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск