Скачать 126.81 Kb.
|
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент научно-технологической политики и образования Федеральное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный аграрный университет» Хакасский филиал КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ Абакан, 2011 введениеКонцепции современного естествознания являются основополагающей естественно-научной дисциплиной при подготовке экономистов, юристов, менеджеров, управленцев. Это междисциплинарный синтез физики, химии и биологии на основе историко-философского и эволюционно-синергетического подходов к естествознанию. Содержание дисциплиныЛекция 1. Естественно-научная и гуманитарная культурыПроблема двух культур: от антагонизма до сближения. Научный метод. Наука. Структура науки. Гипотеза, теория, парадигма. Динамика науки. Научные революции. Лекция 2. История естествознанияПредмет и цели естествознания. Структура естествознания. Закономерности развития естествознания. Место естествознания в обществе. Периоды в истории естествознания: натурфилософский, подготовительный, механический, стихийно-диалектический. Лекция 3. Панорама современного естествознанияРазвитие естествознания в ХХ веке. Тенденции развития естествознания: дифференциация и интеграция наук, расширение связи науки с производством, усиление воздействия науки на общество и природу. Лекция 4. Структурные уровни организации материиМикро-, макро- и мегамиры. Структурно-масштабная лестница. Метагалактика. Ячеистая структура. Скопления галактик. Галактика. Скопления звезд. Звезды. Космические тела (планеты, кометы, астероиды). Макроскопические тела. Микроскопические тела. Атомы и молекулы. Кварки, ядра и элементарные частицы. Физический вакуум. Эволюция Галактики. Образование Солнечной системы и Земли. Место человечества во Вселенной. Коротационный круг. Лекция 5. Фундаментальные концепции описания природыФундаментальные взаимодействия. Дальнодействие: гравитационное, электромагнитное; близкодействие: ядерное (сильное) и слабое взаимодействия. Фундаментальные законы. Закон сохранения и превращения материи, массы, энергии, импульса, момента импульса, электрического заряда. Принципы симметрии физических законов: изотропности, инвариантности. Принцип относительности. Лекция 6. Концепции пространства и времениЭволюция представлений о пространстве и времени от Аристотеля до Эйнштейна. Теория относительности А. Эйнштейна. Постулаты и замечательные следствия, вытекающие из теории относительности: сокращение длины, замедление времени, увеличение массы, четырехмерное пространство, фундаментальный закон причинности. Свойства пространства и времени: всеобщие, общие, специфические. Лекция 7. Динамические и статистические закономерностиКонцепция атомизма. Радиоактивность. Формы существования материи: вещество и поле. Физическое поле. Динамические и статистические законы. Детерминизм, индетерминизм. Основные положения молекулярно-кинетических представлений. Характерные черты статистических законов и теорий. Соотношение динамических и статистических законов в естествознании. Лекция 8. Термодинамические свойства макросистемОсновные начала термодинамики. Работа, теплота. Первое начало термодинамики. Принцип возрастания энтропии. Второе начало термодинамики. Ограниченность второго начала «сверху». Статистический смысл второго начала термодинамики. Третье начало термодинамики. Ограничения второго начала термодинамики: ограниченность второго начала «снизу», необратимость времени – стрела времени. Связь между энтропией и информацией. Ценовая и неценовая информация. Демон Максвелла. Лекция 9. Основные концепции описания микромираКвантовая гипотеза М. Планка. Корпускулярно-волновой дуализм. Вероятностный характер микропроцессов. Квантовая механика. Волновая функция и ее физический смысл. Основные принципы квантовой механики: принцип неопределенности Гейзенберга, принцип дополнительности Бора, принцип суперпозиции. Значение квантовой механики. Лекция 10. Концепции самоорганизацииПорядок и беспорядок в природе. Три направления самоорганизации. Общее представление о синергетике. Требования к объекту изучения синергетики. Синергетика в экономике. Возможность управления самоорганизующимися системами. Неравновесная термодинамика. Порядок из хаоса, диссипативные структуры. Идеи И. Пригожина о развитии необратимых процессов. Флуктуация, точка бифуркации. Теория катастроф. Самоорганизация в живой природе. Принципы универсального эволюционизма. Особенности эволюционно-синергетической парадигмы науки. Лекция 11. Основы химических процессовУровни развития химических знаний. Химические системы, классификация растворов. Способы выражения концентрации растворов. Гидратная теория растворов Д.И. Менделеева. Лекция 12. Дисперсные системыКлассификация дисперсных систем. Способы их получения. Коллоидные растворы. Специфические свойства коллоидных растворов: коагуляция, адсорбция. Применение растворов и дисперсных систем. Лекция 13. Реакционная способность веществСкорость реакции, факторы, ее определяющие. Каталитические системы. Механизм катализа. Роль катализа в экономике. Биокатализ. Саморазвитие каталитических систем. Энергетика химических процессов. Тепловой эффект химических процессов. Закон Гесса и следствия, вытекающие из него. Лекция 14. Особенности биологического уровня организации материиБиология, три направления развития биологии. Структурные уровни организации биологической материи. Основные отличия живого вещества от неживого. Единство и многообразие живых организмов на Земле. Концепции происхождения жизни на Земле: креационизм, спонтанное зарождение, стационарное состояние, химическая эволюция, панспермия. Лекция 15. Генетика и эволюцияТри основных механизма биологической эволюции: изменчивость, наследственность и естественный отбор. Основы генетики. Генная инженерия, теоретические основы, преимущества, проблемы, применение. Биотехнология. Классификация. Применение в отраслях народного хозяйства. Лекция 16. ПсихофизиологияЭмоции, виды и роли эмоций. Чувства, настроения, страсть, аффект. Стресс, виды стресса, причины. Способы снятия стресса. Творчество. Структура мыслительного процесса. Процесс решения творческих задач. Воображение, этапы творческого воображения. Творческое мышление. Методы активизации творческого мышления. Лекция 17. РаботоспособностьКлассификация работоспособности по типу и объему работ. Фазы работоспособности. Этапы работоспособности. Утомление, переутомление, методы снятия переутомления. Биоэтика. Становление биоэтики. Основные постулаты биоэтики. Роль биоэтики в защите прав человека. Лекция 18. РитмологияКосмические циклы и биологические ритмы, связь между ними. Влияние на человека космических циклов. Гелиобиология. Ритмы в природе и физические поля организма. Здоровье человека. Болезнь. Основные составляющие человеческого здоровья. Экологические требования к сохранению здоровья. Лекция 19. Биосфера и ноосфераСтроение биосферы. Принципы учения о биосфере. Типы веществ биосферы по В.И. Вернадскому. Теория В.И. Вернадского о переходе биосферы в техносферу и ноосферу. Блок контроляВ соответствии с учебным планом студенты заочной формы обучения выполняют самостоятельно контрольную работу, которая состоит из семи заданий. Каждое задание выполняется только с одной стороны листа с указанием номера и темы задания. Ответы должны быть короткими, но четко обоснованными. Если работа не зачтена, ее необходимо переделать с учетом замечаний с обратной стороны того же листа, на котором она выполнялась в первый раз. Номера заданий студенты определяют по таблице в зависимости от своих собственных фамилий, имен и отчеств (по начальным буквам). Например, студент Смирнов Юрий Тихонович выполняет задания 12, 57, 102, 30, 75, 43, 88. Задания для контрольной работы
Вопросы для контрольной работы
Библиографический список
|
Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных... Педагогика: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ /Университет га. С. – Петербург, 2012 | Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных... География воздушного транспорта : Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ/ Университет га. С. – Петербург,... | ||
Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных работ Для студентов зф Автоматизированные системы бронирования и продажи авиационных услуг: Методические указания по изучению курса и выполнению контрольных... | Методические указания по изучению дисциплины, написанию рефератОВ,... Аудит: метод указания по изучению дисциплины, написанию рефератов, выполнению контрольных и курсовых работ / Новосиб гос аграр ун-т... | ||
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине... Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «Психология и педагогика» для студентов всех специальностей... | Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных... Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения | Рабочая программа учебной дисциплины правоведение Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения | ||
Методические указания к изучению дисциплины «Иностранный язык I» Методические указания к выполнению контрольных работ | Методические рекомендации по изучению учебного материала 31 Методические... Гос впо по специальности подготовки 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17»... | ||
1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению | Методические указания по темам курса, задачи контрольных работ (десять... Математика. Пособие к изучению дисциплины и варианты заданий для контрольных работ. – М.: Мгту га, 2008. 48 с | ||
Литература; русский язык Контрольная работа по иностранному языку (английскому) Методические рекомендации по выполнению контрольных заданий и оформлению контрольных работ | Протокол №29 рассмотрения и оценки котировочных заявок г. Баксан «30» Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по выполнению контрольных и самостоятельных... В данном пособии представлены методические материалы по курсу юридической психологии, предназначенные для выполнения контрольных... | Методические указания по выполнению контрольных работ составлены... При разработке методических указаний по выполнению контрольных работ в основу положен Государственный образовательный стандарт по... |