Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ абакан, 2011 введение





Скачать 126.81 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ абакан, 2011 введение
Дата публикации02.08.2013
Размер126.81 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Астрономия > Методические рекомендации
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Хакасский филиал




КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Абакан, 2011

введение



Концепции современного естествознания являются основополагающей естественно-научной дисциплиной при подготовке экономистов, юристов, менеджеров, управленцев. Это междисциплинарный синтез физики, химии и биологии на основе историко-философского и эволюционно-синергетического подходов к естествознанию.

Содержание дисциплины




Лекция 1. Естественно-научная и гуманитарная культуры



Проблема двух культур: от антагонизма до сближения. Научный метод. Наука. Структура науки. Гипотеза, теория, парадигма. Динамика науки. Научные революции.

Лекция 2. История естествознания



Предмет и цели естествознания. Структура естествознания. Закономерности развития естествознания. Место естествознания в обществе. Периоды в истории естествознания: натурфилософский, подготовительный, механический, стихийно-диалектический.

Лекция 3. Панорама современного естествознания



Развитие естествознания в ХХ веке. Тенденции развития естествознания: дифференциация и интеграция наук, расширение связи науки с производством, усиление воздействия науки на общество и природу.

Лекция 4. Структурные уровни организации материи



Микро-, макро- и мегамиры. Структурно-масштабная лестница. Метагалактика. Ячеистая структура. Скопления галактик. Галактика. Скопления звезд. Звезды. Космические тела (планеты, кометы, астероиды). Макроскопические тела. Микроскопические тела. Атомы и молекулы. Кварки, ядра и элементарные частицы. Физический вакуум. Эволюция Галактики. Образование Солнечной системы и Земли. Место человечества во Вселенной. Коротационный круг.

Лекция 5. Фундаментальные концепции описания природы



Фундаментальные взаимодействия. Дальнодействие: гравитационное, электромагнитное; близкодействие: ядерное (сильное) и слабое взаимодействия. Фундаментальные законы. Закон сохранения и превращения материи, массы, энергии, импульса, момента импульса, электрического заряда. Принципы симметрии физических законов: изотропности, инвариантности. Принцип относительности.

Лекция 6. Концепции пространства и времени



Эволюция представлений о пространстве и времени от Аристотеля до Эйнштейна. Теория относительности А. Эйнштейна. Постулаты и замечательные следствия, вытекающие из теории относительности: сокращение длины, замедление времени, увеличение массы, четырехмерное пространство, фундаментальный закон причинности. Свойства пространства и времени: всеобщие, общие, специфические.

Лекция 7. Динамические и статистические закономерности



Концепция атомизма. Радиоактивность. Формы существования материи: вещество и поле. Физическое поле. Динамические и статистические законы. Детерминизм, индетерминизм. Основные положения молекулярно-кинетических представлений. Характерные черты статистических законов и теорий. Соотношение динамических и статистических законов в естествознании.

Лекция 8. Термодинамические свойства макросистем



Основные начала термодинамики. Работа, теплота. Первое начало термодинамики. Принцип возрастания энтропии. Второе начало термодинамики. Ограниченность второго начала «сверху». Статистический смысл второго начала термодинамики. Третье начало термодинамики. Ограничения второго начала термодинамики: ограниченность второго начала «снизу», необратимость времени – стрела времени. Связь между энтропией и информацией. Ценовая и неценовая информация. Демон Максвелла.

Лекция 9. Основные концепции описания микромира



Квантовая гипотеза М. Планка. Корпускулярно-волновой дуализм. Вероятностный характер микропроцессов. Квантовая механика. Волновая функция и ее физический смысл. Основные принципы квантовой механики: принцип неопределенности Гейзенберга, принцип дополнительности Бора, принцип суперпозиции. Значение квантовой механики.


Лекция 10. Концепции самоорганизации



Порядок и беспорядок в природе. Три направления самоорганизации. Общее представление о синергетике. Требования к объекту изучения синергетики. Синергетика в экономике. Возможность управления самоорганизующимися системами. Неравновесная термодинамика. Порядок из хаоса, диссипативные структуры. Идеи И. Пригожина о развитии необратимых процессов. Флуктуация, точка бифуркации. Теория катастроф. Самоорганизация в живой природе. Принципы универсального эволюционизма. Особенности эволюционно-синергетической парадигмы науки.

Лекция 11. Основы химических процессов



Уровни развития химических знаний. Химические системы, классификация растворов. Способы выражения концентрации растворов. Гидратная теория растворов Д.И. Менделеева.

Лекция 12. Дисперсные системы



Классификация дисперсных систем. Способы их получения. Коллоидные растворы. Специфические свойства коллоидных растворов: коагуляция, адсорбция. Применение растворов и дисперсных систем.

Лекция 13. Реакционная способность веществ



Скорость реакции, факторы, ее определяющие. Каталитические системы. Механизм катализа. Роль катализа в экономике. Биокатализ. Саморазвитие каталитических систем. Энергетика химических процессов. Тепловой эффект химических процессов. Закон Гесса и следствия, вытекающие из него.

Лекция 14. Особенности биологического уровня организации материи



Биология, три направления развития биологии. Структурные уровни организации биологической материи. Основные отличия живого вещества от неживого. Единство и многообразие живых организмов на Земле. Концепции происхождения жизни на Земле: креационизм, спонтанное зарождение, стационарное состояние, химическая эволюция, панспермия.

Лекция 15. Генетика и эволюция



Три основных механизма биологической эволюции: изменчивость, наследственность и естественный отбор. Основы генетики. Генная инженерия, теоретические основы, преимущества, проблемы, применение. Биотехнология. Классификация. Применение в отраслях народного хозяйства.

Лекция 16. Психофизиология



Эмоции, виды и роли эмоций. Чувства, настроения, страсть, аффект. Стресс, виды стресса, причины. Способы снятия стресса. Творчество. Структура мыслительного процесса. Процесс решения творческих задач. Воображение, этапы творческого воображения. Творческое мышление. Методы активизации творческого мышления.

Лекция 17. Работоспособность



Классификация работоспособности по типу и объему работ. Фазы работоспособности. Этапы работоспособности. Утомление, переутомление, методы снятия переутомления. Биоэтика. Становление биоэтики. Основные постулаты биоэтики. Роль биоэтики в защите прав человека.

Лекция 18. Ритмология



Космические циклы и биологические ритмы, связь между ними. Влияние на человека космических циклов. Гелиобиология. Ритмы в природе и физические поля организма. Здоровье человека. Болезнь. Основные составляющие человеческого здоровья. Экологические требования к сохранению здоровья.

Лекция 19. Биосфера и ноосфера



Строение биосферы. Принципы учения о биосфере. Типы веществ биосферы по В.И. Вернадскому. Теория В.И. Вернадского о переходе биосферы в техносферу и ноосферу.

Блок контроля



В соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения выполняют самостоятельно контрольную работу, которая состоит из семи заданий. Каждое задание выполняется только с одной стороны листа с указанием номера и темы задания. Ответы должны быть короткими, но четко обоснованными. Если работа не зачтена, ее необходимо переделать с учетом замечаний с обратной стороны того же листа, на котором она выполнялась в первый раз. Номера заданий студенты определяют по таблице в зависимости от своих собственных фамилий, имен и отчеств (по начальным буквам). Например, студент Смирнов Юрий Тихонович выполняет задания 12, 57, 102, 30, 75, 43, 88.

Задания для контрольной работы





Ф.И.О.

Номера заданий

А, Б

1 , 46, 91

16 , 61

31 , 76

В, Г

2 , 47, 92

17 , 62

32 , 77

Д, Е, Ж

3 , 48, 93

18 , 63

33 , 78

З, И

4 , 49, 94

19 , 64

34 , 79

К

5 , 50, 95

20 , 65

35 , 80

Л

6 , 51, 96

21 , 66

36 , 81

М

7 , 52, 97

22 , 67

37 , 82

Н

8 , 53, 98

23 , 68

38 , 83

О

9 , 54, 99

24 , 69

39 , 84

П

10 , 55, 100

25 , 70

40 , 85

Р

11 , 56, 101

26 , 71

41 , 86

С

12 , 57, 102

27 , 72

42 , 87

Т, У, Ф

13 , 58, 103

28 , 73

43 , 88

Х, Ц, Ч, Ш

14 , 59, 104

29 , 74

44 , 89

Щ, Э, Ю, Я

15 , 60, 105

30 , 75

45 , 90



Вопросы для контрольной работы





  1. Культура: определение, классификация.

  2. В чем заключается проблема двух культур?

  3. Взаимоотношения двух культур в конце ХХ века.

  4. Научный метод. Теория, гипотеза, парадигма.

  5. Наука. Структура и задачи науки. Динамика науки.

  6. Научная революция. Примеры научных революций в истории развития естествознания.

  7. Естествознание: определение, предмет и цели.

  8. Структура естествознания. Место естествознания в обществе.

  9. Закономерности развития естествознания.

  10. Натурфилософский период: становление науки.

  11. Особенности подготовительного периода в истории развития естествознания.

  12. Роль «восточных» мыслителей в развитии естествознания в Средние века.

  13. Механический период: революционные тенденции в науке.

  14. Формирование классической механики.

  15. Характеристика стихийно-диалектического периода.

  16. Основные черты современной науки: интеграция и дифференциация.

  17. Особенности развития естествознания в XX веке.

  18. Тенденции развития современного естествознания.

  19. Метагалактика. Ячеистая структура.

  20. Скопления галактик. Галактика. Квазары.

  21. Скопления звезд. Звезда.

  22. Космические, макроскопические и микроскопические тела, их размеры, тип взаимодействия.

  23. Объекты микромира: молекулы, атомы.

  24. Классификация элементарных частиц.

  25. Кварки: определение, типы.

  26. Эволюция Солнечной системы и Земли.

  27. Эволюция Галактики, строение Галактики «Млечный Путь».

  28. Вероятность существования внеземной разумной жизни.

  29. Фундаментальные взаимодействия, их количественная характеристика.

  30. Гравитационные и электромагнитные взаимодействия в природе.

  31. Ядерные и слабые взаимодействия.

  32. Фундаментальные законы естествознания: закон сохранения и превращения материи, массы и энергии.

  33. Закон сохранения импульса, момента импульса, электрического заряда и принцип относительности Галилея.

  34. Принципы симметрии физических законов: изотропности, инвариантности.

  35. Концепции пространства и времени от Аристотеля до Эйнштейна.

  36. Замечательные следствия, вытекающее из теории относительности: увеличение массы, сокращение длины, замедление времени.

  37. Концепция четырехмерного пространства.

  38. Фундаментальный закон причинности.

  39. Свойства пространства и времени.

  40. Концепция атомизма.

  41. Радиоактивность. Типы радиоактивных превращений.

  42. Физическое поле, его особенность. Типы полей.

  43. Детерминизм и индетерминизм.

  44. Динамические законы: определение, примеры.

  45. Статистические законы: определение, примеры.

  46. Основные положения молекулярно-кинетических представлений.

  47. Основные черты статистических законов и теорий.

  48. Соотношение динамических и статистических законов в естествознании.

  49. Основные начала термодинамики. Термодинамика, определение. Работа. Теплота.

  50. Первое начало термодинамики. Невозможность создания «вечного двигателя». Третье начало термодинамики.

  51. Цикл Карно. КПД цикла Карно.

  52. Принцип возрастания энтропии. Второе начало термодинамики. Проблема тепловой смерти Вселенной.

  53. Статистический смысл второго начала термодинамики. Энтропия и вероятность.

  54. Ограниченность второго начала термодинамики «снизу» и «сверху».

  55. Порядок и хаос в природе. Стрела времени.

  56. Информация. Связь между энтропией и информацией.

  57. Демон Максвелла.

  58. Элементы квантовой теории. Классификация. Корпускулярно-волновой дуализм микрочастиц.

  59. Основное уравнение квантовой механики, волновая функция, ее физический смысл.

  60. Основные принципы квантовой механики.

  61. Значение квантовой теории для науки и производства.

  62. Понятие самоорганизации. Диссипативные системы. Роль самоорганизации в экономике.

  63. Синергетика. Требования, предъявляемые к объекту изучения синергетики. Возможность управления самоорганизующимися системами.

  64. Неравновесная термодинамика И. Пригожина. Флуктуация. Точка бифуркации.

  65. Теория катастроф.

  66. Самоорганизация в живой природе.

  67. Принцип универсального эволюционизма.

  68. Особенности эволюционно-синергетической парадигмы науки.

  69. Взаимосвязь между физическими, химическими и биологическими процессами.

  70. Уровни развития химических знаний.

  71. Гидратная теория растворов Д.И. Менделеева.

  72. Химические системы: определение, классификация. Способы выражения концентрации растворов.

  73. Дисперсные системы. Классификация.

  74. Дисперсные системы. Способы получения.

  75. Учение о химических процессах. Принцип равновесия Ле Шателье.

  76. Коллоидные растворы. Коагуляция.

  77. Специфические свойства коллоидных растворов. Адсорбция.

  78. Каталитические системы. Роль катализа в экономике.

  79. Механизм катализа.

  80. Освоение опыта живой природы – моделирование биокатализаторов.

  81. Саморазвитие каталитических систем.

  82. Энергетика химических процессов.

  83. Биология как наука. Основные направления развития биологии.

  84. Структурные уровни организации биологической материи.

  85. Основные отличия живого вещества от неживого.

  86. Единство и многообразие органического мира.

  87. Биологическая эволюция: её три основных механизма.

  88. Генетика и эволюция. Генная инженерия, теоретические основы. Значение и проблемы.

  89. Биотехнология: классификация, применение в отраслях народного хозяйства.

  90. Антропология. Концепции возникновения жизни на Земле.

  91. Болезнь и здоровье человека.

  92. Основные составляющие человеческого здоровья и экологические требования к его сохранению.

  93. Психофизиология: эмоции, определение. Виды и роли эмоций.

  94. Психофизиология: чувства, настроения, страсть, аффект.

  95. Психофизиология: стресс, классификация, причины. Способы уменьшения последствий стресса.

  96. Творчество. Структура мыслительного процесса.

  97. Методы активации творческого мышления.

  98. Работоспособность человека: определение, классификация. Фазы работоспособности.

  99. Усталость. Переутомление, причины появления переутомления. Мероприятия, направленные на снятие переутомления.

  100. Биоэтика: определение, основные постулаты.

  101. Ритмология: ритмы в природе и физические поля организма, классификация.

  102. Ритмология: взаимовлияние космических и биологических ритмов, их последствия для живых организмов.

  103. Понятие биосферы.

  104. Понятие техносферы и ноосферы.

  105. Многообразие живых организмов – основа устойчивости биосферы.



Библиографический список





  1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1998. – 383 с.

  2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учеб. / Под ред. М.Ф. Жукова. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1997. –
    832 с.

  3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 520 с.

  4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия» / Под ред. Самыгина С.И. – Ростов н/Д: «Феникс», 1997. – 448 с.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ абакан, 2011 введение iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных...
Педагогика: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ /Университет га. С. – Петербург, 2012
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ абакан, 2011 введение iconМетодические указания по изучению курса и выполнению контрольных...
География воздушного транспорта : Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ/ Университет га. С. – Петербург,...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ абакан, 2011 введение iconМетодические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ Для студентов зф
Автоматизированные системы бронирования и продажи авиационных услуг: Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ абакан, 2011 введение iconМетодические указания по изучению дисциплины, написанию рефератОВ,...
Аудит: метод указания по изучению дисциплины, написанию рефератов, выполнению контрольных и курсовых работ / Новосиб гос аграр ун-т...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ абакан, 2011 введение iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине...
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов всех специальностей...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ абакан, 2011 введение iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных...
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ абакан, 2011 введение iconРабочая программа учебной дисциплины
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ абакан, 2011 введение iconРабочая программа учебной дисциплины правоведение
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ абакан, 2011 введение iconМетодические указания к изучению дисциплины «Иностранный язык I»
Методические указания к выполнению контрольных работ
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ абакан, 2011 введение iconМетодические рекомендации по изучению учебного материала 31 Методические...
Гос впо по специальности подготовки 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17»...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ абакан, 2011 введение icon1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины
Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ абакан, 2011 введение iconМетодические указания по темам курса, задачи контрольных работ (десять...
Математика. Пособие к изучению дисциплины и варианты заданий для контрольных работ. – М.: Мгту га, 2008. 48 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ абакан, 2011 введение iconЛитература; русский язык Контрольная работа по иностранному языку (английскому)
Методические рекомендации по выполнению контрольных заданий и оформлению контрольных работ
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ абакан, 2011 введение iconПротокол №29 рассмотрения и оценки котировочных заявок г. Баксан «30»
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ абакан, 2011 введение iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных и самостоятельных...
В данном пособии представлены методические материалы по курсу юридической психологии, предназначенные для выполнения контрольных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ абакан, 2011 введение iconМетодические указания по выполнению контрольных работ составлены...
При разработке методических указаний по выполнению контрольных работ в основу положен Государственный образовательный стандарт по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск