Скачать 212.42 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД) «БАНКОВСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ПЛАТЕЖНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ» Специальность: 080300.68 «Финансы и кредит» Программа подготовки: «Банки и банковская деятельность» Форма подготовки: очная Школа экономики и менеджмента ДВФУ Кафедра Финансы и кредит курс 2, семестр 3 лекции – 8 час. практические занятия –14 час. семинарские занятия – 0 час. лабораторные занятия – 14 час. консультации самостоятельная работа – 72 час. всего часов аудиторной нагрузки – 36 час. реферативные работы – не предусмотрены контрольные работы – не предусмотрены зачет – 3 семестр экзамен - семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080200.68 «Менеджмент», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1895. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Современного банковского дела 7 июня 2012 г., протокол №10. Зав. кафедрой Слезко А.Н Составитель: Слезко А. Н. Оборотная сторона титульного листа РПУД
Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ Слезко А. Н. (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ Слезко А. Н. (подпись) (И.О. Фамилия) АННОТАЦИЯ Цель и задачи дисциплины Целью дисциплины является получение студентами теоретических знаний по организации ИС в банке, выработка практических навыков по их разработке, использованию, выбору БИС, исходя из структуры управления банка, его функциональных потребностей и финансовых возможностей; ознакомление с концепциями развития этих систем, а также целями и задачи изучения дисциплины является получение знаний о: принципах формирования автоматизированного рабочего места сотрудника коммерческого банка;взаимосвязи АРМ в БИС; истории развития и архитектуре БИС; преимуществах и недостатках различных путей автоматизации банковской деятельности; получение представления о характерных особенностях рынка БИС, понимание места БИС на рынке ИС; получение информации о составляющих цены владения БИС; получение представления о критериях, выбора БИС в КБ; получение знаний о развитии и функционировании российского и зарубежного рынка БИС. Задачи дисциплины:- определять тенденции развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики; - организовывать управление развитием организаций, предприятий и учреждений; - разрабатывать проекты внедрения нововведений; - создавать системы управления инновациями; - формировать благоприятный инновационный климат и условия для адаптации организаций к нововведениям; - принимать решения, направленные на стимулирование роста инновационной активности организаций, регионов, отраслей и экономики. Место дисциплины в структуре ОП магистратуры М1.В.ДВ.1.2 Учебная дисциплина «Банковские информационные и платежные электронные системы» является дисциплиной по выбору студентов (профильные дисциплины) ОП. Изучение дисциплины формирует знания по основным видам деятельности квалификационной характеристики будущих специалистов. Программа разработана с ориентацией на существующий российский опыт банковской деятельности. Требования к результатам освоения дисциплины Изучение дисциплины должно обеспечивать приобретение студентами совокупности знаний, умений и навыков, способствующих развитию и у них различных видов компетенций: Общекультурные: способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и профессиональный уровень (ОК-1); способностью принимать организационно-управленческие решения, оценивать их последствия и готов нести за них ответственность (ОК-4); способностью к применению на практике умений и навыков организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-7). Профессиональные: способностью владеть методами аналитической работы, связанными с финансовыми аспектами деятельности коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, в том числе финансово-кредитных (ПК-1); способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения финансово-экономических расчетов (ПК-2); способностью осуществить разработку бюджетов и финансовых планов организаций, включая финансово-кредитные, а также расчетов к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (ПК-10). В результате изучения дисциплины магистрант должен: - знать: принципы построения БИТ; принципы формирования АРМ в БИС; способы декомпозиции БИС; функциональную структуру БИС и функциональные возможности отдельных модулей БИС; поколения БИС, их архитектуру; принципы создания БИС; пути автоматизации банка; участников рынка БИС, классификацию БИС; жизненный цикл БИС; механизмы манипулирования соотношением цены закупки и цены внедрения для повышения прибыли производителя БИС; критерии выбора БИС, основных российских и зарубежных фирм-производителей БИС; уметь: оценивать влияние ПТ и ОИТ на организацию выполнения БИТ; формировать АРМ из банковских ИТ; анализировать управленческую структуру коммерческого банка и банковских технологий и определять объекты автоматизации; разработать проект СОД для решения комплекса операционно-учетных; выделять типовые участки в БТ для создания модулей БИС; разрабатывать проект автоматизации операционно-учетных работ; решать проблемы внедрения БИС, самостоятельной разработки БИС отделом ИТ КБ, разработки фирмой-разработчиком, закупки БИС; проводить анализ рынка БИС; оценивать влияние различных факторов на цену решения для банка; определять приоритетные критерии при закупке БИС; осуществлять выбор БИС для конкретного применения; иметь представление о: рынке БИС; сегментации на рынке БИС; влиянии ряда компонентов на стоимость БИС; способах получения информации о БИС из различных источников. Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции Лекционный курс, практические занятия, выполнение домашних заданий, самостоятельная работа, дискуссии, выполнение проектного исследования. Трудоемкость дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, из них: 8 часов – лекции, 14 часа – практика, 14- лабораторные занятия, 72 часа самостоятельная работа. Продолжительность изучения дисциплины 1 семестр. Контроль успеваемости Промежуточная аттестация проходит 3 раза в семестр и предусматривает выполнение тестовых заданий.
Тема 1. Введение (0,5 часа) Предмет и задачи курса. Понятие банковской информационной системы (БИС), и ее место в финансово-кредитной сфере. Банковские информационные системы как вид ЭИС. Тема 2. Банковские ИТ (БИТ) (1 час.) Содержание темы: Понятие банковских технологий и их влияние на БИТ. Влияние ИТ на организацию выполнения БИТ и проблема реинжиниринга бизнес-процессов. Вопросы темы 1. Понятие БИТ. 2. Влияние ИТ на банковские технологии. Определение БИС. 3. Проблема реинжиниринга в банковской деятельности и информационные технологии. Тема 3. (1 час.) АРМ как часть БИС Содержание темы: Принципы формирования АРМ в БИС как совокупности частей банковских информационных технологий. Познакомиться с понятием администратора процесса («опердень»). Проблемы распределения БИТ между ЛПР. Современный подход к созданию БИС DSS; способы организации доступа ЛПР к специализированному инструментарию (БИТ) и его типы; способы организации доступа ЛПР к информации: OLTP и OLAP технологии и их место в БИС; реинжиниринг банковских бизнес-процессов как следствие развития БИС в направлении создания систем поддержки принятия и исполнения решений. Вопросы темы 1. Принципы формирования АРМ в БИС. 2. DSS и БИС. Аналитические средства в БИС. Распределение БИТ между ЛПР. OLTP- и OLAP- технологии в БИС; констатирующие профессиональные программные продукты (на примере Гефест, RS-Bank, Новая Афина); моделирующие программные средства в БИС; советующие системы в БИС. 3. Подсистемы аналитики и управления в БИС. Тема 4. (1 час.) Состав АРМ и их взаимосвязь в БИС Содержание темы: КБ как сложная система и как объект автоматизации. Возможные способы декомпозиции БИС (подсистемы, АРМы, функциональные информационные технологии). Структура управления КБ и структура БИС как модели КБ. Системы Гефест и RS-Bank как примеры БИС. Вопросы темы 1. Подсистема БИС "машина проводок". 2. Адекватность БИС функциональной структуре управления КБ. 4. БИС - сложная система. 3. АРМ - элемент декомпозиции БИС. 5. Профессиональные программные продукты "Гефест" и RS-Bank - примеры современных БИС. Тема 5. (0,5 час.) БИС как программный продукт Содержание темы : Поколения БИС. Элементы, лежащие в основе функционирования БИС (проводка, документ, договор/сделка). Архитектура БИС: понятие ядра БИС; информационное ядро, инструментальное ядро. Влияние БИС на предметные технологии предоставления банковских услуг. Понятие информационного фонда БИС. Способы представления финансовой информации в БИС. Особенности БИС для многофилиальных банков. Типизация БИТ и понятие модуля. Состав базового блока БИС. Безопасность БИС. Вопросы темы 1. История развития БИС. 2. Трехуровневая архитектура современных БИС (сервер БД - сервер приложений - рабочие станции). 3. Безопасность БИС. 4. Информационный фонд БИС. 5. Типизация в БИС. 6. Состав базового блока БИС. Тема 6 (1 час.) Пути автоматизации банковской деятельности Содержание темы: Получение знаний о принципах создания и проблемах внедрения БИС; преимущества и недостатки самостоятельной разработки БИС отделом ИТ КБ, проблемы и пути их решения. Преимущества и недостатки разработки БИС фирмой-разработчиком, проблемы и пути их решения. Преимущества и недостатки закупки БИС, проблемы и пути их решения. Риск менеджмент БИС. Понятие аутсорсинга в БИС. Вопросы темы 1. Принципы организации создания и внедрения БИС. 2. Проблемы внедрения БИС и способы их преодоления. 3. Проблемы и преимущества самостоятельной разработки БИС, заказа БИС фирме-разработчику, закупки БИС, аутсорсинга. 4. Управление информационным риском в БИС. Тема 7. (0,5 час.) Позиционирование БИС Содержание темы : Понятие маркетинга в приложении к банковским информационным системам. Банковские информационные системы как товар. Отличительные черты рынка БИС от рынков других классов информационных систем. Участники рынка БИС и механизмы их взаимодействия. Классификация БИС. Жизненный цикл БИС и его фазы. Сегментация на рынке БИС. Вопросы темы: 1.БИС как товар. 2.Взаимодействие участников рынка БИС. 3.Жизненный цикл БИС. Тема 8. (1 час.) Стоимостные составляющие проекта разработки и внедрения БИС Содержание темы: Влияние различных компонентов (аппаратная и программная платформы, средство разработки и т.д.) на стоимость БИС. Оценка влияния ряда факторов (скорость разработки, профессионализм команды проектировщиков-разработчиков, качество внедрения, сопровождения и т.д.) на цену решения для банка. Соотношение цены закупки (продажи) и цены поддержки и механизмы их манипулирования для повышения прибыли производителя (поставщика) БИС.Вопросы темы: 1.Компоненты, влияющие на стоимость владения БИС. 2.Факторы, влияющие на время разработки и качество БИС. 3.Соотношение цена закупки/ стоимость поддержки. Тема 9 (1 час.) Критерии выбора банковских информационных систем для их закупки. Содержание темы :функциональная полнота БИС, технологическая "зрелость" фирмы-разработчика, стоимостные характеристики, гибкость, масштабируемость, платформа, возможности самостоятельной настройки, обеспечение безопасности, качество поддержки фирмой - разработчиком и т.д. Вопросы темы: 1.Функциональная полнота БИС. 2.Характеристики БИС, служащие критерием ее выбора 3.Характеристики фирмы - производителя БИС, служащие критерием ее выбора Тема 10. (0,5 час.) Российский и зарубежный рынки БИС и их анализ и перспективы развития. Содержание темы: Лидирующие российские и зарубежные производители БИС и краткая характеристика их продуктов. Основные направления развития данных решений. Вопросы темы: 1.Российский рынок БИС. 2.Зарубежный рынок БИС. 3.Пеерспективы БИС.
Практические занятия (14 часов) Занятие 1 (2 час.) 1. Опрос по теме 1 лекционной части курса. 2. Обсуждение методологических принципов построения БИТ. 3. Обсуждение вопросов организации обработки экономической информации в банке. 4. Дискуссия по теме "Существует ли влияние БТ на БИТ и какое?". 5. Дискуссия по теме "Существует ли влияние ОИТ на содержание банковской технологии?". 6. Дискуссии по темам: «Как БИС влияют на предметную технологию предоставления банковских услуг?»; "Всегда ли изменения БИТ (или БТ) приводят к реинжинирингу бизнес-процессов коммерческого банка?". Занятие 2 (2 час.) 1. Опрос по теме 2 лекционной части курса. 2. Проведение дискуссии на тему «Организация и ведение информационного фонда КБ». 3. Дискуссии по темам: "Могут ли меняться АРМы при неизменной структуре БИС", "Приводит ли РБП к реорганизации организационной структуры управления КБ", "Из каких частей должна состоять СППР коммерческого банка". 4. Дискуссии по темам: "Входит ли в DSS OLAP и DWH", "Как можно использовать в КБ OLAP и DWH", "Как правильно определить (сформулировать) цель установки БИС. 5. Дискуссии по темам: "Как соотносятся понятия БИС и DSS", "Приводят ли изменения наполнения АРМ к РБП", "Что первично при разработке организационной структуры управления КБ: АРМ или БИТ". Занятие 3 (2 час.) 1. Опрос по теме 3 лекционной части курса (тестирование). 2. Организация СОД при решении задач комплекса операционно-учетных работ и разработка структуры БИС. 3. Дискуссии по темам: "Является ли КБ сложной системой и почему", "Можно ли считать АРМ подсистемой БИС", "К какому типу ИС относится "машина проводок", "В чем заключается связь БИТ и АРМ". 4. Дискуссии по темам: "Является ли БИС сложной системой и почему", "Какая БИС лучше: Гефест или RS-Bank - и почему", "Как понятие БИС связывает понятия БИТ и АРМ". 5. Дискуссии по темам: "Является ли БИС моделью КБ и почему", "Какое место занимает БИС в контуре управления КБ", "Как меняется понятие рутины с развитием БИС". Занятие 4 (1 час.) 1. Опрос по теме 4 лекционной части курса. 2. Дискуссии по темам: "Проблемы безопасности БИС", "Повторяют ли поколения БИС поколения ИС в целом", "Как преодолеть распространение червей и других вирусов в сетевых БИС", "Какие угрозы предотвращает межсетевой экран, а какие - нет". 3. Дискуссии по темам: "Связь безопасности БИС с корпоративной безопасностью банка", "Зачем выделять типовые элементы в БИС", "Как преодолеть несанкционированный интернет-трафик". 4. Дискуссии по темам: "Каковы особенности многофилиальной БИС", "В чем суть защиты информации и защиты доступа в БИС". Занятие 5 (2 час.) 1. Опрос по теме 5 лекционной части курса. 2. Дискуссия по теме "Сравнение вариантов закупки готовой и разработки собственной БИС". 3. Дискуссия по темам: "Организационное сопротивление в процессе внедрения БИС", "Особенности заказа коммерческим банком индивидуальной разработки БИС". 4. Дискуссии по темам: "Преимущества и недостатки аутсорсинга БИС", "Является ли технический риск следствием организационного". Занятие 6 (1 час.) 1. Опрос по теме 6 лекционной части курса. 2. Доклады на темы: "Свойства банковских информационных систем не характерных для ИС других классов"; "Особенности рынка БИС". 3. Дискуссии по темам: "Рынок БИС как часть рынка ИС: схожесть и отличия"; "Сегменты на рынке БИС"; "Механизмы взаимодействия участников рынка БИС". 4. Дискуссии по темам:"Классификационные признаки для БИС"; "Фазы жизненного цикла БИС их место и роль". 5. Ознакомление с существующими фирмами - производителями БИС и их продуктами с использованием сети Интернет. Методика проведения практического занятия включает в себя самостоятельное исследование продуктов одной из фирм - разработчиков с получением информации о них по сети Интернет. Список фирм производителей БИС, предназначенных для освещения в докладах и лабораторной работе:
Занятие 7 (1 час.) 1. Опрос по теме 7 лекционной части курса. 2. Доклады и рефераты на темы "Роль программной платформы в ценообразовании БИС"; "Роль аппаратной платформы в ценообразовании БИС"; "Влияние средства разработки на стоимость проекта разработки БИС". 3. Дискуссии по темам: "Факторы, определяющие скорость и стоимость разработки БИС"; "Создание профессиональной команды разработчиков". 4. Дискуссии по темам: "Оптимальное соотношение цена продажи/ цена поддержки для поставщика"; "Оптимальное соотношение цена закупки/ цена поддержки для КБ". 5. Расчет стоимости разработки и внедрения БИС как для фирмы - разработчика, так и для банка, внедряющего данную систему. Занятие № 8 (1 час.) 1. Опрос по теме 8 лекционной части курса (тестирование). 2. Доклады на темы: "Оценка технологической зрелости фирмы - разработчика БИС", "Критерии выбора БИС". 3. Дискуссии по темам: "Стоимостные характеристики как критерий выбора БИС", "Качество поддержки фирмой- разработчиком как критерий выбора БИС". 4. Дискуссии по темам: "Функциональная полнота как критерий выбора БИС"; "Гибкость, масштабируемость, платформа как критерий выбора БИС". 3.Обеспечение безопасности как критерий выбора БИС 5. Выполнение лабораторной работы 2 по выбору БИС для условного банка, исходя из его структуры, потребностей и финансового положения. Занятие 9 (2 час.) 1. Опрос по теме 9 лекционной части курса. 2. Доклады и обсуждения существующих БИС с выделением особенностей, преимуществ и недостатков. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ (14 часов) Лабораторная работа 1: «Проектирование АРМ сотрудника кредитно-депозитного отдела» (4 ч.) Лабораторная работа 2: "Выбор БИС и его обоснование" (10 час.)
Вопросы к зачету Тема 1. Банковские ИТ (БИТ)
Тема 2. АРМ как часть БИС
Тема 3. Состав АРМ и их взаимосвязь в БИС.
Тема 4. БИС как программный продукт.
Тема 5. Пути автоматизации банковской деятельности.
Тема 6. Позиционирование БИС.
Тема 7. Стоимостные составляющие проекта разработки и внедрения БИС.
Тема 8. Критерии выбора банковских информационных систем для их закупки.
Тема 9. Российский и зарубежный рынки БИС и их анализ и перспективы развития.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Электронные образовательные ресурсы
|
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины корпоративные... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Рабочая программа учебной дисциплины Информационные системы в профессиональной... Рабочая программа дисциплины «Информационные системы в профессиональной деятельности» составлена на основании примерной программы... | ||
Паспорт программы учебной дисциплины «Операционные системы» Область применения Рабочая программа учебной дисциплины «Операционные системы» является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы... | Пример рпуд сд-3 «Организационные основы системы образования: нормативно-правовые... Разработать рабочую программу учебной дисциплины (рпуд) в соответствии с приказом проректора спбгу по учебной работе от 28 мая 2009... | ||
Паспорт программы учебной дисциплины «системы обработки графической... Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Направление — 210700. 68 Инфокоммуникационные технологии и системы связи Форма подготовки – очная | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Направление —210700. 68 Инфокоммуникационные технологии и системы связи Форма подготовки – очная | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Направление — 210700. 68 Инфокоммуникационные технологии и системы связи Форма подготовки – очная | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Направление — 210700. 68 Инфокоммуникационные технологии и системы связи Форма подготовки – очная | Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд пс рпуд Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в... Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального... | «банковские информационные системы» Изучить основные принципы построения систем автоматизации в бухгалтерском учете | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы в экономике» Задачи дисциплины формирование умений и навыков по следующим направлениям деятельности | Банковские информационные системы и технологии Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования |