Конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом) Слово учителя





Скачать 54.18 Kb.
НазваниеКонспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом) Слово учителя
Дата публикации20.10.2013
Размер54.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме:

«Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте»

(на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.

Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек может осознать, назвать и выразить её состояние. Только человек наделен божественным даром речи, способностью понимать всё окружающее и передавать свои мысли, чувства, переживания в слове.

Собираясь на сегодняшний урок, я захватила с собой Чехова. Скажите, почему? Во-первых, потому, что это писатель-классик. Во-вторых, его проза простая, лаконичная, ясная. В-третьих, это - мастер-пейзажист. Его картины природы отмечены своеобразным лиризмом.

Сам Чехов в письме Плещееву заметил «Пока я писал, я чувствовал, что пахло около меня летом и степью». А один из критиков завершил свой отзыв старой строкой, припомнившейся как бы непроизвольно: «Чёрт вас побери, степи! Как вы хороши у Чехова».

- У вас на столах лежит текст, с которым мы сегодня будем работать.

Тема урока «Сложноподчинённые предложения и их роль в тексте».
Цель данной работы: проверим умения различать виды придаточных, определять их роль в тексте, их место в сложноподчинённом предложении; правильно расставлять знаки препинания; составлять схемы предложений; определять вид односоставных предложений.

- Учитель читает текст (отрывок из повести А. П. Чехова «Степь».)

Всё, что было кругом, не располагало к обыкновенным мыслям. (На) право темнели холмы, которые, казалось, заслоняли собой что (то) (не) ведомое и страшное. Налево всё небо над г...ризонтом было залито б...гровым заревом, и трудно было понять, был ли то где (нибудь) пожар или (же) соб...ралась восходить луна. Даль была видна, как днём, но уж её нежная лиловая окраска, затуш...ванная вечерней мглой, пр...пала, и вся степь пряталась во мгле...

В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели. Не поют в лесных балочках соловьи, (не) пахнет цветами, но степь всё ещё прекрасна и полна жизн.... Едва зайдёт солнце и землю окута...т мгла, как дневная тоска забыта, всё проще...о, и степь легко вздыхает широкой грудью. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; ед...шь и чу...ству...шь, что засыпаеш..., но вот откуда (то) доносится отрывистый , тревожный крик (не) уснувшей птицы или раздаётся (не) определённый звук, похожий на чей (то) голос, и дремота опускает веки ... Пахнет сеном и высушенной травой и запоздал...ми цветами, но зап...х густ, сладко (приторен) и нежен.
- Что вы знаете о Чехове? (сообщение ученика).

- Докажем, что перед нами текст? (предложения объединены общей темой «Степь летом», делится на абзацы.

- Каким стилем написан?

- Художественным. При помощи олицетворения, сравнения автором нарисована картина степи).

- Какого типа речи этот текст? (Описание. Автор в большом количестве использует контекстуальные эпитеты).

- Попробуем выделить основные образы текста? (образ степи, образ автора).

- На каких приёмах построен текст? (сопоставления, постепенное развитие мысли).

- Какими словами пользуется автор, чтобы описать, как всё в степи изменяется, движется? (обилием глаголов, назовём их).

- Кто стоит за текстом? (чуткий, внимательный любящий природу, понимающий её, умеющий выразить свои чувства в слове).

- Выражено ли авторское отношение? (использование эмоционально-окрашенных слов: степь прекрасна и полна жизни, убаюкивает, как колыбельная песня, запах сладко-приторен и нежен.)

- Ваше впечатление от текста? (автор передает свою любовь к природе и заражает этим чувством читателя).

- При помощи каких предложений Чехов это делает? (сложных)

- Мы с вами уже изучили сложноподчинённые предложения. Найдём их в тексте и объясним их использование.

- Всё, что было кругом... (дополнение, пояснение).

- Направо темнели холмы, которые... (определенность, конкретность).

- Чувствуешь, что... (состояние человека).

Едва зайдет солнце, (временные - это новый вид придаточных - обстоятельственные).

- Много в этом тексте односоставных предложений. Определим их вид и роль в тексте:

- Трудно было понять - безличное (состояние человека).

- Не пахнет цветами (безличное).

- Едешь и чувствуешь, что засыпаешь - (определенно-личные).

- Пахнет сеном (безличное).

- Человек и природа - неделимое целое. Человек - часть её. Он засыпает, и степь легко вздыхает широкой грудью, (олицетворение).

- Расставим пропущенные запятые.

- Какие виды орфограмм пропущены в словах?

(Индивидуальная работа у доски, с последующей фронтальной проверкой). Полный синтаксический разбор первого предложения.

Всё, что было кругом, не располагало к обыкновенным мыслям.

- повеств., сложноподчиненное, невоскл., с прид. изъясн.

1. предл. главное, двусост., полное, распр.,

2. предл., прид., двусост., полное, распр.

Вывод. Что вносят в текст

- придаточные определительные?

- придаточные изъяснительные?

В качестве проверки знаний каждому предлагается тест.

Вариант 1
Задание 1.
Не записывая предложений, начертить их схемы, определить вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.
1. В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.

2. Трёх сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.

3. На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.

4. Мы спросили, когда нам прийти снова.

5. Известно, что слоны в диковинку у нас. (И. Крылов.)
Задание 2.

На месте пропусков, где необходимо, поставьте запятые.

Вечерами_ когда_ провожая закат_ соловьи на берёзах поют у крыльца4 вспоминаю нередко я ласковый взгляд_ и суровую поступь отца.

Вариант 2
Задание 1.
Не записывая предложений, начертить их схемы, определить вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.

1. Солнце ещё не успело подняться, и в саду было холодно.

2. В росистых лугах течёт речонка, что мне так мила.

3. В том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами.

4. Мы расположились на отдых у того дерева, что растёт у самой воды.

5. Какой измерить мерой тот путь, что ты прошла? (М. Исаковский.)
Задание 2.
На месте пропусков, где необходимо, поставьте запятые.
По голосу его, по тому как он вдыхал запах воды_ оглядываясь по сторонам я понял, что Зуев не хочет торопиться только потому, что с необыкновенной радостью_ ощущает себя в привычных местах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом) Слово учителя iconНашего урока «Сложноподчиненные предложения и знаки препинания в...
Слово учителя. Тема нашего урока «Сложноподчиненные предложения и знаки препинания в них». Эпиграфом нашего урока мы возьмем китайскую...
Конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом) Слово учителя iconКонспект урока по русскому языку 3Б класс Учебник «Русский язык»
Русский язык. Дидактический материал. 3 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г русский язык. 3 кл. Рабочая тетр для нач шк, слайд –...
Конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом) Слово учителя iconКонспект урока русского языка. Тема: «Сложные предложения. Работа...
Цель: обучающая: закрепить пройденный материал; тренировать навык определения предложений в тексте, данных конструкций в речи
Конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом) Слово учителя iconУрока, № урока по теме Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Показать особенности спп с придаточными изъяснительными; формировать умения находить спп с придаточными изъяснительными в тексте,...
Конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом) Слово учителя iconКонспект урока правописание гласных после шипящих в различных частях...
Бабайцева В. В. Русский язык 5 – 9 класс (теория), Русский язык 5 класс (практика)
Конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом) Слово учителя iconУрока : закрепление знаний по теме «Сложноподчиненные предложения»
Место работы: мбоу нагорская основная общеобразовательная школа Чухломский район Костромская область
Конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом) Слово учителя iconУрок русского языка 9 класс Тема урока: Закрепление по теме «Сложноподчиненные предложения»
Обучающие: закрепление умений находить придаточные предложения в спп, определять их вид, правильно расставлять знаки препинания;...
Конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом) Слово учителя icon«Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»
Цель: 1 Систематизировать знания по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными»
Конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом) Слово учителя iconТема: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом) Слово учителя iconКонспект урока по теме: «Теорема Пифагора»
Учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10-11 класс, А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова
Конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом) Слово учителя iconКонспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: «Общее значение...
Русский язык. 6 класс. Практика. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г. К. Лидман-Орловой. М. Дрофа 2008;Русский...
Конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом) Слово учителя iconИсследование по проблеме Роль о/л предложений в тексте; формировать...
Цели урока: обучать умению различать односоставные и двусоставные предложения; дать понятие определенно личных предложений
Конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом) Слово учителя iconСложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды работы...
Систематизировать и обобщить знания по темам: “Орфограммы- гласные в корне слова”, “Приставки, их правописание”, “Типы сложноподчиненных...
Конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом) Слово учителя iconРазработка урока русского языка в 5 классе по теме «Сложное предложение»
Образовательные: познакомить с понятием сложного предложения; учить находить сложные предложения в тексте; ставить запятые в сложном...
Конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом) Слово учителя iconКонспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"
Оборудование: Таблицы “Тип хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки”, “Тип хордовые. Класс Пресмыкающиеся”, “Внутреннее строение...
Конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом) Слово учителя iconКонспект урока Дата Класс
Программа по дисциплине «Русский язык» для студентов-иностранцев I курса (программа подготовка бакалавров). М.: Финакадемия, кафедра...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск