Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ





НазваниеОсновные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ
страница1/13
Дата публикации19.04.2015
Размер1.35 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Банк > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫХ И ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ СТРАН СНГ


(аналитический доклад)



2.1. Предисловие…….…………………………………………………………………..

    1. Состояние и тенденции развития национальных денежных

систем стран СНГ ……………………….….……….………………………………….

- развитие рыночных принципов построения денежных систем …………..…….

- динамика внутренних валютных рынков и курсов национальных валют……..

- золотовалютные резервы………………………………………………………….

- платежные балансы………………………………………………………………...

2.3. Процессы в валютной системе стран СНГ…………………….………………….

- текущая ситуация на валютных рынках ….. ……………………….……………

- степень ориентации на валютную либерализацию……………..…….…………

- государственный внешний долг………………………………………………….

2.4. Состояние и тенденции развития национальных кредитных

систем стран СНГ………..…………………………….………………………………..

- предпосылки к взаимному сотрудничеству банков …..……...………………….

- системы страхования вкладов граждан……………………………………………

- роль центральных (национальных) банков в развитии коммерческого

сектора банковских систем………..……………………………………………….

2.5. Состояние и тенденции развития национальных финансовых

систем стран СНГ………………………………………………….………..…………..

- достижения финансовых систем и их проблемы…………….……..……...…….

- тенденции в сфере корпоративных финансов…...………………………………..

- фондовый рынок и прямые иностранные инвестиции…………………………..

2.6. Возможности и основные направления сотрудничества

стран СНГ в валютной сфере………………………………………………………….

- взаиморасчеты в национальных валютах: их предпочтительность

и динамизм развития………………………..…………………………...…………

- сотрудничество в валютной сфере на основе координации валютной политики

- условия создания в ЕврАзЭС интегрированного рынка национальных валют…

2.7. Перспективы сотрудничества стран СНГ на рынке капиталов…………………..

2.8. Выводы…………….…………………………………………………………………

2.1. ПРЕДИСЛОВИЕ

Подготовкой настоящего доклада преследовались в основном две цели:

- содействовать преодолению некоторого вакуума в информационном пространстве СНГ в части, относящейся к познанию современных тенденций развития национальных денежно-кредитных и финансовых систем государств Содружества, вакуума, образовавшегося после создания этих систем в результате упразднения СССР;

- выявить общность и особенности в развитии названных систем, влияющих на экономическую консолидацию стран СНГ с завершением процесса становления самостоятельной государственности, когда возникает потребность в активизации взаимодействия новых государств в сфере экономики, валютно-кредитных и финансовых отношений.

Важность таких целей видится в том, что на начальном этапе становление политической независимости бывших республик СССР сопровождалось распадом единого экономического пространства. Объективно возникшие административные границы в то же время явились препятствием на пути свободного движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Преодолевая эти препятствия, страны СНГ в меру своей готовности, учитывая сложную совокупность экономических и политических факторов, создали ряд субрегиональных объединений разного типа. В их числе: Союз Белоруссии и России; Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), в которое преобразован Таможенный союз Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана; Центрально-азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС) в составе Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана; неформальное объединение четырех государств (Азербайджана, Грузии, Молдовы, Украины (ГУАМ). Четыре государства (Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина) намерены создать единое экономическое пространство. Участие Белоруссии, Казахстана и России в ЕврАзЭС и ЕЭП сближает эти межгосударственные союзы. К ЕврАзЭС и ЕЭП начинают тяготеть и другие страны Содружества, в частности, Армения.

Самым крупным политико-экономическим объединением выступает СНГ в целом. Однако многие эксперты из числа политологов и экономистов пока не видят перспектив его развития как классического интеграционного объединения, которое могло бы последовательно восходить от зоны свободной торговли и таможенного союза к общему экономическому пространству и валютному союзу, например, по типу ЕС.

Фрагментация экономического и политического пространства Содружества в виде образования субрегиональных объединений стран не исключает, однако, интереса к становлению и развитию их национальных денежно-кредитных и финансовых систем. При различии подходов к процессу экономической консолидации у государств СНГ есть и общий интерес. Им является, в частности, создание дееспособной системы взаимных расчетов, основанной на более полном применении национальных валют. Это то, что может способствовать объединению усилий стран СНГ в их продвижении к эффективному финансовому сотрудничеству.

Очевидно, легче решать эту задачу в рамках ЕврАзЭС и ЕЭП, участники которых намереваются устранить барьеры на пути движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, а переговорный процесс вести на новой основе – путем выработки согласованной экономической политики, создания при необходимости наднациональных органов, критически осмысливая при этом опыт Евросоюза применительно к своим особенностям.

Как утверждается в докладе, в Содружестве к настоящему времени наблюдается ряд позитивных макроэкономических процессов, которые открывают возможность расширения сферы применения национальных валют, учитывая относительную устойчивость их курсов, накопление золотовалютных резервов, повышение эффективности денежно-кредитной и валютно-финансовой политики. В случае, если какая-либо из национальных валют сможет приобрести признаки резервной (например, российский рубль), тогда проведение расчетов в этой валюте станет выгодным для хозяйствующих субъектов всех стран СНГ, имея в виду экономию на трансакционных издержках.

Решение этой и других актуальных задач валютного сотрудничества – компетенция, прежде всего, национальных государственных органов стран СНГ и их межгосударственных образований, в том числе Межгосударственного валютного Комитета. Содействие этому, очевидно, могут оказать и представители бизнеса, их общественные, неправительственные объединения, в первую очередь те, что связаны с функционированием денежно-кредитных, валютных и финансовых систем.

Бизнес по определению прагматичен и интересуется теми сферами валютно-кредитного и финансового сотрудничества государств, от которых непосредственно зависят его доходы. Но эти сферы нельзя в полной мере задействовать в отрыве от всей совокупности слагаемых, обуславливающих эффективность такого сотрудничества, предполагающего более полное взаимодействие национальных денежно-кредитных и финансовых систем. Задача настоящего доклада – привлечь к этому внимание банковского бизнеса, к оказанию им содействия государственным и межгосударственным органам стран СНГ в достижении надлежащей результативности их сотрудничества в сфере денежно-кредитных, валютных и финансовых отношений.

2.2. Состояние и тенденция развития национальных

денежных систем стран СНГ.
Развитие рыночных принципов построения денежных систем.

Денежные системы стран СНГ развиваются в тесном взаимодействии с их составными частями – валютными системами, все более выходящими за национальные границы, обслуживая международные отношения на экономическом пространстве Содружества и за его пределами. Действующие к настоящему времени в странах СНГ национальные денежные системы и их составные части – валютные системы – в целом можно считать «выстроенными» по рыночному принципу. Об этом свидетельствуют:

- отсутствие государственной валютной монополии с ее командно-административными методами управления денежно-валютной сферой, предусматривающими монопольную собственность власти на валютные ресурсы, обязательную продажу всей иностранной валюты в единый государственный центр в обмен на национальные валюты по монопольной цене (жестко фиксированному валютному курсу), осуществление всех валютных платежей только с санкции власти;

- провозглашение плюрализма прав и действий разных субъектов валютных отношений, получивших возможность самостоятельно вести валютные дела сообразно своим ресурсам и способностям;

- функционирование внутреннего валютного рынка купли-продажи национальной и иностранной валют;

- формирование валютного курса национальной денежной единицы под влиянием спроса и предложения;

- отход от полной изоляции валютного механизма от международного денежного обращения, когда национальные валюты могли функционировать исключительно во внутреннем платежном обороте;

- наличие инфраструктуры коммерческих банков, обслуживающей внешнеэкономическую деятельность, посредством которой национальные валютные системы связываются с мировой;

- приобщение норм национальных валютных законодательств к правилам и обычаям цивилизованного мира;

- ориентация валютной политики на содействие интеграции национальных экономик в мировую и региональную, какой является экономика Содружества.

В тенденции развития национальных денежных и валютных систем многих стран СНГ просматривается ориентация на принципы, присущие экономически развитым государствам. Проявляется это в том, что:

- за базовую основу денежных систем официально (юридически) положены их национальные денежные единицы: в Азербайджане – азербайджанский манат, в Армении – драм, в Белоруссии – белорусский рубль, Грузии – лари, Казахстане – тенге, Киргизии – сом, Молдове – лей, России – российский рубль, Таджикистане – сомони, Туркменистане – туркменский манат, Узбекистане – сум, в Украине – гривна;

- подобно другим валютам государств мирового сообщества денежные единицы стран СНГ не имеют фиксированного золотого содержания, что соответствует требованию МВФ;

- валютные курсы во многих странах СНГ – единые, формируемые главным образом под воздействием соотношения спроса и предложения на внутренних валютных рынках;

- регулирование рыночного валютного курса и обеспечение международных расчетов необходимыми платежными средствами осуществляют центральные (национальные) банки посредством валютных интервенций, используя для этого накопленные золотовалютные резервы;

- преодолевая изоляцию национальных валютных систем от внешнего мира, во многих странах СНГ вначале ввели внутреннюю конвертируемость национальных валют, которая распространялась только на резидентов (юридических и физических лиц страны). Затем девять стран СНГ (Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина) присоединились к статье VIII Устава МВФ, распространив тем самым режим конвертируемости своих национальных валют по текущим операциям на нерезидентов. Валютный режим Азербайджанской Республики, по оценкам экспертов МВФ, также отвечает требованиям статьи VIII его Устава.

Создание внутренних валютных рынков, укрепление материальной и финансовой базы национальных валют создали предпосылки к их взаимной конвертируемости. Однако пока в ряде стран по финансово-экономическим, а иногда и техническим причинам механизм взаимной конвертируемости национальных валют работает с перебоями и ограничениями. Тем самым еще не удалось преодолеть несоответствие между формальной и реальной конвертируемостью национальных валют государств Содружества.

К преодолению такого несоответствия страны СНГ побуждают не только экономические, но и политические причины. Как члены МВФ (Россия с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ – в период с апреля по сентябрь 1992 г., Таджикистан – с апреля 1993 г.), они приняли на себя обязательства:

- поддерживать конвертируемость национальных валют по текущим международным операциям;

- не участвовать в дискриминационных валютных соглашениях;

- не прибегать к множественности валютных курсов своей денежной единицы;

- противодействовать кратковременным и случайным колебаниям валютного курса;

- не использовать механизм курсообразования для получения неоправданных конкурентных преимуществ, чтобы не сдерживать развитие рыночных отношений;

- обеспечивать информационную прозрачность, регулярно предоставляя в МВФ достоверные статистические данные о состоянии и развитии национальной экономики, величине золотовалютных резервов.
Динамика внутренних валютных рынков и курсов национальных валют.

В практической реализации названных выше общих рыночных принципов построения денежных и валютных систем стран СНГ к настоящему времени сохраняются некоторые особенности. Они обусловлены, в частности, разной длительностью переходного периода от плановых к рыночным методам управления экономикой, неодинаковой степенью ее развитости, различиями в достигнутых уровнях макроэкономической стабилизации. Это проявляется в особенностях формирования курсов национальных валют, ориентации их на разные сегменты внутреннего валютного рынка: биржевой (организованный) и межбанковский.

В Азербайджанской Республике1 курс маната регулируемо плавающий. Его официальный уровень определяется по итогам торгов на трех сегментах внутреннего валютного рынка: биржевом, межбанковском и розничном. Биржевой валютный рынок представлен Бакинской межбанковской валютной биржей (БМВБ). Учреждена 21 июня 1993 г. Центральным банком и четырьмя коммерческими банками с преобладающим государственным участием. Систематически торги проводятся преимущественно по доллару США и российскому рублю, что обусловлено структурой азербайджанского экспорта. Бакинская межбанковская валютная биржа универсальна: помимо торгов иностранной валютой она организует торговлю ценными бумагами на фондовом рынке.

В Армении курс драма – единый плавающий. Официальный курс драма к доллару США определяется по итогам торгов на межбанковском и биржевом валютном рынках. Биржевой валютный рынок представлен Ереванской межбанковской валютной биржей. Торги проводятся с участием банков и финансовых дилеров, имеющих лицензию Национального банка. Последний осуществляет валютные интервенции с целью сглаживания резких колебаний курса драма.

В Республике Беларусь курс белорусского рубля – единый. Официальный курс формируется на основе биржевых торгов. В стране произошло слияние государственной Межбанковской валютной биржи и ОАО «Белорусская фондовая биржа». На их базе образовано ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (БВФБ). Основные валюты, выставляемые на торги: доллар США, евро, российский рубль. Национальный банк с помощью интервенций сглаживает колебания валютного курса белорусского рубля.

В Грузии курс лари – единый плавающий. Официальный курс определяется по итогам торгов на Тбилисской межбанковской валютной бирже. На бирже функционирует Электронный межбанковский валютный рынок (ELCM). Торги проводятся по доллару США, евро, российскому рублю. Национальный банк проводит интервенции на биржевых торгах.

В Казахстане курс тенге – единый регулируемо плавающий. Официальный курс тенге к доллару США, евро и российскому рублю определяется на основе итогов торгов на валютном рынке. Биржевой рынок представлен Межбанковской валютной биржей. Создана 30 декабря 1993 г. Затем была преобразована в Казахстанскую межбанковскую валютно-фондовую биржу. 14 апреля 1997 г. ее разделили на Алма-Атинскую биржу финансовых инструментов (AFINEX) и Казахстанскую фондовую биржу (KASE). В настоящее время после слияния в стране функционирует одна – Казахстанская фондовая биржа. Торги проводятся в режиме непрерывного встречного аукциона с использованием электронного способа ввода и обработки заявок. Биржевой курс иностранной валюты определяется как средневзвешенная цена всех сделок с этой валютой, заключенных в ходе биржевых торгов данного дня.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ iconЯвляется прогнозирование основных параметров развития стран СНГ до...
Тенденции экономического развития, факторы роста, экономическая модель, взаимодействие стран, эффективность экспортной корзины, денежная...
Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ iconПеречень примерных тем вступительного рефератА
Закономерности развития денежно-кредитных отношений в условиях рыночной экономики (макро и микроуровень)
Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ iconКафедра всеобщей и отечественной истории
Основные тенденции развития стран Европы и Америки во второй половине ХХ – начале XXI вв
Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ iconРабочая учебная программа по дисциплине «Экономика стран региона...
...
Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ iconЗакономерности развития денежно-кредитных отношений в условиях рыночной...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при...
Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ iconОсновные итоги деятельности
Основные макроэкономические показатели развития городского округа «Город Лесной» отражают положительные тенденции развития города...
Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ iconОсновные тенденции развития деревообрабатывающего оборудования
В этом направлении было выделено не мало финансовых средств, как из государственного бюджета, так и частных инвесторов. Все понимали,...
Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ icon2. Основные инструменты денежно-кредитной политики
Не будет преувеличением сказать, что исторически она является одной из первых форм регулирования экономики. Денежно-кредитная политика...
Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ iconМ. В. Кричевцев История государства и права зарубежных стран Учебно-методический...
«История государства и права зарубежных стран» является одной из обязательных дисциплин в образовательной подготовке студентов юридического...
Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ iconКалендарно-тематическое планирование. 11 класс
Основные тенденции развития мировой литературы на рубеже 19-20 веков. Общественно историческая обстановка в мире. Новые эстетические...
Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ iconИтоги социально-экономического развития Республики Татарстан Основные...
Тенденции социально-экономического развития республики в 2010 году свидетельствовали об улучшении общеэкономической ситуации. Позитивную...
Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ iconИзучить сущность и становление системы исследования финансовых рисков:...
Цель. Задачи дисциплины, её место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом квалификационных требований фгос)
Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ iconРабочая программа учебной дисциплины международное банковское дело international banking
Цели курса: представить теорию и практику международной банковской системы, основные направления развития международных финансовых...
Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ iconМеждународная конференции «снг-2011» информационное общество: состояние...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ iconРабочая учебная программа по дисциплине «История стран региона специализации...
История стран региона специализации (снг) [Текст]: рабочая учебная программа Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. 24 с
Основные тенденции развития денежно-кредитных и финансовых систем стран СНГ iconПрограмма школы студенческого самоуправления СНГ «Лидер 21 века»
Подготовка к выставке-презентации органов студенческого самоуправления учебных заведений стран СНГ


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск