Министерство образования и науки российской федерации омский государственный технический университет





Скачать 98.33 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации омский государственный технический университет
Дата публикации02.07.2013
Размер98.33 Kb.
ТипЛабораторная работа
100-bal.ru > Астрономия > Лабораторная работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ФИЛИАЛ




Лабораторная работа 1-18

Определение скорости полета пули методом баллистического маятника.

Исполнитель: студент группы (Зээ122)

фио

Руководитель: преподаватель

Ласица Александр Михайлович

Лабораторная работа №1-18.

Определение скорости полета пули методом баллистического маятника.
Краткая теория
Баллистическим маятником называется массивное тело, подвешенное на двух длинных параллельных нитях. При попадании пули в такой маятник нити обеспечивают поступательное (без вращения) отклонение маятника от положения равновесия.

Примем за систему два тела – маятник и пулю. Рассмотрим три состояния такой системы (см. рис. ).

1) Маятник массы M неподвижен в положении равновесия. Пуля массы m подлетает к маятнику горизонтально со скоростью .

2) Пуля попала в маятник и в результате абсолютно неупругого взаимодействия застряла в нем. Маятник с застрявшей пулей получил некоторую скорость .

3) Маятник с застрявшей пулей отклонился на максимальный угол α. Его скорость в этот момент равна нулю.


Состояния 1 и 2 можно связать законом сохранения импульса. Строго говоря, рассматриваемая система в момент взаимодействия не является замкнутой, так как на нее действуют внешние силы тяжести и упругости, причем сумма этих сил не равна нулю, что обеспечивает движение маятника по дуге окружности с некоторым нормальным ускорением. Однако, как известно, и для незамкнутой системы сохраняется сумма проекций импульсов тел на ту координатную ось, на которую внешние силы имеют нулевые проекции. В нашем случае такой осью является горизонтальная ось Х, направленная вдоль первоначальной скорости пули. Тогда получим . Учитывая, что у нас vx = v, ux = u, имеем

(1)
Теперь свяжем между собой состояния 2 и 3. Так как на систему в этом случае действуют только консервативные силы тяжести и реакции (упругости) нитей, то полная механическая энергия системы должна сохраняться. Проведем нулевой уровень потенциальной энергии через центр масс системы в ее нижнем положении. Тогда закон сохранения энергии запишется следующим образом

(2)

После сокращений выразим величину u.



(3)

Высоту подъема маятника с застрявшей пулей легко выразить через угол отклонения маятника α (см. рис. ).

(4)
Подставив (3) в (2), получим
(5)
И наконец, подставляя (5) в (1), выражаем скорость полета пули v.
(6)

Таким образом, зная массу маятника M, массу пули m, длину нитей подвеса l, и измеряя опытным путем максимальный угол α отклонения баллистического маятника после попадания пули, можно по формуле (6) рассчитать скорость полета пули.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ
Все проводимые измерения можно разделить на прямые и косвенные. а) При прямых измерениях искомая величина получается непосредственно при помощи измерительного прибора. Так называемая приборная погрешность определяется при этом по классу точности прибора, а если он не указан, то приборная погрешность принимается равной половине цены наименьшего деления шкалы прибора.

=0,2/2=0,1

б) При косвенных измерениях искомая величина y не измеряется, а вычисляется по формуле через другие, непосредственно измеряемые величины x1, x2,…xn, то есть, измеряемая величина является некоторой функцией одного или нескольких аргументов y = y( x1, x2,xn ).

Косвенные измерения являются воспроизводимыми, если каждый аргумент при повторении измерений должен принимать одно и то же значение.

Косвенные измерения являются невоспроизводимыми, если при повторении измерений аргументы принимают заведомо разные значения.



  1. Последовательность обработки результатов при прямых измерениях

    1. Определить приборную погрешность .

αпр=0,2/2=0,1


    1. Провести измерения n раз некоторой величины , определив значения .

α1=абразец угла1; α2=абразец угла2; α3=абразец угла3; α4=абразец угла4; α5=абразец угла5

1.3. Вычислить среднее арифметическое значение результатов измерений.

< α>=

<α>= средний угол
1.4. Определить величины отклонений результатов измерений от среднего значения

.

∆α1=| абразец угла1- средний угол |= величина отклонений результатов1 (вор1)

∆α2=| абразец угла2- средний угол |=вор2

∆α3=| абразец угла3- средний угол |=вор3

∆α4=| абразец угла4- средний угол |=вор4

∆α5=| абразец угла5- средний угол |=вор5
1.5. Рассчитать среднеквадратичную погрешность

.

∆α1²=вор1 в квадрате

∆α2²= вор2 в квадрате

∆α3²= вор3 в квадрате

∆α4²= вор4 в квадрате

∆α5²= вор5 в квадрате

= среднеквадратичная погрешность (српо)


1.6. Задать величину надежности измерений a и по таблице найти значение коэффициента Стьюдента .




= величина надежности измерений (a)
Таблица значений коэффициента Стьюдента

a/n

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

0,7

2,0

1,3

1,3

1,2

1,2

1,1

1,1

1,1

1,1

1,0

0,8

3,08

1,89

1,64

1,53

1,48

1,44

1,42

1,4

1,38

2,28

0,9

6,31

2,92

2,35

2,13

2,02

1,94

1,9

1,86

1,83

1,64

0,95

12,7

4,3

3,18

2,78

2,57

2,45

2,36

2,31

2,26

1,96


=максимально приближённую а но не больше в пятой колонке

1.7. Найти случайную погрешность измерений



= случайную погрешность
1.8. Вычислить абсолютную погрешность измерений

.

= абсолютная погрешность

1.9. Вычислить значение относительной погрешности измерений

.

= относительная погрешност %
1.10. Записать результат обработки данных в виде:




2. Последовательность обработки результатов

при косвенных воспроизводимых измерениях
2.1. Вычислить искомую величину один раз, подставив в расчетную формулу средние значения непосредственно измеряемых величин .

M=Ваша масса маятника (вмм)

m=ваша масса пули (вмп) перевести в килограмы (поделить на тысячу)

=1М




2.2. Вывести формулу для расчета или





2,3. Вычислить абсолютную и относительную погрешности измерений

∆αрад= =ХЗрадиальная

2.5. Произвести округление результатов и записать окончательный ответ


L, M

m, r

M, кг

α

<α>

Vп,м/с

∆Vп,м/с

ε, %



1




































ВЫВОД: В ходе лабораторной работы нашли среднее значение угла отклонения баллистического маятника  в градусах.

Определили абсолютную погрешность величины по правилам обработки результатов прямых измерений.

Рассчитали скорость полета пули.

Нашли погрешности величины Vп по правилам обработки результатов при прямых измерениях.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации омский государственный технический университет iconРеферат по дисциплине «история электротехники» Тема: «Сюда вбиваешь свою тему»
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования и науки российской федерации омский государственный технический университет iconРоссийской Федерации «омский государственный технический университет»

Министерство образования и науки российской федерации омский государственный технический университет iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего...
«Эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки»
Министерство образования и науки российской федерации омский государственный технический университет iconРоссийской Федерации Омский государственный технический университет
Контрольные задания по немецкому языку для студентов – заочников технических специальностей
Министерство образования и науки российской федерации омский государственный технический университет iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Министерство образования и науки российской федерации омский государственный технический университет iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Министерство образования и науки российской федерации омский государственный технический университет iconМинистерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «алтайский...
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына
Министерство образования и науки российской федерации омский государственный технический университет iconМинистерство образования и науки российской федерации правительство...
Правила определяют основные требования технической эксплуатации железной дороги
Министерство образования и науки российской федерации омский государственный технический университет iconМинистерство образования и науки российской федерации ростовский...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру фгбоу впо «Бурятский государственный университет» по специальности 08. 00....
Министерство образования и науки российской федерации омский государственный технический университет iconМинистерство образования и науки российской федерации государственное...
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной...
Министерство образования и науки российской федерации омский государственный технический университет iconПрограмма учебной дисциплины "Культура здоровья" министерство образования...
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Министерство образования и науки российской федерации омский государственный технический университет iconМинистерство экономики Министерство образования Российской Федерации...
Под общей редакцией зав кафедрой истории, социологии и права д социол н., проф. Деревянченко А. А
Министерство образования и науки российской федерации омский государственный технический университет iconРабочая программа для студентов специальности 020201. 65 «Биология»
Министерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «тюменский государственный университет»
Министерство образования и науки российской федерации омский государственный технический университет iconМинистерство образования и науки российской федерации южно-уральский государственный университет
Тематика контрольных работ по дисциплине История государственного управления в России
Министерство образования и науки российской федерации омский государственный технический университет iconМинистерство образования и науки российской федерации фбгоу впо «Марийский...
Наименование результата: монография «Лингводидактика поликультурного образования»
Министерство образования и науки российской федерации омский государственный технический университет iconМинистерство образования и науки российской федерации кабардино-балкарский...
Об утверждении положения и состава государственной экзаменационной комиссии Новосибирской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск