Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе





Скачать 263.04 Kb.
НазваниеКонспект непосредственно образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе
Дата публикации08.10.2013
Размер263.04 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Астрономия > Конспект
МБДОУ «Сазоновский детский сад»
Конспект

непосредственно – образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе

«Знакомство со свойствами песка»

Составила: Ольга Ивановна Михайлова,

воспитатель первой квалификационной категории

2012 год

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть), способность пропускать воду, фильтровать её; что песок состоит из очень мелких частиц – зёрнышек песчинок.

Задачи:

  1. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно – следственные связи.

  2. Продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом, обогащать словарь ребенка за счет прилагательных и существительных;

  3. Воспитывать интерес к окружающему миру, учить детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы, развивать доброжелательность.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

Использование следующих технологий:

1. Личностно – ориентированная технология – наблюдения, экспериментальная деятельность.

2. Социоигровая технология – работа в малых группах.

3. Здоровье – сберегающая технология – динамическая пауза (игра)

Активизация словаря:

Сыпучий, липкий, рыхлый, фильтрует, тяжелее, лупа, линза, песочные картины.

Материал:

Песок, пластмассовые бутылочки, формочки, палочки, коробочки (для рисования), фартуки на каждого ребёнка и салфетки влажные, вода, подносы, лупа, 3-х литровая банка, фен, аптечные весы, совочки. Мультимедийная Установка и слайды (песочные картины).

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие, а на какую тему, вы узнаете сами, если отгадаете загадку:

   «Он жёлтый и сыпучий

   Во дворе насыпан кучей.

   Если хочешь, можешь брать

   Целый день в него играть».

   Что это - ?

Дети: Песок

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужен песок?

Дети: Для игр, посыпать дорожки зимой.

Воспитатель: Совершенно верно, ещё песок используют при строительстве дорог, зданий, при производстве посуды, стекла, в песочных часах. Где можно встретить песок?

Дети: В песочнице, на стройке, у речки, у моря.

Воспитатель: Песок бывает морской и речной (показать и сравнить)

Чем отличается морской песок от речного?

Дети: У морского песка песчинки более мелкие, а у речного крупнее.

Воспитатель: А сейчас будем проводить опыты с песком.

Возьмём совочки и насыплем немного песка в коробочку (дети выполняют). Легко ли сыплется песок?

Дети: Легко.

Воспитатель: Потому – что песок сыпучий. Легко ли его брать? Т.е. он комком или нет? Песок рыхлый.

Воспитатель: А теперь возьмём вот такое приспособление, кто знает, как оно называется?

Дети: Увеличительное стекло.

Воспитатель: Правильно, так оно называется, потому – что увеличивает, а ещё можно сказать – лупа, линза.

Возьмём лупу и внимательно рассмотрим, из чего состоит песок?

Дети: Зёрнышек – песчинок.

Воспитатель: Как они выглядят?

Дети: Они маленькие, круглые, белые, жёлтые, прозрачные.

Воспитатель: Похожи ли они одна на другую? Чем похожи? Чем отличаются?

(Ответы детей)

Воспитатель: В песке каждая песчинка лежит отдельно, она  не прилипает к своим «соседям».

Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Воспитатель: Давайте проведём ещё один опыт. Я насыплю песок в банку и создам в банке игрушечный ветер (феном). Что происходит с песчинками?

Дети: Они разлетелись, сдуваются, легко двигаются.

Воспитатель: А теперь я налью немного воды, смочу песок  и опять создам ветер. Песчинки сдуваются?

Дети: Нет.

Воспитатель: Вывод: Сухие песчинки сдуваются, «убегают» от ветра, а мокрые нет.

Воспитатель: а теперь возьмите подносы со стаканчиками (два) и совочками. Насыпьте песок в два стаканчика, в один стаканчик налейте немного воды (смочите песок). А теперь возьмите палочку и воткните в сухой песок, а другую палочку в мокрый. В какой песок легче втыкается палочка? В мокрый или сухой?

Дети: В сухой.

Воспитатель: сухой песок рыхлый, песчинки не склеяные, поэтому в сухой втыкать легче. А теперь я насыплю в пластмассовые стаканчики песок (одинаковое количество), но один стаканчик с песком я смочу водой. И теперь мы посмотрим, какой песок тяжелее. Мы взвесим сначала сухой песок, а потом мокрый.

Какой тяжелее?

Дети: Мокрый.

Воспитатель: Правильно, потому – что среди сухих песчинок прячется лёгкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода.

Ребята, а теперь скажите мне, из какого песка получается куличик из сухого или мокрого?

Дети: Из мокрого.

Воспитатель: Правильно, влажный песок прекрасно сохраняет форму, поэтому из него легко лепить, на прогулке в песочнице вы это делаете много раз.

Ребята, а песок может фильтровать воду, т.е. чистить её. Вот посмотрите. (Воспитатель берёт грязную воду и пропускает её через песок).

Воспитатель: Что произошло с грязной водой, которую я налила в песок? Как она изменилась?

Дети: Стала чище, прозрачнее.

Воспитатель: Песок – это природный фильтр, он очищает воду.

Воспитатель: А теперь мы поиграем.

Все будете песчинками, а все вместе кучей песка. Я включу вентилятор – фен (ветер) и как вы думаете, что произойдёт с песком?

Дети: Он разлетится.

Воспитатель: А когда ветер успокоится, песчинки летят на землю.

(Дети играют 2 раза).

Воспитатель: Затем прошёл дождь, я соберу, весь песок в кучу и песок слипнется.

(Дети собирают в «кучу»)

Воспитатель: Затем опять поднялся ветер. Что произошло с песком?

Дети: Песок лежит на месте.

Воспитатель: Правильно, песок как лежал, так и остался лежать.

Воспитатель: С песком играют не только дети, но иногда взрослые. Оказывается, взрослые художники тоже очень любят рисовать на песке. (Демонстрация слайдов). 

И мы сейчас попробуем порисовать, как маленькие художники.

Возьмите коробочки, насыпьте немного сухого песка, разровняйте рукой и нарисуйте любой рисунок (мышка, солнце, самолёт, гриб, ёлка, ёжик, птичка).

(Дети рисуют)

Воспитатель: Ребята, работы закончены, не забудьте вытереть руки салфеткой.

А теперь давайте пройдем по нашей песочной галерее и посмотрим песочные картины. (Дети рассматривают рисунки, автор рассказывает, что он нарисовал и как: пальчиком, кулачком, ребром ладони, щепоткой, присыпал песком).

Воспитатель: Ребята, рисовать можно ещё и на асфальте мелками, и на песке, земле – палочками. На прогулке вы можете нарисовать.

МБДОУ «Сазоновский детский сад»

Конспекты непосредственно – образовательной деятельности

« Школа волшебства»

(подготовительная к школе группа)

Составила: Ольга Ивановна Михайлова,

воспитатель первой квалификационной категории

2012 год

Цель: Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы, выбирать способ действия.

Задачи: 

  1. расширить представления детей о свойствах льда (тает в тепле);

  2. стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;

  3. помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать металлические предметы;

  4. выявлять изменения агрегатного состояния твердых веществ;

  5. воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности при работе с огнем;

  6. обогащать и расширять словарь детей.

Материалы: 

  1. Бусинки, замороженные в кубиках льда, стаканы, теплая вода.

  2. Магнит, картон, металлические, пластмассовые и деревянные предметы.

  3. Свечи, чайные ложки и металлические тарелки, заранее смазанные растительным маслом, сахарный песок, баночки для тушения огня.

  4. Семечко подсолнечника.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я очень рада, что началась наша встреча. Приглашаю вас на занятие, а оно у нас сегодня будет необычным. Каким бы вы хотели видеть наше занятие? (Ответы детей). Вы хотите, чтобы оно было волшебным?

Дети: Да!

Воспитатель: А что такое волшебство? (Ответы детей). Тогда я приглашаю вас в школу волшебства. (Звучит “волшебная” музыка). Закройте глаза, повернитесь через левое плечо.

В руку палочку возьму,
Ей тихонько я взмахну,
Превращаемся сейчас
Мы в волшебный, дружный класс.

(В групповой комнате заранее приготовлены 3 стола с материалами для опытов)

Воспитатель: Мы с вами попали в волшебную комнату.

Опыт со льдом

Воспитатель: Чтобы наше волшебство получилось, вам нужно сделать добрый поступок. А какой — я вам сейчас расскажу.

(Проблемная ситуация). Я несла вам на занятие бусы, нечаянно уронила их в воду, а злой чародей заморозил их, и попали бусинки в плен. Как же нам быть? Что делать?

Дети: Нужно освободить бусинки.

Воспитатель: А как можно освободить бусинки из плена?

(Дети высказывают свои гипотезы) 

  1. Можно погреть в кулачке.

  2. Можно положить на батарею.

  3. Можно положить в теплую воду.

Воспитатель: Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте их проверим и узнаем, какой из предложенных способов самый быстрый.

(Дети проводят опыты с таянием льда и делают вывод).

Опыт с магнитом

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебный камень, который может передвигать металлические предметы. Посмотрите, что сейчас будет происходить.

(На листе картона лежит скрепка, под картоном – магнит. Воспитатель двигает магнитом скрепку по нарисованным на картоне дорожкам – прямой, зигзагообразной, спиралеобразной)

Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень? (Ответы детей). Правильно, магнит. А теперь я хочу, чтобы вы мне показали это волшебство сами. Как вы думаете, наше волшебство получится с пластмассовыми и деревянными предметами?

(Дети экспериментируют с металлическими, деревянными и пластмассовыми предметами).

Воспитатель: Вы видели, как интересно, необычно двигалась скрепка. Давайте повторим ее движения.

Проводится динамическая пауза

(Педагог показывает карточку с изображением дорожек, а дети под веселую музыку выполняют движения)

  

Опыт с огнем

Воспитатель: Вы были хорошими учениками и, конечно, заслужили еще одно интересное и вкусное волшебство. Делать его нужно аккуратно и очень осторожно, так как мы будем работать с огнем. А огонь, как вы уже знаете, может быть опасным, если с ним неправильно обращаться.

Посмотрите - на столе у вас лежат ложечки. Что в них находится? Расскажите мне о сахаре. Какой он? (Ответы детей)

Возьмите, пожалуйста, ложки и погрейте сахар над огнем свечи. Внимательно смотрите что происходит. Каким стал сахар? Почему? (Ответы детей)

Теперь жидкий сахар осторожно перелейте на тарелочку. Каким стал сахар? (Дети делают выводы о том, что при нагревании сахар становится жидким, свободно переливается, а при прекращении нагревания сахар переходит в твердое состояние)

(Педагог дает инструкцию, о том, как правильно затушить свечи. С помощью баночек свечи гасятся).

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, станет ли сахар жидким от солнечного тепла? (Ответы детей). Тепла солнца будет недостаточно для того, чтобы сахар стал жидким. (Звучит “волшебная” музыка)

Вот и закончилось наше занятие. Напоследок я подарю вам волшебное семечко, которое вы посадите и посмотрите, что из него вырастет - это будет новая и очень интересная история.

Ну и, конечно, попробуйте наше вкусное волшебство.

 

МБДОУ «Сазоновский детский сад»

Конспекты непосредственно – образовательной деятельности

«Осадки»

(старшая группа)

Составила: Ольга Ивановна Михайлова,

воспитатель первой квалификационной категории

2011 год

Цель: Развивать в детях любознательность, познавательный интерес к неживой природе;

Задачи:

  1. Развивать умение решать проблемные ситуации, выдвигать гипотезы, проверять их.

  2. Закрепить знания о понятиях «погода», «осадки».

  3. Дать знания о происхождении облаков, туч, дождя.

  4. Подвести детей к пониманию причинно- следственных связей в природе.

Методы и приемы: наглядно – действенный, словесный, игровой;

 беседа, показ, объяснение, исследовательская деятельность, игра.

Оборудование: магнитофон, игрушка Каркуша, конверты с письмами, плакаты с круговоротом воды, различными видами облаков.

Оборудование для опытов: штатив, колба, горючее, земля, стекло; цветные карандаши, бумага, фонарики, разовые стаканчики с жидкостью (вода с молоком) на каждого ребенка.

Предварительная работа: наблюдение за погодой, занятие «Создание календаря погоды», опыты с водой; первое знакомство с путешествием водяной капельки.

 Ход:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы продолжим с вами играть в юных ученых. В нашей научной лаборатории возникли вопросы по теме «Осадки». Например, ваша любимая Каркуша прислала письмо с вопросом: «Откуда берется этот мокрый дождь? У меня все время промокают чудесные перышки». А вот еще одно письмо, кажется оно от Фили: «Невозможно высунуть нос из конуры, все снег да снег. Откуда он только берется?»

 Давайте сделаем свой первый научный вывод, ответив на вопрос:

 «Чье из этих писем задержалось, а какое пришло во время?» (ответы детей)

 Воспитатель: Почему вы так решили?

 Дети: Каркуша писала письмо осенью, а филя зимой.

 Воспитатель: так как Каркуша давно ждет ответа, я решила пригласить ее к нам. Пусть услышит все сама и посмотрит наши опыты.

Появляется Каркуша: «Здравствуйте, ребята! Я так спешила! Я так спешила!

 Надеюсь, ничего не пропустила?»

 Воспитатель: Каркуша! Ты как раз во время, усаживайся, пожалуйста, и слушай внимательно. Но сначала выслушай один совет:

 - Ребята! Какой нужно дать совет Каркуше, чтобы не промочить крылышки?

 - Взять зонт, посмотреть в окно, послушать прогноз погоды, одеться по погоде, - ответили дети.

 Воспитатель: «Кто мне ответит, что определяет нашу погоду в течение дня?»

 (солнце, воздух, вода)

 - Что дает солнце? (тепло, свет)

 - Что происходит с воздухом? (он перемещается и получается ветер)

 - А что делает для погоды вода? (образует облака, дарит дождь и снег)

 - Как одним словом можно назвать эти погодные явления: дождь, снег, град, туман? (осадки)

 Воспитатель: «Сейчас я вам покажу схему превращения воды в осадки»

 (Показ с пояснением круговорота воды в природе)

- Теперь, дорогие мои юные ученые, мы переходим к практической части. Я покажу, как приблизительно происходит появление дождя, испарение влаги с земли. Для опыта я беру влажную землю, вместо солнца я ее подогрею огнем и мне нужно холодное стекло, оно будет служить облаком. Земля нагревается в этой колбе, расположенной на штативе, из земли поднимается влага в виде пара в вверх, т.к. пар очень легкий. Он начинает оседать на стенках колбы, а некоторые добираются до стекла- облачка в котором уже много капель пара, их становится слишком много, они остывают, превращаются в капли и падают вниз. (Все сообщение сопровождается показом)

- Очень быстрое превращение воды в пар вы могли наблюдать дома на кухне. Кто догадался, что я имела в виду? (Кипение воды, оседание пара на крышке кастрюли)

 - На самом деле, на Земле процесс образования облаков происходит медленнее, на все движение капель воды, пара нужно время. Давайте понаблюдаем за испарением воды из почвы, которую мы с вами сами и получили (длительный эксперимент, проведенный ранее). Наш перегной влажный. Мы его рыхлим, и чтобы пар не улетел незамеченным накроем емкость пленкой. Поставим в теплое место и первые капли мы увидим не так быстро, а возможно только вечером (все действия сопровождаются показом).

 Еще в одном сосуде поместим снег и так же накроем пленкой. Снегу понадобится время, чтобы растаять и превратиться во что? (Воду)

 А вода должна нагреться и начать испаряться, и превращаться во что? (Пар)

 На это тоже понадобится время.

 Воспитатель продолжает:

 - На что у нас понадобится мало времени, так это на игру. Я буду облаком. Вы капельки пара, которые будут по очереди подниматься с земли к облаку. Я попытаюсь вас всех принять и обнять или хотя бы коснуться. И так, начинаем…

 Наступает момент, когда у воспитателя не хватает рук принять всех детей, и остается только менять их местами, отправлять обратно.

 - Вот так и в облаках, пар соединяется, превращается в капли воды, им становится тесно и тяжело и они начинают отрываться и падать. Так начинается дождь (Дети садятся).

 - Дети! Хотите, я вас научу, как по облакам узнать о погоде? Смотрите, какие бывают облака (Показ).

 - Это кучевые облака – означают хорошую погоду. Они белые и пушистые.

 Перистые облака, обычно тоненькие и растянутые, - признак ветреной погоды. Они плывут высоко в небе и состоят из кристалликов льда.

 Слоистые облака – это обычно слой тонких бледно-серых облаков, закрывающих небо. Они часто приносят мелкий, моросящий дождик. Тучи – дождевые облака серого цвета с рваными краями. У некоторых бывает белая верхушка, такие тучи сулят грозу.

 - Теперь ребята посмотрите на вот этот пейзаж, картину художника. Что он написал?

 - Небо, облака.

 - Вы заметили, какого они необычного цвета? Кто из вас видел такие облака?

 Это было днем или вечером, а может утром или ночью?

 Дети высказывают свои предположения, наблюдения.

 - Почему облака меняют свой цвет утром и вечером, я вам сейчас расскажу и покажу.

 Дети переходят за рабочие места в «лаборатории»

 - Представьте, что у вас в стаканчике кусочек белого облака. Посмотрите, это действительно так? А фонарик- это луч солнца. Мы наблюдаем такие облака днем, когда лучи солнца светят на облака сверху. Включите фонарики и направьте луч сверху. Что вы наблюдаете?

 Дети описывают наблюдения. Замечают, что цвет не изменился.

 - Но солнце всходит и заходит, и лучи светят с другой стороны. Теперь вы можете изменить цвет своего облачка, направив на него луч с нужной стороны.

 Дети выполняют действия. Замечают изменения.

 - Выключите фонарики. Давайте сделаем научное утверждение. Когда солнце садится и встает, облака меняют свой белый цвет и становятся нежно-розовыми. Чтобы вы не забыли результат эксперимента, зарисуйте вот такую схему в своих научных дневниках. На этом наше занятие заканчивается. В следующий раз мы поговорим о воде. Все были умницами и умниками, настоящими юными учеными. Всем спасибо!

МДОУ «Сазоновский детский сад»

Конспект занятия

«Волшебный снег»

(средняя группа)

Составила: Ольга Ивановна Михайлова,

воспитатель первой квалификационной категории

2011 год

Задачи:

1. Формировать представление о снеге и его свойствах.

2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

3. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.

4. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов.

 

Материалы и оборудование:

  1. одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег;

  2. лупы по количеству детей;

  3. по половине разрезанного яблочка на салфетке;  

  4. ложка одноразовая;

  5. три емкости воды;

  6. кружочки разного цвета;

  7. наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;

  8. салфетки и полотенце;

  9. медальоны-снежинки для сюрпризного момента на каждого ребенка;

  10. аудиозапись.

 Предварительная работа:

Наблюдения за снегом на прогулках - характеристики снега: сухой (мокрый), рыхлый (плотный), холодный, глубокий, искрящийся, рассыпчатый.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это у нас там на потолке. (Воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки, свисающие с потолка). Настоящие ли они? А когда и где можно увидеть настоящие снежинки? (ответы детей) Каким бывает снег? Сегодня мы еще больше с вами узнаем о снеге.

 Воспитатель:  Мы вчера с вами набрали снег и разложили его по тарелочкам, а интересно, что же  с ним произошло? Я предлагаю отправиться в снежную лабораторию, но вход в нее непростой (на полу стоит дуга). Ребята проходя через дугу, нужно ответить на вопрос: «Где живет снежинка?»

(дети отвечают на вопрос и пролезают под дугой).

Теперь мы с вами ученые-исследователи. А скажите мне кто такие ученые – исследователи? Понятно, сейчас мы с вами будем выяснять, какой он снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа). А что такое лупа? (увеличительное стекло).

Дети проходят за столы, на столах стоят одноразовые тарелочки с растаявшим снегом.

 Воспитатель:  Ребята, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (дети отвечают) (на доску крепится снежинка с изображением 1-ого свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? А давайте попросим младшего воспитателя принести нам немного снега, и не забудем сказать волшебное слово, «пожалуйста».  Давайте внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная). Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? А какой снег на ощупь? (холодный). Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным.).

Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги). Какого они цвета? Положите один круг, на пустую тарелочку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему?

(на доску крепится 2-ая снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз).

Молодцы ребята, вы настоящие исследователи.

Воспитатель: Ребята, а давайте сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (дети отвечают).  (крепится 3-яя снежинка: снег белый - в центре снежинки вата).

Воспитатель: Ну вот какие мы умницы и узнали много интересного о снеге. Подумайте и скажите, а как узнать, снег пахнет или нет? (надо понюхать). Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4-ая снежинка: снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос)

Физкультминутка:

Снег пушистый все летает,

(поднимают руки вверх и медленно опускают)

А метель все завывает.

Сколько снегу намело,

(показывают сугробы)

Все тропинки занесло!

Мы дорожки разгребем

(имитируют действия)

И в снежки играть пойдем. 

(шагают)

Снег сегодня белый, белый,

(поднимают руки вверх и опускают)

От него кругом светло.

Рукавички мы наденем,

(надевают рукавички)

и перчатки мы наденем,

(надевают каждый пальчик)

Каждый пальчик мы оденем,

Будет в шубах нам тепло.

Воспитатель: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам тоже показать, садитесь удобнее. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем воду (приглашается ребенок проверить температуру воды). Какая там вода? (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную? (холодную, затем горячую). Почему? (потому что баночка может лопнуть).  В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды). (крепится 5-ая снежинка: на ней изображен градусник)

Воспитатель:  Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращается внимание детей на то, что снег - это замерзшая вода.

Подведение итогов занятия: 

Воспитатель: Как много мы сегодня узнали о снеге, пора возвращаться назад. Вам понравилось наше занятие? Что запомнилось больше всего?

Сюрпризный момент:

Воспитатель: Ребята, я хочу подарить вам на память снежинки, которые никогда не растают и будут напоминать о нашей встрече! (дарятся медальоны-снежинки детям, остальные снежинки дети дарят на память гостям)

МДОУ «Сазоновский детский сад»

Конспект занятия

«Удивительные камни»

(старшая группа)

Составила: Ольга Ивановна Михайлова,

воспитатель первой квалификационной категории

2011 год

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

  1. Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький);  поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.

  2. Развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.

  3. Воспитывать уважительное отношение к неживой природе.

Демонстрационный и раздаточный материал.

  1. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.

  2. сундучок ощущений.

  3. Набор схем – рисунков.

  4. Шапка ученого.

  5. Набор камней на каждого ребенка.

  6. Лупы.

  7. Стакан с водой, ложка.

  8. Большие подносы.

  9. Салфетки маленькие.

  10. Салфетки большие.

  11. Коробка с ячейками.

Предварительная работа: Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Ход занятия

Дети   встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит сундучок ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к сундучку. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри сундука? – Камень.

Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?

(Воспитатель   напоминает предназначение каждого органа))

Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные   

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель   спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?  

Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

 
Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру. 

Опыт № 6: Определение температуры.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель  спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях.

 

 


МДОУ «Сазоновский детский сад»

Конспект занятия

«Этот удивительный песок»

(средняя группа)

Составила: Ольга Ивановна Михайлова,

воспитатель первой квалификационной категории

2011 год

Цель: познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием, через исследовательскую деятельность, используя опыты.

Задачи:

  1. Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

  2. Формировать представление о песке как объекте неживой природы;

  3. Воспитывать у детей интерес к изучению природы, бережное отношение к ней.

Материал: баночки с песком, баночки с водой, ложечки, карандаши, магнит, лупы, штатив с воронкой. Пособие «Секреты неживой природы».

Ход занятия:

Сюрпризный момент (воспитатель вносит «Волшебный мешочек», предлагает детям засунуть в него руку и наощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т.д.).

Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал, что в мешочке.

Дети: В мешочке песок.

Воспитатель: А что такое песок?

Дети: песок – это полезное ископаемое.

Воспитатель: сегодня вы будите исследовать песок, познакомитесь с его свойствами. А исследования проводятся в лаборатории?

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель: сегодня вы отправляетесь в лабораторию, для того чтоб исследовать песок, ставить опыты. Для того чтоб проводить исследование необходимо специальное оборудование. Какое оборудование  находится у вас на столах.

 Дети: дети перечисляют оборудование

Опыт № 1 (что какое песок, из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину и рассмотреть в лупу, опустить в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотреть их.

Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла, на ощупь песок шершавый.

Опыт № 2 (детям предлагается пересыпать сухой песок из одной баночки в другую, опустить в банку с сухим песком карандаш, поводить карандаш в разные направления).

Вывод: песок – сыпучий ,рассыпчатый, рыхлый.

 Опыт № 3 ( взять горсть песка и пустить его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становиться шире, если долго сыпать ,то образуются сплывы. Можно подуть на песок имитируя ветер, частички песка передвинутся.

Вывод: песок может двигаться.

Воспитатель: Правильно песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.

Физкультминутка

Это лёгкая забава —
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Воспитатель: Отдрхнули, ну а теперь возвращаемся в лабораиорию и продолжаем исследовать песок.

Опыт № 4 (в баночку с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Пронаблюдать, что произойдет. Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.

Вывод: песок тяжелый ,пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.

Опыт № 5 ( в воронку с песком наливаем воду, вода проходит через песок (надо отметить, что некоторое время вода держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь. Если же воду налить в влажный песок, то вода просочится гораздо быстрее, т.к воздуха между частичками нет. При попадании воды в песок он начинает менять свои свойства: плотный, вязкий, более темный, может приобрести форму.

Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.

На занятии при показе опытов используется  пособие « Секреты неживой природы». Рассматривая каждое свойство песка, при помощи опыта, детям показывается модель изображения данного свойства. Карточки с моделями последовательно вкладываются в специальные кармашки. После выполнения всех опытов перед детьми «выстраивается лента», показывающая все свойства, которыми обладает песок (свойства которые были рассмотрены при помощи опытов).

Воспитатель: Ребята,  сегодня, «наш герой» –это песок. А где можно его встретить, где его можно применить( Варианты ответов детей). Я предлагаю вам посмотреть на волшебный экран, который покажет где и как можно применить песок.

(на экране показаны кадры где применяется песок: в строительстве, для изготовления бетона, цементного раствора, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, песком можно рисовать.

Создание картин при помощи песка

Использование в строительстве, для изготовления цементны растворов

Для получения бетона

Использование песка на дорогах в гололед
Песок используется для детских игр
 Использования песка для изготовления стекла

Подведение итога.

Воспитатель: Давайте сделаем выводы.Что вы сегодня исследовали (песок)

Что такое песок (песок-это полезное ископаемое, состоит песок из мелких камешков, которые имеют разную форму, окраску, размер. Песок может содержать частички металла)

 Какими свойствами обладает песок (сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигается, изменяет свои свойства под воздействием воды)

Где применяется песок (в строительстве, для изготовления бетона, цемента,для изготовления стекла,  при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, песком можно рисовать).

Как вы исследовали песок, с помощью чего (ставили опыты, исследовали при помощи специального оборудования)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по физической...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с элементами ритмической гимнастики в подготовительной...
Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по математике...
Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 050705...
Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по освоению...
Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы)
Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе iconРазработка проекта непосредственно-образовательной деятельности по...
Конспект урока по обж "Оказание первой медицинской помощи при травмах различного происхождения"
Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе iconКонспект занятия-викторины по пдд с детьми и родителями в подготовительной...
План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект открытого просмотра непосредственно образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в...
Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе iconСценарий развлечения /совместная деятельность педагога с детьми/...
План – конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы «Весёлое путешествие»
Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе iconКонспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной...
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей и подготовительной группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
План- конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Путешествие на планеты»
Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Познание»
Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе iconКонспект непосредственно образовательной деятельности «Познание»....
...
Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе iconКонспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по...
План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
Конспект непосредственно образовательной деятельности экологического содержания в подготовительной к школе группе iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по разделу...
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск