Урок 11-12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах» (Групповая форма работы)





Скачать 64.97 Kb.
НазваниеУрок 11-12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах» (Групповая форма работы)
Дата публикации30.09.2014
Размер64.97 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок

Урок 11–12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах»


(Групповая форма работы)
Тема. Видимое движение звезд и Солнца на разных географических широтах.

Цели урока.

Учащиеся должны:

  1. зная географическую широту, определять высоту северного полюса мира, высоту светила в верхней кульминации, высоту светила в нижней кульминации, склонения незаходящих и невосходящих светил;

  2. определять условия наступления полярной ночи;

  3. устанавливать зависимость условий наблюдения Солнца и других светил от географической широты места наблюдения;

  4. строить гипотезу, прогнозировать результат, самостоятельно находить способы решения поставленной задачи;

  5. работать в сотрудничестве.

Демонстрационный материал. Планетарий, лист формата А 4, на котором изображена проекция небесной сферы и линии горизонта; цветные карандаши, линейка, транспортир.

Самостоятельная деятельность учащихся. Выполнение заданий с помощью электронного планетария.

Мировоззренческий аспект урока. Формирование научного подхода к изучению мира.

Использование новых информационных технологий. Работа с интерактивным электронным планетарием.

План урока.

Краткое содержание урока

Формы

использования

планетария

Время, мин

Приемы и методы

1. Организация групп




4




2. Контроль знаний




20

опрос

3. Постановка задачи




10

Беседа

4. Выполнение заданий

Планетарий

45

самостоятельная работа

5. Подведение итогов, анализ результатов

Планетарий

10

Беседа

6. Домашнее задание




1




Конспект урока.

1. Организация. Весь класс делится на группы по 2–3 человека. Группы размещаются за сдвинутыми партами, расположенными по периметру класса.

2. Блиц – опрос. В быстром темпе учащимся задаются вопросы. За правильные ответы присуждаются баллы группе (рекомендуется подробно разобрать последний вопрос).

Дайте определения следующим понятиям.

  1. Небесная сфера.

  2. Ось мира, полюсы мира, экватор.

  3. Точки зенита и надира, горизонт.

  4. Меридиан, точки севера и юга.

  5. Нижняя и верхняя кульминации светил.

  6. Незаходящие и невосходящие светила.

  7. Высота светила (определение, единицы измерения, пределы измерения).

  8. Зенитное расстояние (те же характеристики)

  9. Азимут светила (те же характеристики).

  10. Эклиптика, точки весеннего и осеннего равноденствия.

  11. Склонение светила (определение, единицы измерения, пределы измерения).

  12. Прямое восхождение (определение, единицы и пределы измерения).

  13. Сформулируйте и докажите теорему о высоте полюса мира над горизонтом.

  14. Выведите формулу высоты светила в верхней кульминации к югу от зенита.

  15. Выведите формулу высоты светила в верхней кульминации к северу от зенита.

  16. Получите формулу для расчета высоты светила в нижней кульминации.

  17. Сформулируйте условия, при которых светило является невосходящим, незаходящим.

3. Постановка задания. Каждая группа тянет билет, на котором написано название города и его географическая широта: Мурманск ( = 69), Якутск ( = 62), Владимир ( = 57), Владивосток ( = 43), Ашхабад (=38), Бангкок ( = 23), Каракас ( = 10), Богота ( = 5).

Также каждая группа получает транспортир, линейку, карандаши и задание (одинаковое для всех, отличие только в географической широте). (Для подготовленных классов можно не давать инструкцию)

Задание. «Исследовать условия видимости светил в Мурманске»

  1. Определите высоту северного полюса мира и нарисуйте ось мира на данной схеме.

  2. Рассчитайте склонения светил, незаходящих за горизонт.

Пользуясь электронным планетарием, приведите 2 примера незаходящих светил и определите их координаты.

Рассчитайте высоты данных светил в верхней и нижней кульминации.

Обозначьте положение данных светил в верхней и нижней кульминации на схеме, начертите суточный путь.

В «опциях» электронного планетария выберите соответствующую широту места наблюдения и проверьте свои вычисления.

  1. Рассчитайте склонения светил, невосходящих над горизонтом.

Пользуясь электронным планетарием, приведите 2 примера невосходящих светил и определите их координаты

Рассчитайте высоты данных светил в верхней и нижней кульминации.

Обозначьте положение данных светил в верхней и нижней кульминации на схеме, начертите суточный путь.

Проверьте свои вычисления с помощью электронного планетария.

  1. Приведите 2 примера светил, которые восходят и заходят.

Определите их координаты с помощью электронного планетария.

Рассчитайте высоты данных светил в верхней и нижней кульминации.

Обозначьте положение данных светил в верхней и нижней кульминации на схеме, начертите суточный путь.

Проверьте свои вычисления с помощью электронного планетария.

  1. Изобразите суточный путь Солнца в дни летнего и зимнего солнцестояний, равноденствия. Может ли на вашей широте наступить полярный день (ночь). Если да, то приблизительно определите период, в течение которого длится полярный день.

4. Выполнение заданий.

Мурманск ( = 69) (пример вычислений).

  1. Высота северного полюса мира над горизонтом равна географической широте места наблюдения, значит h = 69.

  2. Если светило незаходящее, то его высота в нижней кульминации h 0, значит   90 – ,   21.

Примеры незаходящих светил:  Малой Медведицы ( = 89),  Овна ( = 23),  Персея ( = 50),  Возничего ( = 46),  Близнецов ( = 32),  Близнецов ( = 28),  Лиры ( = 39),  Лебедя ( = 45). Координаты звезд можно определить по карте только примерно.

Персея: кульминирует к югу от зенита, т. к.  < .

Высота в верхней кульминации h =  + 90 –  = 50 + 90 – 69 = 71.

Высота в нижней кульминации h =  – 90 +  = 50 – 90 + 69 = 29. Можно отложить симметрично точке верхней кульминации данного светила относительно оси мира.

Близнецов: h = 53, h= 11.

Если светило кульминирует к югу от зенита, то высоту светила в верхней кульминации следует откладывать от точки юга.

Невосходящие светила удовлетворяют следующему условию: h  0,   –21. Невосходящими светилами являются:  Скорпиона ( = –26),  Южной Рыбы ( = –30),  Южного Креста ( = -66),  Центавра ( = –60),  Эридана ( = –57),  Киля ( = –53).

Скорпиона: h = –5, h= –47; Центавра: h = –39, h= –81.

Ориона: ( = 7), h = 28, h= –14;

Девы: ( = –11). h = 10, h= –32.

Солнце в день летнего солнцестояния: ( = 2326`) h = 4426`, h= 226`. Солнце является незаходящим светилом, если   21. Учитывая, что за одни сутки Солнце перемещается по эклиптике на 1, получается, что полярный день длится с 20. 06 до 24. 06.

Солнце в день зимнего солнцестояния: ( = –2326`) h = –226`, h= –4426`. Солнце является невосходящим светилом, если   –21. Полярная ночь продолжается с 20 декабря до 24 декабря.

Солнце в дни равноденствий перемещается по экватору: ( = 0)

h = 21, h= –21.

5. Демонстрация результатов исследования. Формулировка выводов. После выполнения заданий все чертежи прикрепляются к доске в порядке возрастания географической широты места наблюдения.

Учащиеся ясно видят, как меняются условия видимости светил и могут сделать вывод о зависимости вида звездного неба от географической широты наблюдения.

Ученики также могут самостоятельно объективно оценить результаты своей работы и работы одноклассников, непосредственно сравнивая их и реально представляя сложность каждого выполненного задания.

Примеры чертежей приведены ниже.


Мурманск

 = 69




Владивосток

 = 43




Бангкок

 = 23










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 11-12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах» (Групповая форма работы) iconТема и содержание урока
Одинаковы ли они в разных организациях и в разных жизненных циклах компании? А в разных географических широтах?
Урок 11-12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах» (Групповая форма работы) iconЗаконы Кеплера
Суточное движение светил на различных широтах. Определение географической широты по астрономическим наблюдениям
Урок 11-12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах» (Групповая форма работы) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Форма урока: эвристическая беседа, практикум «Стадии воспроизводства», групповая форма работы
Урок 11-12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах» (Групповая форма работы) iconКонспект урока, (вкл.) Тип урока: комплексный урок (на уроке сочетаются...
...
Урок 11-12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах» (Групповая форма работы) iconПрограмма «Юный музеевед»
Программа «Юный музеевед» действует на базе моу «Всеволожский цо» для детей 10-13 лет. Форма организации образовательного процесса...
Урок 11-12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах» (Групповая форма работы) iconКраткое содержание Форма проведения занятий
«Исследование технологических, технических, организационных и иных причин, условий возникновения, характера протекания пожара и его...
Урок 11-12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах» (Групповая форма работы) iconУрок химии в 9 классе
...
Урок 11-12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах» (Групповая форма работы) iconУроки. Открытый урок в 6 классе. Тема: Упражнения танца "Ча-ча-ча".
Тип урока: Урок-конкурс. Оборудование: Ноутбук, флешь карта, чешки, видео ролик с танцем, музыкальная композиция. Форма проведения:...
Урок 11-12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах» (Групповая форма работы) iconТема урока: Отряды Млекопитающих
На уроке использована групповая форма работы, игровые технологии, индивидуальная работа с тестами, используются информационные технологии,...
Урок 11-12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах» (Групповая форма работы) iconУрок 11-12 Цель урока
...
Урок 11-12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах» (Групповая форма работы) iconТехнологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке
Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование...
Урок 11-12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах» (Групповая форма работы) iconБашҡортостан республикаһы стәрлетамаҡ районы муниципаль район хакимиәтенең
Об итогах проведения районного конкурса среди учителей географии «Лучший урок исследование по географии, посвященный Году географических...
Урок 11-12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах» (Групповая форма работы) iconТип урока: комбинированный. Форма работы: групповая. Цель урока
Цель: познакомить с путешествием зернышка от поля до стола (как получается хлеб)
Урок 11-12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах» (Групповая форма работы) iconЯзыковые особенности переводов комических текстов (на материале рассказов...
Охватывает самый широкий спектр человеческих действий, свойств, качеств и т д. Для возникновения комического, по мнению М. Рюминой,...
Урок 11-12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах» (Групповая форма работы) iconИсследование по различным разделам языка (Отправление в страну Грамматику) I. Лексика
Конспект урока по русскому языку. Урок-исследование. Тема: "имя существительное. Исследование слова ветер". 4 класс
Урок 11-12. «Исследование условий видимости светил на разных географических широтах» (Групповая форма работы) iconКонспект урока технологии Учитель: Борисова Н. В. Класс: 8а дата:...
Обучающая: освоение основных этапов создания предприятия на репродуктивном уровне, формирование понятия «производительность труда»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск