Урок русского языка в 9-м классе на тему "Сложноподчиненное предложение с придаточным времени"





Скачать 62.67 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 9-м классе на тему "Сложноподчиненное предложение с придаточным времени"
Дата публикации08.09.2014
Размер62.67 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Урок русского языка в 9-м классе на тему

"Сложноподчиненное предложение с придаточным времени"

Цели:

  • Познакомиться с отличительными особенностями сложноподчинённых предложений с придаточным времени.

Задачи:

  • Формировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточным времени.

  • Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

  • Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку.

Ход урока:

1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока слайд
2. Проверка домашнего задания – (прочитать СПП с придаточными определительными из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин») слайд

4.Повторение

Повторим изученные нами виды сложноподчиненных предложений.

  • Назовите виды сложноподчиненных предложений.

  • Чем они отличаются друг от друга

  • Задание. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком “+” в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются истинными.



Утверждения

+

1.

Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений

 

2.

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

 

3.

Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

 

4.

Придаточное предложение с главным связано сочинительной или подчинительной связью.

 

5.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

 

6.

Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

 

7.

Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

 

8.

Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

 

9.

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

 

10.

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

 

Заполните «слепую» схему № 1 (на обороте доски):



Придаточные предложения бывают:

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

?

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

?

ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ

?

5.Изучение нового материала

1) Запись синтаксической модели СПП с придаточным времени:



2) По данной модели самостоятельно составьте правило о СПП с придаточным времени. Воспользуйтесь подсказкой:

  •  Придаточное времени обозначает …….., в течение которого происходит то, о чем говорится в главной части сложноподчиненного предложения.

  • Придаточное времени отвечает на вопросы……..

  • Придаточные времени относятся к …..( Я пришел, когда стемнело). В главной части СПП с придаточным времени могут употребляться …… (Я пришел только тогда, когда стемнело).

  • Придаточные времени могу находиться …. главной частью, …… и ….. 1.Книга учит, даже когда вы этого не ждете. 2. Когда наступил вечер, Иван вышел на улицу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА !!!!

«Угадай»

Если словосочетание – 1 раз присесть; не словосочетание – прыжок; грамматическая основа – 3 хлопка.

Утром с ребятами; отправились на рыбалку; солнце уже; ветер доносил; ждали улова; зашептались листья; из-за леса; зашевелились и зашептались; порывы ветра; лиловая туча; хлынул дождь; березовый лес; на ветвях; солнце светило; ночлег в лесу.

3) Чтение правила на стр. 92

4) Упр. 178 – прочитайте текст и приведите примеры СПП с придаточным времени, выражающие значение одновременности и последовательности
( Цель – узнать о значениях одновременности и последовательности в СПП с придаточным времени)

6.Закрепление материала

  1. Класс заранее разделить на две команды. Каждый по очереди выходит к доске и чертит схемы предложений, не записывая их.

  1. Едва рассвело, все были уже на ногах и готовились выступить. (едва), ( когда?)

  2. Эта история продолжалась всякий раз, когда приезжал Азамат. (когда?), (когда)

  3. Когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою. (когда), ( когда?)

  4. Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него. (когда), ( когда?)

  5. Как только прозвенел звонок, ребята побежали в сад за яблоками.(как только), ( когда?)

  6. Когда приходит весна, природа вся преображается. (когда), (когда?)

  7. Когда пьешь воду, помни об источнике. (когда), (когда?)

  1. Упр. 173, 174

7.Самостоятельная работа

(Каждому ученику заранее на стол кладется конверт с заданием.)

1 вариант.

Прочитайте предложения ; выполните задания, выбирая правильный вариант ответа.

А. Комната, где лежал Илья Ильич казалась прекрасно убранною.

Б. Когда мы приехали на вокзал, поезд уже подали на посадку.

В. Старику казалось что звук слышится где-то далеко-далеко.

Г. Вчера вечером, пока мы оба молча ждали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.



1.Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

А. Б. В. Г.

2. Найдите СПП, в которых придаточное предложение стоит в середине главного.

А. Б. В. Г.

3.Укажите СПП с придаточными времени.

А. Б. В. Г.

4. Укажите СПП с придаточным определительным.

А. Б. В. Г.

5. Найдите СПП с придаточным изъяснительным

А. Б. В. Г.

2 вариант.

Прочитайте предложения ; выполните задания, выбирая правильный вариант ответа.

А. В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов стоял старый кожаный диван.

Б. Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

В. Легко можно себе представить что чувствовал я в эту минуту.

Г. Я, как только вернулся, сразу же заметил изменения в доме.

1.Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

А. Б. В. Г.

2. Найдите сложные предложения, в которых придаточные предложения стоят в середине главного.

А. Б. В. Г.

3.Укажите сложные предложения с придаточными времени.

А. Б. В. Г.

4. Укажите сложное предложение с придаточным определительным.

А. Б. В. Г.

5. Найдите сложное предложение с придаточным изъяснительным

А. Б. В. Г.

3 вариант.

Расставьте в предложениях знаки препинания. Укажите сложноподчиненные предложения с придаточными времени.

А. Скоро вы узнаете, как выглядит написанная мною картина.

Б. Когда поглубже входишь в лес, тебя начинает затягивать в глубину.

В. Берег, где остановилась машина, был илистый, низкий.

Г. Шум моря замирал, как только мы заходили за какую-нибудь вершину.

8.Подведение итогов

9.Выставление оценок

10.Домашняя работа. Упр. 171,187


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 9-м классе на тему \"Сложноподчиненное предложение с придаточным времени\" iconСтроение сложноподчиненного предложения (разработка урока русского языка в 9 классе) Предмет
Лексика урока: главное предложение; придаточное предложение; сложноподчиненное предложение; сложное союзное предложение; подчинительный...
Урок русского языка в 9-м классе на тему \"Сложноподчиненное предложение с придаточным времени\" iconТема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным»...
Спп, определять средства связи придаточных определительных с главным предложением
Урок русского языка в 9-м классе на тему \"Сложноподчиненное предложение с придаточным времени\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Урок в 9 классе
Урок русского языка в 9-м классе на тему \"Сложноподчиненное предложение с придаточным времени\" iconТема: «Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным». Тип урока
Воспитательные: учащиеся должны убедиться в том, что cпп с придаточным изъяснительным помогают передать разные оттенки мыслей, чувств,...
Урок русского языка в 9-м классе на тему \"Сложноподчиненное предложение с придаточным времени\" iconКонспект урока русского языка в 9 классе тема: обобщающий урок «Сложноподчинённое предложение»
Формировать умения определять вид придаточного предложения, строить схемы предложения; объяснять постановку знаков препинания
Урок русского языка в 9-м классе на тему \"Сложноподчиненное предложение с придаточным времени\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сложноподчинённое предложение. Сложноподчинённое предложение с несколькими видами придаточных
Урок русского языка в 9-м классе на тему \"Сложноподчиненное предложение с придаточным времени\" iconСложноподчиненное предложение с придаточным определительным
Учитель сообщает учащимся, что часто местоименно-определительные придаточные употребляются в афоризмах, для которых характерна отнесенность...
Урок русского языка в 9-м классе на тему \"Сложноподчиненное предложение с придаточным времени\" iconУрок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская
Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение...
Урок русского языка в 9-м классе на тему \"Сложноподчиненное предложение с придаточным времени\" iconСложноподчиненное предложение с придаточным определительным
С 14 ноября по 18 ноября 2011 года в мбоу «Проходенская сош» прошла методическая неделя, посвященная теме: «Эффективность урока через...
Урок русского языка в 9-м классе на тему \"Сложноподчиненное предложение с придаточным времени\" iconУрок русского языка в 5-м классе на тему "Синтаксис. Простое предложение "
Земле, их природе, методах измерений и способах интерпретации полученных данных. Представлены данные о методах профилирований тт...
Урок русского языка в 9-м классе на тему \"Сложноподчиненное предложение с придаточным времени\" iconУрок русского языка в 11 классе
Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа
Урок русского языка в 9-м классе на тему \"Сложноподчиненное предложение с придаточным времени\" iconСистематизация знаний по теме «Сложное предложение. Сложноподчиненное...
Помощь в организации самостоятельной работы по совершенствованию своих умений и навыков
Урок русского языка в 9-м классе на тему \"Сложноподчиненное предложение с придаточным времени\" iconУрок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов...
Урок русского языка в 6 классе на тему «Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и –ск-»
Урок русского языка в 9-м классе на тему \"Сложноподчиненное предложение с придаточным времени\" iconУрок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях»
Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная...
Урок русского языка в 9-м классе на тему \"Сложноподчиненное предложение с придаточным времени\" iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок русского языка в 9-м классе на тему \"Сложноподчиненное предложение с придаточным времени\" iconУрок русского языка в 5-м классе по теме Главные члены
Оборудование: компьютер, выставка творческих работ учащихся, раздаточный материал, плакат, на котором изображен ковер-самолет, карта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск