Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 366.3 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации15.01.2014
Размер366.3 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Банк > Лекция
  1   2   3
Лекция № 4

Правовой статус Банка России: значение и сущность
Проблема правового статуса центрального банка имеет не­сколько аспектов: причины возникновения центрального банка (например, история банковской системы в России объясняет многое, что относится к постановке целей центрального банка и их закреплению в законодательст­ве); сравнительно-правовой анализ закрепления правового статуса Централь­ного банка в законодательстве различных государств; понятие правового ста­туса Банка России в том виде, в котором он закреплен в законодательстве; выявление противоречий в нормативном регулировании, которые отрица­тельно сказываются в практике функционирования банковской системы.

1. Правовой статус центрального банка в некоторых государствах

Статус центральных банков в различных странах регулиру­ется неодинаково. Различия определяются конкретными историческими условиями развития банков, спецификой государственно-правовых систем, историческим опытом и культурными традициями народов.

Австрия. Австрийский национальный банк (АНБ)- это акционерное общество. Акции АНБ распределены следующим образом: 50 % принадле­жит государству, а остальные - коммерческим банкам, страховым компа­ниям и другим организациям. Представители акционеров избирают Гене­ральный Совет Банка.

АНБ возглавляется президентом и двумя вице-президентами. Им подчи­няется генеральный директор, который занимается вопросами общей поли­тики, планирования и управления АНБ.

АНБ играет важную роль в формировании и проведении экономической политики Австрии. Основная часть его прибыли поступает в распоряжение правительства. АНБ имеет семь филиалов.

В Австрии Национальный банк независим от государства. На федераль­ном уровне он взаимодействует с правительством.

На примере Австрии мы можем сделать, по крайней мере, один вывод, применимый и к Банку России: организационно-правовая форма Банка Рос­сии не является раз и навсегда данной и может совершенствоваться. Стало быть, и состав участников Банка России может быть представлен не только государством, но и другими субъектами экономики и денежно-кредитной системы. Мы еще вернемся к данному вопросу, когда будем раскрывать идею о необходимости изменения организационно-правовой формы Банка России. На наш взгляд, Банк России мог бы быть заново создан как неком­мерческая организация - народный центральный банк с широким предста­вительством российского общества. А пока мы только акцентируем внима­ние на наличии такой организационно-правовой формы центрального банка, как акционерное общество.

Англия. Банк Англии - старейший банк в мире, основанный в 1894 г. В 1946 г. он был национализирован. В настоящее время выполняет функции центрального банка Великобритании, в частности, - управляет счетами ка­значейства, выдает кассовые кредиты и занимается размещением государ­ственных ценных бумаг. Совет директоров (Court of Directors) Банка фор­мируется по представлению Министерства финансов.

Между Банком Англии и другими государственными органами налаже­но четкое взаимодействие. Государственное казначейство формально имеет право отдачи распоряжений Банку, однако фактически никогда его не ис­пользует. В этом смысле можно говорить о значительной независимости Банка Англии. Он разделен на два департамента: эмиссионный и банков­ский. Эмиссионный департамент выпускает банкноты под обеспечение государственных ценных бумаг, находящихся в его портфеле. Банковский департамент предоставляет ссуды коммерческим банкам по учетной ставке за счет хранящихся у него на счетах банковских депозитов.

До принятия нового закона денежно-кредитная политика определялась главным образом Министерством финансов (казначейством). 1 июня 1998 г. вступил в силу новый Закон о Банке Англии. На Банк Англии была возло­жена обязанность обеспечения ценовой стабильности и, с учетом этой глав­ной цели, поддержки экономической политики правительства, главным образом в смысле роста экономики и занятости. Минфин ежегодно (при пред­ставлении правительством проекта бюджета) определяет, что следует по­нимать под ценовой стабильностью. Он же предусматривает ориентир по инфляции. В случаях отклонения от ориентира более чем на 1 % Банк Анг­лии обязан давать публичные объяснения.

Банк Англии пользуется «операционной независимостью» от правитель­ства. Ответственность за реализацию его полномочий несет Комитет по денежно-кредитной политике. Он состоит из управляющего Банка Англии, двух его заместителей, двух членов, назначаемых Банком Англии после консультаций с Минфином, а также еще четырех членов, назначаемых не­посредственно Минфином. Управляющий и его заместители назначаются на пять лет, а остальные члены - на три года. Кандидатуры обсуждаются на слушаниях в Парламентском комитете. Комитет по денежно-кредитной по­литике заседает не менее одного раза в месяц, его решения публикуются немедленно, а протоколы заседаний (с указанием, кто и как голосовал) - в течение двух недель. В течение недели, предшествующей заседанию, они обязаны хранить молчание по вопросам денежно-кредитной политики.

Министерство финансов имеет право вмешиваться в оперативную де­нежно-кредитную политику только в интересах государства и только при чрезвычайных экономических обстоятельствах. Оно может посылать своего представителя с правом совещательного голоса на все заседания Комитета по денежно-кредитной политике. Последний периодически отчитывается перед соответствующим парламентским комитетом, а также перед Административным советом Банка Англии.

Административный совет Банка Англии состоит из управляющего, двух era заместителей и 16 (неисполнительных) директоров, назначаемых коро­левой по рекомендации правительства на три года и представляющих про­мышленные, торговые и финансовые круги. Административный совет управляет всеми делами Банка Англии, не имеющими отношения к денеж­но-кредитной политике. Кроме того, он следит за тем, чтобы при принятии решений Комитет по денежной политике использовал весь набор регио­нальной и отраслевой информации. В Административном совете действует состоящий из 16 неисполнительных директоров подкомитет. За ним закре­плены некоторые функции в области внутреннего контроля. Администра­тивный совет ежегодно представляет отчет министру финансов, который передает его в парламент.

Управление государственный долгом перешло от Банка Англии к Мини­стерству финансов. Закон предусмотрел раздельное управление валютными резервами правительства и Банка Англии, хотя, как и раньше, по заданию правительства он обязан использовать его резервы для интервенций на ва­лютном рынке. В случае необходимости Банк Англии осуществляет функ­цию кредитора в последней инстанции. Для этих целей в Банке Англии соз­дан Комитет финансовой стабильности. Его работа организована по анало­гии с Комитетом по денежно-кредитной политике.

Банковский надзор передан в специально созданное Управление финан­совых услуг, куда перешли около 500 сотрудников Банка Англии. Коорди­нацию действий Минфина, Банка Англии и Управления финансовых услуг осуществляет постоянный комитет, куда входят высокопоставленные пред­ставители трех ведомств. Председатель Управления финансовых услуг по должности входит в Административный совет Банка Англии, а заместитель управляющего Банка Англии - в правление Управления финансовых услуг. В сфере полномочий Банка Англии остались надзор за системными риска­ми и их предотвращение.

Дания. Национальный банк Дании несет ответственность за стабиль­ность национальной валюты, регулирование денежно-кредитных отноше­ний и кредитование. Он проводит денежно-кредитную политику, управляет государственным долгом и инвалютными резервами, является независимым институтом, операционная прибыль которого перечисляется в бюджет1.

Высшим органом Национального банка Дании является Совет директо­ров. В его состав входят два человека от правительства, восемь - от парла­мента, пятнадцать - от отраслей экономики (сельского хозяйства, промыш­ленности, коммерции, строительства). Совет директоров заседает четыре раза в год, выбирает из своего состава Комитет директоров, который явля­ется вторым по значению руководящим органом. Текущее управление Бан­ком осуществляется Советом управляющих, который состоит из трех чле­нов. Председатель Совета управляющих назначается королевой, осталь­ные - Советом директоров. Национальный банк Дании практически незави­сим в проведении денежно-кредитной политики. Министр экономики фор­мально должен участвовать в принятии таких важных решений, как уста­новление учетной ставки, но без права голоса.

Канада. Центральный банк Канады является центральным эмиссион­ным банком. Он создан в 1934 г. в соответствии с парламентским Актом о Банке Канады. Парламентский закон предусматривал, что целью деятель­ности Банка Канады (БК) являются «регулирование кредитно-денежной политики в высших интересах экономической жизни нации, установление и защита ценности национальной денежной единицы на международной аре­не и с ее помощью смягчение колебаний в уровне производства, торговли, цен и безработицы настолько, насколько это возможно в рамках финансо­вых действий, а также способствование в общем плане экономическому и финансовому благосостоянию Канады»2. Банк Канады социально ориентирован на создание необходимых условий для благосостояния широких слоев населения. Здесь мы еще раз обращаем внимание на то обстоятельство, что цели центрального банка могут быть закреплены достаточно широко, не в пример тому, как это сделано в отношении целей российского Центро­банка в ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Фе­дерации (Банке России)». Как уже говорилось, в истории России был пери­од (XIX в. - первое десятилетие XX в.), когда центральный банк конкретно занимался вопросами экономики и благосостояния народа.

Банк Канады создавался как акционерное общество. Однако держателя­ми его акций не могли быть коммерческие банки и их служащие, а также иностранцы. Правительство Канады на протяжении 1935-1938 гг. выкупило у частных владельцев принадлежащие им акции.

Деятельность Банка Канады определяется правительством. Последнее назначает Совет директоров, в состав которого входит заместитель мини­стра финансов. По своей внутренней структуре Совет директоров состоит из управляющего, старшего заместителя управляющего и двенадцати ди­ректоров.

В рамках Совета директоров действует на постоянной основе исполни­тельный комитет, состоящий из управляющего, старшего заместителя управляющего и двух-четырех директоров, избираемых Советом. 1 Банк Канады обладает достаточно широкой автономией. Основная от­ветственность за финансовое состояние страны возлагается на правительст­во федерации. В Закон о Банке Канады в 1967 г. было внесено несколько поправок. Министр финансов и управляющий Банка Канады должны сис­тематически консультироваться по вопросам финансовой политики, а также и по ее влиянию на общую экономическую политику. В случае разногласий, министр, после соответствующих консультаций с правительством, может дать управляющему Банком письменную директиву по финансовой полити­ке, которая подлежит обязательному исполнению. Директива представляет­ся в парламент и публикуется в официальном правительственном вестнике «Канада газетт»2. На наш взгляд, этот опыт правового регулирования взаи­моотношений между Центробанком и правительственными органами был бы полезен для совершенствования российского банковского законодатель­ства. Во взаимоотношениях между Центробанком и правительственными организациями нужны точная определенность и персональная ответствен­ность руководства Банка России за принимаемые решения по вопросам де­нежно-кредитной политики.

Норвегия. Центральный банк Норвегии (Norges Bank) поддерживает стабильность обменного курса норвежской кроны1, отвечает за регулирова­ние коммерческих банков и других финансовых институтов, рынка ценных бумаг, а также за состояние платежной системы; консультирует правитель­ство по вопросам денежно-кредитной политики. Эта политика проводится в соответствии с правительственными директивами, в разработке которых активно участвует Центральный банк.

Высшие органы Центрального банка Норвегии - Исполнительный и На­блюдательный советы. В состав Исполнительного совета входят семь чле­нов, назначаемых королем по рекомендации правительства на шестилетний срок. Управляющий и заместитель управляющего Центрального банка яв­ляются соответственно председателем и заместителем председателя Испол­нительного совета. Последний заседает два раза в месяц.

В состав Наблюдательного совета входят пятнадцать членов, назначае­мых парламентом на четырехлетний срок. Он контролирует выполнение Центральным банком установленных норм и организует его аудит.

США. В США действует Федеральная резервная система: достаточно независимый центральный банк, который ответствен перед Конгрессом. По своей структуре - это сложная организация, основными составляющими которой являются Совет управляющих ФРС, Комитет по операциям на от­крытом рынке ФРС (Совет управляющих и президенты пяти резервных банков) и Федеральные резервные банки (12 районов).

В организацию ФРС входят Совещательный совет по вопросам интере­сов потребителей, Федеральный совещательный совет и Совещательный совет по сберегательным учреждениям. Поэтому ФРС, во-первых, пред­ставляет достаточно широкий круг социальных интересов, а во-вторых, проявляет заботу не только о банках и других кредитных организациях, но и о потребителях банковских услуг. Данное обстоятельство можно было бы учесть при разработке российского законодательства. И это касается не только вкладчиков, но и получения в банках кредитов и других аспектов банковской деятельности, связанных с защитой интересов граждан.

Полномочия Совета управляющих ФРС обширны. Он формирует де­нежно-кредитную политику и обладает широкими регулирующими и кон­тролирующими полномочиями. Кроме того, Совет управляющих осуществ­ляет функции в сфере национального платежного механизма и федерально­го регулирования потребительского кредита.

Совет управляющих ФРС - это учреждение Федерального правительст­ва, которое состоит из семи членов, назначаемых президентом США и утверждаемых Сенатом. Полный срок, в течение которого работают члены Совета управляющих, составляет 14 лет. При этом смены сроков организова­ны таким образом, что срок одного члена Совета управляющих заканчива­ется в каждый четный год. Председатель и вице-председатель Совета управляющих назначаются президентом США из числа членов Совета управляющих сроком на четыре года. Если их срок работы в качестве чле­нов Совета управляющих еще не истек, то они могут быть назначены по­вторно. Повторное назначение утверждается Сенатом.

Совет управляющих ФРС назначает президентов и первых вице-президентов в Федеральных резервных банках. Он осуществляет регули­рующую и контролирующую функции по отношению к банкам - членам Федеральной резервной системы, а также к банковским холдинговым ком­паниям. Кроме того, Совет управляющих контролирует и регулирует бан­ковские объединения и международные банковские образования в США, зарубежную деятельность банков - членов ФРС, деятельность филиалов и представительств иностранных кредитных организаций в США. Совет управляющих играет главную роль в обеспечении развития платежной сис­темы. Он устанавливает пределы использования кредитов для покупки и продажи ценных бумаг, обеспечивает выполнение основных Федеральных законов, регулирующих кредитование потребителей. Это, в частности, За­кон о частном кредитовании, Закон о равных кредитных возможностях, Закон об открытой информации по жилищным ипотекам.

Каждый резервный банк имеет свой собственный Совет, который состо­ит из девяти директоров со стороны, не являющихся служащими данного банка. Три директора класса А, представляющие банки - члены ФРС, и три директора класса В, представляющие общественность, избираются в каж­дом районе банками - членами ФРС. Совет управляющих назначает трех директоров класса С, которые так же представляют общественность. Из их числа Совет директоров назначает председателя и заместителя Совета бан­ка. Директор класса В или С не должен быть руководящим работником, директором или служащим банка. Никто из директоров класса С не должен быть держателем акций банка. В каждом филиале резервного банка имеется Совет директоров (5-7 членов Совета директоров). Трое или четверо из них назначаются приказом директоров головных учреждений, а другие назна­чаются Советом управляющих.

Обобщая приведенные выше сведения, касающиеся закрепления право­вого статуса центрального банка в некоторых странах, следует сделать вы­вод, что организационно-правовая форма центрального банка может со­вершенствоваться. Разнообразие правовой формы и внутренней организа­ционной структуры центральных банков создает возможность экспериментирования. Вместе с тем при всем разнообразии центральных банков есть некоторые общие закономерности, которые нельзя не учитывать в процессе совершенствования правового статуса Банка России. Во-первых, зарубеж­ная практика показывает, что центральный банк должен обеспечивать дос­таточно широкое представительство социальных интересов. Все они, так или иначе, обеспечиваются организацией центральных банков, закреплени­ем их статусов в законодательстве. Во-вторых, в банковском праве зару­бежных стран имеются механизмы контроля со стороны общества и его институтов за деятельностью Центробанка с тем, чтобы его практические цели не расходились с целями гражданского общества. И тем самым обще­ству, в лице его публичных институтов, гарантируется необходимая прозрач­ность в организации и функционировании центральных банков. В-третьих, центральные банки зарубежных стран в своем большинстве занимаются вопросами развития реального сектора экономики. Они строят свою денеж­но-кредитную политику таким образом, что экономика получает необходи­мые ей инвестиции. В-четвертых, центральные банки проявляют заботу о потребителях банковских услуг и, в частности, о вкладчиках, о сбережении и защите вкладов, о потребительских и других кредитах. В-пятых, цен­тральные банки обеспечивают реальный контроль и надзор за деятельно­стью кредитных организаций. При этом контроль осуществляется со сторо­ны и правительственных органов, и различных общественных организаций.

На наш взгляд, российское банковское право должно учесть положительный опыт организации и деятельности зарубежных центральных банков и создать более совершенную организацию центрального банка, в том числе по сравне­нию с той, которая исторически сформировалась в зарубежных странах.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск