Скачать 366.3 Kb.
|
Лекция № 4 Правовой статус Банка России: значение и сущность Проблема правового статуса центрального банка имеет несколько аспектов: причины возникновения центрального банка (например, история банковской системы в России объясняет многое, что относится к постановке целей центрального банка и их закреплению в законодательстве); сравнительно-правовой анализ закрепления правового статуса Центрального банка в законодательстве различных государств; понятие правового статуса Банка России в том виде, в котором он закреплен в законодательстве; выявление противоречий в нормативном регулировании, которые отрицательно сказываются в практике функционирования банковской системы. 1. Правовой статус центрального банка в некоторых государствах Статус центральных банков в различных странах регулируется неодинаково. Различия определяются конкретными историческими условиями развития банков, спецификой государственно-правовых систем, историческим опытом и культурными традициями народов. Австрия. Австрийский национальный банк (АНБ)- это акционерное общество. Акции АНБ распределены следующим образом: 50 % принадлежит государству, а остальные - коммерческим банкам, страховым компаниям и другим организациям. Представители акционеров избирают Генеральный Совет Банка. АНБ возглавляется президентом и двумя вице-президентами. Им подчиняется генеральный директор, который занимается вопросами общей политики, планирования и управления АНБ. АНБ играет важную роль в формировании и проведении экономической политики Австрии. Основная часть его прибыли поступает в распоряжение правительства. АНБ имеет семь филиалов. В Австрии Национальный банк независим от государства. На федеральном уровне он взаимодействует с правительством. На примере Австрии мы можем сделать, по крайней мере, один вывод, применимый и к Банку России: организационно-правовая форма Банка России не является раз и навсегда данной и может совершенствоваться. Стало быть, и состав участников Банка России может быть представлен не только государством, но и другими субъектами экономики и денежно-кредитной системы. Мы еще вернемся к данному вопросу, когда будем раскрывать идею о необходимости изменения организационно-правовой формы Банка России. На наш взгляд, Банк России мог бы быть заново создан как некоммерческая организация - народный центральный банк с широким представительством российского общества. А пока мы только акцентируем внимание на наличии такой организационно-правовой формы центрального банка, как акционерное общество. Англия. Банк Англии - старейший банк в мире, основанный в 1894 г. В 1946 г. он был национализирован. В настоящее время выполняет функции центрального банка Великобритании, в частности, - управляет счетами казначейства, выдает кассовые кредиты и занимается размещением государственных ценных бумаг. Совет директоров (Court of Directors) Банка формируется по представлению Министерства финансов. Между Банком Англии и другими государственными органами налажено четкое взаимодействие. Государственное казначейство формально имеет право отдачи распоряжений Банку, однако фактически никогда его не использует. В этом смысле можно говорить о значительной независимости Банка Англии. Он разделен на два департамента: эмиссионный и банковский. Эмиссионный департамент выпускает банкноты под обеспечение государственных ценных бумаг, находящихся в его портфеле. Банковский департамент предоставляет ссуды коммерческим банкам по учетной ставке за счет хранящихся у него на счетах банковских депозитов. До принятия нового закона денежно-кредитная политика определялась главным образом Министерством финансов (казначейством). 1 июня 1998 г. вступил в силу новый Закон о Банке Англии. На Банк Англии была возложена обязанность обеспечения ценовой стабильности и, с учетом этой главной цели, поддержки экономической политики правительства, главным образом в смысле роста экономики и занятости. Минфин ежегодно (при представлении правительством проекта бюджета) определяет, что следует понимать под ценовой стабильностью. Он же предусматривает ориентир по инфляции. В случаях отклонения от ориентира более чем на 1 % Банк Англии обязан давать публичные объяснения. Банк Англии пользуется «операционной независимостью» от правительства. Ответственность за реализацию его полномочий несет Комитет по денежно-кредитной политике. Он состоит из управляющего Банка Англии, двух его заместителей, двух членов, назначаемых Банком Англии после консультаций с Минфином, а также еще четырех членов, назначаемых непосредственно Минфином. Управляющий и его заместители назначаются на пять лет, а остальные члены - на три года. Кандидатуры обсуждаются на слушаниях в Парламентском комитете. Комитет по денежно-кредитной политике заседает не менее одного раза в месяц, его решения публикуются немедленно, а протоколы заседаний (с указанием, кто и как голосовал) - в течение двух недель. В течение недели, предшествующей заседанию, они обязаны хранить молчание по вопросам денежно-кредитной политики. Министерство финансов имеет право вмешиваться в оперативную денежно-кредитную политику только в интересах государства и только при чрезвычайных экономических обстоятельствах. Оно может посылать своего представителя с правом совещательного голоса на все заседания Комитета по денежно-кредитной политике. Последний периодически отчитывается перед соответствующим парламентским комитетом, а также перед Административным советом Банка Англии. Административный совет Банка Англии состоит из управляющего, двух era заместителей и 16 (неисполнительных) директоров, назначаемых королевой по рекомендации правительства на три года и представляющих промышленные, торговые и финансовые круги. Административный совет управляет всеми делами Банка Англии, не имеющими отношения к денежно-кредитной политике. Кроме того, он следит за тем, чтобы при принятии решений Комитет по денежной политике использовал весь набор региональной и отраслевой информации. В Административном совете действует состоящий из 16 неисполнительных директоров подкомитет. За ним закреплены некоторые функции в области внутреннего контроля. Административный совет ежегодно представляет отчет министру финансов, который передает его в парламент. Управление государственный долгом перешло от Банка Англии к Министерству финансов. Закон предусмотрел раздельное управление валютными резервами правительства и Банка Англии, хотя, как и раньше, по заданию правительства он обязан использовать его резервы для интервенций на валютном рынке. В случае необходимости Банк Англии осуществляет функцию кредитора в последней инстанции. Для этих целей в Банке Англии создан Комитет финансовой стабильности. Его работа организована по аналогии с Комитетом по денежно-кредитной политике. Банковский надзор передан в специально созданное Управление финансовых услуг, куда перешли около 500 сотрудников Банка Англии. Координацию действий Минфина, Банка Англии и Управления финансовых услуг осуществляет постоянный комитет, куда входят высокопоставленные представители трех ведомств. Председатель Управления финансовых услуг по должности входит в Административный совет Банка Англии, а заместитель управляющего Банка Англии - в правление Управления финансовых услуг. В сфере полномочий Банка Англии остались надзор за системными рисками и их предотвращение. Дания. Национальный банк Дании несет ответственность за стабильность национальной валюты, регулирование денежно-кредитных отношений и кредитование. Он проводит денежно-кредитную политику, управляет государственным долгом и инвалютными резервами, является независимым институтом, операционная прибыль которого перечисляется в бюджет1. Высшим органом Национального банка Дании является Совет директоров. В его состав входят два человека от правительства, восемь - от парламента, пятнадцать - от отраслей экономики (сельского хозяйства, промышленности, коммерции, строительства). Совет директоров заседает четыре раза в год, выбирает из своего состава Комитет директоров, который является вторым по значению руководящим органом. Текущее управление Банком осуществляется Советом управляющих, который состоит из трех членов. Председатель Совета управляющих назначается королевой, остальные - Советом директоров. Национальный банк Дании практически независим в проведении денежно-кредитной политики. Министр экономики формально должен участвовать в принятии таких важных решений, как установление учетной ставки, но без права голоса. Канада. Центральный банк Канады является центральным эмиссионным банком. Он создан в 1934 г. в соответствии с парламентским Актом о Банке Канады. Парламентский закон предусматривал, что целью деятельности Банка Канады (БК) являются «регулирование кредитно-денежной политики в высших интересах экономической жизни нации, установление и защита ценности национальной денежной единицы на международной арене и с ее помощью смягчение колебаний в уровне производства, торговли, цен и безработицы настолько, насколько это возможно в рамках финансовых действий, а также способствование в общем плане экономическому и финансовому благосостоянию Канады»2. Банк Канады социально ориентирован на создание необходимых условий для благосостояния широких слоев населения. Здесь мы еще раз обращаем внимание на то обстоятельство, что цели центрального банка могут быть закреплены достаточно широко, не в пример тому, как это сделано в отношении целей российского Центробанка в ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Как уже говорилось, в истории России был период (XIX в. - первое десятилетие XX в.), когда центральный банк конкретно занимался вопросами экономики и благосостояния народа. Банк Канады создавался как акционерное общество. Однако держателями его акций не могли быть коммерческие банки и их служащие, а также иностранцы. Правительство Канады на протяжении 1935-1938 гг. выкупило у частных владельцев принадлежащие им акции. Деятельность Банка Канады определяется правительством. Последнее назначает Совет директоров, в состав которого входит заместитель министра финансов. По своей внутренней структуре Совет директоров состоит из управляющего, старшего заместителя управляющего и двенадцати директоров. В рамках Совета директоров действует на постоянной основе исполнительный комитет, состоящий из управляющего, старшего заместителя управляющего и двух-четырех директоров, избираемых Советом. 1 Банк Канады обладает достаточно широкой автономией. Основная ответственность за финансовое состояние страны возлагается на правительство федерации. В Закон о Банке Канады в 1967 г. было внесено несколько поправок. Министр финансов и управляющий Банка Канады должны систематически консультироваться по вопросам финансовой политики, а также и по ее влиянию на общую экономическую политику. В случае разногласий, министр, после соответствующих консультаций с правительством, может дать управляющему Банком письменную директиву по финансовой политике, которая подлежит обязательному исполнению. Директива представляется в парламент и публикуется в официальном правительственном вестнике «Канада газетт»2. На наш взгляд, этот опыт правового регулирования взаимоотношений между Центробанком и правительственными органами был бы полезен для совершенствования российского банковского законодательства. Во взаимоотношениях между Центробанком и правительственными организациями нужны точная определенность и персональная ответственность руководства Банка России за принимаемые решения по вопросам денежно-кредитной политики. Норвегия. Центральный банк Норвегии (Norges Bank) поддерживает стабильность обменного курса норвежской кроны1, отвечает за регулирование коммерческих банков и других финансовых институтов, рынка ценных бумаг, а также за состояние платежной системы; консультирует правительство по вопросам денежно-кредитной политики. Эта политика проводится в соответствии с правительственными директивами, в разработке которых активно участвует Центральный банк. Высшие органы Центрального банка Норвегии - Исполнительный и Наблюдательный советы. В состав Исполнительного совета входят семь членов, назначаемых королем по рекомендации правительства на шестилетний срок. Управляющий и заместитель управляющего Центрального банка являются соответственно председателем и заместителем председателя Исполнительного совета. Последний заседает два раза в месяц. В состав Наблюдательного совета входят пятнадцать членов, назначаемых парламентом на четырехлетний срок. Он контролирует выполнение Центральным банком установленных норм и организует его аудит. США. В США действует Федеральная резервная система: достаточно независимый центральный банк, который ответствен перед Конгрессом. По своей структуре - это сложная организация, основными составляющими которой являются Совет управляющих ФРС, Комитет по операциям на открытом рынке ФРС (Совет управляющих и президенты пяти резервных банков) и Федеральные резервные банки (12 районов). В организацию ФРС входят Совещательный совет по вопросам интересов потребителей, Федеральный совещательный совет и Совещательный совет по сберегательным учреждениям. Поэтому ФРС, во-первых, представляет достаточно широкий круг социальных интересов, а во-вторых, проявляет заботу не только о банках и других кредитных организациях, но и о потребителях банковских услуг. Данное обстоятельство можно было бы учесть при разработке российского законодательства. И это касается не только вкладчиков, но и получения в банках кредитов и других аспектов банковской деятельности, связанных с защитой интересов граждан. Полномочия Совета управляющих ФРС обширны. Он формирует денежно-кредитную политику и обладает широкими регулирующими и контролирующими полномочиями. Кроме того, Совет управляющих осуществляет функции в сфере национального платежного механизма и федерального регулирования потребительского кредита. Совет управляющих ФРС - это учреждение Федерального правительства, которое состоит из семи членов, назначаемых президентом США и утверждаемых Сенатом. Полный срок, в течение которого работают члены Совета управляющих, составляет 14 лет. При этом смены сроков организованы таким образом, что срок одного члена Совета управляющих заканчивается в каждый четный год. Председатель и вице-председатель Совета управляющих назначаются президентом США из числа членов Совета управляющих сроком на четыре года. Если их срок работы в качестве членов Совета управляющих еще не истек, то они могут быть назначены повторно. Повторное назначение утверждается Сенатом. Совет управляющих ФРС назначает президентов и первых вице-президентов в Федеральных резервных банках. Он осуществляет регулирующую и контролирующую функции по отношению к банкам - членам Федеральной резервной системы, а также к банковским холдинговым компаниям. Кроме того, Совет управляющих контролирует и регулирует банковские объединения и международные банковские образования в США, зарубежную деятельность банков - членов ФРС, деятельность филиалов и представительств иностранных кредитных организаций в США. Совет управляющих играет главную роль в обеспечении развития платежной системы. Он устанавливает пределы использования кредитов для покупки и продажи ценных бумаг, обеспечивает выполнение основных Федеральных законов, регулирующих кредитование потребителей. Это, в частности, Закон о частном кредитовании, Закон о равных кредитных возможностях, Закон об открытой информации по жилищным ипотекам. Каждый резервный банк имеет свой собственный Совет, который состоит из девяти директоров со стороны, не являющихся служащими данного банка. Три директора класса А, представляющие банки - члены ФРС, и три директора класса В, представляющие общественность, избираются в каждом районе банками - членами ФРС. Совет управляющих назначает трех директоров класса С, которые так же представляют общественность. Из их числа Совет директоров назначает председателя и заместителя Совета банка. Директор класса В или С не должен быть руководящим работником, директором или служащим банка. Никто из директоров класса С не должен быть держателем акций банка. В каждом филиале резервного банка имеется Совет директоров (5-7 членов Совета директоров). Трое или четверо из них назначаются приказом директоров головных учреждений, а другие назначаются Советом управляющих. Обобщая приведенные выше сведения, касающиеся закрепления правового статуса центрального банка в некоторых странах, следует сделать вывод, что организационно-правовая форма центрального банка может совершенствоваться. Разнообразие правовой формы и внутренней организационной структуры центральных банков создает возможность экспериментирования. Вместе с тем при всем разнообразии центральных банков есть некоторые общие закономерности, которые нельзя не учитывать в процессе совершенствования правового статуса Банка России. Во-первых, зарубежная практика показывает, что центральный банк должен обеспечивать достаточно широкое представительство социальных интересов. Все они, так или иначе, обеспечиваются организацией центральных банков, закреплением их статусов в законодательстве. Во-вторых, в банковском праве зарубежных стран имеются механизмы контроля со стороны общества и его институтов за деятельностью Центробанка с тем, чтобы его практические цели не расходились с целями гражданского общества. И тем самым обществу, в лице его публичных институтов, гарантируется необходимая прозрачность в организации и функционировании центральных банков. В-третьих, центральные банки зарубежных стран в своем большинстве занимаются вопросами развития реального сектора экономики. Они строят свою денежно-кредитную политику таким образом, что экономика получает необходимые ей инвестиции. В-четвертых, центральные банки проявляют заботу о потребителях банковских услуг и, в частности, о вкладчиках, о сбережении и защите вкладов, о потребительских и других кредитах. В-пятых, центральные банки обеспечивают реальный контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций. При этом контроль осуществляется со стороны и правительственных органов, и различных общественных организаций. На наш взгляд, российское банковское право должно учесть положительный опыт организации и деятельности зарубежных центральных банков и создать более совершенную организацию центрального банка, в том числе по сравнению с той, которая исторически сформировалась в зарубежных странах. |