Московский государственный гуманитарный





Скачать 394.28 Kb.
НазваниеМосковский государственный гуманитарный
страница1/5
Дата публикации10.09.2014
Размер394.28 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. Шолохова
Кафедра методики преподавания

русского языка и литературы

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой русской и

зарубежной литературы

профессор Н.Д. Котовчихина

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
«Теория и практика развития речи учащихся

Направление 540300 – Филологическое образование

Степень (квалификация) – бакалавр филологического образования


Москва – 2012



  1. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА



Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента



ОПД. Р


Национально-региональный

(вузовский) компонент



48




  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


2. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучения дисциплины определяется спецификой мето-дики преподавания русского языка как науки.

Место дисциплины в психолого-педагогическом цикле дисциплин.

ХХІ век, по мнению историков науки, характеризуется активным увеличением информационного потока, ростом научных исследований в самых разных областях гуманитарного знания. Ушедшее столетие внесло огромный вклад и в методическую науку: появились самостоятельные специализации, отпочковавшиеся от наук, связанных с процессами обучения языку и речи – психолингвистика, лингвопрагматика, лингвистика текста, герменевтика, теория коммуникации. Современная методическая наука опирается на принципы развивающего обучения и психолингвистические основы коммуникации как наиболее продуктивные для лингвистического образования Нельзя не увидеть, что достижения этих смежных научных дисциплин, которые в значительной степени расширяют сферу исследования традиционной русистики от собственно языка до явлений речи и ее организации в человеческом сообществе, обогащают методику преподавания русского языка в целом и методику речевого развития в частности.

Развитие речи детей, как раздел методической науки, опирается на психолингвистические процессы создания и восприятия речевых текстов, процессы формирования читательских умений, умений пользоваться устной и письменной речью, которые напрямую зависят от организации понимания учащимися дидактического материала и учебной ситуации на уроках русского языка. В этом случае продуктивным становится обращение к сведениям из лингвопрагматики, герменевтики, лингвистики текста.

Большое значение в процессе речевого развития учащихся придается совершенствованию умений, обеспечивающих построение связного высказывания, таких, как умение отбирать необходимый материал, систематизировать его, подбирать языковые средства с учетом целесообразности их использования в определенной речевой ситуации.

Развитая речь является не только показателем общей культуры человека, она становится инструментом познания всех наук, поэтому главная задача учителя-словесника заключается в том, чтобы научить школьников свободной речевой деятельности во всех ее проявлениях, а также сформировать у них коммуникативную и языковую компетенцию.
Цель курса – углубить и расширить знания студентов о теории речевой деятельности, сформировать их методические умения в организации работы по речевому развитию учащихся.

Задачи курса:

  • совершенствовать методическую подготовку студентов-филологов, расширить и углубить их знания в области речевого развития учащихся, включѐнных в образовательную область «Филология» современного школьного образования;

  • проанализировать актуальные проблемы методики речевого развития на современном этапе и определить основные направления и перспективы исследовательской работы в данной области для будущих преподавателей-словесников;

  • способствовать совершенствованию у студентов умений исследова-тельской деятельности в области методики, работы с научной, учебно-методической, справочной литературой и самостоятельной подготовки докладов и рефератов.


В результате освоения содержания дисциплины студент-филолог должен знать:

- предмет, основные категории и понятия методики развития речи; новые технологии обучения в системе филологического образования;

- принципы отбора дидактического материала, инновационные методы и формы обучения.

В результате освоения содержания дисциплины студент-филолог должен

уметь:

- пользоваться научной, справочной, методической литературой;

- свободно ориентироваться в современных методических теориях, подходах, школах, концепциях;

- определять эффективность используемых методов и приѐмов обучения;

- выявлять проблемы, выдвигаемые школьной практикой в соответствии с изменением общественных целей и ценностей;

- использовать возможности информационных технологий в процессе обучения;

- оценивать методический потенциал учебно-методических материалов в процессе формирования языковедческой и коммуникативной компетенций школьников разных классов;

- оценивать знания, умения и навыки учащихся в условиях нового формата итоговой аттестации (ЕГЭ; ГИА).

В результате освоения содержания дисциплины студент-филолог должен владеть:

- представлением об организации учебно-воспитательного процесса в со-временном образовательном пространстве;

- методикой развития речи в соответствии с основными положениями ФГОС;

- методами информационного поиска (в том числе в системе Интернет);

- фундаментальной профессиональной подготовкой по теории, истории, методологии культуры, другим гуманитарным дисциплинам, создающим целостное представление о своеобразии культурных феноменов, их содержании, динамике, функциях, возможностях познания и прогнозирования.


    1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА





№п/п


Наименование темы

Количество часов по видам

занятий

Л

С

С П

СРС (сам. раб)




Лингвистические, психолингвистические

и психолого-педагогические предпосылки развития речи учащихся


2

-




2




Система работы по развитию речи учащихся

2




2

4




Развитие связной речи учащихся. Анализ текста

2




2

4
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский государственный гуманитарный iconФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения...
О работе уфимского филиала фгбоу впо московский государственный гуманитарный университет
Московский государственный гуманитарный iconМосковский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова...
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
Московский государственный гуманитарный iconИнститут: социально- гуманитарный
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Московский государственный гуманитарный iconПрограмма внутренних вступительных экзаменов для абитуриентов, поступающих...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
Московский государственный гуманитарный iconРешение заседания
...
Московский государственный гуманитарный iconИз блока с кодом Б. 3
...
Московский государственный гуманитарный iconМосковский государственный гуманитарный
Министерства образования и науки Российской федерации от «12» июля 2005 г приказ №197
Московский государственный гуманитарный iconРешение заседания кафедры
...
Московский государственный гуманитарный iconПрограмма модуля «Психопатология»
...
Московский государственный гуманитарный iconРешение заседания
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный...
Московский государственный гуманитарный iconДисциплины и дидактическое содержание
...
Московский государственный гуманитарный iconРешение заседания
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный...
Московский государственный гуманитарный iconРешение заседания
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный...
Московский государственный гуманитарный iconРешение заседания кафедры
...
Московский государственный гуманитарный iconН. А. Литвиненко Решение заседания
...
Московский государственный гуманитарный icon«эстетика»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск