Скачать 60.25 Kb.
|
Урок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская. Цели: развитие творческого мышления и речи школьников, культурного кругозора и эрудиции.; повторение понятия «художественный стиль речи»; отработка умений и навыков практического применения знаний по теме «Художественный стиль речи»; закрепление умения написания связных текстов в различных стилях и жанрах. развитие внимания, говорения, слушания; обучениие учащихся активным формам работы. Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. М. Монтень Ход урока
- Сегодня мы прикоснёмся к удивительному миру Поэзии, вспомним известные произведения, повторим основные литературоведческие понятия по лирике, а главное, попробуем сами сочинять, творить или, говоря словами французского философа и писателя Мишеля Монтеня, «оттачивать и шлифовать свои умы об умы других». Эти слова будут эпиграфом к уроку. Запишите их в тетрадь. 2. Повторение материала по теме «Художественный стиль речи» - Однако прежде нам стоит повторить, что такое художественный стиль. Что это? - Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи. Задача стиля – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность – единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность. Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами: - тропы – обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.; - фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос; - ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении. Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный. В качестве примера приведем отрывок из поэтического текста – стихотворения А. Блока: Осень поздняя. Небо открытое, И леса сквозят тишиной. Прилегла на берег размытый Голова русалки больной. (Записываем стихотворение в тетрадь) Какие языковые средства здесь использованы? - Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства: – ритм, рифма; – инверсия – прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная; – тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной, голова русалки прилегла на берег; – синтаксический параллелизм в первой строке; – назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.
Согласно преданию, в XVI - XVII вв. некий поэт утратил рукопись на создание которой ушел немалый труд. Горемыку спасли друзья, попросив его вспомнить хотя бы рифмы. Какой жанр родился в результате их коллективного взаимодействия? - Стихотворение. - Сейчас мы и попробуем погрузиться в прекрасный мир поэзии. Разминочные задания: 1. Закончите стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова: (Записываем) Божественный пастух! Среди тиши и мрака Ты слышал имена, ты видел горный свет. Ты первый начертал пути своих планет, Нашел названия … … … (для знаков Зодиака) 2.Докажите, что Николай Степанович Гумилев посвятил эти строки А. Ахматовой: (Записываем) Аддис-Абеба - город грез На берегу ручьев прозрачных. Небесный див тебя принес Алмазный, средь ущелий мрачных. (Это акростих) 3. У С. Я. Маршака есть стихотворение: Лошадь захромала - командир убит. Конница разбита, армия бежит, Враг вступает в город, пленных не щадя Оттого, что в кузнице … … … (… не было гвоздя) Укажите эту роковую причину. - Эрудированный, начитанный человек всегда сможет определить в той или иной мере авторство текста или литературного направления. Нахождение в тексте важных признаков стиля, жанра, жизненных и исторических фактов называется атрибутированием текста. Проверьте свою эрудированность в литературе. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите авторов и жанровую принадлежность. Аргументируйте свою точку зрения. 1."Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. ("Песнь о вещем Олеге", А. С. Пушкин, баллада) 2.Швед, русский - колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. ("Полтава", А. С. Пушкин, поэма) 3. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, А сапоги тачать пирожник: И дело не пойдёт на лад, Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит, Тот завсегда других упрямей и вздорней: Он лучше дело всё погубит И рад скорей Посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать разумного совета. ("Щука и Кот", И. С. Крылов, басня) 4.Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. ("Тучи", М. Ю. Лермонтов, стихотворение) 5.Спрятавшиеся слова. Подберите слова, чтобы восстановить строчку из известного стихотворения известного автора. Затем сопоставьте с оригиналом. А) Лёд неокрепший на речке студёной Словно как … лежит. (тающий сахар) (Н. А. Некрасов "Железная дорога") В) Еду. … . Слышны звоны (тихо) Под копытом на снегу. Только серые …(вороны) … на лугу. (расшумелись) (С. А. Есенин "Пороша") В русской классической поэзии существуют пять основных стихотворных размеров, а в арабской их 27. исследователи обнаружили интересную связь между этим и их традиционными видами транспорта. (У коня - 5 аллюров, а у верблюда - 27. очевидно, стихи слагались и читались в такт езде.) - Сейчас повторим основные теоретико-литературные понятия, касающиеся лирики и первое – назовите те самые 5 стихотворных размеров? Наука стихосложения
- Теперь вы во всеоружии перед нашей главной работой. Примените свои знания, проявите фантазию, пригласите вдохновение, дерзайте, пробуйте перо. Помните: все ваши творения интересны, неповторимы, оригинальны, найдут благодарного читателя! 1.Повторяющаяся рифма. Однажды один не очень известный поэт сочинил такое стихотворение: Как-то утром под горой Предвечернею порой Шёл мальчишка с бородой. Помидор ел голубой. С ним старик шёл молодой С водосточною трубой. Шли они на водопой, Били мух сковородой. Хочешь - плачь, а хочешь - пой Над такою ерундой. В этом стихотворении все строчки оканчиваются на одну рифму - "…ой". Попробуйте сочинить такое же стихотворение, но чтобы все строчки оканчивались рифмой: "…ка", "…ре", "…ил", "…ый" (на выбор). 3.Буриме. Это игра, которой уже сотни лет. Играющий должен сочинить стихотворение на заданные рифмы. Можно рифмы придумывать свои, но мы воспользуемся рифмами известного поэта XIX века. Золотая - великана - рано - играя, морщине - одиноко - глубоко - пустыне. "Утёс" М. Ю. Лермонтов Ночевала тучка золотая, На груди утёса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя;
Сочиняем стихотворение, 4 строки на тему «В чем я вижу смысл жизни» (Сергеев, Осадчий)
Вы выполняли дома индивидуальные задания. Проверим, что получилось. - Михальченко Вадим, Осадчий Женя сочиняли акростих.(читают) ТОЛСТОЙ А.К.-5 сентября 195 лет со дня рождения ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна -8 октября 120 лет со дня рождения - Басня «Вирус в компьютере» - Бондаренко Максим (читает) - Сергеев Слава сочинял литературную пародию на ст. «Муха села на варенье» в стиле известных поэтов - Атрошенко Женя тоже написала стихотворение. Послушаем. Она писала письмо литературному герою. 4. Домашнее задание. - Определяем изобразительные средства, используем их в стихотворениях, которые сочините дома на свободную тему и в любом жанре. 1) Чайник кипит. 2) Готов задушить в объятиях. 3) Туманный Альбион. 4) Мужичок с ноготок. 5) Лес точно терем расписной. Ответы: 1. Метонимия. 2. Гипербола. 3. Оксюморон. 4. Литота. 5.Сравнение Благодарю за сотрудничество!!! |
Урок русского языка в 11 классе Тема: «Повторительно-обобщающий урок... Автор: Васина Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории | Урок русского языка в 11 классе Урок русского языка в 11 классе Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка”. /2 часа | ||
Учебная программа факультативных занятий «Творческая мастерская»... «Творческая мастерская» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь... | Урок русского языка в 6 классе Тема: Слитное и раздельное написание Автор работы: Моисеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы | ||
Урок русского языка в 5 классе Тема: Понятие о лексике. Слово и его лексическое значение Охватывает не только лексический, но и другие уровни русского языка | Урок русского языка в 4 классе Тема урока: Наречие. Общее понятие Родине, интереса к истокам русского языка; вызвать желание задуматься о смысле жизни | ||
Урок русского языка в 5 классе №24 20 г Тема урока: «Синтаксис. Пунктуация.... Урок русского языка по теме «Пунктуация: знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах» | Урок русского языка, 7 класс. Тема «Словарное богатство русского языка» Цель урока: создание творческого проекта с использованием знаний о лексическом богатстве русского языка | ||
Урок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных... Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле... | Приложение Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой Урок русского языка в 7 классе по программе В. В. Бабайцевой проводится в начале года после повторения изученного в 5-6 классах.... | ||
Учитель Боровикова Оксана Викторовна Тема. Письмо заглавной буквы... ... | Программа внеурочной деятельности обучающихся по информатике «Творческая... Программа кружка «Творческая мастерская «Создание видеофильма» разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся 5,... | ||
Урок русского языка в 9 классе. Тема урока Сложноподчиненные предложения с разными видами связи На базе школы прошли заседания рмо учителей русского языка и литературы и рмо учителей географии и биологии | Урока русского языка в 5б классе по теме «Синтаксический разбор предложения» Урок русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Синтаксис и пунктуация». На изучение раздела отводится 31 час. Тема... | ||
Урок русского языка в 1 классе по т еме: «Правописание сочетаний жи-ши» Урок русского языка в 1 классе по теме: «Правописание сочетаний жи-ши» учитель 1 класса мкоу малохабыкская оош круглова Н. М | Урок русского языка во 2 классе «Состав слова» Урок французского языка в 6 классе «Систематизация грамматических навыков по типу степени сравнения прилагательных» (Чернышова О.... |