Скачать 30.12 Kb.
|
Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным (продолжение темы) Цель урока: формирование умений: 1) находить местоименно-определительные предложения, отличать их от собственно определительных; производить (где это возможно и целесообразно) синонимическую замену придаточных определительных; 2) расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными местоименными и собственно определительными; 3) составлять схемы предложений с указанными придаточными.
Один ученик выполняет упр. 39 (письменно), два других работают на ПК.
Вакансия, карьерист, свояченица.
Учитель сообщает учащимся , что часто местоименно-определительные придаточные употребляются в афоризмах, для которых характерна отнесенность к каждому, всякому.
-Как вы понимаете последний афоризм? -Как вы думаете, почему эти придаточные называются местоименно-определительными? К словам какой части речи главного предложения они относятся? (К местоимению.) Внимание учащихся обращается на то, что в последнем случае придаточное- неполное предложение, что весьма характерно для сложноподчиненных предложений. В таком случае первостепенными и по структуре, и по смыслу являются главные части, придаточные лишь дополняют уже известную информацию.
Наконец коляска остановилась у высоких ворот, украшенных по обеим сторонам головами львов, из пасти которых лились струи холодной воды. Направо и налево от ворот тянулась выкрашенная розовой краской стена, из-за которой виднелась густая темная зелень сада. Она оттеняла розовые глиняные вазы с кактусами и мраморные, почерневшие от времени бюсты, расставленные по стене. Это въезд в старинную усадьбу, которой распоряжался теперь старик-смотритель. Вопросы к анализу текста. -Докажите, что это часть более крупного текста. (Наличие в первом предложении слова наконец свидетельствует о том, что данному отрывку предшествовала какая – то информация.) -Укажите средства связи предложений в тексте. (первое и второе предложения - повторяется слово ворота; второе и третье связаны с помощью местоимения: зелень-она; первое и последнее предложения связаны между собой по смыслу-остановилась у ворот-это был въезд, что создает ощущение завершенности текста, композиционной его рамки.) -Определите тип речи. (Описание. Языковые особенности этого типа речи: слова конкретного значения: ворота, вода, вазы, усадьба и пр.; слова и словосочетания с пространственным значением: направо, налево, тянулась стена, расставленные по стене. Автор перечисляет предметы, заставляя читателя как бы переводить взгляд с одного описываемого предмета на другой. Перед нами словно фрагмент (момент) картины). Учитель обращает внимание учащихся на то, что на описание указывает и насыщенность текста словами, обозначающими признаки предметов (ключевая,глиняные,почерневшие и пр.), сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. -Возможна ли замена придаточных определительных обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. И всегда ли целесообразна эта замена? На какой стиль речи указывает большое количество причастных оборотов в тексте? Домашнее задание: 1) упр.43; 2) (по желанию учащихся) написать сочинение-миниатюру-описание по аналогии с текстом, проанализированным в классе (стилизация). Индивидуальное задание: выписать из комедии Грибоедова «Горе от ума» 3-4 афоризма с придаточным местоименно-определительным. |
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным»... Спп, определять средства связи придаточных определительных с главным предложением | Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным С 14 ноября по 18 ноября 2011 года в мбоу «Проходенская сош» прошла методическая неделя, посвященная теме: «Эффективность урока через... | ||
Урок русского языка в 9-м классе на тему "Сложноподчиненное предложение с придаточным времени" Познакомиться с отличительными особенностями сложноподчинённых предложений с придаточным времени | Тема: «Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным». Тип урока Воспитательные: учащиеся должны убедиться в том, что cпп с придаточным изъяснительным помогают передать разные оттенки мыслей, чувств,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Урок в 9 классе | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сложноподчинённое предложение. Сложноподчинённое предложение с несколькими видами придаточных | ||
Строение сложноподчиненного предложения (разработка урока русского языка в 9 классе) Предмет Лексика урока: главное предложение; придаточное предложение; сложноподчиненное предложение; сложное союзное предложение; подчинительный... | Систематизация знаний по теме «Сложное предложение. Сложноподчиненное... Помощь в организации самостоятельной работы по совершенствованию своих умений и навыков | ||
Урока: Познавательные Познавательные: повторить опознавательные признаки спп; проверить знания о спп с придаточным определительным; вспомнить орфографию... | Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными изъяснительными МС(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ош «Гармония» | ||
Конспект урока в 9 классе по теме «Закрепление и повторение темы «Сложноподчиненное предложение» «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей» | Тема: спп с придаточным определительным. 9 класс. Учитель: Литвиненко... Фбу «Тест-С. Петербург» состоялась торжественная церемония награждения победителей юбилейного, 15-го по счету Всероссийского конкурса... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема Сложноподчиненное предложение. Порядок слов в главном и придаточном предложении | Сложноподчиненное предложение с каузальной семантикой в русском,... Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт филологии и искусств, г. Казань | ||
Урок по теме “Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными”... Педагогическая мастерская по типу “Технология развития критического мышления через чтение и письмо” | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сложноподчинённое предложение; формировать умение отличать ссп и спп, различать союзы и союзные слова |