Скачать 394.28 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. Шолохова Кафедра методики преподавания русского языка и литературы «УТВЕРЖДАЮ» Зав. кафедрой русской и зарубежной литературы профессор Н.Д. Котовчихина УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «Теория и практика развития речи учащихся Направление 540300 – Филологическое образование Степень (квалификация) – бакалавр филологического образования Москва – 2012
Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента
2. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность изучения дисциплины определяется спецификой мето-дики преподавания русского языка как науки. Место дисциплины в психолого-педагогическом цикле дисциплин. ХХІ век, по мнению историков науки, характеризуется активным увеличением информационного потока, ростом научных исследований в самых разных областях гуманитарного знания. Ушедшее столетие внесло огромный вклад и в методическую науку: появились самостоятельные специализации, отпочковавшиеся от наук, связанных с процессами обучения языку и речи – психолингвистика, лингвопрагматика, лингвистика текста, герменевтика, теория коммуникации. Современная методическая наука опирается на принципы развивающего обучения и психолингвистические основы коммуникации как наиболее продуктивные для лингвистического образования Нельзя не увидеть, что достижения этих смежных научных дисциплин, которые в значительной степени расширяют сферу исследования традиционной русистики от собственно языка до явлений речи и ее организации в человеческом сообществе, обогащают методику преподавания русского языка в целом и методику речевого развития в частности. Развитие речи детей, как раздел методической науки, опирается на психолингвистические процессы создания и восприятия речевых текстов, процессы формирования читательских умений, умений пользоваться устной и письменной речью, которые напрямую зависят от организации понимания учащимися дидактического материала и учебной ситуации на уроках русского языка. В этом случае продуктивным становится обращение к сведениям из лингвопрагматики, герменевтики, лингвистики текста. Большое значение в процессе речевого развития учащихся придается совершенствованию умений, обеспечивающих построение связного высказывания, таких, как умение отбирать необходимый материал, систематизировать его, подбирать языковые средства с учетом целесообразности их использования в определенной речевой ситуации. Развитая речь является не только показателем общей культуры человека, она становится инструментом познания всех наук, поэтому главная задача учителя-словесника заключается в том, чтобы научить школьников свободной речевой деятельности во всех ее проявлениях, а также сформировать у них коммуникативную и языковую компетенцию. Цель курса – углубить и расширить знания студентов о теории речевой деятельности, сформировать их методические умения в организации работы по речевому развитию учащихся. Задачи курса:
В результате освоения содержания дисциплины студент-филолог должен знать: - предмет, основные категории и понятия методики развития речи; новые технологии обучения в системе филологического образования; - принципы отбора дидактического материала, инновационные методы и формы обучения. В результате освоения содержания дисциплины студент-филолог должен уметь: - пользоваться научной, справочной, методической литературой; - свободно ориентироваться в современных методических теориях, подходах, школах, концепциях; - определять эффективность используемых методов и приѐмов обучения; - выявлять проблемы, выдвигаемые школьной практикой в соответствии с изменением общественных целей и ценностей; - использовать возможности информационных технологий в процессе обучения; - оценивать методический потенциал учебно-методических материалов в процессе формирования языковедческой и коммуникативной компетенций школьников разных классов; - оценивать знания, умения и навыки учащихся в условиях нового формата итоговой аттестации (ЕГЭ; ГИА). В результате освоения содержания дисциплины студент-филолог должен владеть: - представлением об организации учебно-воспитательного процесса в со-временном образовательном пространстве; - методикой развития речи в соответствии с основными положениями ФГОС; - методами информационного поиска (в том числе в системе Интернет); - фундаментальной профессиональной подготовкой по теории, истории, методологии культуры, другим гуманитарным дисциплинам, создающим целостное представление о своеобразии культурных феноменов, их содержании, динамике, функциях, возможностях познания и прогнозирования.
|
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения... О работе уфимского филиала фгбоу впо московский государственный гуманитарный университет | Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова... Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для... | ||
Институт: социально- гуманитарный Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Программа внутренних вступительных экзаменов для абитуриентов, поступающих... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Решение заседания ... | Из блока с кодом Б. 3 ... | ||
Московский государственный гуманитарный Министерства образования и науки Российской федерации от «12» июля 2005 г приказ №197 | Решение заседания кафедры ... | ||
Программа модуля «Психопатология» ... | Решение заседания Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный... | ||
Дисциплины и дидактическое содержание ... | Решение заседания Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный... | ||
Решение заседания Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный... | Решение заседания кафедры ... | ||
Н. А. Литвиненко Решение заседания ... | «эстетика» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет... |